его поездки на север по-прежнему
много несного: дата её, подробности
маршрута.
Начало кораблестроения
С течением столетий примитивная
лодка должна была претерпеть немало
изменений, чтобы стать со временем
могучим кораблём, способным взять большой
груз и совершить далёкое плавание.
Ещё гомеровы «корабли» были собственно
ладьями, без палубы, с одним
рядом вёсел вдоль бортов. Палубное судно
появилось лишь в VII в. до н. э.,
с командой, состоящей из 50 гребцов; отсюда
его название --- пентеконтера
(от «петеконта» -- пятьдесят). Затем стали
строить корабли с двумя рядами
вёсел, так называемые диеры, а с VI в. до
н.
э. --- трёхрядные суда, триеры,
у которых три ряда вёсел располагались
один
над другим. Длина триеры
составляла около 40---50 м, ширина --- 5—7 м.
Корабли эти были оборудованы
таранами, находившимися ниже носа судна:
это
была прочная балка с тремя острыми
выступами, обшитыми бронзой. Такая
конструкция триеры была рассчитана
главным образом на морские сражения,
в
которых тараном поражали неприятельские
суда. Изобретателем триеры считается
Аминокл из Коринфа. Знаменитый
корабль Птолемея IV достигал 122 м в длину
и
15 м в ширину. Вёсла длиной
17 м обслуживала команда матросов,
составлявшая
почти 4000 человек. По всей вероятности,
это судно не принимало чуастия в
боевых действиях и было скорее
показательной моделью. Впрчем и торговые
суда
делались всё больше и выглядели
всё эффектнее.
Один из таких кораблей описывает
Лукиан в диалоге «Корабль, или Пожелания».
Герой объясняет, что покинул
своих товарищей, чтобы посмотреть на
великолепный
корабль: «Бродяга без дела,
узнал я, что припрыл в Пирей огромный
корабль,
необычайный по размерам, один
из тех, что доставляют из Египта в Италию
хлеб.».
Он описать красоту снаряжения
этого корабля: «Окраска, верхний парус,
сверкающий, как пламя, а кроме
того, якоря, кабестаны и брашпили, и каюты
на
корме --- всё это мне кажется
достойным удивления. Говорят, что корабль
везёт
столько хлеба, что его хватило
бы на год для прокормления всего населения
Аттики» ( Лукиан. Корабль,
или Пожелания, 1, 4---6).
В состав судовой команды обычно
входили: рулевой – кибернет, маневровый,
стоявший на носу корабля, штурман,
затем келевст, рукрврдивший гребцами
с
помощью искусного флейтиста
который, играя на своём инструменте, задавал
ритм
и темп тем, кто сидел на вёслах.
Наконец, должны были быть помощники
капитана, ведавшие административными
и хозяйственными делами, и сами гребцы.
Гребцами были главным образом
бедняки, зарабатывавшие таким тяжёлым
трудом
себе на пропитание, или рабы.
Впрочем на двух афинских судах «Парал»
и
«Саламин», которые использовались
только для государственных надобностей
(например, для переврзки
послов в заморские страны), команда всегда
состояла
из свободных граждан.
Кроме бурь и подводных скал
мореплавателям зачастую угрожала ещё
одна
опасность: пираты. Особенно
опасными стали морские разбойники в более
поздние
времена, и Лишь римляне смогли
очистить от них Средиземное море, обеспечив
судам безопасное плавание.
Сухопутные путешествия
Сроительство дорог в древней Греции
Как ни удивительно это может
показаться, но грекам было намного легче
путешествовать в далёкие заморские
страны, чем по своему родному краю. На
греческих землях не было хороших
дорог, ни даже просёлков, по которым могли
бы свободно проезжать повозки.
Вместе с тем уже у Гомера упоминаются
мощёные
дороги, а раскопки на территории
древней Трои и в Кноссе крито-микенской
эпохи подтверждают, что не было
поэтическим вымыслом слепого певца. Такая
дорога имела в основании каменные
блоки, скреплённые между собой гипсом
и
залиты сверху слоем глины, поверх
которого укладывали уже каменную плитку.
Посередине пролегал тракт для
повозок, а по обе стороны от него --- тропинки
для пешеходов. На сырых, болотистых
почвах устраивали земляные насыпи, на
крутых склонах гор высекали
порой ступени.
Стоит отметить, что в классический
период истории Греции развитие дорожной
сети ограничивалось прокладыванием
новых трасс и выдалбливанием в грунте
колеи для колёсного транспорта;
мощеные же дороги встречались ещё редко.
Удивительно, что греки, достигшие
стольких вершин в технике, архитектуре,
иных искусствах древнего мира,
никогда не строили таких дорог, какие
создавали и какими справедливо
гордились римляне.
Дороги у греков были узкие,
двум повозкам очень трудно было разминуться,
и
даже пеший путник должен был
сойти с дороги, чтобы повозка могла проехать.
Транспортные средства
Литературные памятники сообщают
нам мало сведений о разных типах дорожных
повозок. В греческих текстах
повозки обозначаются многими терминами,
но
трудно определить, о каком типе
экипажа или кибитки идёт при этом речь.
Известно несколько названий
повозки, или колесниц: «охема», «охос»,
«дзигон»,
«охос поликос». Иногда один
и тот же термин обозначал повозки самого
разного
типа и предназначения: так,
словом «арма» называли не только крытую
коляску,
на которой полагалось ехать
невесте во время свадебных торжеств и
которая
поэтому отличалась и удобствами,
и изящной отделкой, но и военную повозку,
запряжённую конями, где могли
разместиться двое: один из них был возницей,
а
другой , вооружённый копьём,
сражался с противником.
Подробности устроиства транспортных
средств в Греции нам не известны, однако,
принимая во внимание особенности
рельефа Эллады, мы вправе предполагать,
что
повозки были лёгкими и имели
достаточно высокие и прочные колёса.
Обычай ездить верхом на ослах
и на них же перевозить поклажу был
распространён у грекрв в течение
многих столетий.
Интересны в этом отношении
и различные документы, записанные на
папирусе, в
особенности контракты с актёрскими
труппами. В документах этих точно
оговорены условия: размеры
вознаграждения артистам и средства передвижения,
им предоставляемые. Так, например,
в папирусе 237 г. н. э. некий антрепренер
приглашает для десятидневных
выступлений танцовщиц, обязуясь платить
им 36
драхм в день и ещё сверх того
вознаградить их зерном и готовым хлебом.
Для
поездки тула и обратно танцовщицам
выделялись в их полное распоряжение три
осла. Приглашая в свой город
гимнастов и флейтистов, другой антрепренер
также
обещает им на время путешествия
четырёх ослов и столько же на обратную
дорогу.
Ещё одно средство передвижения,
известное древним, --- носилки, форион.
В
классической Греции они были
мало распространены: ими пользовались
главным
образом старики и больные. В
эллинистическую же эпоху, под влиянием
восточного этикета, носилки
стали модным и весьма элегантным способом
путешествий.
Гостеприимство в древней
Греции
Проксены
Передвижение на повозках по
трудным дорогам, поездки верхом, а тем
более
пешие походы занимали подчас
немало времени. И во время этих поездок
люди
чаще всего останавливались
у знакомых, а в тех местностях, которые
были
связаны с родным городом путешественника
договором овзаимном гостеприимстве,
проксении, вновь прибывших
опекало особое должностное лицо --- проксен.
Договор о проксении обязывал
предоставлять гражданам обоих городов
приют и
покровительство. Большое значение
греки придавали проксении и соблюдению
связанных с ней взаимных обязательств,
даже божественным покровителем
гостеприимства считался верховный
бог Зевс, который среди многих других
своих
прозвищ имел также прозвище
Зевс Гостеприимный. Функции просена
соответствовали до некоторой
степени обязанностям нынешнего консула,
однако в
отличие от консула проксеном
мог быть только местный житель, а отнюдь
не
представитель государства,
с которым поддерживались отношения проксении.
Должность была либо наследственной,
либо доставалась тому, кого семейные
или
дружеские узы связывали с кем-либо
из горжан государства.
Если в город приезжал по служебным
делам представитель государственной
власти, к его прибытию надлежащим
образом готовились. Так, в Египте на одном
из папирусов был составлен
документ, относящийся к 244 г. н. э. Это отчёт
некоего управляющего округом
наместнику в Файюме (Нижний Египет) о
подготовке
к приезду туда самого наместника.
В документе, в частности, говорится: «Мы
одолжили одновременно пять
ослов для поездки верхом. кроме того,
снарядили
сорок слов для перевозки поклажи
и занимаемся тем, что необходимоподготовить
в дорогу.»
Постоялые дворы и трактиры
Когда человек отправлялся в
город, где небыло проксена для прибывших
из его
родного края, или когда в путешествие
собирался бедняк, не имевший каких-либо
знакомств или связей, он брал
с собой запасы продовольствия и одежды.
Постоялые дворы, трактиры, где
можно было бы остановиться, переночевать,
далеко не отличались удобствами.
Кормили на постоялых дворах
плохо. Если то, что мог предложить хозяин
---
пандокевтр не устраивало гостя
и он хотел большего, он должен был сам
закупать провизию на рынке
и приносить её трактирщику, чтобы ему
приготовили
те или иные блюда. В подобных
условиях путешественнику необходим был
помощник-раб, а когда благосостояние
греков и их потребность в комфорте
возросли, свободные граждане
путешествовали уже с многочисленной
свитой.
Обустройство портов и строительство
гостиниц
По мере того как развивалась
торговля и строились новые порты, древние
всё
больше заботились о создании
удобных помещений для иноземных гостей
--- купцов,
паломников и просто любознательных
путешественников-туристов. Хорошо сознавая
какое значение имело соответствующее
благоустройство портов не только для
удобства приезжих, но и для
роста государственных доходов, Ксенофонт
пишет: «
Когда составится капитал, то
хорошо и полезно построить для судохозяев
около