Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 23:52, контрольная работа
Учитывая большое количество наук, изучающих труд, а также многообразие направлений и предметов в рамках одной лишь психологии труда возникла необходимость создания общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности. Направление это инициируется психологией труда иимеет название – «эргономика»
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ЭРГОНОМИКИ…………………………………………..…5
2. ИСТОКИ ЭРГОНОМИКИ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ………………..6
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЭРГОНОМИКИ…………………………………………………………...8
4. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ………………………………………..13
5. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ЭРГОНОМИКОЙ…………………………….15
6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭРГОНОМИКИ………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20
\БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….22
Заключение
С каждым годом все труднее ориентироваться во все разрастающемся массиве эргономического знания и тем более в развитии вездесущей прикладной эргономики. Быстрота и гибкость реагирования на изменяющиеся требования рыночной экономики и развитие техники — непременное условие профессиональной деятельности эргономистов. Этих специалистов считают полноправными представителями потребителей в проектных организациях и на производстве.
Эргономика, как уже отмечалось, ориентирована на улучшение качества жизни людей, включая и жизнь на работе. Эргономика имеет отношение к тому, с чем взаимодействуют люди и что окружает их в городе и сельской местности, дома и на работе, в административных учреждениях и в средствах транспорта, на отдыхе и при занятии спортом, в ресторанах и кафе, в процессе учебы и лечения, в театрах и музеях. Перечислить все невозможно. Эргономику интересуют не люди вообще, для нее важно улучшение качества жизни детей и молодежи, мужчин и женщин, представителей различных профессий и специальностей, пожилых людей и инвалидов. Эргономисты принимают во внимание при разработке промышленных изделий и систем исторические, этнические и культурные особенности развития народов разных стран и регионов.
Несомненные успехи эргономики, связанные с разработкой новых технологий, иногда как бы заслоняют ее исследования в традиционных направлениях развития техники. Новые технологии соседствуют с первичной механизацией, частичной автоматизацией и т. п., продолжает существовать зачастую в первозданном виде конвейер. Создаются рабочие места для работников высокой квалификации и рабочие места для выполнения монотонных операций и ручного труда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в конце XX века осуществляется эргономическое проектирование лопаты. В эффективной трудовой деятельности человека нет мелочей.
Одно из важнейших направлений в эргономике, например, связано с проектированием предметного мира для людей с физическими недостатками. Наиболее интенсивно эргономика развивалась в рамках военно-промышленного комплекса.
Активное воздействие на развитие эргономики оказали возросшая конкуренция в производстве товаров и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя.
Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования.
Одно из основных направлений эргономики связано с изменением менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, которых призывают ориентироваться не на собственные представления о физических и психических характеристиках человека, а на точное знание того, как человек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, насколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибрации на его зрительное восприятие, эмоциональные реакции и т.д.
С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.
В настоящее время в мировой практике эргономистов готовят на базе высшего технического образования и в рамках высшего психологического образования. Так, в технических университетах, институтах введена специальность – «эргономика».
На факультетах психологии классических университетов специализацию в области эргономики обеспечивают кафедры психологии труда, инженерной психологии, психофизиологии.
Библиографический список литературы
1. В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. ЭРГОНОМИКА: Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. — М.: Логос, 2001. — 356 с.
2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. С. 163.
3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
4. Прикладная эргономика. 1993, № 1.
Информация о работе История и предпосылки возникновения эргономики