Экономика туристской отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 04:48, дипломная работа

Описание работы

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место туризма в экономике региона;
Изучить состояние дел в туристской сфере региона;
Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.

Файлы: 1 файл

Диплом по туризму.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Туризм является одной из ведущих  и наиболее динамичных отраслей экономики  и за быстрые темпы он признан  экономическим феноменом столетия.

Во многих странах  туризм играет значительную роль в  формировании Валового внутреннего  продукта,  активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Турим оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Всемирная туристская организация (ВТО) подвела итоги 1999 года. Число  туристов, путешествующих за границу  составила 657 млн. человек. Общий доходы государств от туризма в 1999 году составили 455 млрд долларов США, в том числе 75 млрд. долларов получили США, 2502 млдр. Долларов – Испания, 31 млрд. долларов – Италия и 24 млрд. долларов – Франция. По прогнозам экспертов ВТО, число туристических поездок в мире к 2010 году достигнет миллиарда туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионов в целом.

На развитие туризма  в мире оказывают влияние научно-технический  прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов  отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом, туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Для развития выездного  туризма в России существуют объективные  предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок.

На основании всего  вышеперечисленного особую важность приобретает изучение Кавказских Минеральных Вод как одного из сегментов туристского рынка России, это делает тему «Состояние и перспективы развития туризма  в регионе Кавказских Минеральных Вод» особенно актуальным. Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка туризма в регионе КМВ.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить место туризма в экономике региона;
  • Изучить состояние дел в туристской сфере региона;
  • Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.

В ходе работы использованы материалы  ЗАО «Ставропольинтур», Администрации КМВ, данные периодический печати.

Теоретической базой  работы явились труды отечественных  и зарубежных исследователей.

 

 

 

 

  1. Экономика туристской отрасли

 

 

    1. Место туризма в экономике страны

 

В настоящее время  в России работают более 15000 организаций основой деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично  развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производства по остаточному принципу.

В туристической индустрии  с 1991 по 1996 годы создано и сохранено  около 600 тыс. рабочих мест.

По данным Всемирной  туристической организации (ВТО) комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению  с другими отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. От 2,2 до 3,3 млн. дополнительных рабочих мест могут быть созданы уже в ближайшее время в этом секторе.

Каждый год число  вакансий в туристической отрасли  увеличивается на 1 %, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих  мест в Европе наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями. По мнению экспертов Европейской комиссии (ЕК) в период до 2010 года интернациональный туризм будет развиваться интенсивнее, чем туризм внутри стран континента. Европа планирует принимать к 2010 году 527 млн. туристов. Прирост числа прибылей по сравнению с 1995 годом должен составить 60%.

С экономической точки  зрения привлекательность туризма  как составной части услуг – в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

Туристический бизнес –  одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. К 1995 году каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм.

На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта. В абсолютном выражении  это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

 Рост туристической  активности (по данным ВТО), измеряемый  в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.1.

 

Таблица 1.1.1  Рост туристской активности

 

Период

Рост числа  прибытий

туристов, %

Рост доходов  от обслуживания туристов, %

1990 – 1995 г.г.

2,5

3,0

1995 – 2000 г.г.

4,0

5,0

2000 – 2010 г.г.

3,0

4,0


 

При этом косвенное влияние туризма  на экономику почти равно ее прямому  результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%.

Туристический бизнес стимулирует  развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия).

Испанию посетило в 1995 году более 70 млн. туристов, что намного больше собственного населения страны. Италия получила от туризма в 1995 году более 25 млрд. долларов. Граждане Германии в 1994 году совершили рекордное число туристских поездок за рубеж – 65 миллионов (США – 47 миллионов).

В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. временной промежуток между ростом спроса   на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

Россия теряет  миллиарды рублей, отказывая  туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (для обслуживания одного туриста требуется 9 человек).

Несмотря на продолжающийся туристический  бум в России, влияние индустрии  туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного  риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

В 1994 году дефицит платежного баланса  туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль  рот выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов.

В 1995, 1996 годах экономика  отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму.

В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации».

Разработана федеральная целевая  программа «Развитие туризма  в Российской Федерации», а также  создана Национальная туристская корпорация.

В рамках стран СНГ принят законодательный  акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма».

По прогнозам, в ближайшие 10 – 15 лет туризм мы бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Например, к 2005 году число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд. долларов.

Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

По данным Госкомстата РФ в 1995 году в России побывало 10 млн. 290тыс иностранных граждан, что в 2,2 раза больше, чем в 1994 году. Из них из стран дальнего зарубежья прибыло 4 млн. 506,5 тыс. человек (43,8%) из стран СНГ – 4 млн. 979,3 тыс. человек (48,4%) из стран Балтии – 804,3 тыс. человек (7,8%).

 

Таблица 1.1.2  Рост прибытий в 1995 году

 

 

1994, чел.

1995, чел.

Прирост, %

Из стран дальнего зарубежья

2650882

4506500

170

Из стран СНГ

1345757

4979300

370

Из стран Балтии

618692

804300

130


 

Структура поездок в Россию иностранных  граждан по целям поездки выглядит следующим образом:

    • Служебные – 2899,0 тыс. человек (28,2%)
    • Туризм – 1837,0 тыс. человек (17,9%)
    • Частные – 3903,1 тыс. человек (37,9%)
    • Транзит и обслуживание транспорта – 1651,1 тыс. человек (16%)

 

Диаграмма 1.1.1 Структура поездок в Россию иностранных граждан

 

В 1995 году по сравнению с 1994 годом  с целью туризма Россию посетило в 1,9 раза больше из стран дальнего зарубежья, в 10,3 раза – из стран СНГ и в 3,3 раза – из стран Балтии.

 

Таблица 1.1.3  Основные страны по въездному туризму в 1995 году

 

Страна

Количество (тыс. чел.)

Украина

2031,3

Финляндия

1276,3

Беларусь

1178,2

Польша

666,1

Грузия

521,0

Литва

440,7

Китай

390,5

Армения

330,3

Германия

322,7

Азербайджан

285,5


 

По туристическим визам в  Россию из всех стран  мира в 1999 г. было отмечено 4502,1 тыс. прибытий, что на 2257,8 тыс. больше, чем за 1998 г. Прирост составил 100,6 %. Из стран дальнего зарубежья прибыло 2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за 1998 г.

Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами турфирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза.

Доля туризма в общем мировом  потоке оставила 26,3 %, в потоке из стран  дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран  СНГ – 24,5 %. При этом на страны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 %.

 

Таблица 1.1.4 Основные страны, поставщики в Россию

организованных туристов

 

Страна

Число прибытий (тыс. человек)

1

2

Украина

2358,8

Польша

977,8

Финляндия

311,9

Китай

135,5

Германия

105,5

Литва

63,3

 США

61,2

Франция

54,5

Латвия

48,1

Эстония

39,8

Монголия

38,3

Великобритания

27,9

Таджикистан

24,3

1

2

Италия

23,3

Япония

18,8

Швеция

16,7

Израиль

14,0

Нидерланды

11,6

Южная Корея

11,4

Турция

11,2

Информация о работе Экономика туристской отрасли