История развития гостиничного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:14, лекция

Описание работы

Первые упоминания о гостевых предприятиях уходят вглубь веков, ко времени античности. Античность предстала перед нами как историческая эпоха, причудливо менявшая свои формы и облики – греческие, этрусские, карфагенские, эллинистические и римские. Это мир культуры и мир человека с подлинной средой исторической жизни, творимой и переживаемой людьми с их неповторимыми судьбами и индивидуальностями. Люди жили в разные эпохи античности и были неравны по происхождению, социальному положению, образованию, характеру. Античное наследие «золотой цепью» связывало воедино времена и народы; наследие, без которого не мог обойтись ни один последующий век.

Файлы: 1 файл

Lektsia_2-3.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Лекция № 2-3

Древний период – период античности (YIII тысячелетие до н.э. – 476 .н.э.)

Первые упоминания о гостевых предприятиях уходят вглубь веков, ко времени античности. Античность предстала перед нами как историческая эпоха, причудливо менявшая свои формы и облики – греческие, этрусские, карфагенские, эллинистические и римские. Это мир культуры и мир человека с подлинной средой исторической жизни, творимой и переживаемой людьми с их неповторимыми судьбами и индивидуальностями. Люди жили в разные эпохи античности и были неравны по происхождению, социальному положению, образованию, характеру. Античное наследие «золотой цепью» связывало воедино времена и народы; наследие, без которого не мог обойтись ни один последующий век.

Европейская цивилизация построена на античном фундаменте. Огромные пространства вокруг Средиземного моря, на Ближнем Востоке, европейские земли от Атлантического океана до Черного моря, от Британии до Италии были на протяжении многих веков цивилизованы на античный манер. Античность явила миру и различные формы организации человеческого общества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции. Рим дал примеры республиканского строя, а затем и империи с существованием многих народов, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права в регулировании всех видов человеческих отношений. В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока в единой цивилизации, преодоление разобщенности народов и традиций и взаимопроникновение культур. Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. В античности заложены основы многих наук.

Наиболее важный вклад в античном наследии оставили древние греки  и римляне. Греция и Рим в своих  истоках были различны, вместе с тем у Греции и Рима столько общего, что их относят к одной цивилизации. К YIII в. до н. э. было изобретено алфавитное письмо, а век спустя – чеканная монета. Культура стала достоянием масс, а монета облегчила обмен между странами и внутри страны.

Первое упоминание о гостевых предприятиях были обнаружены в древних манускриптах - в знаменитом кодексе законов царя Вавилонии – Хаммурапи (1700 г.до н.э.). Благодаря этим упоминанием становится понятным, что существовавшие в то время таверны пользовались сомнительной репутацией. Кодекс Хаммурапи обязывал хозяев таверн доносить на посетителей, ведущих разговоры о властях. Состав посетителей был достаточно разнообразен и специфичен. Одни считают, что слово «гостеприимство» происходит от старофранцузского – «ospis» – странноприимный дом. Другие - что от латинского «hospitalis», которое означает гостеприимство. Гостеприимцы – так называли в античности людей вместе с их семейством, оказывающих прием гостей в своем доме. С гостеприимцами иностранное государство заключало союз о взаимной помощи, дружбе и защите.

Но гостиницы, в которых можно  найти приют за деньги, не были известны в тот период. Чужеземцы всегда могли найти гостеприимный прием  в частных домах.  Основная масса римского населения жила в сельских трибах. В раннюю эпоху это были дома атриумного типа. В основном, одноэтажные. Название произошло от слова atrium, производного от прилагательного ater (черный). Основное помещение – комнату - назвали не случайно. В комнате находился очаг (который и окрашивал своей копотью и сажей стены во время приготовления пищи). Плита располагалась в глубине комнаты, а на переднем плане возвышалось хозяйское брачное ложе. В центре атрия находился бассейн, куда стекалась дождевая вода через отверстие в крыше. Окон было мало, и все располагались наверху. По обе стороны от дверей вдоль стен отгораживались друг от друга досками комнаты, вход в которые отделялся от атрия занавесями. Вот они – то и служили спальнями для других членов семьи или для гостей. Дом не загромождали мебелью: стол, скамейки, сундук для одежды, навесные шкафы и полки – вот и вся нехитрая меблировка.

Распорядок дня был продиктован  продолжительность светового дня, и необходимостью дорожить солнечным  светом. Поэтому люди вставали рано, с восходом солнца. 

Люди, начинавшие свой трудовой день, прежде всего, омывали лицо и руки, съедали незатейливый первый завтрак, который назывался ientaculum. Завтрак состоял из куска хлеба, сыра, оливок, лука, иногда с добавлением вареной рыбы.

В полдень римляне прерывали  работу для обеда или второго завтрака, который получил специальное название - prandium. Он мало чем отличался от первого и был по своей сути такой же сухомяткой, которая разнообразилась орехами и фруктами. Во второй половине дня был основательный ужин, который впоследствии превратился в обед под названием sena. На него собиралась вся семья, гости, слуги, рабы. Утоляли голод горячей пищей, но сначала ели сало или вареные овощи. Главным блюдом была бобовая похлебка (conchis), приправленная оливковым маслом или салом и, конечно, с луком, чесноком укропом, рутой, сельдереем и пр. Если позволяло положение, подавали запеченное мясо, пили вино, сильно разбавленное водой (только мужчины). Простая, здоровая, лишенная изысканности блюд пища входила в рацион предков римлян. 

В местах, где происходили общественные празднества и приглашались гости из других государств, строили пристанища для многочисленных посетителей.

Самый блестящий период празднеств совпадает со временем наибольшего  могущества и процветания Эллады. Государства посылали священные посольства на важнейшие праздники других государств, связанных с ними узами племенного родства или политическими интересами. Архифеоры (представители посольств) не щадили государственных средств и участвовали в торжестве с пышностью и блеском. Число государственных праздников в эпоху процветания Эллады было более, нежели будней. Способы празднования были различны, но, следует отметить, праздники были признаваемы государством, совершались за счет государственной казны и были урегулированы законами. Заведование принадлежало магистратам (отдельным лицам или целым комиссиям). На празднования привлекались все слои населения: женщины (в будни затворники), дети (освобождались от учебы), рабы, узники, должники и пр. Спрос на жилье был использован домовладельцами, которые стали делать свои дома доходными, сдавая их внаем. Потребность в гостиницах стала ощутимой.

Праздничное время носило название «священномесячия», хотя бы продолжалось лишь несколько дней или даже один. Останавливались все государственные и частные дела за исключением необходимых и относившихся к самому празднику. Для праздников, которые посещали иностранцы (например, Олимпийские игры), через особых вестников объявлялось священное перемирие, иногда на продолжительное время (до55 дней). Разумеется, не все праздники совершались одинаково торжественно. Но один из праздников – Олимпийские игры – был праздником общенационального значения.

Олимпийские игры получили название от местности – Олимпии, одной  из областей Элиды. Местом праздника  была священная местность на берегу реки Алфея, при впадении в нее  ручья Кладея. Священная дорога в 300 стадий (около 50 верст) длиной соединяла  эту местность с городом Элидою. Местность была окружена стеною и застроена многочисленными святилищами. Олимпийский праздник распадался на две части – священнодействия и состязания. Жертвоприношения Зевсу совершалось в первый день праздника, а со второго начинались состязания, сначала для мальчиков, а затем взрослых. К участию в состязаниях допускались только граждане эллинских государств, безукоризненной нравственности и не старше определенного возраста, варвары и рабы допускались как зрители, замужние женщины не допускались вообще, девицам присутствие на состязаниях не возбранялось. Устройством состязаний заведовали и награды победителям присуждали так называемые «Эллинские судьи». Избранные в продолжение 10 месяцев изучали руководства по празднику и в первый день давали клятву правильно исполнять свои обязанности. Для поддержания порядка во время праздника они имели в своем распоряжении известное число палочников.

Олимпийские игры были прекращены в 394 г по распоряжению императора Феодосия. Только для олимпийских игр возводилось такое количество зданий – прототипов современных гостиниц - в которых смело можно было расположить население небольшого города того времени. Развитие торговли, изменения в общественной жизни общества предопределили появление нового типа предприятий – постоялых дворов.

Наиболее разветвленная сеть постоялых  дворов было создана на территории Римской империи. Вдоль главных  дорог на расстоянии 25 миль друг от друга (40,2 км) стали располагать постоялые  дворы. Протяженность дорог в  период расцвета составляла около 85 тыс.кв.км. Государство участвовало в постройке этих постоялых дворов и в контроле над их деятельностью. Поселение происходило строго по классовому признаку, и соблюдалась определенная градация. Купцы, торговцы, путешественники не могли быть поселены с правительственными чиновниками и государственными служащими. Скромные деревенские постоялые дворы назывались кумпонами, а более богатые, с конюшнями и пр. – стабулами. Однако, по мере развития хозяйственных отношений, возрастали требования путешествующих, и возникало много благоустроенных дворов. Для аристократии создавались соответствующие условия, здания строились по всем правилам архитектурного искусства, предлагался широкий спектр услуг («водопровод», прислуга и пр.) В Римских постоялых дворах не зазорно было остановиться даже представителям высшей знати – королям и членам их семей. В домах имелись отдельно кухни, комнаты для гостей, несколько спален, помещения для уборных, прислуги, вещей, бани, косметические (массаж, стрижка) помещения, прачечные, помещения по ремонту одежды и чистке обуви, конюшни, услуги кузнеца и пр.

Уже в III в. до н.э. строители Рима возводили  высокие многоквартирные здания – инсулы – чтобы разместить и разраставшееся населения города и гостей. Это были трех-, четырех-, а порой и пятиэтажные строения с деревянным каркасом. В Риме инсулы были заселены как бедняками, так и средним слоем горожан; люди богатые обитали а особняках. В таком многоэтажном доме сдавались внаем отдельные помещения или целые этажи. В римском порту Остии, где особенно остро ощущалась нехватка пространства, в многоэтажных инсулах жили все (сохранились остатки ряда не только благоустроенных, но и украшенных фресками и рельефами инсул). В других городах, где было достаточно пространства для застройки (таких, как Помпеи) инсул не возводили вообще, строили домики с садом или особняки. Сотни городов в Риме имели акведуки – водопроводы, подающие воду в город. Как правило, акведуки являлись монументальными сооружениями на арочных опорах. Самый длинный акведук – 132 км был возведен при императоре Адриане в Карфагене. В это же время появляются дома – лупанарии (публичные дома).

A в Древней Греции первыми  предприятиями гостеприимства были  таверны. Они являлись важным  элементом религиозной и социальной  жизни, но, в большей степени, предлагали путникам питание. Помещения для ночлега имелись, но ни о каком комфорте не могло быть и речи. Часто место для ночлега предлагалось в одном помещении с животными, что–то вроде сараев, а спальное место представляло собой, как правило, просто солому на полу. В Древней Греции были широко распространены два типа сооружений, предназначенных для приема на ночлег: каталогии (частные заезжие дворы) и пандокеи (государственные заезжие дворы) и были доступны всем.

Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграл Ближний Восток, Азия, Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались караваны. Появилась необходимость в организации ночлега, отдыха людей и животных. Древние персы одними из первых организовали гостевые комплексы: караван-сараи (для людей и верблюдов). Весь комплекс был окружен крепостной стеной, которая являлась защитой от стихий и грабителей. В Персии все постоялые дворы принадлежали шаху. В них останавливались люди, разъезжающие по служебным делам. В Древнем персидском государстве постоялые дворы для государственных чиновников были организованы на хорошем уровне. Об уровне развития гостиничного дела в Халдее свидетельствуют руины постоялого двора в местечке Ур (современная территория Ирана). Это был комплекс нескольких скромных помещений, вероятно, одноэтажных, с различным назначением – под кухни, спальни, конюшни для животных. Все помещения располагались вокруг внутреннего дворика, к которому вели три входа, сделанные в стене со стороны улицы.

Здание караван – сарая при  царском дворце в Кноссосе со сложной  планировкой отражало высокий уровень  цивилизации Микенкого периода (1400 г до н.э.). Караван – сарай располагался на склоне, у дороги, ведущей к  дворцу. Первый этаж, предназначенный для помещений обслуживания, имел холл с колонами и красивыми фресками на стенах. Рядом с холлом находился вход для путешественников, прибывающих пешком, со специальным бассейном для мытья ног. В подвальных помещениях здания располагались котлы для подогрева воды. Номера для гостей располагались на втором этаже. В здании имелись подсобные помещения, склады для товаров и пр. После падения Римской империи в 476 году до н.э. начался новый этап в развитии предприятий гостеприимства.

Античное наследие на протяжении веков  питало и продолжает питать мировую  культуру и науку. Античность продолжает в нас жить, это основание того мира, в котором мы живем сейчас. Связь между эпохами, поколениями, людьми – это проявление жизни  человечества как единого живого целого, в котором неразрывно связано прошлое, настоящее и будущее.


Информация о работе История развития гостиничного дела