Мировой рынок туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 03:02, реферат

Описание работы

Развитие индустрии туризма оказывает возрастающее воздействие на разработку и реализацию проектов по охране мирового культурного наследия -многочисленных уникальных исторических памятников, многие из которых относятся по классификации ЮНЕСКО к «глобальному наследию» человеческой цивилизации. Благотворное воздействие проявляется также в расширении природоохранных мероприятий, недопущении ущерба обширным экологически чистым зонам, традиционным этническим сообществам (общинам) и т.д.

Файлы: 1 файл

мировой рынок.doc

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Задание 1.

Речь идет о переходе от ставшего традиционным выявления чего-то

“существующего”,  например,  с точки зрения спроса и предложения, к чему-то “возможному”,  прежде всего с точки зрения наличия на данной территории туристических ресурсов или привлекательных туристических объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

В основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:

1.      Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями.

2.      Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.

3.      Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.

4.      Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.

5.      Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.

6.      Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.

7.      Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.

Организационно-экономические  возможности развития туризма в  международном масштабе создали  благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.

Для многих из них международный туризм является:

-        важнейшим источником валютных поступлений;

-        фактором, стимулирующим рост платежного баланса;

-        мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).

РФ, удерживая много лет активный торговый баланс, имеет пассивный  платежный баланс. Главная причина  – туризм, имеющий отрицательное  сальдо. Это значит, что российские граждане регулярно вывозят из страны валютные средства в количествах, несоизмеримых  с теми, которые иностранные туристы  оставляют у нас.

Неблагополучное положение туризма в РФ объясняется  тем, что туристический потенциал  государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих  не во всех случаях соответствует  международным стандартам. До последнего времени туризм в РФ ассоциируется со спортом и с укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.

Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются  в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной.

В любом субъекте РФ найдутся соответствующие  возможности для развития ферм и  производств по переработке продуктов  питания, артелей народных промыслов, мобильных строительных бригад, охотничьих и рыболовных хозяйств и т.д.

Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный  из которых: достаточен ли денежный доход  для приобретения туристической  путевки? Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих  тенденцию к определенным изменениям.

Для граждан РФ, осуществляющих туризм в мотивациях обращается особое внимание на:

-         возраст. Турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном и т.д.;

-         образование. Чем более образован состав туристов, тем больше нужно учитывать их возможные стремления, например, к культурно-познавательному и приключенческому туризму;

-         уровень дохода. Ясно,  что экономические соображения будут превалирующими для многих туристов в выборе места путешествия, его сроков;

-         социально-экономическое положение. Речь идет о разных подходах к туризму у большей части населения, среднего класса и богатых. Если ребенок часто выезжал за рубеж, то, став взрослым, он также будет стремиться к этому; если человек выехал в другую страну, то у него часто возникает повод для ностальгического туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Примерно 3% (с учетом смежных отраслей - 6-8%) мирового ВВП составила стоимость услуг, предоставленных индустрией туризма, которая в 2002 г. оценивалась астрономической суммой в 450 млрд. долл. В последнее десятилетие XX в. эта отрасль входит в число наиболее динамично растущих сегментов мирового хозяйства. Согласно имеющимся прогнозам, к 2020 г. число туристов, посещающих иностранные государства, достигнет 1,6 млрд. человек, которые будут ежегодно тратить на оплату туристических услуг порядка 2 трлн. долл.

Постоянно растущий уровень технического оснащения фирм и компаний, действующих в сфере туризма, а также в ряде смежных с ней отраслей, включая интернет-экономику, позволяет отнести значительную часть туристического бизнеса к числу передовых в организационном и техническом отношениях. Данное обстоятельство играет важную роль в обеспечении высоких темпов роста в отрасли. Причем, несмотря на уязвимость международного туризма от пагубных колебаний политической и экономической конъюнктуры, в целом он демонстрирует высокую степень стабильности, способности к восстановлению и динамичному росту в посткризисные периоды.

В известном смысле можно говорить о феномене международного туризма  в хозяйственной и культурной жизни человеческой цивилизации. Международный туризм оказывает сильное и все возрастающее влияние не только на экономическое развитие десятков стран мира, социо- культурные процессы, научную и общественно-политическую деятельность, широкий спектр проблем и вопросов гуманитарного характера, на уклад жизни населения, проживающего в центрах туризма или вблизи них, но и на взаимодействие народов и цивилизаций, на сферу межгосударственных отношений.

Регион Ближнего Востока и Северной Африки представляет собой один из динамично развивающихся туристических центров мира. В начале текущего столетия арабские страны ежегодно посещало свыше 27 млн. туристов. Это составляло примерно 3,5% общего числа иностранных туристов в мире. Они потратили на оплату туристических услуг около 20 млрд. долл. Ежегодно численность туристов, приезжающих из-за рубежа, возрастает в последнее десятилетие на 5-7%. В последние 10-15 лет существенно возросло число граждан Российской Федерации, направляющихся в туристические поездки в страны Арабского Востока.

Сервисизация экономики, составной частью которой является формирование индустрии туризма - одно из наиболее перспективных направлений экономического прогресса в развивающихся странах. Диверсификация национальных экономик, ликвидация их тесной зависимости от внешних, подверженных сильному влиянию конъюнктурных факторов, решение ряда острых социальных проблем в перспективных планах развития рассматриваемых стран во многом связаны с туристической индустрией.

Ей обоснованно придается большое  значение и как сфере приложения труда, ликвидации или смягчения  такой острой социальной проблемы, как безработица, уровень которой в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки варьирует от 15 до 30% самодеятельного населения.

Такие арабские государства, как Египет, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты  относятся к числу тех стран  Ближнего Востока и Северной Африки, где туризм развивается наиболее быстрыми темпами. Туристическая индустрия превратилась здесь в одну из ведущих отраслей национальной экономики, с ее развитием связаны далеко идущие планы подъема хозяйственной жизни, формирования современной, устойчиво развивающейся за счет относительно стабильных внутренних ресурсов экономики. Международный туризм все более активно взаимодействует с такими сферами экономики, как внутренняя и внешняя торговля товарами и услугами, рекламное дело, обмен деловой и культурной информацией, гостиничное строительство, сооружение объектов культуры, защита памятников, сохранение существующих экосистем, транспортные перевозки, сооружение коммуникаций, образование, банковское дело, промышленное и ремесленное производство, перемещение капиталов и рабочей силы и т.д. Содействуя росту информатизации стран региона, развитию интернет-экономики, международный туризм тем самым формирует условия для прорыва (пусть и локального) в инновационно-информационное общество. Эти оценки во многом справедливы и в отношении Сирии, однако в этой стране политические факторы, прежде всего противостояние с Израилем, до последнего времени в сильной степени сдерживали развитие туризма. Каждое из вышеуказанных арабских государств представляет собой определенную группу стран региона с точки зрения состояния и особенностей развития индустрия туризма. Если Египет и Тунис отражают тенденции, характерные для стран, длительное время уделяющих повышенное внимание развитию индустрии туризма и обладающих широким спектром условий и предпосылок для ее роста, то в ОАЭ - иностранный туризм относительно молод, здесь нет такого спектра культурно-исторических памятников и разнообразия природно-климатических условий, как в первых двух. Однако, как и прочие нефтяные монархии Залива, Эмираты обладают огромными финансовыми ресурсами для формирования условий и материальной основы для предоставления широкого спектра туристических услуг. Сирия относится к той группе государств региона, где есть широкие предпосылки для развития отрасли, но лишь в последние годы их интенсивному вовлечению в хозяйственный оборот уделяется соответствующее внимание.

Все эти обстоятельства и определили актуальность, научную и практическую значимость темы данного диссертационного исследования, а также выбор стран, индустрия туризма в которых  выбрана в качестве объекта исследования.

Хронологические рамки ограничены второй половиной XX -началом XXI века, когда  сфера туризма в странах Северной Африки и Ближнего Востока получила наибольшее развитие. При этом, главное внимание в работе уделено последним 10-15 годам, поскольку именно в этот период с окончанием эпохи холодной войны резко возрос и качественно изменился международный обмен в различных его формах, включая международный туризм. Этому способствовали также развертывание процессов глобализации в хозяйственной жизни народов планеты, становление единого информационного пространства, включая Интернет, другие процессы планетарного масштаба и характера.

Предметом исследования являются важнейшие  тенденции формирования современной  индустрии туризма в странах  Ближнего Востока и Северной Африки на примере Египта, Туниса, Сирии и ОАЭ. Избранные в качестве объекта исследования, эти страны представляют основные группы арабских государств, классифицированные по ряду признаков и характеристик: предпосылкам развития международного туризма, весу и значению индустрии туризма в национальной экономике, их роли в мировой индустрии туризма и т.д.

Цели и задачи исследования в  основном сводятся к следующему:

-выявить важнейшие особенности  формирования индустрии туризма  в странах Арабского Востока,  ее роль и значение в мировом туристическом хозяйстве;

-исследовать динамику роли и  значения иностранного туризма  в социально-экономическом развитии  рассматриваемых государств;

-выявить основные факторы, определяющие  развитие туристической отрасли  в странах Ближнего Востока  и Северной Африки, в том числе  процессов глобализации хозяйственных процессов, становления информационного общества, интенсификации международных обменов и других, проанализировать их воздействие на масштабы и характер развития индустрии туризма;

-определить ближайшие и более  отдаленные перспективы развития  иностранного туризма в арабских  странах, их возможное воздействие  на международные отношения - политические и экономические  в регионе и за его пределами;

-выявить конкурентные преимущества индустрии туризма, ее особенности и «слабые места» в рассматриваемых арабских странах и региона Ближнего Востока и Северной Африки в целом;

-проанализировать развитие туристических  связей Российской Федерации  и арабских государств за рассматриваемый  период, определить перспективные  направления их развития;

-выработать практические рекомендации  относительно наиболее эффективных  и значимых форм и направлений  развития иностранного туризма  в арабских странах, расширения  масштабов и повышения эффективности  сотрудничества между российскими  и арабскими туристическими организациями с учетом практической значимости данной отрасли в их национальных экономиках.

Научная новизна работы определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, она заключается в обобщении  новейших тенденций формирования индустрии  туризма, как одной из ключевых отраслей национальной экономики арабских государств. Исследованию международного туризма  в странах региона был посвящен ряд работ, но в них главным  образом отражены тенденции, относящиеся  к периоду до 90-х годов XX в. В  данном диссертационном исследовании основное внимание уделено обобщению  новейших явлений в области развития индустрии туризма в регионе Ближнего

Востока и Северной Африки, отчетливо  проявившихся в последние 10-15 лет.

Впервые предпринята попытка выявить  роль и влияние на развитие отрасли  процессов планетарного характера - глобализации хозяйственной жизни, становления информационного общества, резкой интенсификации международных  обменов и т.п.

Исследование темы опиралось на обобщение материала источников и публикаций, которые впервые  вводятся в научный оборот в России.

Новизна диссертационного исследования заключается также в том, что  рассматриваемый круг проблем и  вопросов впервые анализируется  на основе сравнительных сопоставлений  с привлечением обширного странового фактического материала и статистических данных.

При этом автор исходил из новейших теоретических положений относительно характера развертывающихся на протяжении последнего периода процессов хозяйственной  глобализации с их положительными и  негативными последствиями для  различных групп стран, перестройки международных отношений в постконфронтационную эпоху. Использованные источники и литература. Автор привлек наиболее значимые публикации, вышедшие в свет в ряде арабских государств на протяжении главным образом последних 20-25 лет и посвященные различным аспектам развития иностранного туризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Среди них следует отметить труды Абдуррахмана Салима «Экономический и социальный прогресс через развитие туризма» (Каир ,1992г.), АбдуссалямаАбуКифаха «Индустрия туризма в Египте». (Каир, 1993 г.), Кямеля Махмуда «Современный туризм: теория и практика» (Каир, 1975 г.), Мухаммеда Абдель Мунейма Аль-Кайсуни «Роль туризма в экономическом развитии» (Каир, 1970 г.), Рубейя Набиля «Экономика туризма» (Александрия, 1985 г.), а также «Теория туристического дела» (Александрия, 1986 г.), Салахэддина Абдульваххаба «Развитие туризма» (Каир, 1991 г.), «Международный туризм» (Каир, 1990 г.), «Исследование тенденций развития международного туризма и управление ностранными туристическими представительствами в Египте» (Каир, 1988 г.), Хади Сейид Латыфа «Туризм: теория и практика» (Каир, 1998 г.), Аш-Шаркави Али «Исследование проблем управления на предприятиях промышленности и сферы услуг» (Александрия, 1985г.).

Информация о работе Мировой рынок туризма