Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:53, реферат
Конец XVIII и первая половина XIX в.— яркий период для Екатеринбурга в градостроительном отношении. Возрастает его административное значение как «столицы» Урала. В 1807 г. Екатеринбург объявлен «горным городом», а в 1826 г. сюда переводится все горное правление из Перми. Этот период характерен для Екатеринбурга и многих других уральских городов-заводов развитием каменного строительства, перестройкой заводов с деревянных на каменные, формированием архитектурного облика их центров. Все это обусловливалось общим развитием архитектурно-строительного дела в России и ростом городов-заводов. Перестройка заводских зданий с деревянных на каменные совпала с общим прогрессом техники на уральских заводах — внедрением паровых машин, пудлингового производства, совершенствованием воздуходувных устройств, созданием механических мастерских и т. п.
Введение 2
1. Архитектура Екатеринбурга 3
1.2 Архитектор А.Б Турчевич 10
2. Усадьба А.А. Железнова 12
2.1 Купец второй гильдии А.А. Железнов. 14
2.2 Тайны и легенды усадьбы Железнова 17
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение 21
Уса́дьба Железно́ва была построена в псевдорусском стиле в конце XIX века (1892—1895) екатеринбургским архитектором Дютелем (по другим данным А. Б. Турчевичем). Неизвестно имя заказчика — Алексей Анфиногенович Железнов приобрел усадьбу уже позднее; по крайней мере, нет никаких свидетельств о его переезде на Златоустовскую улицу ранее 1907 года. Некоторые детали здания, выполненные из кирпича, создают подобие деревянной резьбы. По мнению историков, датой постройки дома на бывшей Златоустовской улице (ныне Розы Люксембург, 56), следует считать 1895 год. По крайней мере, об этом свидетельствует гравировка на железном флюгере, венчающем бельведер здания.
Дом похож на русский терем из красного («пудового») кирпича, напоминает купеческий дом Н. В. Игумнова на Большой Якиманке работы ярославского архитектора Н. Поздеева. Усадьба расположена в ряду усадебной застройки ул., доминирует в пространственной композиции квартала, занимает обширный участок с садом. В состав сооружений входят гл. дом, флигель, ограда с воротами, сад с фонтаном. Кам. дом продольной стороной обращен на ул. и поставлен с небольшим отступом от ее кр. линии. Композиция осн. на разработке мотивов древнерус. теремного зодчества - с живописными силуэтами разновысоких объемов под высокими кровлями. Гл. фасад асимметричен, его членения построены на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Доминирующая вертикаль - башня с высоким шпилем, оформляющая гл. вход.
В композицию усадебного
комплекса входят главный дом
с флигелем, двор и широкая ограда
с воротами. В конце XIX века был
богатый сад с мраморным
Сейчас в здании располагается Институт истории и археологии УрО РАН. Усадьба А. А. Железнова расположена по адресу улица Розы Люксембург (до 1919 года — улица Златоустовская), 56.
Алексей Анфиногенович Железнов был екатеринбургским купцом 2 гильдии. Он родился в 1854 г. В мещанской семье, образование получил домашнее. Он был вице-президентом Екатеринбургского общества поощрения конского бега. Уроженец Петербургской губернии, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За храбрость отмечен боевыми наградами: знаком «Высшей доблести» и Черногорским Серебряным Крестом. Предположительно, он воевал в кавалерии, о чем свидетельствует его лихая выправка и оставшееся на всю жизнь увлечение коневодством и конными бегами. Действительный член общества попечения о начальном образовании в г. Екатеринбурге и его уезде, общества вспомоществования недостаточным ученикам мужской гимназии, комитета православного миссионерского общества, общества взаимного вспоможения приказчиков; член–сотрудник екатеринбургского отделения православного Палестинского общества; пожизненный член–жертвователь вольного пожарного общества; активный член Екатеринбургского общества поощрения коннозаводства, вице–президент и пожизненный почетный член этого общества. Всё это до революции. В 1919 году эвакуировался в Томск, где жил до 1926 года. Далее о нём никаких сведений нет.
А собственно сама история дома связана непосредственно с именем купца второй гильдии Алексеем Афигеновичем Железновым. Дом на Златоустовской улице он, по одной версии, построил сам, по другой – купил уже готовым. И то и другое было под силу очень состоятельному человеку. Железнов не только был служащим акционерной компании, но активно занимался предпринимательством. Доход приносили крупный золотой прииск в Енисейской губернии, несколько мелких приисков, которыми Железнов на долевом участии владел в Оренбургской губернии, угольные копи в Казахстане. А.А. Железнов был активным участником общественной жизни города и края. Купец Железнов был известен, как щедрый меценат, любитель лошадей и просто широкой души человек. Но сегодня речь пойдет о его жене – Марии Ефимовне Железновой (ок.1861 – 07.11.1914), личности неоднозначной и таинственной. Железнов был заядлым любителем лошадей и отличным наездником, возглавлял общество конезаводчиков Екатеринбурга, сам участвовал в скачках в Екатеринбурге, Тюмени и даже в Петербурге.
У Железнова была большая семья: три сына и дочь. Для своей жены Марии Алексей Железнов приобрел оранжерею, затем открыл магазин с большим выбором элитных сортов роз, хризантем, других цветов из лучших питомников России, Франции, Италии. Железновы были и театралами: в новом оперном театре завели персональную ложу, что было очень модно.
По воспоминаниям
Специально для любимой жены Железнов обустроил огромный сад, который спускался прямо к берегу Исети. Даже был установлен фонтан, возле которого хозяйка дома любила помечтать с книгой в руках. Кстати, остатки фонтана до сих пор можно видеть за домом.
Мария Ефимовна обожала природу. Все в доме было заставлено свежесрезанными цветами: на подоконниках цвели привезенные из-за границы необычные растения, сад благоухал ароматами роз, пионов, лилий, тюльпанов.
К странностям также можно
Семья прожила в доме до революции 1917 года. Правда, Мария Ефимовна умерла чуть раньше. Внезапная трагическая смерть от кровоизлияния в мозг на премьере балета Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» породила множество красивых легенд.
Похороны М.Е. Железновой состоялись 12.11.1914 г на Новотихвинском кладбище, могила, к сожалению, не сохранилась.
В 1917 году Железнов с детьми покидает Екатеринбург, он уходит вместе с Колчаком в Омск, где и теряются его следы. Известно, что один из сыновей позже возвращался в Екатеринбург, но был расстрелян в 1937 году по указу И.В. Сталина.
После революции дом неоднократно менял хозяев: вначале его заняли анархисты, затем формировалась воинская часть, потом здание переходит в ведение Наркомпроса, в нем была школа № 93 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабослышащих. В годы Великой Отечественной войны в дом Железнова был эвакуирован из Москвы Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга (ГАИШ). В подвалах здания, за полутораметровыми кирпичными стенами вдали от транспортных магистралей разместились хронометры Службы точного времени, руководил которой тогда М. С. Зверев. В послевоенное время здания снова перешло в ведение народного образования — до момента создания Института истории и археологии.
Купеческая жизнь усадьбы была коротка, однако именно к этой эпохе относятся связанные с домом легенды и истории. И самым известным среди них считается предание о призраке женщины, который с тех давних пор скитается по комнатам дома. Считается, что это жена Железнова — Мария Ефимовна.
Еще при жизни многие находили ее странной, к тому же она страдала клептоманией, что, конечно же, доставляло некоторые неудобства семье, которая часто бывала в обществе. Вот почему Марию Ефимовну стали ограждать от светских развлечений.
С тех пор, как семья покинула дом, по комнатам бродит белый призрак: говорят, что это хозяйка дома ищет своих родных. Является ли это красивой художественной выдумкой или воплощением страхов жильцов, оказавшихся в послереволюционные годы жителями удивительного дома, сказать трудно, но то, что легенда жива по сей день, остается фактом.
Времена подземных тайн, казалось, прошли безвозвратно, но дом Железнова не обошелся без маленького подземного сюрприза. Верный старой традиции уральских толстосумов, Железное вывел короткий, в несколько десятков метров, подземный ход из дома в сад, а другой - к дворовым службам. Точнее сказать, все подвальные помещения дома и служб были соединены между собой подземными переходами.
Это не новость. Именно на Урале с давних времен даже не очень влиятельные и знатные люди использовали этот прием соединения всех построек своей усадьбы. Может быть, такое решение было подсказано условиями сурового климата, может быть, боязнью лихих людей, может быть, старообрядческими таинствами. Вот почему так часто встречаются в черте старинных построек Екатеринбурга эти маленькие подземные лабиринты, молва о которых разносит преувеличенные во много раз слухи.
В старом деревянном доме (ныне снесенном) по улице Карла Маркса из подвала дома подземный ход (или лучше - переход) шел в подвал амбара. Подобный ход был в тоже снесенном доме, на месте которого ныне стоит здание кинотеатра "Мир" - театра "Щелкунчик" Жители домов на еще сохранивших старый колорит свердловских улицах Розы Люксембург, Красноармейской, Горького рассказывают о таких подземельях в своих дворах. В эти лабиринты и переходы часто попадают сточные канализационные воды, вызывая удивление жителей: десятилетиями льется, а куда пропадает, бог ведает...
Дом Железнова находится в Екатеринбурге, на улице Розы Люксембург, 56. Ближайшая остановка транспорта - "Куйбышева" (троллейбус, автобус), либо "Белинского" (трамвай).
В настоящее время в здании располагается Институт истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук. По этой-то организации дом получил свое второе название - Дом ученых.
Иногда в здании проходят интересные выставки, познакомиться с которыми можно совершенно бесплатно (увидев при этом сохранившуюся кое-где внутри лепнину). Кроме того, в стенах старинного особняка собирают своих приверженцев несколько клубов по интересам (рисование, бальные танцы, философия, поэзия, арт-хаусное кино).
Итак, первая половина XIX в.— период
большого по тому времени подъема архитектуры
Приложение №1
Фото: Усадьба А.Железнова
Приложение №2
Приложение №3
Фото: Усадьба А.Железнова. Фонтан во дворе усадьбы.