Культурно- исторические центры как объекты туристского интереса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной, туристского интереса. Туристский интерес генерирует мотивационный позыв индивидуума или группы индивидуумов к потреблению туристского продукта и, соответственно, совершению туристкой поездки. Конкретный интерес к объекту или явлению, или к тому же, но в новом аспекте – познание бесконечно.

Файлы: 1 файл

Курсовая, Глава 1.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Культурно- исторические центры как объекты  туристского интереса

    1. Туристские ресурсы и туристский интерес

Ресурсы – всё то, что  нас окружает в мире – материальные объекты природного или рукотворного происхождения, природные, техногенные, общественные и социально- экономические явления. Ресурсы, доступные туристам, а также и иным потребителям, и вызывающие у них прямо или опосредованно интерес, - туристские ресурсы. Суть и предметная принадлежность туристских ресурсов – потенциальная способность удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма, и быть источником туристского продукта.

Там где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может  быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь потребление  в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

Некоторые ресурсы и  объекты приобретают статус национального символа или святыни, природного или культурного наследия, и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток поклонников и интересантов.

Ст.1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет туристские ресурсы  следующим образом :

Туристские  ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержание их жизнедеятельности, восстановление и развитию их физических сил.

 Следует априори  согласиться с тезисом, что  ресурсы природные, климатические,  исторические, социокультурные и  иные существуют независимо от  того – есть туристы или  нет.

Побудительным мотивом  и основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристкий инетерс и туристкое впечатление.

Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной, туристского интереса.  Туристский интерес генерирует мотивационный позыв индивидуума или группы индивидуумов к потреблению туристского продукта и, соответственно, совершению туристкой поездки. Конкретный интерес к объекту или явлению, или к тому же, но  в новом аспекте – познание бесконечно.

 Объекты туристского  интереса – достопримечательности,  природные объекты и природно–климатические  зоны, исторические, социокультурные  объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских  услуг или туристского продукта или тура, адекватно прямым или спутным целям  тура. Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит (а) доведение информации до туриста о данном объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно  в эту местность и к этому объекту, (б) обеспечит достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности и объекту, (в) размещение, (г) питание, (д) развлечение.

Турист по совей природе  любопытен и любознателен. Он стремится  узнать (увидеть, услышать, потрогать, отведать, залезть, отломить т.е попробовать органолептически) что-либо новое, неизвестное ему или убедиться опять же органолептически в качествах некоего объекта, о котором ему прямо или опосредованно известно из различных источников ( книги, кино, видео, рассказы) или неизвестно вовсе – прямо или отчасти mastery tour.

Следует разделять туристское впечатление от конкретного объекта  туристского интереса и туристское впечатление от потребления туристского  продукта в целом.  Даже при блестяще организованной  программе туристской поездки незначительный казус, часто не зависящий от организаторов туризм и происходящий по стечению обстоятельств, может испортить впечатление туриста о всей поездке в целом. Хотя тезис о том, что неприятные моменты жизни забываются и остаются только хорошие воспоминания, имеет место, но результативность труда организатора туризма непременно будет зависеть от значимости случая, вызвавшего у туриста.

Фундаментальным является постулат о том, что турист должен быть доволен туристкой услугой или туристским продуктом, ибо он заплатил за него деньги в расчёте получить удовольствие, и , если такового не случилось, туризма нет. Молва о плохих турах, плохих услугах, разносится значительно быстрее, чем иные хорошие новости. При этом следует учесть, что мотивацией выбора вида туризма и конкретного туристского путешествия, имеющей значительно больший вес, нежели иные при выборе направления и конкретного туристского продукта, являются именно советы друзей и знакомых, а не дорогостоящая реклама по телевизору и в цветных  буклетах. А самые распространённые вопросы, задаваемые туристами официальным учреждениям и справочным бюро, - о надёжности туристской фирмы. [ Биржаков  М.Б  Введение в ТУРИЗМ. – Издание 9-е, переработанное и дополненноею. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.-576 с. Стр221 – 226.]

 

 

1.2 Культурное наследие  и культурный туризм

 

Туристские ресурсы  – природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить физические и духовные потребности человека в процессе и в целях туризма. Туристские ресурсы являются всемирным, национальным (региональным, местным) достоянием, адекватно значимости для общества. Часть ресурсов, имеющая особое значение для человечества, отнесена к объектам и памятникам мирового значения.

Под культурным наследием понимаются :

- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки ;

- ансамбли: группы изолированных или объединённых строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- достопримечательные места:  произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Объекты всемирного культурного наследия рассматриваются по 8-ми номинациям. Критерии включения объектов культурного  генезиса в Список Всемирного наследия следующие:

- шедевр творческого гения человека;

- уникальный объект архитектуры,  монументального искусства, градостроительства, а также особо ценные участки  культурного ландшафта;

- демонстрация культурных традиций  исчезнувших или современных цивилизаций; с важнейшими вехами в человеческой истории;

- яркий пример традиционного  поселения или систему землепользования;

- демонстрация современных идей, верований, течений в искусстве,  живых традиций человечества.

Под природным наследием понимаются:

- природные памятники,  созданные физическими и биологическими  образованиями или группами таких  образований, имеющие выдающуюся  универсальную ценность с точки  зрения эстетики ил науки;

- геологические и физиографические  образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

- природные достопримечательные   места или строго ограниченные  зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

Для природного наследия установлены следующие критерии включения объектов природного генезиса в Список Всемирного наследия:

- большое значение  с точки зрения изучения эволюции Земли и демонстрация современных геолого-геоморфологических процессов;

- высокое ландшафтное  разнообразие и демонстрация  важных современных процессов  в экосистемах разных типов;

- исключительная живописность  местности и наличие природных  феноменов;

- высокая степень биологического  разнообразия и наличие редких  и исчезающих видов.

Все памятники культуры и природные объекты находятся  под охраной государства, на поддержание  и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

[Б.И  Биржаков Введение  в туризм стр.226-228]

 

Культурным туризмом называют знакомство путешественников с культурой и туризмом называют знакомство путешественников с культурой и традициями местных жителей. Такой вид туризма позволяет путешественникам познакомится с обычаями местных жителей разных стран в непосредственном общении своими глазами увидеть, как живут другие народы.  Культурный туризм даёт возможность людям из разных стран знакомится и изучать новые культуры и языки. [http://www.destinations.ru/article/274]

В свете становления  демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и  мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма  как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует  много  определений понятия «культурное  наследие». Одно из них гласит, что  культурное наследие есть отображение  взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих движений.

Для целей культурного  туризма важно осознать сильные и слабые стороны культурного ландшафта.

Понятно, что точного  определения параметров культурного  ландшафта требуются специальные  исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том. Что отправной  точкой подобных исследования (а они не дешёвы) должна стоять гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объём сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратится на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации – нечего предложить инвестору, нет инвестиций – нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры – не идут туристы, нет туристов – огромные потери в виде неполученной прибыли. [http://www.cultivate.ru/mag/issue1/cul_tour.asp ]

Культурный туризм давно  выделился в отдельное направление  досуга и с каждым годом получает всё большее развитие в России и по всем миру, становясь одним  их самых популярных и наиболее массовым. Основные направления : посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Цель таких путешествий – ознакомление с памятниками истории, архитектуры, искусства, природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т.п. [http://culttourism.ru/]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Культурно-историческое  наследие Урала.

 

Урал – особый географический историко-культурный и экономический  регион России. Его название, как и определение границ, менялось во времени. В древности  он назывался Рифейскими (Рипейскими) горами. Средне – вековые географы именовали его Поясом, Каменным поясом, Земным Поясом, а русские первопроходцы – просто Камнем. И те, и другие, как правило, ограничивали  его территорию главным водораздельным хребтом. По мнению большинства историков лингвистов, слово « Урал» - тюрского происхождения. Оно встречается в древнебашкирском эпосе. Первоначально его использовали для обозначения южной части современного Урала. Остальной Урал называли русским словом «Камень». Во второй половине XVII века появляется понятие   «Уральские горы». А со времени В.Н. Татищева, термин «Урал» становится общеупотребимым для обозначения всей территории, занимаемой Уральскими горами, с прилегающими к ним районами. Согласно современным географическим представлениям, Урал – это территория между Восточно–Европейской и Западно-Сибирской равнинами. В его состав входит Уральская горная система, вытянутая почти меридионально с Севера на Юг от берегов Карского моря до среднего течения реки Урал. Её длина более 2000км, ширина от 40 до130 км. Она включает главный водораздельный и несколько боковых хребтов. Урал делится на Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Его западные предгорья носят название Предуралье, а восточные – Зауралья. По восточному склону главного водораздельного хребта  проходит граница между Европой и Азией. Урал отличает чрезвычайное разнообразие природных условий. На его территории имеются вечные снега и тундра, вековая тайга и обширные степи. Край изобилует озёрами и реками, которые принадлежат бассейну Северного Ледовитого океана и Каспийского моря. Недра Урала славятся неповторимым сочетание различных полезных ископаемых.

В соответствии с концепцией районирования Уральский регион включает Пермскую, Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую области, Республику Башкортостан и Удмурдскую Республику. Их общая площадь – 824,4 тыс. кв.км (4,8% всей территории Российской Федерации), а число жителей – 20,5 млн.человек (13,8 % общей численности населения страны). Особенности  положения и природно-климатические условия сыграли важную роль в формировании в географических границах Урала единого в составе России историко-культурного ареала. Начало этого процесса уходит в глубокую древность. Являясь естественной границей и связующим «звеном» между Европой и Азией, Урал оказался ареной интенсивных контактов племён и народов, принадлежавших к различным цивилизационным мирам. Его население начинается около 200тыс. лет назад. Первые обитатели региона – охотники и рыболовы древнекаменного века (палеолит)  - уже широкое использование и костяные орудия, сооружали жилища, создавали мифы о мироздании.  [Уральская энциклопедия].

Информация о работе Культурно- исторические центры как объекты туристского интереса