Характеристика северо-западной туристской зоны Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное и всесторонние исследование Северо-западной туристской зоны России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию туристский регион(зона).
Охарактеризовать туристскую отрасль северо-западной зоны, в рамках Северо-западного федерального округа.
Рассмотреть рекреационный потенциал северо-западной туристской зоны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...……....…3
1.Туристский регион: содержание и границы понятия…………………………5
2. Характеристика туристической отрасли на Северо-западе РФ…………18
3. Рекреационный потенциал Северо-западной туристской зоны Российской федерации………………………………………………………………………23
3.1 Ленинградская область, г. Санкт-Петербург…………………….25
3.2 Вологодская область……………………………………………….27
3.3 Новгородская область……………………………………………..31
3.4 Псковская область………………………………………………….35
3.5 Республика Карелия………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………….43

Файлы: 1 файл

курсовая работа характеристика северо-западной туристской зоны РФ.docx

— 71.37 Кб (Скачать файл)

 Впервые рекреационное районирование  в СССР было осуществлено школой  профессора В. С. Преображенского  (Институт географии Академии  наук СССР) в 1973 г. и уточнено  в 1980 году. Тогда вся территория  СССР по степени развитости  была разделена на 4 зоны и 20 районов. Спустя 5 лет, большую  детализацию в рекреационное  районирование внес И. В. Зорин,  разбив территорию СССР на 5 зон  и 31 район. 

 В связи с изменившейся  политической ситуацией, приведшей  к развалу СССР, учеными Российской  международной академией туризма  было проведено туристское районирование  только для стран СНГ, в результате  которого территория была разделена  на 4 зоны и 20 районов, 15 из которых  находились в пределах России.  

 Однако последующие годы  показали иллюзорность надежд  на сохранение единого рекреационного  пространства единой рекреационной  сети в рамках СНГ, а начавшиеся  национальные конфликты на Кавказе  изменили подход к оценке перспективности  туристских территорий. На первый  план вышла политическая стабильность  на той или иной территории. В результате в 1996 г. в Российской  международной академии туризма  была разработана новая схема  туристско-рекреационного районирования в России[7,95]. 

 Особое внимание следует  уделить анализу взглядов ученых  Российской международной академии  туризма на содержание понятия  "туристский регион". В частности,  данные аспекты достаточно подробно  рассматривали в своих работах  И. В. Зорин и В. А. Квартальнов[6,209]. 

 Согласно их точке зрения, объект туризма включает в  себя три основные составляющие - туристский регион (место), туристскую  организацию и туристское предприятие.  Турист пользуется комплексом  услуг, которые предоставляются  ему в определенном месте (или  регионе), где происходит туристское  мероприятие. Это место из-за  своих привлекательных факторов  становится центром туризма. Туристские  места отличаются причинами, по  которым в них задерживается  турист. 

 Когда турист выбирает цель  своего путешествия, он сравнивает  между собой различные места  и те услуги, которые там имеются,  и выбирает из них то, что  ему лучше подходит. Тот продукт,  которые турист заказывает и  покупает, состоит из услуг, предлагаемых  в данном месте (туристском  регионе). Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.  

 Есть несколько подходов  к определению туристского региона,  связанных с ответом на следующие  вопросы: как определить территорию, которую выбрал турист для  путешествия, и какой размер  территории воспринимается различными  рыночными сегментами как цель  путешествия? 

 ВТО определяет туристский  регион как территорию, которая  располагает большой сетью специальных  сооружений и услуг, необходимых  для организации отдыха или  оздоровления. Из данного определения  следует вывод о том, что  туристский регион, для того чтобы  считаться самостоятельным, должен  иметь все необходимые сооружения  для пребывания в нем туристов, туристский регион определяется  как место, располагающее туристскими  сооружениями и услугами, которые  выбирает турист или группа  туристов и которые продаются  производителем услуг.

Таким образом, туристский регион - цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее.

1. Данное определение должно  исходить из интересов потребителя:  решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить  пользу. Довольно часто такие  территории нарушают исторически  сложившиеся политические границы.

2. То, чем туристский регион является  для определенного туриста, зависит  от его потребностей.

3. Регион как "место с набором  аттракционов и приспособленными  под них туристскими сооружениями  и услугами" представляет для  туриста продукт, состоящий из  комплекса услуг. В таком же  виде туристский регион является  единицей конкуренции въездного  туризма. 

 Туристский регион можно  рассматривать, учитывая требования  самих отдыхающих. При такой модели  выделяются четыре параметра,  исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива по-ездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Туристский регион имеет свой цикл развития, включающий 4 этапа:

1 этап - открытие и первоначальное  освоение. Эта стадия характеризуется  медленным ростом числа посетителей,  слабым контактом с мест-ным населением, отсутствием средств обслуживания и очень слабой нагрузкой на окружающую среду и ресурсы. Здесь эффективно может развиваться так называемый "дикий" (на Западе он только входит в моду) и спортивный туризм, но для этого необходимо наличие красивых ландшафтов, не сильно измененных человеческой деятельностью, и минимальное присутствие социально-экономических туристских ресурсов;

2 этап - развитие. Он отличается  быстрым ростом числа посетителей,  возникновением специальных организаций  и средств обслуживания ту-ризма и отдыха (отели, бары, стоянки и т. д.), усилением контактов с местным населением, для которого обслуживание туристов становится важным источником дохода. Воздействие на окружающую среду резко возрастает и может приобрести отрицательный характер;

3 этап - зрелость или застой. Здесь  достигается предел емкости территории, состояние окружающей среды становится  неудовлетворитель-ным, местное население начинает относиться к туристам отрицательно, рост числа туристов замедляется, а затем и прекращается;

4 этап - упадок или обновление. Эта  стадия возникает в зависимости  от того, будут ли обнаружены  новые ресурсы для развлечения  и рекреации или нет. 

 Под туристским районированием  понимается процесс членения  территории, при котором районы  идентифицируются по наличию  у них особых рекреационных  признаков и выделяются туристские  районы, отличающиеся друг от  друга по набору и степени  выраженности признаков[2,126]

ВТО выделяет 6 крупных туристских регионов мира: Европу, Америку, Юго-Восточную  Азию и Океанию, Африку, Ближний и  Средний Восток, Южную Азию.

Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так  как решение ее позволяет с  наибольшей эффективностью, и при  минимальном воздействии на природу  использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.

Туристское районирование - задача сложная. Сложность ее заключается  в следующем:

- рассматривается территория всего  мира, т. е. очень разные, не  схожие друг с другом области;

- районирование должно охватить  такие места, где туризма практически  нет или он слабо развит, но  для него есть определенные  предпосылки. 

 Туристское районирование за  рубежом опирается на следующий  системно-структурный подход - за  самую крупную территориальную  единицу берется регион, т. е.  следующие географические зоны  развития: Западная Европа, Восточная Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Юго-Западная Азия (Ближний Восток), Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия, Африка, Австралия и Океания. Единицей туристского районирования является также страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности абсолютно необходимо, так как рассматривается вопрос международного туризма, т. е. обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет проводится в международном туризме именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксономическая единица при районировании в международном туризме[10,51].

Довольно часто в развитых в  туристском отношении и богатых  рекреационными ресурсами странах  выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где  хорошо развит туризм, т. е. большая  часть территории интенсивно посещается туристами. 

 По мнению А.Ю. Александровой,  наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом  влияющие на развитие этой  отрасли, в любом международном  районе туризма следующие:

1) природно-климатическая привлекательность;

2) культурно-исторические ресурсы;

3) качественный стандарт отелей  и средств размещения туристов, организация питания и всей  сферы услуг, соответствие мировым  стандартам имеющейся в районе  туристской инфраструктуры, наличие  экскурсионных и культурно-развлекательных  программ;

4) оперативная транспортная и  информационная доступность;

5) политическая стабильность в  регионе и гарантия личной  безопасности;

6) международная известность и  престиж места (имидж территории). В настоящее время сложилась  определенная иерархия туристских  районов: туристско-рекреационная  зона, туристский макрорайон, туристский  мезорайон, туристский микрорайон, туристский объект.

В разных районах земного шара, в разных странах формируются  потенциально-туристические районы с разной степенью аттрактивности. При этом аттрактивность может быть обусловлена разными факторами: природными, культурно-историческими, социально-экономическими, этноконфессиональными. Чаще всего аттрактивность обусловливается всем комплексом факторов, и в этом случае такие комплексно-аттрактивные районы особенно привлекательны для туристов и туристического бизнеса. 

 Таким образом, туристский  район - это территория, обладающая  определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими основными признаками: временем возникновения, историческими особенностями формирования; природными, историко-культурными, социально-экономическими и населенческими предпосылками формирования; уровнем развития туристской инфраструктуры; туристской специализацей. На основании этих признаков строится и классификация туристских районов. 

 Существует тесная связь  туристских районов разного ранга  с туристско-рекреационными комплексами,  под которыми понимается сложное  хозяйство, куда входят лечебные  и оздоровительные учреждения, обслуживающие  предприятия и сопутствующие  отрасли (предприятия торговли  и общественного питания, бытовые,  культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная  сеть, сувенирное производство и  др.).

Следует отметить, что все туристские районы разделяются на районы широкой и узкой специализации[8,33].

В туристской отрасли внимание организаторов  и посредников туристских мероприятий  сконцентрировано в основном на организации  отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации  важны также для делового туризма. К таким туристским местам относятся  транспорт-ные, образовательные и промышленно-административные центры. Образовательные центры - это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.

Туристские регионы узкой специализации  отличаются от регионов широкой специализации  тем, что основная причина их посещения - жела-ние исследовать данные места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.  

   Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Если посещение определенного места является средством достижения цели, тогда говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Характеристика туристической  отрасли на Северо-западе РФ.

Современная туристская индустрия  является одной из наиболее доходных и быстроразвивающихся отраслей мировой экономики, которая по доходам вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому комплексу.  
            По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) подобная динамика развития туризма сохранится и в перспективе.  
              В 2015 году по прогнозам ВТО количество туристов превысит 1 млрд. человек, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 39,5% и составит 1 252 доллара США.  
«При этом каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (транспорт, проживание, питание), а 16 туристов - одного рабочего места в инфраструктуре туризма.  
В настоящее время по приему иностранных туристов Россия находится на 15 месте в мире».  
              По прогнозам, к 2015 году она переместится на 9 место, а количество туристов, ее посетивших составит 29, 5 млн. человек.  
              Таким образом, «только международный въездной туризм потребует создания в государстве дополнительно 1, 6 млн. рабочих мест и внесет в бюджет Российской Федерации в 2015 году 36, 9 млрд. долларов США (за 2000 - 2010 год среднегодовой прирост туристов из-за границы прогнозируется в размере 6,7%)». 
                  На настоящее время существенные доходы от туризма получают как небольшие страны, так и крупные развитые государства, такие как США, Франция, Испания и др.  
Туризм дает этим странам до 10% валового национального продукта, обеспечивает им значительные бюджетные поступления.  
                 Индустрия туризма быстро развивается и в странах, находящихся в схожих с Северо-Западным Федеральным Округом природно-климатических условиях, например, в Финляндии и Швеции. 
                В настоящее время СЗФО имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал (благоприятные природно-ландшафтные условия и наличие крупнейших объектов культурного наследия), который при правильном использовании может обеспечить быстрое развитие отрасли туризма. 
               Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии.  
Процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время не возможен без реальной государственной поддержки, и, прежде всего, в области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы.  
              Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах, которые пользуются интересом у туристов и рекреантов.  
Туристы и рекреанты стараются посещать места, которые: 
- хорошо разрекламированы,  
- имеют достаточно хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга, питания, бытового обслуживания и т.д.), 
- позиционируются на рынке с учетом реальных доходов туристов. 
                Туризм, как отрасль экономики, формирует значительные финансовые потоки и способствует развитию региона. Для устранения препятствий на пути развития инвестиционных процессов в сфере туризма в Северо-Западном Федеральном Округе.  
                В настоящее время основные направления развития с целью усиления координации и государственной поддержки туристской деятельности разработан следующий план программных мероприятий: 
                  1.Разработка, на базе стратегии развития туризма в СЗФО, единой региональной инвестиционной политики, нацеленной на мобилизацию существующих и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации долгосрочных, крупномасштабных, межтерриториальных проектов, направленных на устойчивое развитие туристской отрасли Северо-Запада России.  
                  В рамках данной политики необходимо предусмотреть:  
-разработку эффективного механизма заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов;  
-создание региональной системы гарантий и сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств, страхованию инвестиционных рисков, эффективному использованию лизинга, институциональное обеспечение инвестиционного процесса и т.д. 
                 Особое внимание в программе должно быть уделено механизмам привлечения инвест-ресурсов на базе широкого использования принципов проектного инвестирования (использования механизма залога имущественных прав на возводимый объект - т.н. условный залог) в качестве альтернативы инвестиционному кредитованию;  
                   2.Совершенствование инвестиционного проектирования с учетом интересов развития туристской отрасли. В настоящее время крупномасштабные, капиталоемкие проекты проходят экономическую экспертизу и включают в состав своей проектной документации т.н. экологическую составляющую. В интересах развития туризма представляется целесообразным, чтобы крупные инвестиционные проекты наряду с экологической проходили и туристскую экспертизу, а также включали в свою проектную документацию туристскую составляющую. Представляется, что данный организационно-экономический механизм обеспечит приток дополнительных инвестиций в сферу туризма и ускорит развитие его инфраструктуры. 
                 3.Содействие созданию и эффективному развитию в СЗФО прогрессивных форм организации туристского бизнеса (тур. корпорации, тур. консорциум и т.д.), ориентированных на углубление внутрирегиональной интеграции и решение крупных межтерриториальных проблем развития туризма. 
                     4.Использование юбилейных дат в качестве критерия определения инвестиционных приоритетов и как фактор привлечения инвестиций. 
                  Исходя из вышесказанного, приоритетными направлениями развития туристско-рекреационного комплекса можно считать: 
                  1.Создание единой базы данных (Реестра) приоритетных инвестиционных проектов для развития туризма на Северо-западе; 
                   2.Организацию деятельности по подготовке и координации инвестиционных проектов в сфере туризма в СЗФО путем осуществления работы с инициаторами инвестиционных проектов, заключающейся в: 
                  3. Проведении экономического и юридического анализа имеющихся инвестиционных проектов, и инициирование разработки инвестиционных предложений на территориях Северо-Западного Федерального Округа, приоритетных для развития туристской индустрии; 
                 4. При отборе приоритетных инвестиционных проектов и последующей работе по их экономической и правовой подготовке для инвестора; 
                5. Участие в продвижении инвестиционных проектов, работе с потенциальными инвесторами, осуществление контроля за их реализацией. 
                6. Создание комиссии (экспертной группы) по инвестиционной политике в сфере туризма, состоящей из специалистов организаций поддержки туризма, экономистов, юристов, представителей предприятий туриндустрии и других заинтересованных организаций. 
«Основная цель СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия». 

Информация о работе Характеристика северо-западной туристской зоны Российской Федерации