Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:56, дипломная работа
Цель работы - исследовать экологический туризм и его развитие в Республике Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задач:
– охарактеризовать экологический туризм как сектор современной туриндустрии;
– изучить территории республики Башкортостан, привлекательные для развития экологического туризма;
– разработать экологический тур по БГПЗ Республики Башкортостан.
2.2.1 Характеристика транспортных средств
Трансфер участников маршрута осуществляется на автомашине «Камаз – Торос». «Камаз – Торос» полностью соответствует состоянию дорог данной местности, вместимость 8-12 мест, имеется место для расмещения снаряжения. Продолжительность трансфера от г. Стерлитамака до с. Кага составляет 350 км, общая продолжительность автотранспортного переезда составляет 280 км. Работает один водитель.
2.2.2 Характеристика организации питания
Таблица 7 - Цены на питание для данного экологического маршрута (в расчете на 1 человека за 5 полных дней)
Наименование продукта |
Масса продукта (гр.) |
Цена продукта (руб.) |
Говядина тушеная, в/с |
6х350 |
6х80=480 |
Сгущенное молоко |
350 |
20 |
Геркулес |
300 |
12 |
Гречка |
300 |
15 |
Макароны |
200 |
10 |
Пшено |
200 |
10 |
Рис. Круглозерный |
200 |
10 |
Суп (борщ) в пакетах |
2х90 |
2х36=72 |
Шоколад молочный |
70 |
50 |
Сушки чайные |
200 |
13 |
Сухари |
300 |
20 |
Пряники |
300 |
25 |
Чай |
42 |
15 |
Сахар |
700 |
28 |
Масло топленое |
105 |
26 |
Соль |
21 |
1 |
Изюм |
210 |
30 |
Хлеб подовый |
840 |
13 |
Батон |
350 |
10 |
Кетчуп |
140 |
13 |
Молоко |
800 |
20 |
Сметана |
150 |
25 |
Картофель |
300 |
5 |
Яйцо |
6 шт. |
24 |
Мясо (говядина) |
300 |
80 |
Мясо кур |
500 |
73 |
Итого: 1100 руб. |
2.2.3 Характеристика средств размещения
Размещение участников экологического маршрута на время отдыха в ночное время производилось следующим образом: три ночевки было устроено в домиках экостационаров и две ночевки в палатках.
2.2.4 Характеристика туристических объектов
Село Кага. Предположительно, название "Кага" происходит от имени Кага-бая, хозяина земель, которые были переданы заводам в оброчное использование. В 1758 году Берг-коллегией дано разрешение на строительство металлургических заводов на реке Кага и реке Узян. В 1758 г. земли были окартомлены у башкир по записи на 30 лет с платой 20 рублей в год в количестве до 90 десятин, с условием, что "земли по миновании срока не отдавать никому иному, как только Шувалову, его наследникам или заводам за ту же цену на тот же срок". Затем заводы были уступлены коллегиальному асессору Матвееву, а от него в 1760 г. - Демидову, который на тех же землях построил еще 2 авзянских завода. Завод на Каге предназначался для ковки чугуна с Авзяно - Петровского заводов. В 1830 году заводы переданы генерал-майору Пашкову. В 1837 г. шло дело о спорной земле башкир Тамынской и Тамгауровской волостей с владельцами Кагинского и Узянского заводов. Дело дошло до Петербургской Военной коллегии. В 1847 г. - Военсоветом и Министерством финансов предписано башкирам продать в собственность заводам то количество земель, которое необходимо. Сверх земель предоставить им необходимое количество леса из тех же земель башкир. Со строительством заводов начинается активная рубка леса вокруг них.
В 1845 году в Каге была открыта школа. Тогда уже были построены 2 деревянные церкви, завод, плотина, кирпичный завод. До сих пор в Каге стоит церковь, построенная из кирпича, сделанного на том заводе.
К концу 19 века, когда управляющим был Иван Асафович Татаринов, была отстроена больница, освященная в 1904 году, имелся клуб. Жизнь Каги резко изменилась, когда в 18 июля 1911 года от загорания строений домохозяина Сысоева возник пожар. За несколько часов было уничтожено все село. Остались без крова и скарба приблизительно 500 домовладельцев с семьями. Сгорели: завод, плотина, клуб, церковь, заводские магазины, амбары, заводоуправление, все документы. Жители были вынуждены переселяться в другие деревни. Бурная жизнь в Каге прекратилась.
Сегодня жители села Кага работают: в Кагинском лесничестве Авзянского лесхоза, в Производственно-крестьянском Союзе "Победа", на Кагинском участке Белорецких электрических сетей Башкирэнерго, на гидроузле села Кага, на участке дорожно-ремонтного строительного управления г. Белорецка, турбазе "Агидель", в клубе, школе, на почте, в амбулатории, в магазине, в администрации сельского совета.
Кага — село, расположенное в Белорецком районе республики Башкортостан, административный центр Кагинского сельского поселения. Расположено у одноимённой реки Кага неподалёку от места её впадения в Белую, на автодороге Р316. Годом основания считается 1740 год, когда на месте маленькой деревни Кага, возможно, основанной старообрядцами и названной по протекающей здесь реке, был основан один из демидовских заводов — Кагинский завод. Кагинский завод относился к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. Село неоднократно горело. Пожар летом 1911 года полностью уничтожил завод, после чего экономическая значимость села значительно упала. В настоящее время население Каги сокращается. Основное занятие жителей — сельское и лесное хозяйство, туризм, отчасти работа на предприятиях в близлежащих сёлах Верхний Авзян и Нижний Авзян. В селе имеется активная турбаза. Церковь рубежа XIX—XX веков сохранила настенную роспись, является памятником архитектуры и открывается для экскурсий и (реже) праздничных служб. Рядом с селом — святой источник.
Свято – Никольский храм.
В дореволюционный период российской истории Свято - Никольский храм села Кага относился к 15-ому Благочинному (Белорецкому) округу. Этот округ составляли прихожане 9-ти церквей, расположенных в таких заводских селениях как Тирлян, Узян, Верхний Авзян, Нижний Авзян, Белорецк, Зигазы, Ломовка и Инзер. Из всех церквей 15-го Благочинного округа Никольской храм в селе Кага был самым привлекательным. В отличие от деревянных церквей Узянского, Нижне-Авзянского, Зигазинского и Инзерского заводов храм в Каге был каменным. Он был трехпрестольным, а значит, самым вместительным. К основной части храма слева и справа были пристроены приделы: первый – в честь Иоанна Богослова, второй - в память об апостолах Петре и Павле.
Большинство храмов 15-го округа имели деревянную ограду. Кагинская церковь имела каменную ограду с двумя массивными воротами, выполненными из кирпича и чугунной решетки. В строительстве храма использовался кирпич необычной формы: он имел округлую форму. В этом тоже проявлялась уникальность Свято-Никольского храма. Полы тоже были нестандартными: они были выложены чугунными плитами квадратной формы. Не все церкви, входившие в 15-ый округ, имели печи. Церковь села Кага отапливалась четырьмя огромными голландскими печами. Эти печи являлись техническим новшеством и не встречались в других уездах Уфимской и Оренбургской губерний. Кагинский храм трижды ориентирован на число 40. Высота его колокольни 40 метров, длина – 40 метров, вокруг храма, в ограде, 40 каменных столбов. Вряд ли это можно назвать совпадением или случайностью. Потому что эта цифра имеет сакральное значение. Это короткое от слова «срок». Иными словами это определенный период времени. В Священном Писании оно встречается сто пятьдесят раз, а число 40 воспринимается как важное священное, знаменательное, и, кроме своего прямого значения, порой иносказательно понимается как “много”. В древнем народном предании, как сообщает авторитетный толковый словарь В.И. Даля, нередко встречается число 40 и придается ему символическое значение. Тоже можно отметить в православном предании, например, на сороковые сутки душа умершего человека окончательно покидает этот мир. В православии число 40 во многих случаях используется для установления количества молитвенных действий (например, сорокоуст). Кроме того, в церковно-славянской азбуке число 40 изображается буквой «М» с названием «мыслите». Мыслить, значит думать – думу думать. То есть это срок, по окончании которого, рождается определенная готовая идея. Это может быть и сорок секунд или минут, и сорок часов. Поэтому учитывая все выше сказанное можно уверенно сказать, что храм в селе Кага строился с оглядкой на это священное число не случайно, а со знанием дела, со знанием Священного Писания и Священного Предания, и предания православного. Не известно имя архитектора. Но кто бы он ни был, по всему видна его глубокая религиозность и образованность. В 1898г. было закончено строительство центральной части храма. 28 сентября 1898г. она была освящена с разрешения Преосвященнейшего Владимира, Епископа Оренбургского и Уральского. С этого момента в храме велись службы. Одновременно продолжалось строительство приделов. Они были освящены в 1903г.
В 1908г. внутреннее помещение церкви было оштукатурено, а в 1912г. - выкрашено масляной краской светло-бирюзового цвета и оформлено росписями. Снаружи церковь была выкрашена масляной краской по кирпичу под цвет кирпича. До закладки храма на этом месте располагалась деревянная церковь, заложенная еще в 1777г. заводовладельцем Евдокимом Демидовым. Церковь была освящена в 1778г., но позднее к ней был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла, освященный в 1794г. По прошествии ста лет церковь обветшала настолько, что Оренбургская духовная консистория запретила проводить там молебны. Инициатором строительства был Кагинский священник Алексей Краснов. Он был не только священников в селе Кага,но и исполнял должность Благочинного того округа, в который входил Кагинской приход. Но в заводских селах задачу строительства церквей всегда брали на себя заводовладельцы. Поэтому строительством храма непосредственно занимался управляющий Кагинским заводом Иван Иасафович Татаринов. Его могила находится в ограде храма.
На чьи средства строился храм? На этот счет существует два мнения. В Отчете о поездке по Южноуральским заводам, подготовленном научной экспедицией Д.И. Менделеева (1899г.) говорится, что церковь была выстроена на средства завода. Однако, в Клировой ведомости 2-го Благочинного округа Верхнеуральского уезда за 1916г. можно прочесть следующее: «Церковь во имя Святителя Николая архиепископа Мирликийского построена в 1898г. тщанием местных прихожан и освящена 28 сентября 1898г с благословлением преосвященнейшего епископа Владимира». На строительство церкви было затрачено 60000 рублей. Эти деньги были выделены конторой Кагинского завода с разрешения центрального заводоуправления, находившегося в Москве. Позже эти деньги вычитались из зарплаты рабочих Кагинского завода по копейке с каждого заработанного рубля. Священник Алексей Краснов пишет, что стоимость постройки в 60000 рублей «тяжким бременем легла на население Каги».
2.3 Технико-экономическое обоснование маршрута
Разработанная программа и данные преддипломной практики позволяют нам составить подробную таблицу проектируемых расходов.
Поскольку наш маршрут был создан на принципах самодеятельного туризма, все расходы на его организацию и проведение можно отнести к прямым затратам. Прямые затраты, согласно правилам бухгалтерского учета и финансовой деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма представляют собой те затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ) Прямые затраты на экологический маршрут по нитке: г. Стерлитамак – с. Кага – кодон им. Макарова – д. Хамитово – кордон им. Макарова - с. Кага – г. Стерлитамак представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Прямые затраты на экологический маршрут
Объект |
Кол-во раз |
Цена на 1 чел. |
Цена на группу |
Итого |
Завтрак |
5 |
250 |
3000 |
3000 |
Обед |
5 |
500 |
6000 |
6000 |
Ужин |
5 |
350 |
4200 |
4200 |
Баня |
3 |
150 |
1800 |
1800 |
Экскурсии - лекции |
5 |
250 |
3000 |
3000 |
Проживание |
3 |
300 |
3600 |
3600 |
Проезд |
4200 | |||
|
25800 |
Проведенные расчеты по программе экологического маршрута позволяют нам объединить все расходы в более конкретные группы по основным статьям: транспорт, питание, размещение, экскурсионные программы таблица 9.
Таблица 9 – калькуляция экологического маршрута
Статья расходов |
Сумма |
Питание |
13200 |
Размещение |
3600 |
Транспорт |
4200 |
Экскурсионное обслуживание |
9000 |
Итого |
30000 |
Таким образом, цена поездки на одного участника экологического маршрута при группе 12 человек составляет 2500 руб.
2.4 Обеспечение безопасности экологического маршрута
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», рекомендациях ВТО и в документах международных конференций по туризму [40] много говорится о важности подготовки туристов к поездке, обязательности получения "необходимой и достоверной информации об обычаях местного населения, религиозных обрядах и святынях".
Информация о работе Экологический туризм в Республике Башкортостан