Характеристика въездного туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Международный въездной туризм в России имеет колоссальный потенциал, несмотря на далекое от идеального состояние туристического бизнеса и туристической инфраструктуры и не всегда благоприятствующие росту въездных туристических потоков экзогенные факторы (экологические, политические, экологические и так далее).

Содержание работы

1. Введение...............................................................................................3-4
2. Характеристика туризма в России и его значение для страны..........
2.1. История возникновения въездного туризма в России..................
2.2 . Основные курортные зоны в РФ........................................................
2.3 .

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 77.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

  1. Введение...............................................................................................3-4
  2. Характеристика туризма в России и его значение для страны..........
    1. История возникновения въездного туризма в России..................
    2. .    Основные курортные зоны в РФ........................................................
    3. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Туризм – одна из наиболее  перспективных отраслей мировой  экономики, потенциал которой  в России используется в недостаточной  степени. При этом практически  все российские регионы обладают  определенной туристической привлекательностью  и потенциалом для развития  туристической инфраструктуры. 

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется  государственной политике в сфере въездного туризма.  Наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма. Помимо духовного и культурного направления мы должны думать и о том, каким образом туристическую отрасль поставить на ноги в экономическом плане. 

Объектом исследования является въездной туризм в Российской Федерации. 
Предмет исследования – тенденции в развитии въездного туризма и его совершенствование.

Как показывает практика, именно международный  туризм, ориентированный на прием  иностранных гостей (въездной туризм), дает максимальные прибыли в казну  государства и региона. Поэтому  необходимо рассмотреть специфику  въездного туризма и его теоретические  основы, оценить конкурентные качества нашей страны на этом рынке.

 
Международный въездной туризм в России имеет колоссальный потенциал, несмотря на далекое от идеального состояние  туристического бизнеса и туристической  инфраструктуры и не всегда благоприятствующие росту въездных туристических потоков  экзогенные факторы (экологические, политические, экологические и так далее).

Потенциал российского въездного  туризма объясняется, во-первых, наличием у нашей страны многочисленных туристических  ресурсов (природных, бальнеологических, культурных, исторических, этнологических), которые благодаря своей уникальности, экзотичности (как для европейцев, так и для азиатов), доступности (в силу средней или даже высокой  освоенности отдельных российских территории — наличие населенных пунктов, дорог, инфраструктуры жилищно  коммунального хозяйства, здравоохранения, охраны общественного порядка и  т. д.) чрезвычайно востребованы среди  потенциальных иностранных туристов. Во-вторых, проявляемый иностранными СМИ и простыми обывателями интерес  к России и происходящим к ней  событиям  упрощают продвижение  национального туристического продукта России на мировом туристическом  рынке, обеспечивая известность  национальных туристических центров  и объектов туристического показа. В-третьих, культура российских народов, благодаря мировой известности  их наиболее ярких представителей (писателей, художников, композиторов, режиссеров), историческим триумфам (военные победы, торжество науки, технологий, трудовые подвиги) и, не в последнюю очередь, многочисленным мигрантам, проживающим  в настоящее время во многих странах  мира, популярна практически повсеместно. Это также определяет повышенный интерес иностранных граждан  к нашей стране; стимулирует их на совершение туристических поездок  в Россию. Подтверждающим последнее  аргументом можно считать проведенный  весной 2004 года социологический опрос  жителей стран Западной Европы и  США, согласно которому российские столицы  — Москва и Санкт-Петербург, уверенно вошли в десятку самых «узнаваемых» городов мира наряду с такими туристическими центрами, как Париж, Рим, Лондон или  Афины, обогнав Стокгольм, Мадрид, Вену, Стамбул.

В четвертых, формирование конкурентоспособного российского туристического продукта вполне возможно благодаря сравнительно высокой квалификации рабочей силы. Большинство жителей нашей страны (особенно в крупных городах) могут  общаться хотя бы на одном иностранном  языке, имеют высшее образование, разделяют  общепринятые либеральные и демократические  ценности, что безусловно делает, пребывание иностранцев в России более комфортным.

Туризм в пределах страны охватывает внутренний и въездной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов. 
 
Концепции международного, национального туризма и туризма в пределах страны, предложенные ВТО, могут быть использованы на всех четырех уровнях: глобальном (в масштабах планеты), региональном (применительно к группе стран), страновом и местном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями  делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчёты и дневники. Появление  туризма стало возможным в  результате коренных изменений в  характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных  отношений в различных сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика туризма в России  и его значение для страны.

Туристический бизнес является самой динамично  развивающейся отраслью мировой  экономики. Современные тенденции  в развитии туризма свидетельствуют  о возрастании его влияния  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче  и переработки нефти. 
 
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. 
 
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. 
 
В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д. 
 
Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия. 
 
Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством. 
 
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%. 
 
В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.

Современное развитие туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий в его  организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. 
 
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным их несоответствием потребностям населения в туристских услугах. 
 
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам. Значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России. Таким образом, у России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная поддержка государства причем, поддержка реальная в виде льгот и инвестиций.

Должна  осуществляться целенаправленная программа  мероприятий по поддержке государством туризма.

По мнению зарубежных экспертов, Россия могла  бы принимать в год 70 - 80 млн. человек  в год, что позволило бы стране ежегодно получать около 25 млрд. долларов США, причем большую часть в свободно конвертируемой валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. История возникновения въездного  туризма в России.

Туризм в России появился в 70-х  годах XIX столетия, когда в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки. В 1877 г. в г. Тифлисе появляется первая туристская организация — альпинистский клуб при Кавказском обществе естествознания. К концу ХIХ – началу XX столетия возникли предпосылки для объединения любителей путешествий в единую централизованную организацию. В стране появилось Российское общество туристов (РОТ) и Русское горное общество. РОТ имело свои отделения в Петербурге, Москве, Владикавказе, Пятигорске, Сочи, Алма-Ате. Создателями общества были всемирно известные российские ученые Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский. Общество имело в виду «развитие туризма в России с задачей пробуждения интереса к нашему отечеству как внутри страны, так и за границей» . 
 
Однако и Российское общество туристов и Русское горное общество были элитными и насчитывали всего 5 тысяч членов. Лишь немногие участвовали в путешествиях, они были привилегией имущих классов. Естественно, что в таких условиях туризм не мог стать заметным явлением в общественной и хозяйственной жизни страны. 
 
Хотя первая мировая война и революционные события в России прервали процесс эволюционного развития русского общества они далеко не сразу отразились на туризме. В 1919 г. Народный комиссариат начал советский период развития туризма с вовлечения школьников в походы и экскурсии. Для управления этим делом было создано Центральное бюро дальних экскурсий. 
 
С 1920 г. число ведомств, занимающихся организацией туристских путешествий, увеличилось. Для рабочих и служащих их устраивали, в основном, профсоюзы, а для учащихся и военнослужащих — Наркомпрос и комсомол. В 1925 г. появилось постановление Центрального комитета партии, в котором говорилось, что физическая культура не должна исчерпываться физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики и т. д., а должна охватывать и использование естественных сил природы, и правильный режим труда и отдыха.  
 
Первой крупной туристской организацией в СССР государственное акционерное общество «Советский турист». За счет держателей акций общество приобрело предприятия туристского обслуживания в Москве, Ленинграде, Крыму, на Кавказе. По этим направлениям было разработано 20 всесоюзных туристских маршрутов. «Совтур» в основном организовывал индивидуальные туры развлекательного характера . 
 
Вторым по значению в сфере туризма стало «Российское общество туристов» (РОТ). Оно восстановило разрушенные в годы гражданской войны организационные структуры и начало получать крупные доходы. 
 
Однако уже в июле 1928 г. «Российское общество туристов» было упразднено, а на его базе создано «Общество пролетарского туризма РСФСР» (ОПТ). 
 
В 1929-1930 гг. ОПТ быстро развивалось. Ориентированное на массовость, оно обслуживало все возрастающие контингенты туристов. Однако вскоре его развитие стало тормозиться отставанием Материально-технической базы. В результате появилась идея об экспроприации объектов материально-технической базы туризма у коммерческих структур. Далее появилось постановление Совнаркома СССР  «О слиянии акционерного общества «Советский турист» с Обществом пролетарского туризма РСФСР и создании Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий — ОПТЭ». Одновременно в состав общества ввели республиканские туристические объединения. Такие как акционерное общество «Турист Грузии», украинское «Умпэт», несколько автономных мелких туристских организаций, существовавших самостоятельно. Таким образом, деятельность ОПТЭ была поставлена на государственную основу. 
 
Централизация первоначально имела положительные стороны. Если в первый год Общество пролетарского туризма организовало путешествия для 300 тыс. человек, то на втором году (1931) уже для 3 млн. человек. Число его членов возросло до 500 тыс. чел., а в 1932 г. — до 800 тыс. чел. 
 
К середине 30-х годов материально-техническая база туризма окрепла. Его финансовые отчисления в государственный бюджет составляли значительные суммы. В это время в туристско-экскурсионное обслуживание активно вовлекаются районы, расположенные близ крупных городов (Москва, Ленинград, Киев, Харьков), курортные районы (Крым, Кавказские Минеральные Воды, Сочи). Появляются первые альплагеря, инструкторско-экскурсионные станции, детские экскурсионно-туристские станции и другие организации, специализирующиеся на производстве туристско-экскурсионных услуг. 
 
Усиление коммерческих начал в деятельности ОПТЭ привело к тому, что общество обвинили в отрыве от идейной направленности туризма, в ослаблении связи с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. По мнению властей, это отрицательно сказалось на качественной стороне туризма, привело к текучести и случайному подбору кадров. К тому же, оказался не выполнен план (вместо 40408 тыс. чел. обслужили 33260 тыс. чел.). 
 
17 апреля 1936 г. было принято постановление ЦИК СССР «О ликвидации Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий». Материально-техническую базу упраздненного общества и прочих туристских акционерных организаций передали ВЦСПС. С этого года профсоюзный туризм, осуществляемый под патронажем партийных органов, занял монопольные позиции в СССР. 
 
В 1936 г. было организовано Туристско-экскурсионное управление профсоюзов (ТЭУ ВЦСПС). К 1941 г. в стране работали 25 ТЭУ ВЦСПС, 165 домов туриста, 50 туристских баз, 12 туристских гостиниц, 24 стационарных лагеря, 19 приютов, сотни сезонных палаточных стоянок и кемпингов. В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, руководить которыми стал Центральный Совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Объем туристско-экскурсионных услуг в этой структуре составил по РСФСР в 1985 г. 1167,2 млн. руб., в 1988 г. — 1627,0 млн. руб. Прибыль составила 117,5 млн. руб. и 163,0 млн. руб. соответственно. По СССР эти показатели составили по объему туристско-экскурсионных услуг — 2056,5 млн. руб. и 2910,4 млн. руб., по прибыли — 216,0 млн. рублей и 292,8 млн. руб. В 1989 г. предприятия, входящие в систему ЦСТЭ, обслужили 23,6 млн. чел. в России и 42,0 млн. чел. в СССР. Экскурсантов было обслужено в России 115,3 млн. чел., в СССР — 226,1 млн. чел. Стоимость основных фондов в 1989 г. была равна в России 1099,9 млн. руб., в СССР — 1875,9 млн. руб. Количество мест размещения в 1988 г. в России составило 246,4 тысяч, в СССР — 459,6 тысяч, в т. ч. круглогодичных — 76,8 тысяч и 132,7 тысяч соответственно.  
 
В начале 80-х годов нашего столетия в этой структуре, наряду с санаториями и лечебными пансионатами общим числом около 2,5 тыс., действовало около 1,5 тыс. домов и пансионатов отдыха Структура располагала 1 млн. мест (из них около 550 тысяч в санаториях). Здесь за год обслуживалось около 11 млн. человек в т. ч, около 6 млн. нуждающихся в санаторно-курортном лечении и около 5 млн. чел. – в оздоровительном отдыхе. 
 
Среди туристских структур страны особое положение занимали созданное в мае 1929 г. решением Совета труда и обороны Всесоюзное акционерное общество «Интурист» и развернувшее свою деятельность с июня 1958 г. Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Обе организации были ориентированы на международный туризм и централизованно руководились государством и его органами. 
 
Своих максимальных показателей въездной туризм в Россию в советский период добился в 1989 г., когда пал «железный занавес», была провозглашена гласность и началась перестройка политической и социально-экономической систем. В этом году Россию посетили 7,5 млн. иностранцев. 
 
Однако распад СССР в 1991 г. и последовавшие кризисы в социально-экономической и общественно-политической жизни страны, приостановили развитие въездного туризма в Россию.  
 
Уже к 1994 году въездной поток туристов в страну уменьшился до 4,6 млн. человек (за 1991-1993 гг. данные отсутствуют, так как Госкомстат России ведет учет и публикует данные о прибытиях иностранных граждан в РФ начиная только с 1993 г.). В начале 1990-х гг. резко упал туристический имидж России. Расстрел парламента, военные действия в Чечне, терроризм, расцвет криминала – все это не могло не сказаться на привлекательности нашей страны в качестве объекта международного туризма. Кроме того, кризис в экономике привел к обветшанию материально-технической базы туризма. Многие предприятия, имеющие собственные рекреационные объекты (санатории, дома отдых и пр.), в первую очередь снимали их со своего баланса, что вело к их постепенному разрушению. 
 
С распадом СССР Россия лишилась основных Всесоюзных курортов и главных рекреационных регионов: Закавказья, Крыма, Прибалтики, Карпат, Тянь-Шаня, Памира и пр.  
 
И, тем не менее, въездной туризм в России не только имеет шансы на развитие, но и уже активно развивается. Очевидно то, что огромные пространства России с ее разнообразной и уникальной природой, сохранившимися девственными ландшафтами, с ее древней историей и великой культурой, всегда будут привлекать большое количество иностранцев. Важно только преодолеть политические и социально-экономические препятствия этого объективного и закономерного процесса – процесса развития въездного туризма в России. И сегодня уже можно констатировать, что это условие частично выполнено. Наметились вполне ощутимые положительные тенденции в этой сфере. Переломным периодом, когда въездной туризм в России не только перестал падать, но и достиг рекордной отметки (10,3 млн. прибытий) стал 1996 год. С этого времени въездной туризм в России имеет в целом положительную динамику, а показатели роста в отдельные годы просто уникальны. Однако существуют и определенные проблемы в развитии въездного туризма, о чем пой В последнее десятилетие (1996-2006 гг.) развитие въездного туризма в России нельзя охарактеризовать однозначно. На фоне общей положительной динамики за этот период в отечественном въездном туризме были вполне объяснимые «взлеты» и «падения».  
 
Как отмечалось в предыдущей главе, 1996 г. стал переломным для российского въездного туризма, когда наметилась ярко выраженная положительная динамика в его развитии. Так, если в 1996 г. в Россию приехало 10,3 млн. туристов, то в 1997 г. страна приняла 17,5 млн. человек, что в 2,5 раза больше, чем в 1991 г. Такой невероятный «всплеск» в количестве прибытий специалисты связывают, прежде всего, с инвестициями, которые впервые за постсоветское время стали поступать в отрасль, а также с развитием законодательства в сфере туризма и рекламной деятельностью [39]. Однако уже в 1999 г. нашу страну ожидал серьезный спад, вызванный рядом причин: 

  1.  
    последствия дефолта 1998 г. (банкротство многих фирм, ухудшение имиджа России в мире, социально-экономическая и политическая нестабильность в стране и пр.);
  2.  
    участившиеся террористические акты на территории РФ;
  3.  
    ужесточение визового режима;
  4.  
    начавшаяся вторая военная кампания в Чечне;
  5.  
    экономический спад в развитых странах мира.

 
В итоге, в 1999 г. нашу страну посетили лишь 16,2 млн. иностранных туристов.  
 
При этом надо отметить, что в структуре российского въездного туризма преобладают граждане ближнего зарубежья, прежде всего Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы, Казахстана, Таджикистана. У многих аналитиков при этом возникает вполне закономерный вопрос: а туристический ли это въезд. Практика показывает, что многие приезжающие в Россию жители стран СНГ как туристы, на самом деле являются трудовыми мигрантами или бизнесменами. В связи с этим их учет в статистике въездного туризма мало показателен.  
 
Страны, дающие «реальных» туристов, такие как Германия, США, Великобритания и др. занимают гораздо более скромные позиции.

Однако уже к 2001 году кризис в  отрасли был преодолен, что в  немалой степени связано с  активной государственной поддержкой индустрии туризма. Но все же набольшую  роль в росте показателей въездного  туризма, вероятно, сыграла общая  стабилизация социально-экономической  и политической ситуации в стране, рост доходов граждан и развитие системы кредитования бизнеса. Все  это способствовало появлению большого количество новых туроператоров, росту  конкуренции, развитию маркетинговой  и рекламной деятельности в сфере  туризма. Немало способствовало росту  популярности России у иностранных  граждан включения в 2001 г. в Список всемирного природного и культурного  наследия ЮНЕСКО ряда территорий России (номинации «Девственные леса Коми», «Алтай – Золотые Горы», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки»). К объектам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО целиком  отнесены всего 4 города в мире и  в их числе – Санкт-Петербург (остальные три – Рим, Венеция, Флоренция). 
 
Также в начале 2000-х гг., не смотря на беспрецедентный рост цен на нефть на мировом рынке, большинство развитых стран мира преодолели экономический кризис. Интеграционные процессы в Европе привели к росту благосостояния граждан большинства ее стран (тех, которые в прошлом значительно отставали от европейских лидеров), и соответственно, росту их туристической активности. Негативные последствия европейской интеграции отчетливо проявились только в Германии и Франции. Реальные доходы граждан в них значительно снизились. 
 
В итоге, в 2001 г. объем иностранных туристских прибытий в Россию увеличился до 22,6 млн., в 2002 г. он составил 26,2 млн. чел., и, наконец, в 2003 г. – 31,5 млн., что стало своеобразным рекордом [39].  
 
Однако уже в 2004 турпоток уменьшился почти на 3 млн. чел. (2003 – 31519 тыс., 28608 тыс. человек), а в 2005 еще на 4,7 млн. чел. (23846 тыс. чел.). Таким образом, Россия за два года не досчиталась более чем 7 млн. иностранных туристов [39]. 
 
При этом Россия потеряла преимущественно реальных туристов из стран традиционно являющихся донорами отечественной туриндустрии: Германия сократила турпоток в Россию на 10,7%, Япония – минус 10,5%, США – минус 13,7%. Франция – минус 22,5%, Канада – минус 22,7%, Финляндия – минус 27,7%, Китай – минус 28% [38]. 
 
Причины данного спада глава Федерального агентства по туризму РФ Владимир Стржалковский видит в росте цен на турпакет, увеличении транспортных тарифов и усложнении получения российскую визу (увеличение стоимости визы, долгие сроки оформления визы и большое число предоставляемых документов), «провал по рекламе» страны за рубежом и проблемы инфраструктуры. Одним из факторов уменьшения числа туристов в Россию он назвал, в частности, введение визового режима с Польшей, откуда в Россию по традиции был большой туристический поток. Снизится и число гостей из СНГ, приезжавших в Россию в качестве туристов, а фактически - трудовых мигрантов, прибывавших на заработки [38].  
 
В 2006 г. турпоток в Россию вырос на 10,5 % и составил 24330 тыс. человек. 
 
Однако возросло число иностранцев, приезжающих лишь в некоторые регионы и города России. Повышенным спросом пользуются Москва и Санкт-Петербург. Увеличилось число въезжающих в Смоленск (запад), Владимирскую (северо-восток от Москвы) и Тульскую области (южнее столицы). В этих регионах развитая инфраструктура, растет число комфортабельных малых гостиниц, которые популярны среди туристов. Между большой и малой гостиницей одной и той же категории - к примеру, «4 звезды», иностранцы часто выбирают малую [40].  
 
Примечательно, что статистика показывает прирост из тех стран, которые дают реальных туристов. Самые высокие показатели: Канада (74%), США (43,6%), Австралия (32,7), Швейцария (28,6%), Япония (17,3%). Также прибавили Норвегия (11,8%), Германия (4,8%), Великобритания (4,3%). Въезд из других стран-доноров - Китая, Финляндии, Италии, Франции, Испании, Швеции, Израиля, Австрии – снизился [39]. 
 
Однако у большинства российских туроператоров, работающих на прием, ощущения положительного сдвига нет. Только «Интурист», по большинству направлений прием увеличил, а по отдельным - остался на прошлогоднем уровне.  
 
Генеральный директор «Тари-тур» Марина Левченко считает, что положительная тенденция, если верить статистике – следствие подвига российских туроператоров. Они взяли на себя неожиданные подорожания входящих в турпакет услуг и ценой собственных финансовых потерь не дали очередной раз упасть въездному рынку. «Договора на 2006 год мы подписывали с западными партнерами в августе 2005-го. А в декабре, например, на 40% повысилась стоимость билетов на поезд Москва – Санкт-Петербург. Разницу мы покрывали за свой счет» [38].  
 
По мнению генерального директора компании «Райзебюро Вельт» Константина Радушкевича, прирост можно объяснить тем, что в Россию под видом туристов все чаще приезжают бизнесмены. «Трудно стало делать деловые визы, многие приезжают по турваучерам. Собственно туристов стало меньше, - говорит он. – Да и гостиниц туркласса не хватает. Из-за этого мы не смогли удовлетворить процентов 10-15 заявок» [38]. 
 
Действительно, по экспертным оценкам, в летний сезон в Москве дефицит гостиничных мест (в особенности туркласса) составляет порядка 30 тысяч мест, а Санкт-Петербурга – 100 тысяч мест. Не так давно столица лишилась крупнейших гостиниц «Москва» и «Россия», вскоре ожидается снос гостиницы «Украина». В настоящее время в Москве преобладают пятизвездочные гостиницы стоимостью за номер 700-800 евро в сутки. Это, естественно, негативно отражается на развитии туризма. 
 
С темой туристического въезда в Россию пересекается рейтинг конкурентоспособности стран в сфере туризма, опубликованный World Economic Forum (WEF). При его составлении были использованы как статистические данные и исследования всемирных организаций IATA, ICAO, UNWTO, WTTC и UNESCO, так и результаты собственного опроса топ-менеджеров.  
 
Ежегодно WEF опрашивает более 10 тысяч топ-менеджеров компаний, работающих в 125 странах, о положении дел в их странах. В числе прочего респонденты оценивают государственные и общественные институты, инфраструктуру, макроэкономику, здравоохранение и школьное образование, эффективность рынка, развитость бизнеса. А новый индекс конкурентоспособности туриндустрии 124 стран нужен, чтобы «измерить факторы, влияющие на привлекательность сектора в разных странах для развития и инвестиций». По версии WEF таких факторов 13, и они подразделяются на три блока: госрегулирование и законодательство (Россия заняла 100 место из 124 возможных), инфраструктура и условия ведения бизнеса (49-е) и общество и культурное наследие (65-е). Весьма странно, что рейтинг не учитывает природно-рекреационный потенциал стран и их природное наследие. 
 
В соответствии с данным рейтингом преимуществ у нашей страны нашлось немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1 место), хорошее школьное образование, число врачей на единицу площади (4 место), количество и доступность внутренних авиаперевозок (6). Неплохо на общем фоне обстоят дела с железнодорожным транспортом (30), ценами на топливо (30) и наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35). 
 
Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов - тут у страны лишь 120 место. Однако российские аналитики считают, что подобная оценка очень субъективна и связана со сложившимися представлениями респондентов. Так, президент компании «КМП-групп» Владимир Канторович считает, что «никаких существенных проблем с силами правопорядка нет», а столь низкий результат склонен объяснять отношением к людям. «В европейских аэропортах полицейский после проверки вернет вам паспорт с улыбкой и скажет: «Добро пожаловать». Как, интересно, должны реагировать иностранцы на хмурые лица наших таможенников или на патрульных, которые ходят, помахивая резиновыми дубинками?» (www.russiatourism.ru).  
 
Правда, и отношение обычных россиян к приезжим не отличается доброжелательностью: по этому критерию страна оказалась лишь на 119 месте.  
 
Невысокое 104 место страна получила за въездной режим. Основу турпотока иностранных туристов в Россию составляют европейцы, обладающие свободой передвижения по Евросоюзу. Для них прохождение визовых формальностей неприятно. Помимо прочего, проблема еще и в цене. Например, россиянину израильская виза обойдется всего в $17, а для израильтянина, желающего посетить Россию, — от $90 до $500 в зависимости от срока ее получения. 
 
По качеству дорог Россия заняла 103 место из 124. При этом железнодорожное сообщение – не альтернатива из очень высоких транспортных тарифов, которые к тому же постоянно растут.  
 
В результате, по итогам рейтинга у России лишь 68 место из 124 оцениваемых стран. Помимо признанных лидеров в туризме нашу страну обошли такие государства как Литва (51), Латвия (53), Уругвай (56), Сербия и Черногория (61), Польша (63), Грузия (66) Анализ современного состояния въездного туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития: 
 
• число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая конкурентная борьба на рынке; 
 
• существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам; 
 
• сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России; 
 
• происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок. 
 
Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации. 
Существуют большие проблемы в законодательной поддержке въездного туризма, обеспечении безопасности пребывания иностранцев в России, упрощении визового режима в сфере туризма. 
 
В настоящее время доходы от туризма в России составляют всего около 1 % ВВП (в развитых странах в среднем 10%). В ближайшие годы, по прогнозам Федерального агентства по туризму РФ, доходы от въездного туризма в Россию должны возрасти, хотя число гостей из-за рубежа, скорее всего, уменьшится.  
 
Для увеличения турпотока в Россию необходимо предпринять ряд мер, среди которых выделим следующие: 

  1.  
    развитие рекреационной инфраструктуры и индустрии развлечений (в рекреационных зонах должны быть не только турбазы и приюты, но и аквапарки, канатные дороги, парки развлечений и т.д.);
  2.  
    Россия должна развивать событийный туризм - приглашать как можно больше гостей на различные фестивали, концерты, чемпионаты и так далее;
  3.  
    в России имеет смысл делать ставку на развитие активного отдыха, особенно это касается периферийных регионов, где еще слабо развита рекреационная инфраструктура;
  4.  
    для продвижения отечественного турпродукта за рубежом необходимы обширные рекламные компании, участие в международных туристических выставках, фестивалях, конференциях и т.п.;
  5.  
    необходимо облегчение визового режима для туристического въезда в страну. Снижение цен на туристические визы всегда экономически оправдывается увеличением потока туристов;
  6.  
    проведение масштабных экологических программ в стране и поддержание высокого качества природной среды в рекреационных зонах. Формирование благоприятного имиджа и брэнда России, а также борьба с антирекламой;
  7.  
    обеспечение безопасности и финансовых гарантий международного туризма на законодательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.    Основные курортные зоны в РФ.

Россия располагает огромными  возможностями для привлечения  туристов. Этому способствует наличие  разнообразных природно- климатических  зон; богатое культурно-историческое прошлое 178 России; большие малоосвоенные  территории, где сохранилась дикая  природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный  потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области. Туристическое районирование рекреационных  ресурсов России провели А.А. Романов  и Р.Г. Саакянц [53]. В его основу положены в основном физико-географические признаки (рельеф местности, особенности  климата, флоры, фауны, наличие геотермальных  ресурсов), а также наличие культурно-исторического  потенциала и развитость туристической  инфраструктуры. В результате выделены 180 четыpe крупных региона: Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и  Дальний Восток.

Информация о работе Характеристика въездного туризма в РФ