Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:19, реферат
Экскурсия - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии
Содержание 2
Введение 3
1. Классификация видов экскурсий 4
2. Городская обзорная экскурсия 6
2.1 Особенности подготовки и проведения городской обзорной экскурсии 8
Оглавление
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Экскурсия - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Впервые экскурсии стали внедряться
в учебный процесс
В 1918 году в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсии культурно-просветительского характера стали составной частью туризма в конце 1920 — начале 1930-х годов. В 1928 году создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий.
После Великой Отечественной войны деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС вновь активизировалась. Особенно широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции Министерства просвещения СССР.
Борис Емельянов предложил следующую классификацию экскурсий:
Особое место в экскурсионной
деятельности занимает городская обзорная
экскурсия. Города как исторически
сложившиеся центры промышленности,
культуры, науки представляют необычайно
широкие возможности для
Городская обзорная экскурсия – это стройный последовательный рассказ о городе, основанный на показе наиболее значительных памятников. Цель такой экскурсии – ознакомить экскурсантов с особенностями облика, истории и современного состояния города. Впечатления от обзорной экскурсии должны адекватно отражать характер города, его исторически сложившуюся индивидуальность и своеобразие. В полноте представлений о городе заключается основная целевая установка городской обзорной экскурсии. Главные требования, предъявляемые к ней, большая информативность, единство всех ее частей, логичность изложения материала. Мастерство построения городской обзорной экскурсии в том и состоит, чтобы придать ей вид законченного произведения, определенной системы, единого целого, в котором отдельные проблемы, не теряя своей относительной самостоятельности, были бы органически связаны друг с другом и взаимообусловлены. Тема экскурсии раскрывается в процессе освещения ряда подтем, которые обусловливают ее структуру. Структура обзорной экскурсии может считаться совершенной только в том случае, если из нее нельзя изъять ни одного необходимого звена, не нарушив целого. В то же время в ней не должно быть ничего лишнего, случайного, малозначащего. Конечно, выбор из большого количества подтем, которые предоставляет город, основных вопросов – задача трудная, но вполне разрешимая. Для этого при разработке обзорной экскурсии необходимо в жизни города условно выделить те стороны, которые оказались решающими в его исторической судьбе.
Всякая городская обзорная экскурсия, как правило, начинается с краткого введения (продолжительностью не более 3-5 минут): экскурсовод представляется группе, представляет водителя, сообщает цель экскурсии, ее продолжительность, маршрут, дает необходимые справки о порядке ее организации и правилах поведения на маршруте.
После окончания знакомства с городом экскурсовод делает небольшое заключение – подводит итоги увиденному. Для того чтобы экскурсовод всегда мог добиться теснейшего контакта с экскурсантами, ему необходимо знание основ педагогики и психологии.
Основная цель обзорной экскурсии – дать представление и о городе, и об истории края во всем ее многообразии – предопределяет широкое использование методов дедукции и индукции. Дедукция это процесс логического вывода, т.е. перехода по правилам логики от посылок к их следствиям (заключениям), причем следствия здесь являются обычно «частными случаями» (примерами) общих посылок (метод от общего к частному). Индукция, напротив, вид обобщений, сделанных на основе наблюдений, опыта (метод от частного к общему). Сочетание этих методов позволяет наиболее полно донести содержание экскурсии до слушателей, причем выбор метода для раскрытия той или иной темы, положения, события определяется особенностями материала. Иногда характеристика памятников, о которых идет речь, дается на основе общих, полученных ранее представлений, а иногда богатый фактический материал позволяет подвести к необходимым общим выводам, вытекающим из фактов закономерностям. При осмотре ансамбля университетских построек в г. Новочеркасске экскурсовод отмечает его архитектурные особенности, подводит к выводу о том, что эти здания типичны для архитектуры классицизма, характеризующейся ясностью и строгостью композиционного решения, использованием ордерной системы (движение мысли от частного к общему).
Широко распространен в экскурсионной практике прием реконструкции. Экскурсионный объект, утративший свой первоначальный облик, можно воссоздать в воображении экскурсантов или путем использования «портфеля экскурсовода» (в этом случае дается описание особенностей объекта по фотографии), или словесным описанием. Некоторые экскурсоводы показывают фотографию с рисунка, воспроизводящего его первоначальный облик, и дают пояснения к ней. Цитирование отрывков из летописей предполагает обязательное использование «портфеля экскурсовода», ибо невозможно, да и не нужно запоминать их наизусть. Прием реконструкции применяется во всех типах экскурсий, но если в тематических экскурсиях он может применяться более широко, то в городской обзорной экскурсии требуется строжайшая его дозировка ввиду обширности тематической структуры экскурсии и требований правильного соотношения материала об истории и современности города.
К разновидности приема реконструкции относится использование литературных отрывков из произведений, которые одновременно восстанавливают облик памятных мест, смысл происходивших событий и биографические подробности из жизни известных людей. Прием реконструкции в целом придает экскурсии яркую эмоциональную окраску.
В городской обзорной экскурсии часто эффективно используется прием сравнения и контраста. Прием сравнения позволяет более четко выявить, показать объяснить особенности зданий национальной архитектуры и на этой основе подчеркнуть особенности и условия жизни коренного населения края.
Заключение
Городская обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности. Здесь требуются знания из самых разных областей истории, экономики, науки и культуры. Такая экскурсия сложна и обилием приемов, и способов показа разнообразного круга памятников. Все это диктует необходимость особо тщательного, ответственного отношения к разработке и проведению обзорной городской экскурсии. Несмотря на то, что обзорные экскурсии на протяжении многих лет проводятся во всех городах, где существует экскурсионное обслуживание, в определении целей и задач, методики проведения до сих пор нет единой, общепринятой точки зрения. Мало того, значение этого самого массового типа экскурсии, имеющего больший «удельный вес» по сравнению с другими типами экскурсий в деятельности экскурсионных организаций, еще не оценено в полной мере.