Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:19, доклад
Научные экспедиции как туризм. XX век ознаменовался окончательным утверждением массового, доступного, то есть прежде всего социального, туризма. Это - мощный фундамент для распространения тех же начал в новых для туризма сферах его приложения. К их числу могут и должны, по нашему убеждению, принадлежать многие виды современных научных экспедиций.
Длительное время научные экспедиции были по-своему уникальными предприятиями. Для каждого готовилось специальное оборудование, особые средства передвижения и прочее оснащение. Это был, что называется, штучный товар, если брать экономическую, техническую и кадровую стороны обеспечения. Возьмем, к примеру, экспедиции Пржевальского в Азию, Миклухо-Маклая в Полинезию и другие.
Научные экспедиции как туризм. XX век ознаменовался окончательным утверждением массового, доступного, то есть прежде всего социального, туризма. Это - мощный фундамент для распространения тех же начал в новых для туризма сферах его приложения. К их числу могут и должны, по нашему убеждению, принадлежать многие виды современных научных экспедиций.
Длительное время научные
Затем наступило время создания стационарных опорных баз подобных экспедиций. Это - космодромы и космические станции, челночные космические корабли, научные станции в Антарктике и т.д.
Целая сеть постоянно действующих станций, обеспечивающих вахтенную и экспедиционную исследовательскую деятельность, раскинулась по земному шару - вулканологических, метеорологических, океанических, горных, лесных, физики Солнца, атмосферы, экологического мониторинга и множество других. Их немало и у нас в России.
Обратимся в первую очередь к исследовательским учреждениям Российской Академии наук. К примеру, это Отделение океанографии, физики атмосферы и географии (ООФАГ) во главе с академиком-секретарем Юрием Анатольевичем Израэлем. Это и Институт водных проблем. Институт географии. Институт озероведения. Институт океанологии им. П.П. Ширшова с его отделениями в Калининграде, Красноярске, Санкт-Петербурге и Архангельске. Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова, Институт глобального климата и экологии, научные советы, геоморфологическая комиссия. Русское географическое общество. Все они располагают своими научными станциями, проводят научные экспедиции.
Новый феномен XXI в. - научные экспедиции и научные станции, включающиеся в орбиту туризма. Можно сказать и иначе: туризм распространяет поле своего действия и на сферу научных экспедиций.
Простой пример: в Подмосковье давно стал объектом туристских посещений центр создания космических ракет близ Сергиева Посада. Притом действующий центр.
Самой яркой приметой того, что новый феномен, о котором идет речь, стал явью XXI века, является полет американского гражданина - за большие деньги - в космос. Это отнюдь не курьез, а выразительное свидетельство огромного интереса к научным экспедициям со стороны туристов.
Разумеется, туристам попасть в космос пока еще сложно. Но побывать на подводных лодках, в батискафах, на научно-экспедиционных станциях и в самих экспедициях - на вулканах, гейзерах и т.д. - это все активнее входит в практику.
Экономически здесь ново и важно то, что туризм, туристы берут на себя значительную долю научно-экспедиционных расходов, лишь бы увидеть научные базы, побыть вместе с учеными в их экспедициях. Причем в отличие от культурного туризма, где определенный процент от туров отчисляется в пользу памятников культуры (это пока весьма громоздкий финансовый механизм), научно-туристские экспедиции - это прямой целевой вклад туризма конкретно в данную экспедицию, в работу данной научной станции, т.е. адресно, наглядно, эффективно.
Со стороны туризма эта новая для него ниша еще толком не осмыслена и далеко не освоена - имеются лишь отдельные примеры. Наша кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития впервые масштабно выдвигает эту идею как национальную, региональную и глобальную.
Что это даст науке? Экономическую востребованность ведущих ученых, которые становятся научными корифеями каждой такой экспедиции или научной станции при участии заинтересованных туристов. Это, по сути, популяризация отечественной науки с помощью туристов.
А что это дает туристам? Уникальность путешествий благодаря тому, что взамен привычных инструкторов туризма выступают выдающиеся ученые, приобщающие путешествующих к тайнам науки.
Когда-то, как уже сказано, экономика научных экспедиций была очень сложна. Ныне, если в это "вмешается" туризм, если появится такой туристский продукт, то удешевление неизбежно.
Выдвигая эту идею, автор имеет в виду вероятную возможность ее дальнейшей тщательнейшей проработки в Академии наук, создание в РАН соответствующего научного совета и, конечно же, развертывание на практике таких экскурсионно-экспедиционных туров.