Гостеприимство: от древних культур к современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 05:47, реферат

Описание работы

Гостеприимство, гостиница, гостевой дом - слова от одного корня и несущие в себе огромное смысловое значение. И, казалось бы, слова достаточно знакомые и понятные каждому человеку, однако не всё так просто.
Термин «гостеприимство» входит в число фундаментальных понятий, рожденных историей человечества. На протяжении веков этому понятию пытаются дать однозначное толкование и определение. Но получается, что такое философское по своей сути понятие легче описать, охарактеризовать, чем сформулировать для него полное, четкое и всеохватывающее определение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…3
1. Гостеприимство: понятие, содержание и значение для развития путешествий и туризма…….…3
2. Гостеприимство: от древних культур к современности…………………………………………………………...….6
Заключение.............................................................................................................................................11
Список использованной литературы....................................................................................................12

Файлы: 1 файл

Гостеприимство1.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

   Патронат - другая форма гостеприимства, предусматриваемая римскими законами. Он возник на основе распоряжений метрополии, которые распространялись на покоренные Римом города территорий империи. Их жители обязывались уделять гостеприимство римским гражданам – чиновникам и сборщикам налогов.

   Договор о патронаже высекался на камне или гравировался на бронзе и постановлял, что данный город признает за определенными своими гражданами наследственную должность патрона, который от имени покоренного Римом города, ставшего союзным Риму, принимал у себя любого римского гражданина, проезжавшего через город, выполняющего тут правительственное поручение или просто рекомендованного римскими властями. Последнее право частные лица, достаточно известные в Риме, могли легко получить. К обязанностям патрона относилось, прежде всего, облегчение пребывания гостя в городе. Кроме того, он отвечал по закону за любые конфликты между гостем и городом.

   Частное гостеприимство также предусматривалось римским правом. Оно не подлежало контролю и влиянию государства. Услуги частного гостеприимства предлагались именитым римским гражданам, которые совершали поездки в личных целях и которые не хотели или не могли пользоваться правительственными рекомендательными письмами.

   Публичное гостеприимство обязывало только отдельные города, а частное гостеприимство касалось также государственных римских чиновников в местностях, в которых патроната не было; оно вообще заключалось в оказании помощи путешествующим на участке дороги между двумя городами в частных усадьбах и виллах, расположенных вдоль всех главных путей сообщения или поблизости нужных населенных пунктов. Однако частное гостеприимство оказывалось не неизвестным путникам, мелким купцам или одиночным воинам, а только лицам, занимавшим определенное общественное положение, обладающим каким-либо официальным званием или известным родовым именованием.

   Гость и хозяин заключали между собой договор, который, хотя и не сопровождался, как у греков, религиозными церемониями, однако сохранял характер честности и солидности.

   При этом создавались «знаки гостеприимства», которые, как это подтверждают многочисленные сохранившиеся до наших дней их образцы, нередко выполнялись в форме ценного художественного предмета. Как и в Греции, так и в Риме прием гостей регулировался нормами, освященными традициями. Прием гостя сопровождался различными церемониями, начиная с приема в застолье и кончая обменом подарками при отъезде гостя из дома хозяина.

   Эта форма гостеприимства в римском мире была весьма распространенной. Будучи просто требованием традиции, которая стала нормой, она практиковалась стихийно. Владельцы вилл и усадеб, расположенных вне города, охотно принимали случайных путешественников, вследствие чего их дома приобретали известность безопасных мест.

   Государственные служащие предоставляли кров путникам по утверждению Горация, чтобы публично продемонстрировать свою щедрость, которая повышала их социальный престиж в глазах плебса, а богатые люди оказывали такое гостеприимство, чтобы прикрыть этим блеск и роскошь своей довольно распущенной жизни.

   Представители образованной прослойки общества имели обычай принимать у себя друзей и лиц, рекомендованных общими знакомыми, при предъявлении определенного свидетельства (тессеры2).

   Этим способом они получали возможность узнавать свежие новости о последних событиях: ввиду отсутствия быстрых средств сообщения было достаточно затруднительно своевременно их получить. Подобная форма гостеприимства представляла собой, для путешественника в пределах Римского государства, первый источник помощи. (Ист. 5)

   Итак, мы рассмотрели,  как осуществлялось гостеприимство  в колониях древних греков. Так же не маловажно и интересно ознакомиться с историческим развитием индустрии гостеприимства (Ист.6), где можно выделить несколько временных рамок, с древнего времени по наши дни, со свойственными им тенденциями.

   Первые здания для временного пребывания и отдыха путешественников,  караван-сараев, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., на Ближнем Востоке в Ассирии. В это же время они распространились по другим странам древнего мира (Другие страны Востока, Древняя Греция, Крит)

   В I тысячелетие  до н. э. в Древней Греции  распространяются три типа гостиниц:

- частные заезжие дворы;

- пандокеи - государственные заезжие дворы;

- таверны с помещениями  для размещения путешественников

   В VI в. до н.э. - I в. н.э. в Древнем Риме зарождается  массовый гостиничный промысел, происходит развитие разветвленной  сети постоялых дворов и таверн  на огромной территории Римской  империи в городах и вдоль  дорог. В качестве путешественников - государственные чиновники со  свитами, купцы, паломники. Во  время правления Октавиана (I в.  до н. э.) после принятия закона  о регулярном почтовом сообщении  в Римской империи было построено  очень много заезжих дворов  вдоль всех римских дорог на  расстоянии одного конного прогона  (70-100 км). Однако, в  I-V вв. в странах, образовавшиеся при распаде Римской империи происходит большое разорение постоялых дворов и таверн.

   В V-XIII вв. (средневековье)  в Европе появляются гостиницы  при монастырях (организуются по  эдикту Карла Великого для странствующих). В Англии распространяются: странноприимные дома монастырей; инны - типовые дорожные гостиницы, - имеющие на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах - спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей (во внутреннем дворе проводились театральные представления).

   В Эпоху Возрождения  в Европе происходит бурный  рост старых и новых ремесел,  развитие торговли, появление дилижансов, что приводит к развитию постоялых  дворов. А в XVIII-XIX вв. стремительно  развивается гостиничное хозяйство  в связи с ростом экономических  и политических связей между  государствами Европы.

   В XVII-XVIII вв. в Америке  возникновение постоялых дворов  связанно с появлением европейских  переселенцев. Это были однотипные  строения: жилище для хозяев, таверна,  спальни на верхних этажах. Появляется  первая 70-комнатная гостиница «СИТИ  ОТЕЛЬ» (Нью-Йорк, 1794 г.). А в конце  XVIII-начало XIX в. начинается строительство  малых и больших гостиниц исключительно  для обслуживания путешественников. Появляется 170-комнатный отель «ТРЕТМОНТ» (Бостон, 1829 г.), первый отель с  лифтом и с электрическим освещением  «ЭВЕРЕТТ» (Нью-Йорк, 1859г.)

   В XIX в. в Европе  и Америке происходит развитие  массового туризма после промышленной  революции с появлением массовых  средств передвижения (паровозов,  пароходов), что способствует строительству  гостиниц на морских побережьях, в живописных местах для отдыха, возникновению гостиничных компаний, корпораций, синдикатов, строительству  гостиниц для бизнесменов, коммерсантов  и переселенцев.

   В начале XX в. 1906 г. в Америке создаётся новая концепция в строительстве гостиниц, основанная на предоставлении клиентам максимальных услуг (отель «БУФФАЛО СТАТЛЕР»); в Лондоне происходит создание синдиката гостиниц; в Париже образуется Союз хозяев гостиниц; создаётся Международный союз (Европа, Азия, Америка) владельцев гостиниц, объединяющий 1700 гостиниц мира. В это же время по Европе появляются гостиницы, в которых устраиваются собрания, приемы, конференции, встречи, казино, развлечения, но в годы Первой Мировой войны гостиничное строительство приостанавливается.

   В 20-е гг. XX в.  в Америке происходит мощное  гостиничное строительство. Появляется  гостиничный бизнес Конрода Хилтона и строится самый крупный отель в мире «КОНРОД ХИЛТОН».

   За тем в период  «великой депрессии»30-е гг. XX в.  в Европе и Америке приостанавливается  гостиничное строительство. А  в 40-е гг. XX в. в Америке начинается  использование гостиничного фонда  страны на 100% в связи с большим  числом переездов по стране  деловых людей, беженцев и т.  д.

   В 50-60-е гг. XX в.  происходит  расцвет авто- и самолетостроения, разрядка международной напряженности,  социалистические завоевания трудящихся  во многих странах (оплачиваемые  отпуска). Начинается расцвет массового туризма, что приводит к возрождении и восстановлению гостиничного хозяйства в Европе, строительству мотелей для путешествующих автомобилистов (один из первых мотелей, «ХОЛИДЕЙ ИННЗ», построен в 1952 г. Кеммоном Уилсоном), строительству аэропортовых отелей, возникновению отелей для семейного отдыха, строительству гостиниц в известных и новых курортных центрах мира. Начинается превращение гостиничной базы в индустрию услуг и развлечений (соединение отелей, ресторанов, баров, казино, игорных домов, курортов).

   В 70-80-е гг. ХХ в. происходит сегментация гостиничного рынка в результате насыщения его гостиничными услугами, а так же развитие гостиниц класса «апартамент», кондо-отелей 3(в связи с появлением формы собственности на недвижимость типа «кондоминиум4»).

   Если распад империй,  мировые войны, а также «великая  депрессия» 30-х гг. XX в. приводили  к упадку или разорению гостиничного  промысла и гостиничной индустрии,  то потепление международных  отношений, развитие торговли, ремесел,  технические революции и открытия  естественным образом оказывались  ускорителями и катализаторами  роста гостиничной индустрии.

   Например, после промышленной  революции в конце XVIII в., и особенно  в XIX в., с появлением пароходов  и паровозов, железных дорог,  большого числа состоятельных  людей, а также с развитием  массового туризма гостиничное  хозяйство претерпевает существенные  изменения. Резко возросшие потоки  мигрантов из сельской местности в строящиеся города, из Европы в Америку, а через некоторое время обратный ностальгический поток путешествующих к родным местам бывших переселенцев, так же поток деловых людей, новых промышленников, перенимающих опыт создания технических новинок, новых торговцев, и резкое увеличение населения создают предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной индустрии.

   А с появлением  глубоко заинтересованных талантливых  людей, пришедших в гостиничный  бизнес (в России - купец И.И. Корзинкин и др., в Америке - Конрод Хилтон, Эрнст Хендерсо, Кем-мон Уилсон и др.), гостиницы приобретают современную суть и разнообразие.

   Сформировавшиеся  буквально в первое послевоенное  десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная  и авиационная индустрии определили  гостиничный «бум» во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома временного проживания людей все чаще превращается в туристский комплекс, полно сервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели 5и конгресс-центры, гостиницы и кемпинги, гостиницы-казино, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

   Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах.

   Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники новых материалов (экологически чистых, пожаробезопасных, изящных и т. п.), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности и комфорта, новых информационных технологий (компьютерных гостиничных технологических систем, компьютерных систем и сетей бронирования и резервирования мест). Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии - индустрии XXI века. (Ист.6)

Заключение.

   Как нам теперь  известно, «гостеприимство» - это не  просто хлебосольство и радушие  к гостю, но обеспечение странствующего  человека жизненно необходимыми  вещами, такими как еда, отдых, сон, чувство защищённости и покоя, а в некоторых случаях и возможность развиваться духовно.

   История «гостеприимства»  берёт начало у самых истоков  нашего существования, так же  как и путешествия. Эти понятия нельзя рассматривать по отдельности, потому что, как можно заметить в исторических фактах, развивалось гостеприимство – распространялись путешествия, и наоборот. Эти два понятия не могли бы существовать друг без друга, они являются взаиморазвивающими.

   Понятно, что «гостеприимство»  в древнем мире имело немного  иное содержание и значение, у  каждого народа были свои, особенные черты гостеприимства, часть из которых дошли и до нашего времени. Однако сама суть осталась неизменной. Течение времени лишь добавляло что-то новое, необходимое и интересное современному человеку.

   И так, благодаря прогрессу и времени «предоставление крова и пищи» развилось в целую индустрию гостеприимства - комплексную сферу трудовой деятельности людей, занимающуюся созданием благоприятных условий для отдыха путешественников, обеспечивающую миллионы рабочих мест для профессионалов. Конечно, индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций, - но в основе лежат всё те же, необходимые для существования, услуги.

 

1 Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.

2 Тессера - у древних римлян название игральной кости, марки и жетона. «Tesserae hospitales» с отпечатком головы Юпитера Гостеприимца, служили знаком заключенного между двумя лицами союза гостеприимства.

Информация о работе Гостеприимство: от древних культур к современности