История и становление и развитие индустрии гостеприимства в РФ и за рубежем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:01, доклад

Описание работы

Впервые индустрия гостеприимства появилась еще во времена Античности. Первое документальное подтверждение существования индустрии гостеприимства зафиксировано в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Одним из документов, подтверждающих существование индустрии гостеприимства в древних государствах, является Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В названном акте упоминались таверны, которые пользовались сомнительной репутацией и выполняли иногда функции домов терпимости. В кодексе было закреплено, что владельцы таверн должны доносить на посетителей, если те задумали совершить преступление против государя. Состав посетителей был крайне разнообразен и специфичен.

Файлы: 1 файл

история и становление и развитие индустрии гостеприимства в РФ и за рубежем.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

история и становление и развитие индустрии гостеприимства в РФ и за рубежем

Впервые индустрия гостеприимства появилась  еще во времена Античности. Первое документальное подтверждение существования  индустрии гостеприимства зафиксировано  в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.

Одним из документов, подтверждающих существование  индустрии гостеприимства в древних  государствах, является Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В названном акте упоминались таверны, которые пользовались сомнительной репутацией и выполняли  иногда функции домов терпимости. В кодексе было закреплено, что  владельцы таверн должны доносить на посетителей, если те задумали совершить  преступление против государя. Состав посетителей был крайне разнообразен и специфичен.

В Древней Греции также существовали таверны, которые играли достаточно важную роль в жизни общества, так  как они были важной составной частью религиозной и социальной жизни населения. В тавернах хоть и имелись места для ночлега, но они предназначались для общественного питания. Развитие торговли предполагало необходимость для путников ночлега, поэтому появились предприятия другого типа – постоялые дома.

Наиболее  разветвленная сеть постоялых домов  имелась в Древнем Риме.

Строительство римлянами постоялых домов положило начало созданию и формированию сферы  гостеприимства.

Расположение  постоялых домов в Риме было продумано. Они строились на расстоянии 40 км друг от друга, чтобы путешественники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Однако воспользоваться постоялыми домами можно было только при наличии специального документа, подтверждающего статус посетителя. Подобные бумаги достаточно часто воровали в дороге и подделывали.

В период раннего Средневековья предоставлением  услуг для обычных людей занимались религиозные учреждения. Путешествия  совершали в основном миссионеры, священники и пилигримы, поэтому  постоялые дома стали располагаться  ближе к церквям и храмам.

В Англии постоялые дворы строились  уже не для путешественников, а  скорее для населения, употребляющего алкогольные напитки.

В Средние века количество постоялых  домов постоянно увеличивалось, однако уровень оказываемых там  услуг оставался низким. Ночевали постояльцы на матрацах или просто на полу. Питание тоже было достаточно скудным и однообразным. Чаще всего  постояльцы питались тем, что привозили  с собой или покупали у хозяина  двора.

В сельской местности постоялые дома были не так распространены. Чаще всего в селах находился один постоялый дом, обслуживающий всех приезжающих людей.

Более состоятельные люди в постоялых домах не останавливались, а путешествовали в своем экипаже или верхом. Бедное население, совершающее такие поездки самостоятельно, в такие заведения не пускали.

Примерно  в середине 12 века на Руси появились первые прототипы современных гостиниц – постоялые дворы. Любой путешественник мог получить там питание и приют, но постоялый двор не отличался особым комфортом. Здесь оказывались услуги по размещению лошадей и транспортных средств путешественников. В XV в. постоялые дворы создавались на почтовых станциях, расположенных недалеко друг от друга. Кроме питания и размещения, оказывался дополнительный набор услуг, выполняемый ямщиками. Они держали лошадей и перевозили всех, кто имел специальный документ.

Постоялые дворы просуществовали долгое время, вплоть до середины XIX в.

Развитие  железных дорог приостановило строительство  постоялых дворов. Развитие автомобильной  промышленности вызвало необходимость  появления гостиниц, расположенных  вдоль дорог – мотелей.

В русских городах был распространен  и такой вид гостиниц, как гостиные дворы. Они отличались от постоялых  дворов тем, что, помимо услуг питания  и размещения, включали возможность  совершения коммерческих сделок и операций, т. е. в гостиных дворах существовали комнаты с мебелью, лавки и торговые ряды. Также гостиные дворы предназначались для того, чтобы складировать товары, торговать ими, так как купцам не разрешалось заниматься этим в собственных домах. Этот запрет распространялся на всех купцов и был снят лишь в XVIII в.

Впервые гостиные дворы появились в Великом  Новгороде в XII в. Размещение гостей происходило по национальному признаку. Новгород в славился своими готскими, немецкими, датскими гостиными дворами. В Москве существовали английские, греческие, немецкие, персидские и армянские дворы.

Деятельность  гостиных дворов в средневековой  Руси регламентировалась специальными правилами, которые назывались «скрой». Упоминание о первых правилах предоставления гостиничных услуг датировано XII в. Эти правила включали в себя порядок установления взаимоотношений жителей двора с местным населением. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности жизни, имущества и жилища. Большая часть статей новгородских гостиных правил была посвящена именно этим вопросам.

В XVIII в. предприятия гостеприимства получили широкое развитие в Соединенных Штатах Америки. В 1607 г. здесь появился первый постоялый двор. В 1634 г. в Бостоне была открыта одна из первых таверн. С тех пор таверны стали центрами общественной жизни, местами отдыха для солдат и предпринимателей. Таверны успешно развивались на перекрестах и в центре городов. Европейские переселенцы, пришедшие на Американский континент, принесли с собой опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами. Американские постоялые дворы практически копировали европейский тип организации услуг гостеприимства, потому что он считался лучшим. Архитектура, расположение, обслуживание в постоялых дворах и тавернах во многом повторяли европейский стиль, например при размещении клиентов отсутствовал признак дискриминации. Американские таверны с самого начала своего существования имели коммерческую направленность. Американские таверны отражают не только уровень гостеприимства, но и образ жизни страны в целом.

В период с XVIII по XIX вв. в России открываются новые гостиницы, растет количество городов, что вызвано расширением торговых связей и ростом промышленного производства. В 1818 г. в Москве насчитывалось семь гостиниц, а в Санкт-Петербурге в 1900 г. – 325.

Особенностью  российской индустрии гостеприимства было существование чайных заведений. Они появились в XIX в. при Александре II в Тверской губернии. В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 г. Чайные заведения были поставлены в особые условия функционирования: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкая ставка налога. Чайные открывались с пяти часов утра. Этот тип заведений распространился по другим городам и быстро завоевывал популярность.

В 1910 г. в России насчитывалось более 5000 гостиниц. Они принадлежали частным лицам и считались коммерческими предприятиями.

Практически в 700 городах СССР к 1940 г. были построены гостиницы. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб индустрии гостеприимства, и, следовательно, в послевоенный период она была подвергнута основательной реконструкции. С 1950 г. начинается широкомасштабное строительство новых гостиниц. В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность. К интерьерам гостиниц предъявлялись функциональные и эстетические требования.

Дальнейший  рост материальной и технической  гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых, рост промышленности, науки, культуры и искусства, увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки  для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа  командированных и отпускников.

Наряду  с гостиницами общего типа увеличился рост пансионатов, санаториев, мотелей, туристических баз и лагерей.

В 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги.

В XX в. индустрия гостеприимства особенно интенсивно развивалась в Европе и США. Именно там появились новые формы организации этой сферы услуг.

В современном мире существуют основные направления развития предприятий  гостиничной сферы:

1) углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;

2) образование международных гостиничных и ресторанных цепей;

3) развитие сети малых предприятий;

4) внедрение в индустрию гостеприимства  компьютерных технологий.


Информация о работе История и становление и развитие индустрии гостеприимства в РФ и за рубежем