Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:47, доклад
Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой организации, экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития на период до 2020 г.
Согласно экспертным оценкам количество населения, озабоченного состояния природы, растет.
Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма
Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой организации, экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития на период до 2020 г.
Согласно экспертным оценкам количество населения, озабоченного состояния природы, растет. Экологическое неблагополучие вырабатывает у одних людей потребность изменить потребность изменить собственное отношение к природе, у других - активно участвовать в ее защите и сохранении, у третьих - самых сознательных в восстановлении. Некоторая часть людей, не ограничиваясь собственными усилиями, стремится привлечь к своей активной деятельности сторонников.
Основной поток экотуристов в мире составляют жители промышленно-развитых стран, интересующихся природой и бытом, сохранившимися в девственных уголках планеты. Особый интерес представляют экзотическая природа и культура стран Африки, Азии, Центральной Америки. Целенаправленная политика принимающих стран способствует формированию большого потока экотуристов в Кению, Танзанию, ЮАР, Китай, Тайланд, Эквадор, Коста-Рику, а также в Новую Зеландию, Австралию и др. Вместе с тем большую долю в туристских потоках составляют путешественники, интересующиеся нетронутой природой собственной страны или стран своего континента. Такие поездки характерны для американцев, путешествующих по собственным национальным паркам, европейцев, выбирающих для отдыха нетронутые территории скандинавских стран и др.
Для определения потенциала экотуристских рынков Германии, США, Великобритании, Канады, Испании, Франции - то есть стран, лидирующих в формировании выездного туристского потока, - ВТО провела в 2002 году специальные исследования. Наиболее репрезентативные сведения были получены в ходе оценки экотуристского сегмента туроператорского рынка Германии. Результаты исследования опубликованы в специальном докладе ВТО «Экотуристский рынок Германии» (2001).
Глобальный туристский рынок в Германии имеет тенденцию устойчивого роста: в 1972 году общее количество туристских поездок немцев составило 24,8 млн., в 1982 году оно увеличилось до 31,1 млн., в 2000 году составило 62, 2 млн. Не смотря на то что внутренний туризм для немцев является туристским направлением номер один, его доля в стране сокращается (с 47 % в 1972 году до 29,3 % в 2000 году), а доля поездок за рубеж увеличивается. Европейские турцентры являются для немцев лидирующими зарубежными направлениями: доля Испании достигает 14,2 %, Италии - 9,3%, Австрии - 6,6 %. Особо популярным направлением в последнее время становится Турция. В то же время наблюдается тенденция к увеличению туристских поездок на дальние расстояния. Доля неевропейских направлений на туристском рынке Германии только за 1999 и 2000 гг. взрослая с 13 до 14%. В 2000 г. из общего числа поездок (44 млн.) немецких туристов за рубеж 2,3 % (1,4 млн.) пришлось на Северную Америку; 2,0 % (1,3 млн.) - на острова Карибского бассейна, Южную и Центральную Америку; 5,4 % (3,4 млн.) - на другие неевропейские туристские центры. Анализ тенденций поведения немецких туристов на ближайшие годы показал, что интерес к поездкам на дальние расстояния будет расти, их объем увеличится с 6,8 % в 1999 г. до 10 % в 2010 г.
Мотивация
экотуристских поездок. Основны
К мотивам, определяющим выбор экотуристских поездок, относится также желание туристов познакомиться во время путешествия с животными и растительным миром новых территорий. Например, в 1996 г. 34,3% туристов определили цель своей поездки как «возможность наблюдения за дикой природой», которая и определила выбор ими туристского центра; 32,4% туристов считали, что «возможность посещения природного, национального парка» определила выбор туристского центра. Для жителей Германии, которые проводят отпуск в собственной стране, наблюдение за «дикой природой» (40,4%) и посещение охраняемых природных территорий (35,3%) также имеют огромное значение.
Отношение к экологическим проблемам. Классификация туристов Германии в зависимости от их отношения к экологическим аспектам отдыха включает четыре группы:
Группа 1. Сомневающиеся туристы, отвергающие значимость экологических аспектов во время отдыха (26,3% населения). Возможность приобщения к природе во время отдыха для этих людей не имеет значения, застроенный ландшафт не отталкивает, предпринимаемые туроператорами меры с целью охраны окружающей среды их не интересует, отсутствует выраженное желание вкладывать личные средства в охрану природы. Наиболее важным условием отдыха для них является состояние окружающей среды в турцентре. По данным экспертов, большая часть людей этой группы - молодые люди с низким уровнем образования и дохода, не состоящие в браке и не учащиеся.
Группа 2. Туристы, не желающие платить за охрану среды в турцентре (29% населения). Людей этой группы характеризует нежелание платить за меры по охране окружающей среды в местах отдыха, довольно безразличное отношение к экологическим аспектам. В эту группу входят преимущественно женщины в возрасте свыше 60 лет, с относительно низким уровнем образования и дохода, в большей части пенсионеры и бездетные.
Группа 3. Любящие природу сторонники обеспечения охраны окружающей среды во время отдыха (30% населения). К этой группе относятся люди, заинтересованные в экотуристских пакетах в более узком смысле, т.е. для них особо важным является наблюдение за животным миром и приобщение к природе. Кроме того, они очень уважительно относятся к культуре и традициям местного населения. Зачастую - это люди среднего возраста (30-59 лет), со средним специальным или высшим образованием, средним или высоким уровнем чистого семейного дохода, имеющие работу и детей в возрасте до 14 лет.
Группа
4. Социально ответственные
Обобщенная картина спроса на эколого-туристские поездки в Германии в 2000 г., выглядит следующим образом:
· население Германии - всего человек - 82,2 млн.
· в том числе в возрасте от 14 леи и старше - 63,8 млн.
· туристы - 48,4 млн. (75,9%)
· потенциал рынка для приобщенияк природе (с использованием данных
1992 г.) -28,7 млн. (59,3%)
· потенциал рынка экотуризма(наблюдение за дикой природой,посещение национальных парков) - 14,5 млн. (30%)
Положительные прогнозы экспертов относительно развития экотуризма в ряде европейских стран, таких как Швейцария, Австрия, Германия, до 2005 г. близки. По их мнению, росту объема экотуристских поездок будут способствовать:
Среди доводов, выступающих против развития экологического туризма, приводятся следующие:
экотуризм является веянием моды;
добавленная стоимость за экологически безопасный туризм сокращает величину потока;
недостаточное желание соблюдать требования, связанные с охраной окружающей среды, отрицательно повлияют на количество экотуристов. [10, стр. 33-37]
В
Украине экологический туризм находится
на начальной стадии развития. Экотуристические
путешествияорганизуются преимущественно
на самодеятельном уровне, коммерческая
деятельность в этом направлении лишь
зарождается. Однако уже заметное выделение
двух путей развития экологического туризма
- "американского" и "европейского".
Первый формируется в виде организации
спортивно-туристских путешествий в экстремальных
естественных условиях, второй - в форме
организованного отдыха в сельской местности
с привлечением к традиционной местной
культуре (в Украине этот вид туризма называют сельским
зеленым или агротуризмом).
Украина владеет достаточными экотуристическими
ресурсами, использование которых, рядом
с растущим спросом на туристические услуги,
закономерно приведет к интенсификации
развития инфраструктуры и территориальной
организации экотуристической деятельности.
Информация о работе Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма