Форс-мажорные обстоятельства. Оговорка о форс-мажоре в договорах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Форс-мажор — непредсказуемое событие (например, стихийное бедствие, военные действия, забастовки, революции и др.), не зависящее от действий сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. В гражданско-правовых системах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности. Форс-мажорными не признаются ситуации, порождающие коммерческий риск (например, изменение цен, неблагоприятная конъюнктура и др.).
Большой Юридический Словарь, давая определение форс-мажору, говорит об общем понятии форс-мажора, в который включаются как обстоятельства непреодолимой силы, вызванные природой, так и юридический форс-мажор, как то: запретительные меры государства, войны, революции и т. д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ФОРС-МАЖОР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ………………....5
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРС-МАЖОРА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ………..5
1.2. ВИДЫ РИСКОВ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ…………………….……9
ГЛАВА 2. ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ. ……………………………………………………………........13
2.1. СТАТИСТИКА СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ………………………...…13
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТУРИСТОВ НА СЛУЧАЙ ФОРС-МАЖОРА…………………………………………………………………...…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….…....25

Файлы: 1 файл

реферат ПО переделаный.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

Вообще взаимоотношения  с партнером играют немаловажную роль. Если стороны работают вместе давно, если российский оператор обеспечивает принимающей стороне постоянный поток туристов, то потери от компенсаций - капля в море по сравнению с  тем, что зарубежная компания или  отель могут потерять, испортив отношения  с нашей фирмой. Поэтому клиенты  опытных компаний, не один год работающих на рынке, имеют гораздо больше шансов получить свои деньги, чем те, кто  воспользовался услугами начинающей фирмы.

Деньги за авиабилеты в  случае форс-мажорных обстоятельств  турист, скорее всего, не получит. Дело в том, что на основных туристических  направлениях операторы организуют чартерные рейсы. В соответствии с договором, чартерные билеты возврату не подлежат. Турист имеет право  на компенсацию, если чартер не вылетел  по вине оператора, а такое развитие событий практически исключается. В случае форс-мажора с оператора  на основании договора снимаются  все обязательства. Значит, если полет  не состоялся из-за тайфуна или  другого катаклизма, туристу не на что рассчитывать. Если же турист отказывается лететь на отдых, опасаясь за свою безопасность, это также не повод для компенсации: чартер никто не отменял, возможность  улететь была, ею просто не воспользовались.

Так что в случае чартера  сыграть на руку туристу могут  только неточности в договоре на организацию  перелета.

Ситуация с регулярными  рейсами другая. Эти билеты можно  сдать, а значит, вернуть деньги. Исключение - новогодние и рождественские туры: стоимость этих авиабилетов  даже на регулярные рейсы авиаперевозчик не возвращает.

.Не спасет туристов, которые  опасаются лететь на отдых  из-за, например, наводнения, и страховка  от невылета - она покрывает только случаи болезни, смерти близких.

Однако у туристов, оказавшихся  в районе стихии, есть один способ получить страховку: застраховать свою жизнь. Как  рассказала экономист отдела страхования  жизни компании «Ингосстрах» Елена Французова, стандартная страховка жизни действует на территории всего мира, а не отдельно взятой страны. Поэтому если российский турист оформляет такой страховой полис на год, в течение этого времени отправляется в путешествие, где его, к несчастью, застает, например, тайфун, он имеет право на 1,5% от страховой суммы.

Если при наступлении  форс-мажора турист отказывается от поездки, он имеет право на:

- получение суммы, эквивалентной  вознаграждению туркомпании за проданный тур;

- компенсацию 95% от стоимости  проживания (если в договоре оператора  и принимающей стороны прописана  ответственность за форс-мажор  или оператору удается договориться  с зарубежным партнером о выплатах);

- возврат денег за авиабилет  на регулярном рейсе (за исключением  новогодних и рождественских  туров).

В качестве компенсации оператор может предложить туристу альтернативный отель, курорт или отложенный отдых (перенос сроков поездки).

А что делать тем, кто в  разгар стихии оказался на курорте? На что они могут рассчитывать? Если отель разрушен, принимающая сторона  обязана предоставить туристам номера в других гостиницах. Здесь, если есть моральные, физические силы, желание  и средства, можно продолжить отдых. Или, получив компенсацию за неиспользованные дни (опять-таки в случае, когда это  предусмотрено договором оператора  и принимающей стороны), отбыть на родину. То есть ответственность за обеспечение туриста жильем несет  зарубежный партнер, а уже отправку на родину берет на себя оператор.

Правда, с организацией экстренных рейсов есть определенные сложности. Например, нужно как минимум сутки, чтобы  запросить и получить коридор  полета. Поэтому зачастую первыми  в зоне бедствия оказываются чартеры  не турфирм, а МЧС.

Некоторые компании ссылаются  на то, что чартерные рейсы имеют  строгое расписание - могут вылететь только в определенные, заранее оговоренные  день и час. И возлагают всю ответственность за эвакуацию своих клиентов на власти России и МЧС. Но это только отговорки. У крупной компании всегда есть возможность поднять экстренный чартер. Если ее клиентов в зоне бедствия не так много, несколько операторов могут консолидироваться и направить один борт от нескольких фирм.

Что касается действий туриста, то в первую очередь он должен связаться  по телефону с российским консульством или принимающей стороной. Все  номера телефонов, включая мобильные  гидов, указаны в памятке (а не туристском ваучере), которую должен получить каждый путешественник. Если вдруг после подписания договора турист не обнаружил у себя памятки - это повод для крупного разбирательства  с туркомпанией.

Итак, как можно избежать последствий форс-мажора? 

Во-первых, нужно правильно  составить договор. Обязательно  укажите, какие обстоятельства вы будете считать форс-мажорными, причем список этих обстоятельств можно сделать  открытым. Этот пункт договора может  выглядеть так:

"Стороны освобождаются  от ответственности за полное  или частичное невыполнение обязательств  по настоящему Договору, если  оно явилось следствием обстоятельств  непреодолимой силы, и (или) форс-мажора (пожара, наводнения, землетрясения  и других стихийных бедствий, а также военных конфликтов, военных  переворотов, террористических актов,  гражданских волнений, масштабной  забастовки, обстоятельств, ставших  следствием предписаний, приказов  правительства или президента либо других административных или правительственных ограничений, оказывающих влияние на выполнение обязательств Сторонами по настоящему Договору, и других обстоятельств, не зависящих от Сторон, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Договора".

Во-вторых, нужно оговорить  сроки, в течение которых стороны  должны будут известить друг друга  о том, что не могут выполнить  договор в силу форс-мажора:

"Сторона, для которой  создалась невозможность исполнения  обязательств по контракту, должна  немедленно, но не позднее (укажите  срок уведомления, например, в  течение 10 дней, 2 недель и т.п.) известить другую Сторону о  наступлении и прекращении обстоятельств,  препятствующих исполнению обязательств.

Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении указанных обстоятельств лишает Сторону права ссылаться на них".

В-третьих, контракты на крупные  суммы лучше всего застраховать. В договоре со страховой компанией  нужно предусмотреть: 

- что именно будет застраховано - вы можете застраховать либо  убытки от повреждения, уничтожения  или пропажи товара, либо риск  того, что произойдет форс-мажор  (например, наводнение); 

- сумму, на которую  вы страхуете товар; 

- срок действия договора  страхования;   

- при каких условиях  страховая компания может отказаться  возместить убытки;

- момент вступления договора  страхования в силу.

Однако необходимо помнить  и о том, что даже если выполните  все пункты приведенной рекомендации: застрахуете товар и правильно  составите договор, вам все равно  придется документально доказывать свою правоту. При этом список документов, которые, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств необходимо представить, будет зависеть от конкретной ситуации.

Надо обратить внимание на то, что подтверждающий документ только констатирует факт форс-мажора, а признать обстоятельства чрезвычайными и  непредотвратимыми может только суд. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освобождение от ответственности  в силу непредвиденных обстоятельств  возможно как по закону, так и  по договору. Чтобы экономически защитить себя в таких ситуациях, необходимо руководствоваться законами, регулирующими  отношения и обязанности сторон в случае форс-мажора.

Как показывает практика, форс-мажорные обстоятельства все же можно использовать для защиты интересов туристов. Договор  с турфирмой, проживание в гостинице, перелет, страховка, возвращение домой - даже в безвыходной на первый взгляд ситуации у туристов есть шанс вернуть  пусть и не все вложенные в  несостоявшийся отдых деньги. Для  этого необходимо обладать достоверной  информацией, знать о своих правах, об обязательствах турфирмы, страховой  компании и принимающей стороны  и иметь четкий план действий в  форс-мажорных обстоятельствах.

Подводя итоги хотелось бы сказать, что основной проблемой является компенсация материального вреда, причиненного туристу в чрезвычайном происшествии, так как по сути форс-мажор освобождает стороны туристского договора от выполнения своих обязательств. Однако, как показывает практика и проведенный анализ данной проблемы, турист все же может использовать форс-мажор для защиты своих интересов. В данной работе я изложила то, что может пригодиться обеим сторонам туристского договора о нюансах форс-мажорных обстоятельств.  

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р «Туристские услуги. Общие требования к экскурсионным услугам»
  2. http://z-o.ru/fors-mazhornye-obstoyatelstva.html. – [Электронный ресурс]
  3. Шенгелия Н.О. Роль планирования в развитии индустрии туризма //Труды Академии туризма. Выпуск 2. – СПб: Изд-во    «Невский Фонд», 2000.- С.65-69
  4. Cтатья 17 Закона «О туризме»
  5. Cтатья 16 Закона «О туризме» 
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/турфирма. – [Электронный ресурс]
  7. http://ru.wikipedia.org/форс-мажор. – [Электронный ресурс]

 

 

 

 


Информация о работе Форс-мажорные обстоятельства. Оговорка о форс-мажоре в договорах