Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:29, реферат
Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.
Закономерно возникает вопрос,
можно ли в настоящее время говорить о
формировании такой отрасли международного
публичного права как «международное
туристское право». Для характеристики
любой отрасли международного публичного
права значение имеет наличие самостоятельного
предмета правового регулирования, специальных
принципов, определяющих специфику данной
отрасли, а также существование соответствующих
правовых источников. Отношения, на которые
воздействует международное право, составляют
предмет его правового регулирования.
Традиционно предмет правового регулирования,
наряду с методами правового регулирования,
в общей теории права рассматривается
как основание для дифференциации права
на самостоятельные подсистемы, отрасли.
Поэтому в первую очередь необходимо выяснить,
а являются ли межгосударственные отношения
в сфере туристской деятельности предметом
самостоятельного правового регулирования.
Если да, то в достаточной ли мере они обособлены,
чтобы рассматривать их в качестве основного
критерия выделения соответствующей отрасли
права. Сами международные отношения в
сфере туризма являются комплексными.
Они складываются из отношений, регулируемых
нормами международного публичного права;
отношений с участием иностранных юридических
лиц, регулируемых нормами международного
частного права; отношений, возникающих
при туристском обмене, которые не ограничиваются
пределами территории одного из их государств-участников
и подлежат правовому регулированию на
международном уровне. Прежде всего в
сферу регулирования международного права
попадают отношения между государствами.
Двусторонние и многосторонние, в рамках
которых, в частности, решаются вопросы
правового положения иностранных туристов,
классификации целей туристских посещений,
въезда в страну и выезда из страны пребывания,
статистического учета туристов, унификации
и стандартизации загранпаспортов
Таким образом, если имеется система самостоятельных, достаточно обособленных и значимых межгосударственных или смешанных международных отношений в сфере туризма, требующих своей правовой регламентации, то можно констатировать наличие процесса формирования такой отрасли международного публичного права как международное туристское право. Общие принципы международного публичного права получают детализацию и конкретизацию в так называемых отраслевых, или специальных принципах. Данные принципы обозначают специфику и самого объекта правового регулирования, и отрасли в целом. Они являются фундаментом и своеобразным каркасом построения той или иной отрасли международного права, являясь одновременно нормами обязательного свойства. Одной из проблем является отсутствие должного соответствия терминологии, которая применяется в международно-правовых актах и внутригосударственных нормативных правовых актах, регулирующих туристскую деятельность в РФ.
В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм рассматривается как поездки (путешествия) за пределы постоянного места жительства. В связи с этим особое значение приобретает понятие обычной среды, которое в определении, данном в российском законе, сводится, в сущности, к постоянному месту жительства. В то же время в документах ВТО кроме критерия расстояния от места жительства вводится критерий частоты посещения. [Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела 2011. № 3, С.293] В связи с этим к числу посетителей по данному критерию относят всех, кто совершает временные поездки с постоянного места жительства. Ведение понятия обычной среды, с определением ее по критерию расстояния и/или частоты поездки внесет определенность в понимание содержания туризма и точность в количественные оценки его масштабов. Необходимо отметить, что в нормативных актах РФ отсутствуют определения таких понятий как «путешественник», «посетитель» и «посещение». В рекомендациях ВТО исходным понятием является «путешественник», то есть любое лицо, совершающее поездку между двумя или более населенными пунктами (местами). «Посетители» в международной системе понятий и определений – это особая категория путешественников, поездка которых отвечает трем основным критериям: 1) совершается за пределы обычной среды; 2) продолжительность не превышает 12 месяцев подряд; 3) главной целью поездки не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. К числу туристов относятся все ночующие посетители. В российском законодательстве понятие «туристский продукт» используется в единственном числе. В документах же ВТО обычно используется термин «туристские продукты», т.е. во множественном числе. Это приводит к различным толкованиям данной категории. В методологических рекомендациях ВТО отмечается, что туристские пакеты являются комплексными продуктами, предлагаемыми посетителям, составленными из разнообразных элементарных туристских продуктов. Таким образом, более правильным было бы говорить об элементарном туристском продукте и комплексном туристском продукте. В целом, в международных документах используются следующие термины: «характерные (т.е. типичные) туристские продукты» и «характерные туристские виды деятельности». Эта система понятий играет важную роль в классификациях туристского предложения и спроса.[7]
Термин «туристская индустрия» в Федеральном Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации определен как совокупность предприятий, производящих туристские услуги. Следует отметить, что в документах ВТО термин «туристская индустрия» используется довольно часто, но прямого определения ему не дается. Однако из контекста следует, что индустрия туризма понимается как совокупность видов деятельности, а не как совокупность предприятий. Таким образом, объектом национального правового закрепления с соответствующими уточнениями должны стать, в первую очередь, основные нормативные понятия: «туризм», «турист», «туристская деятельность», «виды туризма», «туристский продукт», «туристская услуга», «туристские ресурсы», «договор» и др. Их терминологическое значение должны быть едиными и соответствовать понятиям, употребляемым в международной туристской практике и в рекомендациях Всемирной туристской организации. Такой подход способствовал бы формированию общенациональной правовой базы для регулирования туристской деятельности, качественной имплементации международно-правовых актов, созданию модельных законодательных актов, используемых при разработке региональных нормативных актов в сфере туризма.[5]
Помимо терминологических разночтений в международных документах и российских правовых актах в сфере туризма, существуют недостатки в построении нормативно-правового материала в российском законодательстве, значимые пробелы в его содержании. Это можно обнаружить при анализе базового закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и сопоставления его статей, в частности, с Хартией туризма и Кодексом туриста (1985 г.), принципами Глобального этического кодекса туризма (1999 г.), Осакской декларацией Тысячелетия (2001 г.). Так, в законе отсутствует прямая фиксация обязанностей государства в сфере туризма. В ст. 4 обозначены только основные пути государственного регулирования туристской деятельности, которые можно в определенной степени рассматривать как обязательства государства перед туристом и по развитию туристской индустрии. Однако в Хартии туризма обязанности государства закреплены напрямую в ст.ст. II, III, IV, V. Зафиксированы также права и обязанности местного населения, органов местного самоуправления (ст.ст. VI, VII), а также обязанности работников в области туризма и поставщиков услуг для туризма и путешествий. В принципах Глобального этического кодекса туризма и Осакской декларации Тысячелетия вопросам закрепления обязанностей государства в сфере туристской деятельности, а также обязанностям участников туристского процесса уделено большое внимание. На регламентацию деятельности государства, с учетом необходимости развития рынка международного туризма, сохранения природного и культурного наследия на основе туризма, использования в области туризма информационных технологий, направлены положения Осакской декларации Тысячелетия.
Отсутствие в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» прямого закрепления обязанностей государства в лице его федеральных и региональных структур, а также органов местного самоуправления в сфере туризма приводит к тому, что реализация прав туриста существенно затруднена. Это вытекает из известного правила, что правам всегда коррелируются соответствующие обязанности контрагента. В данном случае государственных органов и органов местного самоуправления. Как следствие, субъектом юридической ответственности по отношению к туристу может выступать только турагент или туроператор. Представляется необходимым целый ряд положений, содержащихся в данных международно-правовых актах имплементировать в структуру российского законодательства с целью более полной и четкой регламентации туристской деятельности.
В Кодексе туриста закреплен основной пакет прав и обязанностей туриста. К сожалению не все эти права и обязанности нашли свое отражение в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». По всей видимости, при подготовке нового закона о туристской деятельности ряд правомочий и обязанностей туриста, зафиксированных в Кодексе туриста, должны быть включены в его содержание. Развитие системы международных правовых актов в сфере туризма, возросший их объем, с неизбежностью привел к появлению достаточно острой проблемы любой правовой системы – проблемы существования правовых коллизий. Их разрешение становится одной из первоочередных задач участников международно-правовых туристских отношений. Подход к международному туристскому праву как структурному элементу международного публичного права позволяет более эффективно использовать все наработанные в нем механизмы разрешения юридических коллизий.
Заключение.
Таким образом, на основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы: во-первых развитие правовой отрасли, занимающейся вопросами туризма в Российской Федерации возникло относительно недавно в отличие от многочисленных стран, где правовое обеспечение осуществляется давно, во-вторых мы выяснили, что создания «благоприятной платформы» какой-либо отрасли необходимо права необходимо четко разграничивать терминологию и четко понимать, что она подразумевает. Исходя из этого можно сказать, что развитие туризма в России сдерживается несовершенством законодательной базы. Пути решения ее заключаются в том, что необходимо в федеральных законах четко разграничить понятия и термины и использовать их в дальнейшем четко в соответствии с их точным определением, а также опираясь на судебную практику вносить необходимые коррективы в законодательные акты.[5]
Информация о работе Манильская декларация по мировому туризму