Н. Данилевский рассматривал
Россию как основу нового, формирующегося
и переходящего в стадию цивилизации славянского
типа. Почти на протяжении всего XX в. господствовало
представление о глубоком, принципиальном
отличии культуры России от Запада: «Россия
требует другой мысли, другой формулы»
(Пушкин), «Умом Россию не понять» (Тютчев),
«Русь, куда несешься ты?»(Гоголь). Русский
религиозный философ Символ Востока –
бесчеловечный Бог, символ Запада – безбожный
человек. Реальное противостояние
Запада и Востока завершится на третьей
ступени, когда утвердится истинное христианство.
Носителем единения станет молодой народ,
не связанный традициями ни с Востока,
ни с Запада – Россия.
Особенности культуры
России.
Природно-географические
условия.
- Жесткость и разнообразность природно-климатических условий; отсюда – сложная хозяйственная жизнь, в частности, рискованное земледелие;
- Движение народа с запада на восток и юг, из леса в степи, на свободные земли (лес и степь даже называют геопрототипами русской культуры). Это обусловливает ломку ментальности (ненадежность горючего дерева вела к неуверенности в будущем), стереотипов хозяйствования;
- Обширность территории, которая обусловливала – многообразие различных форм жизни (много национальность, разобщенность, редкость населения, многоукладность быта и проч.);
- Сложность экономических связей;
- Стремление к экономической самостоятельности регионов, городов;
- Огромные материальные затраты на защиту границ, что требовали централизации экономических усилий.
Мысль о громадности
наших территорий вела к ощущению
непотопляемости России, что не
раз помогало побеждать врагов.
Геополитические
и этнические факторы.
- Статус крупнейшей цивилизации с сухопутной ориентацией, центра евразийства, противостоящего «атлантизму» Запада;
- Приоритет политики над экономикой;
- Положение между Востоком и Западом, влияние их мощных культур.
- Устремление России на Запад, наталкивающееся на его настороженность. Территориально расширение всегда шло на Восток, что неизбежно вело к восприятию восточных культур;
- Привлекательность для западных завоевателей вследствие сырьевой и территориальной ограниченности европейских стран;
- Расширение территорий не только путем завоеваний, но и путем добровольного присоединения за счет хозяйственного освоения свободных территорий. Вместе с тем за столетие Россия почти не приобрела хороших пахотных земель. Так что движение это было вызвано заботой о безопасности (в основном);
- Культура России формировалась на основе 3 – х этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что рождает ситуацию взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.
Социальная культура
России.
- Держится, в основном, на идеях (идеократическая культура), в отличие от «законной» культуры Запада и «властной» культуры Востока. Отсюда – важность государственной идеологии для всех сфер общественной жизни.
- Разбросанность населения, слабость административных связей, системы коммуникаций, затрудняющие становление и функционирование государства как целостной социальной системы.
- Ориентация не на личность, а на группу. Это было вызвано тем, что только с группой считалась власть: в силу обширности территории система вынуждена была ориентироваться на группу как объект управления. Человек чувствовал себя более комфортно в коллективе, группа защищала его, обеспечивала выживание (например, казачьи станицы, ремесленные слободы, крестьянские общины, профкомы, завкомы, партии и т.п.).
- Коллективизм уклада жизни, установка на общинность (а не на общество в целом), особенно в экономической жизни.
В связи с
происходящими сейчас изменениями,
наверное, говорить о коллективизме
как российской черте – значить
упрощать вопрос. Ведь коллективная
деятельность основана на признании
ценности личности для коллектива.
Русский же человек, осуществляя совместную
деятельность (она не тождественна коллективной)
не претендует на признание личного мнения
и личного вклада. Поэтому можно говорить
об имитации коллективизма как ценности,
о воспитании чувства конформизма у русского
человека (возможно, связано с советскими
временами), об этом убедительно свидетельствует
жизнь – безобразный строй наступает,
а люди не сопротивляются (примеры: льготы,
цены, квартплата и т.п.).
- Общинный традиционализм, растворение личности в обществе. Внутри его для человека есть ячейка, вне – нет, человек не находит места в мире. Для русского человека неприменимы идеи изначального равенства людей, их прав (они воспринимаются как производные от социального положения).
- Русский человек рассматривает себя как частицу народа, всегда служил не себе, а народу, являясь как бы рабом народа и государства. Отсюда – искренняя потребность приносить пользу людям.
- Идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении обязанностей перед государством, а не прав, как на Западе.
- Отношение к государству как к высшей ценности (патриотизм) в сочетании с антипатией к государственной власти. Государство воспринимается как «дом родной», а не как «гостиница» на Западе.
- Государство и царь как его высшее воплощение выступали посредником и арбитром в решении социальных конфликтов (к царю, а не к закону апеллировали рабочие в 1905 г.; к Ленину шли ходоки и т.д.), поэтому у нас классовая борьба приняла не классовый, а политический характер (между партиями).
- Образование единого государства под влиянием военно-политических (независимость), а не экономических факторов.
- Авторитаризм, тоталитаризм, централизм госсистемы, отсутствие гражданского общества, экономической суверенности людей.
- Иждивенческие традиции у людей, потребность в государственных гарантиях, стабильности в любой деятельности.
- Примат государства над Законом, что порождало неверие в суд (правовой нигилизм). Справедливость ставится выше права.
- Рабская покорность власти в сочетании со спонтанными бунтами.
- Неуважение к государству, к его решениям, приемлемость подмены государства чиновниками (причем чиновники рассматривают государственную власть как свою собственную).
- Понимание социальной свободы как ВОЛИ: именно волю как эмоциональное состояние, как независимость от других людей (а не уважение прав) ищет русский человек («мне бы только волю, волю в чистом поле, волю в чистом поле да буланного коня» - атаманщина). Почему? Потому, что веками был зависим, власть не видела его как отдельного человека, поэтому экстремистская независимость стала дороже цивилизованной свободы. Поэтому в отличие от Запада свобода в России никогда не носила личного характера. Она понималась как акт, совершаемый не индивидуальным, а социальным человеком (отсюда – общие бунты, банды, разбойников – одиночек в истории нет, геройствуют «всем миром»).
Духовная культура
России.
Культура России – культура
религиозная.
Ее черты:
- Определяющая роль православия для русской культуры на протяжении всей истории, особенно в допетровскую эпоху (она в литературе обозначается как культура Древней Руси, послепетровская – культура нового времени).
- Нравственный либерализм православия в повседневной жизни.
- Воплощение духа истинного христианства – духа любви, всечеловечности, братства людей (в отличие от католицизма и протестантизма, опирающихся на силу, имущество, дисциплину, закон, стремление править миром).
- Принятие христианства «Сверху», административным путем, а не его «вызревание».
- Высокая религиозная терпимость, сосуществование различных конфессий.
- Мессианство: цель народной жизни, душа культуры традиционно определялась как свидетельствование (рассказ) миру о Боге, о миссии России. Это часто принимало форму пророчества о будущей великой судьбе России как оплоте православной веры (Москва – третий Рим), утверждающей конечное торжество мира и любви.
- Святость как особый образ жизни особых людей, преклонение перед ней (перед старцами, юродивыми, отшельниками и проч.), но не следование в обычной жизни.
- «Соборность» как центральная идея религиозного менталитета (объединение людей общими целями, делом, исходя из глубоких внутренних побуждений, осознание духовной общности народа).
Эти качества проявляются
в открытости русской культуры, отрицании
национальной спеси, самоценности национальной
принадлежности, в готовности бескорыстно
соединиться с каждым, кто готов принять
устои народной жизни.
Глава
2. Этнотуризм
2.1 Этнографический
туризм, как разновидность современного
туризма
Этнографический туризм – одно
из направлений культурно-познавательного
туризма, являющееся в настоящее время
заманчивым для многих стран. Мировая
практика доказывает, что подобный вид
туризма способен удовлетворить целый
ряд духовных потребностей человека. Наиболее
важным в организации этнографического
туризма является ознакомление участников
с традициями и культурой различных этносов.
Традиции – это система позиций, ценностей,
норм поведения и принципы отношений между
людьми в стране, ритм и пульс ее жизни.
Характеристика традиций включает анализ
существующих традиций, их место в жизни
страны и их привязку к конкретным этносам
и территориям. Роль традиции неодинакова
в различных сферах социальной жизни.
В меньшей степени традиция проявляется
в экономике, достигает максимума в религии.
Общества и социальные группы, принимая
одни элементы социокультурного наследия,
в тоже время отвергают другие, поэтому
традиции могут быть как позитивными (что
и как традиционно принимается), так и
негативными (что и как традиционно отвергается).
Кроме того, традиция – это
выраженный в социально-организованных
стереотипах групповой опыт, который
путем пространственно-временной
трансмиссии аккумулируется и
воспроизводится в различных
человеческих коллективах. Данное
определение позволяет исключить
из традиции индивидуальный опыт
как неколлективное явление, тем
самым отличается традиция от
искусства, которое представляет
собой индивидуальную личностную
творческую деятельность. Народное
творчество и массовая культура,
напротив, представляют собой коллективные
виды творческой деятельности, основу
которых составляют различные типы,
уровни традиций.
Посредством традиции коллектив
людей передает по наследству
послание, необходимое для будущего
выживания и самоподдержания.
Таким
образом, можно сказать, что
традиция есть механизм коллективной
автокоммуникации.
Различают три основных подхода
к проблеме традиции и, соответственно,
следующие типы традиций: этнические
(народные), национальные и социальные
традиции.
Этнические
традиции типичны для стадии
народности, а также для племен.
Они тесно связаны с различными
видами народного творчества
(фольклора), в первую очередь
– с ремеслами. Этнические
традиции, основанные на фольклоре,
могут быть сельскими (деревенскими),
городскими, буржуазными, аристократическими.
Для племени это та часть
художественной культуры, которая
неотделима от главного носителя
– человека. Это связано с сохранением
и передачей накопленного опыта
осуществляется непосредственно
передачей (от старшего к младшему)
устоявшихся норм поведения, навыков,
понятий. Например, традиционные
народные (этнографические) праздники:
хозяйственно-календарные, религиозные,
семейно-личные. Степень значимости
каждой группы определяется влиянием
традиции, лежащей в их основе,
в культурной жизни этноса.
К современным
национальным и социальным традициям
относится экстерриторизованная
часть художественной культуры (выведенная
вне самого человека), сохраняющаяся
и передающаяся через систему
средств общественной информации
(книги, картины, графики, схемы,
дискеты, видеокассеты и т.д.).
Связь
поколений в национальных традициях
осуществляется посредством обучения,
а хранение и распространение
элементов наследия – посредством
письменности, которая нанесла огромный
ущерб фольклору. Но необходимо
отметить, что письменность –
это «традиция традиций», нормализующая,
канонизирующая механизмы воспроизводства
традиций. С помощью письменности
происходит атрибуция наследия,
т. е. расшифровка и осмысление
элементов наследия применительно
к нуждам наличной практики. Хотя
к национальным традициям относятся
все обычаи, но не все ритуалы
и обряды, так как часть их
зафиксирована в протоколе или
других средствах информации
и воспроизводится только по особым
случаям.
На основе
изложенного можно сказать, что
национальные традиции – это
система национальных стандартов,
закрепляющих в сознании человека
идеи достоинства, величия его
нации, героической и славной
национальной истории, благородства
его народа во всех прошлых
и настоящих деяниях, его выдающихся
(по мировой значимости) литературе,
искусстве, науки и пр.
Любой
тип традиции – это опыт, который
накапливается в виде системы
стереотипов и проявляется, реализуется
в следующих формах: обычаи, обряды,
ритуалы, церемонии, представления
и праздники. Но самой яркой,
сложной и характерной формой
традиции является массовый праздник
– это ритм жизни, его смысл не в
развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении
потребности людей в реализации коллективной
памяти, в участии в сотворчестве-диалоге
между прошлым и будущим, иначе говоря,
потребность быть в гуще жизни, ощутить
ее пульс и живое дыхание.