Культурно-исторические ресурсы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Актуальность изучения влияния культурно-исторического туризма на развитие регионов объясняется тем, что, несмотря на все трудности, современный период является периодом развития новых тенденций в культурной жизни, возрождаются ранее забытые имена, памятники и события, по – новому оценивается историческое наследие. И поэтому для большинства российских регионов ориентация на культурно-исторический туризм становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъёма.

Файлы: 1 файл

туристское ресурсоведение.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

Методика оценки культурно-исторических ресурсов в международной практике разработана достаточно хорошо. В отечественной практике детально разработана лишь методика оценки природных ресурсов туризма. Поэтому разработка методов оценки куль-

турно-исторических ресурсов в Российской Федерации остается актуальной и по сей день. Это связано с тем, что культурно-исторические ресурсы в системе туризма имеют большое значение, а для некоторых видов туристской деятельности — определяющее. Далеко не все виды оценок могут быть применены к культурно-историческим ресурсам. Невозможной является медико-биологическая оценка культурно-исторических ресурсов, потому что данный тип оценки характеризует влияние исключительно природных факторов на организм человека. Однако вполне возможно проводить технологическую и эстетическую оценки. Уместным в этой ситуации будет и проведение экологической оценки.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов туризма может осуществляться по следующим критериям: степень физической сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока использования объекта; пропускная способность (количество человек в день); количество экспонатов для показа; удобство осмотра объектов туристами; процент объектов показа, доступных для туристов на данный момент; возможность улучшения технологических свойств объекта.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов важна для характеристики степени технологической готовности, пригодности, комфортности туристских ресурсов для приема туристов. С помощью критериев оценки можно показать, в каком технологическом состоянии находятся туристские объекты или комплексы, готов ли объект к принятию посетителей.

 

 

 

                                                                                                                                                      9

Эстетическая оценка зависит от таких показателей, как уникальность, эстетическая емкость и способность к психологическому воздействию, разнообразие пейзажей и гармония с окружающей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает физическое и культурное состояние осматриваемого объекта, количество деталей и фрагментов, из которых он состоит.

Чем более грандиозным является объект, чем больше предметов для осмотра он включает, тем больше времени требуется для его осмотра, тем более он красив и интересен для туристов (выше его эстетическая емкость). Однако эстетическая оценка имеет один большой недостаток — субъективизм при оценке объектов людьми в силу различий эстетического восприятия у каждого отдельно взятого человека.

При оценке территории сначала выявляют культурные ареалы, затем составляют кадастр культурных объектов, определяют объекты, выполняющие функции культуры, оценивают их значимость и сохранность, пропускную способность, а также экологическую емкость ландшафта. Затем изучают туристскую инфраструктуру — наличие объектов питания, мест для проживания туристов в соответствии с потребностями и т.д. В зависимости от этого определяют содержание маршрута и его продолжительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     10

Роль культурного наследия в развитии туризма.

 

 

Слагаемые компоненты культурного наследия. В последние годы интенсивное развитие туризма в большинстве стран мира содействовало пересмотру отношения к культурному наследию. Культурное наследие складывается из материальных и нематериальных (духовных) компонентов.

Если учитывать материальные компоненты, то под культурным наследием (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 г.) понимаются три вида объектов: памятники, комплексы и достопримечательные места.

К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

Среди памятников культурного наследия можно выделить:

• памятники археологии;

• культовую и гражданскую архитектуру;

• памятники ландшафтной архитектуры;

• малые и большие исторические города;

• типичные сельские поселения;

• музеи, театры, выставочные залы, объекты социокультурной инфраструктуры;

• этнографические объекты, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

• технические комплексы и сооружения.

К комплексам относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях — ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Оценка культурных комплексов для целей туризма производится двумя основными методами:

 

11                                                                                        

1) ранжированием  культурных комплексов по их  месту в мировой и отечественной  культуре, что производится экспертным  путем: устанавливаются объекты  мирового, федерального, регионального  и местного значения;

2) необходимым временем  для осмотра; этот метод позволяет  сравнивать различные территории  по перспективности культурного  наследия для развития туризма.

Для культурных комплексов так же, как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость. Надежность культурных комплексов обусловливается двумя факторами: устойчивостью к туристским нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивное объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Культурное наследие включает в себя не только материальные (памятники, комплексы, достопримечательности), но и нематериальные (духовные) компоненты (нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла).

В связи с этим важнейшим событием стало принятие 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. В конвенции перечислены следующие основные компоненты нематериального культурного наследия: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

На начало 2007 г. в списке шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значилось более 50 позиций. Российских среди них пока только один — этнокультурный феномен «семейские», представляющий собой жизнь староверов в одном из сел Забайкалья и отражающий уклад их быта, фольклор, народные и религиозные обряды, ремесла, народную медицину и др.

 

12

Оценка культурного наследия. Существует система критериев оценки культурного наследия, в соответствии с которой каждый объект культуры, представленный для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (организация по образованию, науке и культуре при ООН), должен:

1) представлять  собой шедевр творчества, характерный  для некоторой культуры;

2) показывать важность  процесса передачи во времени  или геокультурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна;

3) являться уникальным  или исключительно важным свидетельством  существования или исчезновения  некоторой цивилизации или культурной  традиции;

4) представлять  собой архитектурный или ландшафтный  ансамбль, знаменующий один из  периодов истории развития человечества;

5) быть непосредственно  или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или  творческими актами выдающегося  мирового значения;

6) представлять  собой выдающийся пример формирования  с участием человека ландшафта  или поселения, которые характеризуют  некоторую культуру, особенно, если  эта культура оказалась беззащитной  перед лицом необратимых исторических  изменений.

Прежде чем дать оценку культурному наследию определенных территорий (страны, района, города), необходимо изучить этапы их развития:

1) гражданскую и  военную историю объекта;

2) историко-архитектурный  аспект развития туристского  объекта;

3) основные архитектурные  стили, встречающиеся на территории  объекта (в связи с историческим  прошлым страны, района, города);

4) наиболее важные  и интересные для туристов  памятники архитектуры;

5) процессы развития  духовной культуры (в том числе  и в ее взаимовлияниях с  иными культурами);

6) основные этапы  развития духовной культуры и  важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех  типов и др.);

7) творчество крупнейших  представителей культуры и искусства  страны, района, города.

Государственная политика Российской Федерации по сохранению культурного наследия. Политика сохранения культурного наследия в его современном понимании начала формироваться в Российской Федерации в 1970-е гг. после принятия Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.). Первым нормативно-правовым актом РФ стал Закон № 51 от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников

13

истории и культуры». Однако в течение долгого времени понятие «культурное наследие» в РФ

 не только  не имело определенного правового  статуса, но и не было четко  определено в специальной литературе.

Ситуация стала меняться к лучшему после присоединения СССР в 1988 г. к названной выше Конвенции ЮНЕСКО, правовые нормы которой, в соответствии с международным правом, вошли в отечественное законодательство. Начиная с 1990 г. в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появились первые российские объекты, общее число которых к настоящему времени достигло 27 наименований. Активное вхождение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО стало одним из основных направлений реализации российской политики по сохранению наследия. Другим направлением стало формирование национального Списка особо ценных объектов культурного наследия народов России, ведущегося с 1992 г. Сейчас в этом списке насчитывается более 60 объектов.

Информация о работе Культурно-исторические ресурсы туризма