Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы показать направления этнического туризма в республике и перспективы его развития.
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1. Определить главные туристические объекты этнического туризма Татарстана;
2. Изучить их специфику;
3. Разработать план экскурсии;
4. Изучить перспективы создания новых объектов этнического туризма на территории республики.
Введение
Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха - туризм. Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя на прочность. Натянутые нервы тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость. Этому служит набирающий силу во всем мире, и особенно в России, экстремальный туризм. Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашюта. А некоторые стремятся почувствовать быт и культуру коренного населения стран – это одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыкультурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение российской глубинки городскими жителями с целью ознакомления с архаичными говорами, фольклором, бытом, культурой и языками автохонных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников. Последняя разновидность часто называется ностальгический туризм, который получил довольно широкое распространение в ряде регионов Российской Федерации с конца 1980-х. И именно об этом виде туризма будет идти речь в этой работе. Прогнозы на предстоящие несколько лет говорят о том, что потоки иностранных туристов на территории России и Татарстана в частности будут увеличиваться.
Вопросы развития иностранного туризма остаются на первом плане в развитии туризма, так как прибыль, приносящую туризмом, можно сравнить с любым развитым сектором экономики. В развитии иностранного туризма особое место занимает этнический туризм, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников.
Объектом исследования является культурное наследие населения Татарстана, национальные фестивали
Цель данной курсовой работы показать направления этнического туризма в республике и перспективы его развития.
Предмет работы – этнический туризм в татарстане
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1. Определить главные
туристические объекты
2. Изучить их специфику;
3. Разработать план экскурсии;
4. Изучить перспективы
создания новых объектов
Глава 1. «Этнические традиции Татарстана»
Находится в Лаишевском район РТ, где находится Волжско-Камский природный биосферный заповедник. Здесь экологически чистый воздух, живописные места, а главное удивительные водные просторы. Это прекрасная возможность окунуться в атмосферу старины и обычаев наших предков.
Идея организации заповедника возникла еще в 1917 г. и связана с именем профессора А.Я. Гордягина, председателя Казанского общества естествоиспытателей. В 1924 г. Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства при поддержке Общества внес в Совнарком ТАССР проект создания Татарского национального парка площадью 769 га, который был утвержден Государственной комиссией по охране памятников в Москве, но не был воплощен в жизнь. Заповедник, получивший название Волжско-Камского, был организован только в 1960 г.
Волжско-Камский заповедник расположен на левобережье Волги и состоит из двух обособленных участков: Раифского и Сараловского, удаленных друг от друга на 100 км. Раифский участок площадью 3864 га находится в 30 км западнее Казани, Сараловский площадью 4170 га — в 60 км южнее, в устье Камы. Кроме суши в Сараловский участок входит 500-метровая полоса прилегающей акватории Куйбышевского водохранилища (1353 га). Заповедник интересен местоположением (на стыке природных зон — южной тайги и лесостепи).
Более 90% Сараловского участка покрыто лесом; в основном сосна и липа. Наиболее интересны сосновые редколесья на песчаных холмах, куда проникают сибирский колокольчик, пурпуровый козелец, сон-трава, сумской василек, полынь Маршалла, полесская овсяница, песчаный астрагал, колосистая вероника. Из редких видов встречаются перистый ковыль, приземистая осока, поникшая гакелия.
Животный мир заповедника очень богат. Грызуны насчитывают 21 вид: летяга, обыкновенная белка, речной бобр, садовая и лесная сони, красная полевка, желтогорлая мышь, заяц-русак и заяц-беляк. Зарегистрировано шесть видов насекомоядных: обыкновенный еж, крот, землеройка. Среди рукокрылых распространены ночницы, ушан, нетопырь, двухцветный кожан. Изредка встречаются волк, медведь, рысь, горностай, косуля, рыжеватый суслик, хомяк; распространены лисица и лось, барсук, енотовидная собака, ласка, американская норка, лесная куница.
Многочисленны птицы: тетерев, рябчик, серая куропатка, перепел, горлинка, вяхирь, сизый голубь, коростель, серая цапля, вальдшнеп, бекас; реже глухарь, серый журавль. Из сов обитают неясыть, мохноногий и воробьиный сычи, из хищных — беркут, орлан-белохвост, сапсан, чеглок, черный коршун. Из рыб отмечены плотва, язь, линь, карась, щука, окунь, ерш, стерлядь, жерех, чехонь, сазан, судак. В заповеднике расположен Раифский дендрологический сад с американским и азиатским отделами. В саду 172 вида деревьев и кустарников.
1.2. Русское село Никольское
Основано в период казанского ханства, где до сих пор практически в подлиннике сохранились традиции, которые имеют более, чем трехсотлетние исторические корни. Посещение церкви во имя Николы Чудотворца, встреча с фольклорным ансамблем «Каравон», носителями традиций древнейшего праздника «Каравон», который ежегодно традиционно проводится в мае, в пору пробуждения природы и завершения посевных работ. С 2003 «Каравон» - государственный праздник в Татарстане.
История праздника "Каравон" насчитывает более 300 лет. Приурочен он к престольному празднику села - дню Николая чудотворца из города Мир в Ликии. Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых не только в Русской Православной Церкви, но и в народной культуре. Николин день 22 мая - один из важнейших праздников в крестьянском календаре. К этому времени заканчивается сев основных сельскохозяйственных культур. По народным представлениям, святитель Николай является покровителем лошадей. На Николин день первый раз выгоняли в ночное поле коней. По традиции, в селе Русское Никольское праздник отмечался в течении трех дней: начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома к семейным праздничным столам, а затем на улицу, где устраивались гулянья и хоровод "Каравон". Движение в Каравоне необычно: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники, от мала до велика, идут особым, "каравонным" шагом. Круг как бы пульсирует, то увеличиваясь, то уменьшаясь в диаметре, и одновременно медленно вращается по "солнцу". "Каравон" играли все три дня. Это было особое действо, на которое девушки и женщины собирались в специально предназначенное место. Одежду надевали тоже особенную: праздничные сарафаны, атласные платки, девушки повязывали на голову ленты. Во время игры "Каравон" многие парни присматривали себе невест.
Традиционно праздник начинается со встречи гостей и посещения комплекса "Деревенского подворья", "Города мастеров" с сувенирными лавками, мастерскими ремесленников, где представлена выставка-продажа изделий около 145 мастеров декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов.
В музее "История Каравона" представлена экспозиция "Каравон – всему начало", а также на празднике организована работа сценических, театральных, игровых, детских, торговых площадок, аттракционы, летние кафе в ассортименте, которых блюда национальной кухни.
Традиционно на фестивале русского фольклора принимают участие большое количество коллективов, отдельные исполнители, мастера декоративно-прикладного искусства из Казани и 19 районов республики, а также из других регионов России: Чувашии, Удмуртии, Марий-Эл, Кировской области.
1.3. Старинное село крещеных татар Ташкирмень (в переводе – каменная крепость).
Это уникальное место, где жители могут предложить дегустацию рыбных блюд, где можно попробовать стерлядь, раки, рыбу холодного и горячего копчения. Село располагается на реке Мёша, на священной земле, рядом с горой «Калабаше», где совершаются очень интересные обряды.
На территории села имеются археологические памятники именьковской культуры (5 век н.э.), периода булгарского государства (11-14 век н.э.).
Выступление ансамбля кряшен «Сурэкэ», который родом из этого села пользуется большой популярностью у туристов. За период работы творческим составом ансамбля выполнена большая работа по подготовке сценических постановок, музыкальных этноспектаклей, костюмы артистов шьются по оригинальным эскизам. Репертуар состоит из новых фольклорных напевов, не известных широкому кругу общественности. «Гвоздь программы» национальный танец и игра на печной трубе.
Также нельзя не посетить старинную церковь во имя Святого Гурия (1895 г.)
У храма в селе Ташкирмень богатая история. Считается, что само село существовало уже во времена Казанского ханства. К началу XVII века сельчане исповедовали православие. До конца XIX века в Ташкирмене не было собственного храма, и его жители относились к приходу села Мансурова. Строительство церкви началось в 1895 году по инициативе заведующего Центральной крещено-татарской школой священника Тимофея Егорова. Проект храма составил архитектор Федор Николаевич Малиновский. Строительство затянулось на долгие годы, и только в 1914 году однопрестольный храм без колокольни был освящен во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского. При возвращении храма и его новом освящении в 1999 году Гурьевская церковь была освящена в честь Всех Казанских Святых. Во время Божественной литургии, которую проводил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, отцу Виталию на хранение в храм были переданы кусочки мощей святых Германа и Гурия, которые до этого хранились в церкви святых Ярославских чудотворцев. По словам, отца Виталия святитель Гурий, в честь которого назвали церковь, был первым архиепископом земли Казанской и Свияжской. Он привел к православной вере многих людей, в том числе и татар. Поэтому очень символично, что церковь в его честь была открыта в кряшенском селе. К святому Гурию, как и ко многим другим святым, можно обращаться с любыми просьбами, но православные христиане больше просят не о материальных нуждах, а о духовных.
1.4. Татарское село Атабаево.
Здесь находится уникальный природный памятник, называемый в народе «Малый Кипр» – место слияния трех рек – Волги, Камы и Меши. Это самое красивое место в республике, выступающего вглубь гигантского водяного зеркала образованного Куйбышевским водохранилищем (30 – 35 км до противоположных берегов), имеющее сильную энергетическую силу. В ясный летний день можно хорошо отличить камскую воду от волжской. Стальные, темноватые камские воды даже по цвету отличаются от волжских. Невольно встает в памяти старинное предание: «Как-то Волга с Камой заспорили о своих правах, и решила тогда гордая северная красавица Кама, грозная соперница Волги, подрыться под нее и, вынырнув по другую сторону ее, пойти свободной рекой по своему самостоятельному руслу. «Ворон, ворон, будь другом, я подкопаюсь под Волгу, а когда буду на другой стороне, ты крикни и я вынырну». Следит ворон, как верный друг, за Камой, ни о чем больше не думает и ничего больше не видит. А над ним уже закружился черный коршун. Все ближе и ближе… раздается предсмертный крик. Кама вынырнула, но вынырнула раньше времени и прямо попала в Волгу».
Низовья Камы для
туриста не представляют
Само село Атабаево находится в Лаишевском р-не, пристань на Куйбышевском водохранилище., в 56 км к Югу от железнодорожной станции Казань. На 2000 — 586 жителей татары. Известно с периода Казанского ханства. В 18 — 1-й половины 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859, в Атабаево была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, мектеб, 7 мелочных лавок.
Всем туристам показывают выступление татарского фольклорного ансамбля «Бибинур» и угощают национальным блюдом – хворостом и проводят дегустацию меда, собранного жителями села.
1.5. Село Сокуры
Селение основано в
период булгарского
Посетителям представиться возможность не только увидеть, но и потрогать каменные стены памятника 18 века Покровской церкви, где венчались родители Г.Р. Державина и деревянный храм Во имя Святого Покрова – одноэтажный храм, который является редким памятником деревянного зодчества Поволжья, где находится икона «Скоропослушница», написанная в Афоне, Ахтырская икона божьей матери, написанная масоном и другие старинные иконы. Построен в 1895 году на средства прихожан и купца Павла Васильевича Щетинкина в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь однопрестольная.
После переворота 1917 года церковь работала эпизодически, окончательно закрыта в 1936 году. Использовалась как зернохранилище. С 1960-х годов в ней располагался клуб.
После передачи Казанской епархии освящена 18 апреля 1995 года архиерейским чином. С этого времени в ней совершаются богослужения.
1.6. Этнический фестиваль «Крутушка»
Говоря об этническом туризме нельзя не упомянуть о международном этническом фестивале «Крутушка». Который проводит Министерство культуры Татарстана 27-29 августа под Казанью. Он проходит на территории детского оздоровительного центра "Байтик" с участием исполнителей и музыкальных коллективов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Первый подобный фестиваль состоялся в Татарстане в августе прошлого года. Как отмечают устроители форума, он "призван гармонизировать диалог самобытных национальных культур, побудить к позитивному взаимодействию представителей разных поколений". Оргкомитет фестиваля отмечает важность межэтнического обмена, сохранения народных обрядов, ремесел. В программе нынешнего фольклорного шоу - выступления звезд этнической музыки, ярмарка ремесленников, выставка художников и фотографов, спортивно-игровые мероприятия. В поселке Крутушка соберутся авторы, исполнители, музыкальные, танцевальные и театральные коллективы, источником творческого вдохновения для которых служит этнический и традиционный народный материал, носители и хранители аутентичного фольклора разных народов. Современная этническая музыка представлена на ряду с аутентичными музыкальные традициями татар, кряшен, русских, марийцев, башкир, чувашей, эрзя, удмуртов.