Индустрия туризма как отрасль национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Имея длительную историю, понятие "туризм" до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений

Файлы: 1 файл

индустрия туризма.docx

— 27.52 Кб (Скачать файл)

1.1. Индустрия туризма как  отрасль национальной экономики

 

Имея длительную историю, понятие "туризм" до сих пор  по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими  организациями. Существующие определения  туризма могут быть объединены в  две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента  для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в  единстве всего многообразия свойств  и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между  тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме.

 

В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства  или работы.

 

По мере развития туризма  и превращения его в массовое явление появились первые формулировки понятия "туризм" с целью статистического  учета путешествующих лиц.

 

Впервые понятие "международный  турист" было сформулировано в 1937 г. Комитетом экспертов по вопросам статистики Лиги Наций и согласно ему туристом является лицо, для  которого характерны следующие признаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи  с трудом и заработной платой. Данное определение получило международное  признание и в основном дошло  до наших дней с некоторыми поправками. На основе этих признаков и формировался понятийный аппарат сферы туризма. В последующие годы определение "турист" обсуждалось на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950; Лондон, 1957), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963), конгрессе ВТО (Манила, 1986) и других, что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

 

Одно из первых определений  туризма, принятое ООН, трактовало туризм как "активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места  жительства".

 

Более широкое определение  этого понятия дает Академия туризма  в Монте-Карло: "Туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целяХу для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания", т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.

 

В настоящее время наиболее широко используется определение, известное  как "генеральная теория туризма  В. Хунцикера - К. Крапфа", которое определяет туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.

 

Несмотря на то что экономисты продолжают работать над понятийным аппаратом индустрии туризма, термин "туризм" уже сложился.

 

Различные определения лишь выделяют или дополняют отдельные  его черты.

 

Так, например, согласно одному из последних определений, предложенных Статистической комиссией ООН в 1992 г., "туризм - путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых  целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью". В данном определении критериями для выделения туризма из других видов путешествий являются:

 

- обычная среда путешествующего (местожительство);

- срок путешествия и  мотивация поездки, не относящаяся  к поиску постоянной работы  или миграции; добровольность совершения  поездки;

- спрос на туристские  объекты, в том числе средства  размещения.

 

Для этого определения  характерен ряд ограничений, которые  носят чисто экономический характер с целью использования их для  статистической оценки и сравнения.

 

Выезд за пределы обычной  среды - первый критерий классификации  туристов. Термин "обычная среда" был введен в оборот на Оттавской конференции, для того чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу и обратно, так как они не покидают обычной среды и не считаются туристами.

 

В стране, где имеется правовой институт прописки, обычная среда - это место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной  власти, регулирующей миграцию населения.

 

В рекомендациях по статистике Всемирной туристской организации  параметры обычной среды характеризуются  двумя показателями: частотой посещения  объекта и его удаленностью. Места, которые лицо посещает регулярно, являются элементом его обычной среды, даже если они находятся на значительном расстоянии от местожительства.

 

Поэтому, например, жители приграничных районов, работающие на территории сопредельного  государства и многократно выезжающие за границу, не могут быть отнесены к категории международных туристов.

 

Кроме того, обычная среда  включает объекты, находящиеся в  непосредственной близости от местожительства  человека вне зависимости от частоты  их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но также природных и культурных как элементов каждодневности.

 

Важным и дискуссионным  является вопрос порогового значения расстояния, которое необходимо покрыть, чтобы считаться туристом.

 

Так, для жителей небольшого поселка поездка на расстояние в 70 км будет составлять дальнее путешествие, а в Москве это расстояние находится  в пределах городской черты. Национальное законодательство некоторых стран  дает четкое толкование метода определения  количественных характеристик путешествий. Так, в США к категории путешествий  относятся перемещения более  чем на 100 миль от места постоянного  проживания. Перемещения на меньшие  расстояния в статистике туризма  не учитываются. Однако данное расстояние существенно отличается по странам  и требует специальных поправок в каждом конкретном случае. Таким  образом, понятие "обычная среда" является спорным и дискуссионным.

 

Продолжительность пребывания - второй критерий. Он вводится в определение  туризма и позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Постоянным жителем страны считается  человек, И пребывающий в стране не менее определенного срока (обычно это срок определяется продолжительностью 12 месяцев).

 

Важнейшей категорией являются цели туризма, которые позволяют  четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые  и иные льготные режимы, устанавливаемые  государствами исключительно для  туризма.

 

Главные цели туризма - это  отдых, получение туристом удовольствия и новых впечатлений, а также  оздоровительные и лечебные, профессиональноделовые, гостевые и пр.

 

Цели туризма должны отвечать общественной морали и доброму порядку. В международном праве и праве  цивилизованных государств понятия "добрый порядок", "разумная прибыль", "общественная мораль " и другие - это категории, закрепленные в правовых нормах. Из целей, противоречащих морали, можно  назвать цели секс-туризма, военного туризма и иные, выходящие за пределы разума и этических правил нормального человека.

 

Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая  обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступления  иностранной валюты и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма  предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туризм основан на эксплуатации местных  туристских ресурсов, и взамен местность  или государство должны получить доход. Поэтому турист не имеет права  ползать заработок из любого источника  в посещаемой местности или стране. Иммиграционные службы государства  озабочены проблемой ограничения  притока рабочей силы и, как правило, разрешают найм иностранных рабочих только в случае острой нехватки собственных трудовых ресурсов или отсутствия специалистов надлежащего профиля, способных выполнять особенные (например, тяжелые, вредные, грязные и т.п.) работы, и на основе особой лицензии. Поэтому туристам запрещается работать в целях получения заработка, это указывается во всех разрешительных документах на въезд (визах). Например, в австралийской визе стоит четкая надпись: "Без права оплачиваемой работы или учебы".

 

Этот принцип также  обязателен и для деловых туристов, так как они получают денежное обеспечение в своей стране или  по месту работы и, следовательно, привозят деньги в страну пребывания. Кроме  того, деловой туризм достаточно прибылен, потому что туристы-бизнесмены тратят денег в таких поездках в 3-4 раза больше, чем туристы других категорий.

 

В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 г.) дана следующая трактовка  этого понятия: "Туризм - временные  выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц  без гражданства... с постоянного  места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях  без занятия оплачиваемой деятельностью  в стране (месте) временного пребывания ".

 

Определения туризма, ограниченные узковедомственными рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и  внешний связей этого общественно-экономического явления, поэтому возникает необходимость концептуального или сущностного определения туризма, которое формирует комплексное представление о предмете исследования.

 

Понятие "туризм" в нашей  стране долго ассоциировалось со спортом и укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая  может приносить доход. Но постепенно в процессе развития производительных сил объективно выделилась особая сфера  приложения общественного труда, основной функцией которой является организация  разностороннего отдыха населения  в форме туризма; и все чаще туризм стали называть отраслью национальной экономики.

 

Обосновывая необходимость  выделения туризма в самостоятельную  отрасль, необходимо исходить из того, что объективную основу классификации  отраслей любой национальной экономики  составляют общественное разделение труда  и степень его дифференциации.

 

При обосновании вопроса  отнесения индустрии туризма  к самостоятельной отрасли необходимо принять во внимание основные факторы  формирования ее производственных особенностей, соответствие их определенным классификационным  признакам, по которым организации  входят в состав соответствующей  отрасли национальной экономики, зависимость  их от характера основной деятельности.

 

Кроме того, целесообразно  учитывать достигнутые результаты, а также перспективы их развития. Совокупность организаций, образующих отдельную отрасль, характеризуется  следующими основными чертами:

 

- достаточным числом самостоятельных  в экономическом отношении организаций  с однородным видом деятельности;

- устойчивыми экономическими  связями с другими отраслями  национальной экономики;

- определенным органом  хозяйственного управления.

 

Таким образом, современное  состояние индустрии туризма  вполне отвечает всем перечисленным  характеристикам. И соответственно под отраслью туризма следует  понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих  специализированной материально-технической  базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и  товаров, объединенных единством деятельности и управления.

 

В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации" законодательно закреплено, что туризм является полноценной  отраслью национальной экономики России. Однако согласно Общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1.75.018. (ОКОНХ) туризм не рассматривается  как самостоятельная отрасль  народного хозяйства, а выделяется в особую отраслевую подгруппу (под  кодом 91620). Поэтому отдельные исследователи  продолжают утверждать, что туризма  как отрасли не существует, поскольку  нет производства особого продукта. По их мнению, лишь незначительная часть  организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно  для туристов, большая же их часть  занимается удовлетворением потребностей местного населения.

 

Данная точка зрения не является обоснованной, так как туристская отрасль имеет свой собственный  специфический продукт - это так  называемая комплексная услуга, или  тур.

 

Существует еще несколько  подходов к определению понятия "туризм ". Ряд исследователей рассматривает туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств  размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Конгрессом США было принято следующее определение: "Туризм - это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами постоянного проживания".

 

Вице-президент Академии туризма М.Б. Биржаков полагает, что "туризм - это:

 

1) особый массовый род  путешествий с четко определенными  целями туризма, совершаемых собственно  туристами, т.е. деятельность самого  туриста;

Информация о работе Индустрия туризма как отрасль национальной экономики