Методика проведения экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскур¬соводов; как механизм, совершенствующий «подачу» мате¬риала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика по¬могает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значи¬тельно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравне¬ниях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Содержание работы

Введение 3
Методика подготовки экскурсии 4
Этапы подготовки экскурсии 6
Определение цели и задач экскурсии. 6
Выбор темы. 6
Отбор литературы и составление библиографии. 6
Определение источников экскурсионного материала. 6
Отбор и изучение экскурсионных объектов. 7
Составление маршрута экскурсии. 10
Объезд или обход маршрута. 11
Подготовка контрольного текста экскурсии. 11
Комплектование «портфеля экскурсовода». 12
Определение методических приемов проведения экс¬курсии. 13
Определение техники ведения экскурсии. 13
Составление методической разработки. 13
Составление индивидуальных текстов. 14
Прием экскурсии. 16
Утверждение экскурсии. 16
Заключение 16
Методическая разработка экскурсии Музей-заповедник Коломенское 17
Литература

Файлы: 1 файл

Методика проведения экскурсии.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка — документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

—  на титульном листе располагаются  данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид  экскурсии,   протяженность   маршрута,   продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения;

—  на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. «Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки — 6—12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при  наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Текст следует писать от первого  лица и выражать свою индивидуальность.

Для индивидуальных текстов почти  всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

ПРИЕМ ЭКСКУРСИИ

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного   «портфеля   экскурсовода»   и   карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача    экскурсии    поручается   руководителю   творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой  характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

При положительном заключении о  контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в  разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического

отдела.

Заключение

Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы:

  1. Список литературы по теме
  2. Карточки объектов включенных в маршрут
  3. Контрольный текст экскурсии
  4. Индивидуальные тексты экскурсоводов
  5. Схема маршрута
  6. «Портфель экскурсовода»
  7. Методическая разработка на тему
  8. Материалы экскурсии
  9. Список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по теме

 

Методическая разработка экскурсии  Музей-заповедник Коломенское

 

 маршрут

Объекты показа

время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Методические указания

Проспект Андропова 39, Музей-заповедник Коломенское

Передние ворота Музея-заповедника  Коломенское;

Храм Вознесения Господня;

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи;

Церковь Казанской Божией матери; Икона Державной Божией Матери;

Макет деревянного дворца;

Домик Петра I, экспозиция внутри домика.

Медоварня из подмосковного села Преображенского; воротная башня из Николо-Карельского  монастыря; башня Братского острога  из Сибири;

Реликтовая дубрава, липовая аллея начала XIX в.

 

1.История возникновения села  Коломенского;

2.Коломенское  в XVI веке;

3.Коломенское  в XVII веке;

4.Коломенское  при ПетреI.

5.Памятники русского  деревянного зодчества XVII в.

6. Реликтовая дубрава, липовая  аллея начала XIX в.

1.Рассказать историю возникновения  села Коломенского

2.История создания  храма Вознесения, его характеристика.

Исторические сведения о церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, характеристика церкви

3.Коломенское в XVII веке. Постройки при «тишайшем» царе Алексее Михайловиче. Рассказ об иконе Державной Божией Матери.  Рассказ о деревянном дворце.

4.Рассказ о детстве, жизни  и деятельности Петра I; характеристика экспозиции домика Петра I.

5.Рассказ о русском деревянном  зодчестве, обратить внимание  на массивность бревен деревянных построек.

6.Обратить внимание на дубраву  и липовую аллею, возраст деревьев.


Литература

Емельянов Б.В. Экскурсоведение –  М.2002.

Энциклопедия Москва

Гра М.А. Коломенское – М., 1963.

Коломенское: Путеводитель, М., 1981.


Информация о работе Методика проведения экскурсии