Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:05, реферат
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
Министерство спорта Российской Федерации
ФГБОУ ВПО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА теории и методики туризма
и социально-культурного сервиса
Метод наблюдения
Реферат по дисциплине :
«Основы научно-методической деятельности»
направление 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Пичурина И.С.
Омск - 2013
Общее
понятие педагогического
Педагогическое наблюдение представляет
собой планомерный анализ и оценку
индивидуального метода организации
учебно-воспитательного
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
задачи обучения и воспитания;
средства физического
методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);поведение занимающихся и преподавателя;
характер и величину тренировочной нагрузки; некоторые элементы техники выполнения движений; тактические действия; величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации, например фото - и киносъемку.
Виды педагогических наблюдений
По объему
проблемные тематические
По программе
разведывательные основные
По стилю
включенные невключенные
По осведомленности
открытые скрытые
По времени
непрерывные прерывистые
При всей сложности организации
проблемных наблюдений трудно переоценить
их значение в решении сложных
задач педагогического
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее: только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике; оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания; наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания; в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя; недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях: когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов; когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки; когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования; когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования; когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов. Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования. При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.
Объекты педагогических наблюдений
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
Задачи обучения и воспитания
Средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);поведение занимающихся и преподавателя; характер и величину тренировочной нагрузки;
некоторые элементы техники выполнения движений; тактические действия;
величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации, например фото - и киносъемку.
Иногда уровень современных знаний не дает еще возможности для объективной регистрации какого-либо педагогического явления, хотя сам факт его существования не вызывает сомнений. Выразительность движений, их мягкость, наличие рационального расслабления или, наоборот, скованности - все это объективно существует, но не поддается строгой визуальной оценке и фиксации. Тем не менее в этих сложных условиях исследования есть специфические приемы объективизации педагогических наблюдений. Суть их сводится к тому, что наблюдение проводится одновременно несколькими экспериментаторами, которые, не общаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Такое наблюдение наиболее объективно, а потому и наиболее предпочтительно при любых педагогических исследованиях. В этом случае используется тот же принцип, что и в судействе "на впечатление" в спортивной гимнастике, акробатике и в других видах спорта.Однако для научных исследований использование принципов судейства оказывается недостаточным, и при обработке полученных педагогических оценок прибегают к специальным математическим приемам (непараметрическим методам математической статистики), позволяющим определять степень совпадения оценок, даваемых разными наблюдателями. Если это совпадение достаточно велико, полученные данные можно считать вполне объективными.
Выбор объекта наблюдения полностью зависит от задач исследования. Они диктуют не только то, какой элемент обучения будет взят под наблюдение (например, использование технических средств обучения на уроке, формы организации занятий и т.п.), но и то, на каком качественном уровне педагогического мастерства он будет преподаваться. Наблюдение следует проводить на занятиях не только педагогов высокой квалификации, чтобы сделать их опыт достоянием других, или педагогов средней квалификации, чтобы получить данные о работе основной массы преподавателей, но и на занятиях тех, у кого еще не сформировался свой стиль деятельности.
В любых случаях исследователь
не должен оказывать какого-либо влияния
на деятельность преподавателя. Весь учебно-воспитательный
процесс должен осуществляться в
соответствии с ин Тематическое наблюдение
характеризуется более узкими рамками
объекта наблюдения, минимумом педагогических
явлений, подлежащих изучению. Из целостного
учебно-воспитательного
Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.
Способы наблюдения:
Частотный способ состоит в том, что исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Например, в результате подобной регистрации может быть установлено, что учитель 10 раз применил свисток, чтобы остановить выполнение физических упражнений. Этот способ регистрации встречается наиболее часто, так как бывает невозможно тому или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например в метрических единицах или баллах.
Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица будет выражена в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Таким образом, оценочный способ более информативен, а потому к нему следует прибегать всегда, когда можно.Перечисленные методологические и организационные сложности педагогических наблюдений объясняют сравнительную редкость их применения. Однако, преодолев указанные трудности, можно превратить субъективный (по некоторым признакам) метод в достаточно объективный, способный вскрывать определенные закономерности обучения.
Заключение
Из сказанного можно заключить, что основным условием успешности любого педагогического наблюдения являются, во-первых, выбор объекта наблюдения и, во-вторых, анализ и оценка учебно-воспитательного процесса.