Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 07:36, реферат
Пешеходная зона, создание которой запланировано на 2013 год, охватит две московские улицы — Большую Лубянку, проходящую от Лубянской площади до площади Сретенские ворота, и Сретенку, которая тянется от площади Сретенские Ворота до площадей Большой и Малой Сухаревской.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. История улицы Сретенка………………………………………...5
Глава 2. Достопримечательности улицы Сретенка……………………...7
2.1. Сретенский монастырь………………………………………………..7
2.2. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатника……………….8
2.3. Храм Живоначальной Троицы в Листах…………………………...10
Заключение ……………………………………………………………….15
Список литературы ………………………………………………………16
Приложение 1……………………………………………………………..17
Приложение 2……………………………………………………………..18
Приложение 3…………………………………………………………….19
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА"
КАФЕДРА
"СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА"
ДИСЦИПЛИНА
" ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ "
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕШЕХОДНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО УЛИЦЕ СРЕТЕНКА»
Выполнил(а) студент(ка)
3 курса 32-1 ТС группы
факультета заочного обучения
Проверил преподаватель
____________________Ф.И.О.
МОСКВА 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. История улицы Сретенка……………………
Глава
2. Достопримечательности улицы
2.1.
Сретенский монастырь…………………………
2.2. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатника……………….8
2.3. Храм Живоначальной Троицы в Листах…………………………...10
Заключение ……………………………………………………………….15
Список литературы ………………………………………………………16
Приложение 1……………………………………………………………..17
Приложение 2……………………………………………………………..18
Приложение 3…………………………………………………………….19
Введение
Пешеходная зона, создание которой запланировано на 2013 год, охватит две московские улицы — Большую Лубянку, проходящую от Лубянской площади до площади Сретенские ворота, и Сретенку, которая тянется от площади Сретенские Ворота до площадей Большой и Малой Сухаревской.
Этот маршрут, прежде всего, интересен памятниками церковного зодчества XVII века. Так, неподалеку от начала пешеходной зоны, если двигаться от Лубянской площади, находится храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках — первое упоминание о нем относят ко второй половине XV века (сохранившаяся церковь построена в 1692-1694 годах). На Сретенке Вас ожидают храмы Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (возведен в конце XVII века на месте деревянного храма) и Троицы Живоначальной в Листах (1650-1651 годы). Название «в Листах», возможно, связано с тем, что жившие неподалеку печатники вывешивали для продажи на ограду храма печатные картинки – листы. Недалеко от храма находились Сретенские ворот Земляного города, на месте которых впоследствии была сооружена знаменитая Сухарева башня.
В прошлом долгое время вся улица от Лубянской до Сухаревской площади называлась Сретенкой по древнему Сретенскому монастырю, который находился на этой улице. В середине XIX века Сретенку разделили на две части. Часть от Бульварного кольца до Сухаревской площади сохранила имя Сретенка, а участок от центра до Бульварного кольца, где и расположен Сретенский монастырь, получила имя Большая Лубянка.
На Большую Лубянку выходит боковым торцом здание, которое сейчас занимает ФСБ России (построено в 1898 году архитектором А. В. Ивановым). В 1919 году оно было отдано Центральному аппарату ВЧК и переходило всем его преемникам — НКВД, ГПУ, КГБ. В 1930-х годах здание реконструировали по проекту А. Щусева.
Сретенка была главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство Тверской улице, которая стала частью пути в Санкт-Петербург. С XVII века район Сретенки с прилегающими переулками формировался как торгово-ремесленный, купеческий район, поэтому в названиях местных переулков сохранилась память о проживавших здесь ремесленниках: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин переулки.
Глава 1. История улицы Сретенка
Сретенка – одна из самых старинных улиц Москвы. В самом ее названии есть что-то древнее, славянское. До появления парадной, сверкающей огнями и разноцветными витринами Тверской, располагающейся на пути в Петербург, Сретенка считалась главной улицей столицы. Так было вплоть до конца XVIII века.
Однако особое отношение к Сретенке помогло ее сохранить почти в первозданном виде. На ней еще осталось много старинных трущоб и домов. Благодаря этому каждый прохожий попадает в своеобразный музей старинных построек Москвы на открытом воздухе. Если кому-то интересно, какой была столица в первой половине ХIХ века, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, которые ответвляются от нечетной стороны улицы. Здесь все как на старинных фотографиях: во двор можно попасть только через арку, повсюду во дворе веревки с постиранным бельем, под окнами грядки и самодельные клумбы, огороженные убогими деревянными заборчиками. И там мальчишки, как в песне, гоняют по крышам голубей.
Говорят, что еще несколько десятков лет назад в этих дворах пели петухи. Но самое главное, здесь можно найти настоящих коренных москвичей. Не тех, что уже давно оплакали свои арбаты в новостройках, и не ту московскую элиту с ротвейлерами, что обитает в европейски отремонтированных шедеврах архитектуры Белого и Земляного города, а настоящих истинных москвичей, которые знают столицу такой, которая неизвестна современному человеку.
В переулках Сретенки живут неизвестные невеликие простые люди, которые сталкиваются все с теми же проблемами, что и герои советских фильмов: комнаты маленькие, в некоторых домах протекает крыша, благодаря разбитым стеклам в подъездах гуляют постоянные сквозняки, в маленькие окошки едва пробивается свет. Однако жители Сретенки гордятся своим местом жительства, они довольны тем, что живут в старинном районе, в котором провели всю свою жизнь, с которым у них связаны самые приятные и плохие воспоминания. Поговорив с жителями Сретенки, можно услышать интересные истории о каком-либо купце — их бывшем соседе, или о том, что вот тут, неподалеку, в Большом Головине переулке, в студенческие годы жил Чехов. Именно тогда он сказал: «Я навсегда москвич».
Жителям Сретенки приходится привыкать и к тому, что постепенно их родная улица становиться современной. Старины на ней год от года становится все меньше и меньше. Здесь сносятся ветхие здания, на месте которых возводят стильные сооружения, выделяющиеся своими витринами и неоновыми подсветками в ночное время. Скоро Сретенка будет совсем такой как и все улицы Москвы – модной, бездушной и неприступной, останутся лишь добрые воспоминания и многочисленные старинные фотографии.
Глава
2. Достопримечательности улицы
2.1. Сретенский монастырь
Сретенский монастырь, давший название улице, числится не по этой улице, а по Большой Лубянке. Это первый парадокс, объясняется он просто – переименованием части улицы. Второй парадокс – название монастыря не имеет ничего общего с христианским праздником Сретенья Господня. Название идет от слова «встретить» – «сретать» – встречать, повстречать, идти навстречу. И здесь мы сами встречаемся с историей. Место было заселено, как указывают некоторые исследователи, давно. Возможно, именно здесь стояла усадьба боярина Стефана Кучки. Юрий Долгорукий боярина казнил, землю забрал, но надолго здесь сохранилось и название «Кучково поле». 1395 год – к Москве подходили полчища Тамерлана (Тимура). Нашествие обещало быть страшным, не менее кровавым и разорительным, нежели предыдущее – 1382 года (хана Тохтамыша). Великий князь Василий Дмитриевич велел перенести в Москву чудотворную икону Божией Матери из Владимира. Сама икона считалась родовой реликвией Рюриковичей, якобы писана она была евангелистом Лукой и уже послужила заступницей в битвах. Икону из Владимира принесли, две недели шли, но успели. Так и произошло «сретение» горожан с иконой. И улицу назвали Сретенкой (в XVI веке еще Устретенская, встречается Встретенка). А Тамерлан вдруг изменил свои намерения и отошел от Москвы. Причины такого решения могут обсуждаться, но тогда было все понятно. Спасла икона. На месте встречи-сретения горожан с иконой и поставили монастырь в честь великого и чудесного избавления от нашествия. Судьба монастыря схожа с судьбами древних и при этом – сохранившихся монастырей. После революции он был закрыт. Иногда можно натолкнуться на сведения о расстрелах на территории монастыря. Подтвердить или опровергнуть трудно, памятный крест стоит, но вполне может быть, что он – в общую память обо всех жертвах и мучениках.
2.2. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников, мастеровГосударева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей.
Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в1625 году[2], по другим в 1631 году[3]. В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь деревянным. Эту дату и считают датой основания храма. Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко[3]. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма[3].
В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда еще холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение. Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи[2]. В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. В1795 году храм был обновлен и расписан. В 1898 году было произведено обновление трапезной и приделов по проекту и под руководством архитектора М. А. Аладьина. В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897-1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов.
После Октябрьской революции храм был закрыт, c него были сняты кресты, была разобрана ограда. Внутри храма была сделана полная перепланировка. Здание храма было отдано тресту Артикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем — музей «Морской флот СССР», в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.
В 1991 году по ходатайству Преображенского братства отца Георгия Кочеткова храм был передан Русской православной церкви. Он был освящен заново в 1994 году.
Отец Георгий Кочетков был настоятелем храма до конфликтной ситуации 28 июня 1997 года. В 1997 году до конфликта ему сослужил отец Михаил Дубовицкий, а после запрещения отца Георгия Кочеткова в служении[4] настоятелем храма стал протоиерей Олег Клемышев, который и сейчас служит в храме. В 2000 году другим указом патриарха Алексия II с отца Георгия Кочеткова были сняты прещения[5].
По преданию, в этой церкви произошло
венчание дряхлого старца с юной девушкой,
послужившее художнику В. В.
В храме работает церковная лавка, есть воскресная школа, в которой дети изучают литургику, историю церковного искусства, историю православной Москвы,церковнославянский язык.
Удивительная церковь
"Московский Монмартр"
Церковь на углу Сретенки и Садового
кольца появилась в XVII веке на пересечении
Троицкой дороги - главного богомольного
пути в Троице-Сергиеву лавру и окружной
оборонительной линии Скородома-Земляного
города. Частью Троицкой дороги стала
улица Сретенка, после того как здесь в
1395 году москвичи встретили Владимирскую
икону, спасшую Москву от хана Тимура,
и основали в память о той встрече Сретенский
монастырь.
Деревянная Троицкая церковь, известная
с 1632 года, была сначала кладбищенской,
ведь тогда, по обычаю, москвичей хоронили
при их приходских храмах, и на ее погосте
погребались местные жители. Посвящение
Троицкого храма объясняется тем, что
он был основан на Троицкой дороге, по
которой паломники ходили поклониться
Святой Троице в Сергиеву обитель.
Ныне малопонятное прозвище "в
Листах" появилось намного позднее
храма. С конца XVI века на Сретенке жили
слободским поселением государевы печатники
- работники Государева Печатного двора,
основанного Иваном Грозным неподалеку,
на Никольской улице. Печатники оставили
имя сретенскому Печатникову переулку
и прозвище своей приходской Успенской
церкви "в Печатниках", которая и
сейчас стоит на углу Сретенки и Рождественского
бульвара. По преданию, в ней хранился
один из тех 30 сребреников, что были уплачены
Иуде за предательство Христа.
Печатники делали не только книги на Государевом
дворе, но и гравюры, и особенно любимые
народом раскрашенные лубки-картины, именуемые
листами, с сюжетами из священной, русской
и античной истории или сатирическими,
на злобу дня. Делались они кустарно, в
домашних условиях, то есть не на Никольской,
а на Сретенке, и сами же печатники торговали
ими поблизости - у Троицкой церкви, увешивая
листами ее большую ограду как выставочный
стенд. Эти картинки не только забавляли
народ - их покупали для украшения дома,
развешивали на стенах и любовались ими.
Назывались они сначала не лубками, а листами
и простовиками, изготавливаемыми сравнительно
просто и для простого народа. Только в
XIX веке историк Москвы И. Снегирев назвал
их лубками, вероятно по способу изготовления:
изображение будущей картинки сначала
вырезали на лубе, мягкой липовой доске,
и с нее уже отпечатывали. Для этого нужна
была техника печатного дела и мастерство
государевых печатников, которые обитали
поблизости от Троицкой церкви.