Классификация форм и видов туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:41, доклад

Описание работы

Отдых - процесс восстановления умственной и физической работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Пассивный отдых предусматривает прекращение предшествовавшей деятельности и полный физический покой организма, активный отдых - переключение активности организма на иной вид деятельности.

Файлы: 1 файл

Классификация видов туризма.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Внутренний (национальный) туризм.

 

     Внутренний (национальный) туризм, в отличие от международного, не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык - средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5- 10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.   Несмотря на существенные различия, международный и внутренний типы туризма теснейшим образом связаны между собой.           Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.

 

     В последнее время  наметилось некоторое сближение  международного и внутреннего  туризма, которое обусловлено  упрощением туристских формальностей.  Положительный пример решения,  что и проблемы дает Объединенная Европа. В июне 1985 г. Нидерланды, Бельгия, ФРГ, Франция и Люксембург подписали в г. Шенген соглашение о поэтапной отмене паспортного и таможенного контроля для своих граждан на общих границах. За истекший период к Шенгенскому соглашению присоединились и другие европейские страны, а в его текст были внесены дополнения и уточнения: четко и однозначно определены внешние границы ЕС, установлены единые консульские правила, нормы и порядок пересечения границ ЕС в целях сохранения и упрочения общественной безопасности. Заключение Шенгенского соглашения, а затем Маастрихтского договора стало знаменательным этапом на пути образования военно-политического и валютно-экономического союзов 12 европейских государств. Переход к общей денежной единице - экю, свободному перемещению товаров, капитала, услуг и рабочей силы, т.е. фактической отмене границ, открывает широкие перспективы для дальнейшего роста туристских обменов.

 

     С созданием единого  визового пространства радужные  перспективы туристского бизнеса  открываются во Франции, Германии, Испании, Португалии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Австрии, а также Италии и Греции. Ожидается увеличение прибытий туристов в эти страны из отдаленных регионов - Азиатско-Тихоокеанского и др. Решающим фактором расширения туристских потоков в ЕС становится экономия средств и времени на поездки.

 

     Прежде расходы азиатских  путешественников на оформление  целого ряда виз при трансевропейском  туре составляли не одну сотню  долларов, процесс же их оформления  растягивался на месяцы. Новый порядок въезда в Шенгенскую зону значительно упрощает и удешевляет путешествие. Что же касается внутриевропейского туризма в пределах единого визового пространства, то граждане этих стран могут свободно перемещаться, не обременяя себя никакими формальностями, а, учитывая европейские расстояния, поездка на выходные в соседнюю страну становится правилом хорошего тона.

 

     Активный туристский  обмен является не только результатом,  но и средством ускорения интеграционных  процессов и постепенного перехода от Европы государств к Европе регионов. Один из таких еврорегионов - Трирена (Regio TriRhena) - складывается в районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швейцарии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму.

 

     Внутренний, въездной  и выездной туризм могут по-разному  сочетаться, образуя, кроме международного, национальный туризм и туризм  в пределах страны (рис. 4)

 

 

 

Рис. 4. Туризм международный, национальный и в пределах страны.

 

Национальный  туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится  с категорией национального производства (валового национального продукта).

 

Туризм в пределах страны  охватывает внутренний и въездной туризм и соответствует  совокупному внутреннему туристскому  потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов.

 

Концепции международного, национального  туризма и туризма в пределах страны, предложенные ВТО, могут быть использованы на всех четырех уровнях: глобальном (в масштабах планеты), региональном (применительно к группе стран), страновом и местном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

3. Классификация видов туризма.

 

     Другая классификация  туризма основывается на целях  путешествия. В качестве признака, позволяющего классифицировать  путешествия по видам туризма,  можно использовать мотивационные  факторы. При такой классификации  следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить  несколько видов туризма в системе его управления.

 

3.1 Путешествия с целью развлечения  и отдыха.

 

     Данный вид заключается  в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.  Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристского обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма.

 

     По-прежнему повышенным  спросом у населения пользуются  поездки к солнцу и морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления, регенерации сил и энергии. Однако оздоровительный туризм претерпевает существенные изменения. Мода на приморские курорты проходит, туристские потоки переориентируются. Повышается интерес к поездкам в горы и к путешествиям с элементами приключения и риска. Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, посещение театров, музеев, в конечном итоге, расширение общественного кругозора (туризм с целью изучения культуры). Особое тяготение человек испытывает к культуре, истории, религии, традициям и быту народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, которые становятся возможными благодаря туризму. Принимая во внимание масштабы и значение познавательного туризма, большинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей туризма, наряду с оздоровительным и спортивным.

 

     3.2  Деловой туризм.     Этот вид туризма охватывает  путешествия со служебными целями  без получения доходов по месту  командирования. В отличие от  поездок на отдых, решение о  командировке, источниках и размерах  ее финансирования принимают,  как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы).  К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации дипломатического или иного характера (за исключением поездок лиц, занимающих посты в посещаемой стране), научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах и другие служебные поездки (установка и наладка оборудования, заключение контрактов и т.д.). В число деловых туристов ВТО включает водителей грузовиков, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов и др., постоянно находящихся в разъездах и выполняющих свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды. Согласно определению посетителя, всех их правомерно считать туристами на работе. В специальной литературе деловой туризм часто подразделяется на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. incentive - побудительный, поощряющий). Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. Конечно, стимулировать производительный труд можно и с помощью денежной премии. Но, как показывает практика, туристская поездка несет в себе гораздо более сильный побудительный мотив к лучшей работе. Такая форма поощрения труда особенно хорошо зарекомендовала себя в страховых и банковских компаниях, на торговых предприятиях, имеющих разветвленную дилерскую сеть.  Деловой туризм - перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%.

 

      3.3. Организованный  и неорганизованный туризм. 

 

Туристы удовлетворяют свои потребности  по-разному. Они могут получить соответствующий  набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ей на месте. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купив, например, курсовку только на питание). В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма - поездки путем автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое распространение.

 

       Как правило,  данный туризм характеризуется  активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристкой  группы, снаряжение, обеспечение продуктами  питания, способов передвижения и финансирование организуется самостоятельно, либо при поддержке туристскими клубами, секциями, общественными организациями.

 

      Самодеятельный туризм  подразделяется:

 

1. По форме проведения: прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования.

 

2. По видам маршрутов: пешеходные, лыжные, горные, водные, альпинизм, велосипедные  маршруты, мотоциклетные, воздушные,  комбинированные.

 

3. По сложности: категорийные  и некатегорийные маршруты.

 

4. По организационным принадлежностям:  туристские клубы, станции юных туристов, туристские секции, спортивные организации.

 

       Одной из важных  особенностей самодеятельных походов  является четкая организация  и систематическое проведение. В  зависимости от возможностей  это могут быть походы выходного дня, многодневные некатегорийные и категорийные походы.

 

        В каждом  туристском клубе должна иметься  картотека, которой можно воспользоваться  при выборе маршрута. В то же  время члены туристской секции  должны сами заниматься разработкой  и внедрением новых маршрутов.

 

        Наиболее распространенной  формой самодеятельного туризма  является поход выходного дня.  Такие походы доступны людям  всех возрастов и привлекают  наибольшее число участников. Самая  простая форма похода - загородная  прогулка. К таким прогулкам приглашаются все желающие. Кратковременная прогулка не требует от участников предварительной тренировки и специального снаряжения, она доступна каждому человеку.

 

        Обобщая вышесказанное,  можно сделать вывод, что самостоятельный  туризм – это специфический вид туристической общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия в основной части организации путешествия организаторов туризма (туроператоров и турагенств). Поэтому успех проведения массовых тур мероприятий – слетов, соревнований, конкурсов, вечеров туристов – во многом зависит от качества их подготовки и компетентности организаторов.

 

     3.4. Индивидуальный и  групповой туризм.

 

      В зависимости  от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более). Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.

 

    3.5.  Социальный туризм.

 

     Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской

 

Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые  из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным  категориям российских туристов государство  в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

 

     В странах Европейского  союза социальный туризм ассоциируется  с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать  высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Информация о работе Классификация форм и видов туризма