Обзорная экскурсия по Зарайску

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:50, практическая работа

Описание работы

Территория района расположена в бассейне р. Оки, 968 кв. км, протяженность границ 200 км. Население района чуть более 45 тысяч жителей.

Файлы: 1 файл

Зарайск.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

Зарайский район

Территория района  расположена  в бассейне р. Оки, 968 кв. км, протяженность  границ 200 км. Население района чуть более 45 тысяч жителей.

 

Зарайск – типичный провинциальный город, причисленный к «малым» российским городам. «Малый» - это по занимаемой территории и по количеству обитателей. Сейчас в Зарайске проживает около 30 000 жителей. Но, как в пословице – «мал золотник, да дорог». Зарайск велик, во-первых, своей судьбой – на крутых виражах истории он исполнял в родном Отечестве особую роль и, во-вторых, Зарайск уникален и знатен культурными традициями, научным и духовным потенциалом. В облике города, несмотря на многочисленные потери минувшего 20 столетия, до сих пор удачно соединяются прошлое и настоящее, сохраняются пласты многих эпох, духовная атмосфера и неповторимая природно-архитектурная среда.

Первое упоминание

Первое упоминание о Зарайске оставлено  в Никоновской летописи под 1146 годом – тогда поселение было известно под именем осетр. Между тем, открытая в 1985 году учеными академического института археологии палеолитическая стоянка человека каменного века отодвинула историю края вглубь еще на 23 тыс. лет.

Название города

Древние летописные своды и последующие  исследования историков сберегли за многие века целый набор имен города. Осетр (1146, 1541), Красный (1225), Святого  Николы Корсунского (1225), Заразск (1225), Новгородок-на-Осетре (1387), Заразеск (15 век), Зараеск (1501), Никола Заразский-на-Осетре (1531), Никола-на-Осетре (1531), город Николы Заразского Посад (1595), Никола Заразский (1610), Зорайск (1660), Зараск (1681), Зарайск (17 век), Заразской (первая половина 18 века).

Пятнадцать наименований! Не много ли для одного города?

Существует несколько  версий происхождения современного названия. По одной из них свое название Зарайск получил от слова «заразы», так называли в древности крутые склоны к реке. По другой, слово «Зарайск» (от «ряса») означает болото: город по отношению к Рязани – тогдашней столицы княжества – находился за болотами, за «рясками». Но зарайцы более склонны считать за истину вот такую историю.

В 1237 году, когда Батый  со своими полчищами был на подступах к Рязани, Великий рязанский князь Юрий Ингваревич направил к завоевателю в качестве посла своего сына – князя Федора, княжившего в городе на Осетре.

Направил в надежде, что сын сумеет смягчить гнев злого хана и расположить его к переговорам. Батый принял дары и пообещал «не ходить войной на Рязанскую землю». Оказавшийся рядом предатель-боярин шепнул хану: жена Федора — княгиня Евпраксия — женщина невиданной красоты. Тогда Батый потребовал от князя доставить Евпраксию к нему.

Возмущенный, Федор ответил:

— Не годится нам, христианам, жен своих водить на блуд. Когда  нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь...

Батыи приказал убить князя  и бросить его тело на растерзание зверям. Но верный слуга князя тайно спрятал тело Федора, а сам прибыл с печальной вестью к Евпраксии. Княгиня, не желая стать добычей нечестивого хана, бросилась с высокого терема с сыном Иваном и разбилась насмерть, или, как говорили в старину «заразилась» (умерла за раз, сразу). И с тех пор, то место, где произошла трагедия, стало называться Заразом, Заразском. Зарайском.

Похоронили князя Федора, его супругу Евпраксию и их сына Ивана в одной могиле, недалеко от Никольского храма и поставили на том месте три каменных креста.

 

Самоуничтожение гордой дочери Зарайска явилось страстным призывом к  сопротивлению, к священной борьбе с захватчиками.

После пятидневной осады  полчища Батыя разграбили Рязань, предали огню Зарайск и двинулись  к Москве и Владимиру. Случилось  так, что в дни нашествия кочевников воевода Рязани Евпатий Коловрат был в Чернигове, задержался там до холодов. А вернувшись в декабре 1237 г., увидел родной город опустошенным — враг не пощадил ни стариков, ни женщин, ни детей. У Евпатия Коловрата не было времени долго печалиться — он собрал ополчение из 1700 ратников, которых «бог соблюл вне города», вооружил топорами, рогатинами, пиками, мечами. И погнался за кочевой ордой по их кровавой тропе (народная молва утверждает: местом формирования отряда Евпатия было Великое Поле, что под Зарайском).

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали...»

Не на шутку перепуганный хан призвал в шатер своего шурича Хостоврула и, выделив под его начало лучшие полки, потребовал раз и навсегда покончить с бесстрашным русским предводителем и его воинством; тот на радостях в ответ даже пообещал привести к ногам завоевателя живого Евпатия...

Великая сеча между полками  Хостоврула и ратью Коловрата произошла на Суздальской земле, а началась она поединком самих военачальников: кто кого? В очередном сближении Хостоврул изловчился, чтобы нанести сопернику неожиданный удар, но в это мгновение русский исполин мощным взмахом меча рассек монгола пополам до седла...

Ордынская рать дрогнула, рязанские  же дружинники, окрыленные победой  своего вождя, устремились в бой  на ненавистных степняков. Впереди  всех крушил вражью силу Евпатий Коловрат. Он с яростью мстил завоевателям за разорение Русской земли. Но главные силы рязанских храбрецов таяли с каждой минутой, обессиленные и окровавленные друзья по брани замертво падали один за другим. Ратное счастье менялось на глазах. Враг наседал, сжимая кольцо и забрасывая горстку отважных ополченцев булыжниками из камнеметов; неотразимый удар валуна достиг и неистового Евпатия.

Смертную чашу испили все  рязанцы — из 1700 уцелело лишь пять витязей, «изнемогших от великих ран». Перед храбростью и мужеством дружинников преклонился даже сам хан-завоеватель. Батый приказал отдать тело русского исполина тем пяти пленным ратникам и «отпустить их и ничем не вредить им». Глядя же на распростертое тело Евпатия, хан воскликнул: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малой своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Другая местная легенда  добавляет: и похоронен Евпатий Коловрат на берегу Вожи, между старинными зарайскими деревнями Китаево и Николо-Кобыльское — это место известно под названием Могила Богатыря.

В последней четверти XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что перестало повиноваться ордынскому темнику Мамаю: вначале это был отказ выплачивать дань, а вскоре и активное сопротивление. И внук Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (впоследствии Донской) был первым русским великим князем, кто бросил Орде открытый вызов. Сильный Мамай, конечно, не мог смириться с подобным ослушанием и ради возращения Руси в прежнее состояние полной зависимости стал готовить войско для нового вторжения.

И вот летом 1378 г. Мамай снарядил против Москвы 50-тысячное войско под командованием одного из самых опытных военачальников мурзы Бегича. Однако отлаженная система оповещения - учреждение «крепкой сторожи», то есть дальней разведки, — позволила Дмитрию Ивановичу заранее узнать о численности и маршруте противника. И он решил не ждать неприятеля на границе своего княжества, а выйти ему навстречу. С пешим и конным войском уходит от Москвы, форсирует пограничную Оку в районе Коломны и оказывается в Рязанских владениях, на территории Зарайского удельного княжества.

Далее следует шестидесятиверстный  переход русского войска — по окрестностям зарайских сел Щурово, Луховицы, Врачево, Гавриловское: вполне возможно, что правое его крыло проходило и через Зарайск. То же Великое Поле, гласит предание, было сборным пунктом русской рати перед выходом ее на Вожу, а в урочище Беседы, что под Кувшиновом, полководец держал совет с воеводами. Войско Дмитрия Ивановича тихо передвигалось по лесам и балкам до Вожи, где полки расположились на левом (северном) ее берегу по наиболее вероятной линии Ходынино — Городище — Срезнево — Глебово-Городище — Бараково. Тем самым река использовалась как естественная преграда (Вожа берет начало близ зарайского села Большое Коровино, перед впадением в Оку она пересекает юго-восточную окраину Зарайского уезда). Судя по решительным действиям великого Московского князя, можно предположить, что он бывал здесь задолго до сражения и хорошо изучил местность.

Бегич с пятью туменами (тумен — это «тьма», десять тысяч) стоял на противоположном, правом берегу Вожи, его ставка разместилась на господствующей высоте, около современного села Баграмово.

Противостояние русских  и ордынских войск продолжалось несколько дней. Не дождавшись наступления  русских дружин и не выдержав напряженного ожидания, 11 августа степной полководец отдал приказ о переправе и  начале атаки. Тысячи татарских всадников преодолели Вожу и с воплями бросились на россиян в надежде сходу пробить центр, но сразу же натолкнулись на крепкую стену русских витязей. Не выдержав стремительного натиска, ордынцы развернулись и в панике бросились бежать за реку. Это была первая за полтора столетия крупная победа русского воинства над ордынцами, своего рода «генеральная репетиция» перед битвой на Куликовом поле.

Однако две победы над  Золотой Ордой – Вожская и Куликовская – лишь приблизили день освобождения Руси от монгольского владычества; годом же полного освобождения принято считать 1480-й, когда хан Ахмат, заручившись поддержкой польско-литовского короля Казимира IV, предпринял последнюю отчаянную попытку восстановить над русичами ханскую власть. Но после длительного «стояния на реке Угре» он признал свое бессилие и 11 ноября оставил рубеж и пустился в бега …

Вместе с тем полного  спокойствия на южной границе  Московского государства не было, ибо по-прежнему агрессивную политику вело Крымское ханство. Только за первую половину 16 века крымские татары совершили 43 опустошительных похода на Русь. Маршруты многих набегов пролегали по зарайской земле.

Вот почему Василий III Иоаннович сразу же после вступления на великокняжеский престол срочно занялся укреплением обороны южной границы и сам встал во главе пограничных полков. При нем были обнесены каменными крепостными стенами Нижний Новгород, Тула и Коломна; по его велению в 1528 году заложен каменный кремль и в Зарайске, а в 20 верстах на юг от города стала возводиться Большая засечная черта, протянувшаяся от Переяславля Рязанского до Козельска и Белева.

Зарайский кремль

Состояние каменной крепости, острога  и двух монастырей соответствовало  стратегическому значению Зарайска в защите государства. Находясь на перекрестке сухопутных дорог на Коломну и Москву, на Тулу и Рязань, он надежно закрывал крымцам путь к русской столице.

Зарайский Кремль – самый  маленький по размерам из всех русских  кремлей и единственный в Московской области, полностью сохранившийся  до нашего времени.

Кремль возведен по всем правилам фортификационного искусства  с четким геометрическим построением  в плане. С востока на запад  он вытянут на 185 м, с юга на север – на 125 м, площадь 2,3 га. Общая длина стен – немного превышает 600 м. Строил зарайский кремль итальянский инженер и архитектор Алевиз Фрязин. Кремль имеет 7 башен: три прямоугольных проезжих и четыре двенадцатигранных на углах. Сохранились их древние названия: парадная северная – Никольская, западная – Егорьевская, южная – Спасская; северо-восточная угловая, в которой хранились оружие, порох и боеприпасы, называлась Казенной, юго-восточная – «Наугольной, что у кабака», юго-западная – «Наугольной, что у тайника». Толщина крепостных стен 3 м, высота около 9 м. Все крепостные строения из кирпича и с внешней стороны облицованы белым камнем на 2/3 высоты стен и 3/5 высоты башен. Архитектура Кремля достаточно проста. Стены с двумя ярусами боя, без машикулей, завершаются кирпичными зубцами большой ширины с верхами в виде «ласточкина хвоста». В 17 веке завершение зубцов преобразовано в непрерывную аркатуру. Внутренняя сторона стен представляет аркаду, несущую уступ верхнего боевого хода. Башни имеют три яруса боя. Никольская, служившая главным входом в Кремль, снабжена отводной стрельней.

Первая известная по документам реставрация Кремля относится к 1650-51, проводилась под наблюдением  Бориса Августова. Через 22 года по инициативе воеводы М.Ф. Карандеева пострадавшие в предыдущих  сражениях с крымскими татарами стены и башни покрыли тесом, крепость опоясали дополнительным рвом. В 1837 исправили Никольскую и Богоявленскую башни. Последняя реставрация началась в 70-х и продолжается до сих пор.

Никольский храм

История города неразрывно связана с чудотворной иконой святителя Николая, которую принесли из Корсуни (Херсонеса Таврического) в Рязанский край. Летописный свод «Повести о Николе Заразском» рассказывает, что в 1224 году священнику храма апостола Иакова в Корсуни явился святитель Николай и повелел перенести его икону в земли Рязанские: «Возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу быть, и чудеса творить, и место то прославить». Николай Угодник указал и путь, которым должен идти Евстафий: не напрямую, через половецкие степи, а в обход, вокруг всей Европы морским путем; затем путешествие продолжалось «посуху»: из Риги через Новгород — на юг. В пути Евстафий находился целый год, и 29 июля (ст. ст.) 1225 года икона оказалась в окрестностях города Красного (ныне Зарайск). Князю Федору во сне явился Николай Угодник и повелел встречать святой образ. По преданию, на месте встречи иконы забил источник воды, получивший название Белый Колодец.

С тех пор город находится  под духовным покровительством Николая  Чудотворца. Для иконы был построен Никольский храм. Помолиться перед  иконой приходили богомольцы со всех концов Руси: преподобный Сергий Радонежский, великие Московские князья, Государь Иван Грозный с сыном, воеводы, крестьяне, ремесленники.

После того как 29 июля 1225 доставили  икону св. Николы Чудотворца в Красный (Зарайск), в остроге построили  деревянную церковь, в которой хранилась  святыня. Однако церковь вскоре сгорела; на месте ее построили новую, но к  середине XVII в. она обветшала. В 1681 по указу царя Федора Алексеевича построили каменный Никольский храм, сохранившийся до сих пор (руководил строительством Петр Любавский). Никольский храм — главный собор города, его духовное сердце, памятник древнерусской архитектуры. Бесстолпный четверик храма увенчан торжественным пятиглавием, на главах— прорезные кованные кресты. Стены и своды внутри храма покрыты масляной живописью, представляющей позднюю запись первоначальной (последнее подновление в 1912). Трехъярусный барочный иконостас второй половины XVIII в. богато украшен резьбой и деревянной золоченой скульптурой, в нем имеются иконы XVIII в. Внешние архитектурные формы собора восстановлены в 1959—1961. В Никольском храме, начиная с XIII в., создавался выдающийся литературный памятник Древней Руси — цикл «Повестей о Николе Заразском». Популяризатор культуры Древней Руси А. Г. Глухов выдвинул гипотезу, что здесь хранилась библиотека и работал скрипторий. Священники храма древнерусские писатели Евстафий и его потомки — Прокофий, Никита, Василиск, Захарий, Феодосии, Матвей, Иоанн Вислоух и Петр — на протяжении 335 лет писали, дополняли, редактировали и распространяли «повести» по всей Руси. Могилы этих подвижников находятся в окрестностях храма. В 1987 в память о создании «повестей» на Никольском соборе установлена мемориальная доска; автор Е. П. Шишков. Ее текст гласит: «Здесь, в церкви Николы, летописец Евстафий и его потомки создавали выдающийся литературный памятник Древней Руси — «Повесть о разорении Рязани Батыем». В январе 1992 администрация Московской области своим постановлением после семидесятилетнего перерыва вновь передала здание Никольского собора объединению верующих для использования в культовых целях.

 

 

Иоанно-Предтеченский Собор

 

 

Первоначально храм основан  в середине XVI в. по повелению царя Ивана IV, именовался церковью Иоанна Предтечи, «что под колоколами». Находился несколько восточнее нынешнего храма; по мнению К. Ф. Калайдовича, под алтарем были погребены князь Федор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн. С запада к собору примыкала шатровая колокольня. Первоначальный храм пришел в ветхость и был разобран в 40-х годах XVIII в., сень — шатер над погребением князей — оказалась вне храма. Собор был вновь воздвигнут в 1764, но просуществовал недолго: в 1818 своды в алтаре обрушились, а стены развалились. Существующий ныне храм построен из кирпича в 1821, освящен в следующем году архиепископом рязанским Сергием. Памятник русского провинциального ампира. Кубический объем, завершенный массивным световым барабаном, обработан ризалитами с пилястровыми портиками. Декор в стиле неоклассицизма относится к началу XX в., когда на средства купцов Бахрушиных собор был реконструирован. Автор проекта реконструкции— архитектор Селиванов. Иконостас, клиросы и киот по рисунку академика архитектуры Соловьева исполнил мастер И. М. Фролов; иконы писал художник И. П. Пашков. 27 июля 1904 храм освящен епископом Рязанским и Зарайским Аркадием.

Памятник- надгробие князьям Федору, Евпраксии и их сыну Ивану

Тело погибшего в декабре 1237 в  ставке Батыя удельного князя  Федора Юрьевича доставили в Красный (Зарайск) и погребли в остроге, недалеко от Никольской церкви, в одной могиле с супругой Евпраксией и их сыном Иваном. В1665 князь Н. Г. Гагарин соорудил памятник-надгробие; гробницы и кресты покоились под шатром, опиравшемся на четыре белокаменные колонны по углам. В память о подвигах князей-патриотов ежегодно, 29 июля (11 августа н. с), горожане совершали крестный ход. В 1930 при сносе колокольни Иоанно-Предтеченского собора княжеская гробница была разрушена. По инициативе совета Зарайского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры святыня возрождается. Автор реконструкции — заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Глебов.

Улицы

В Зарайске сохранилась планировка XVII—XIX в., основы которой сформировались ранее. Архитектурным центром города всегда оставались кремль и Гостиный двор, вокруг которых велась жилая застройка, складывалась сеть улиц. Главные из них — Карла Маркса (б. Большая Московская, затем Павловская) и Советская (б. Псреславская, затем Рязанская) — соединяют центр со всеми частями города и дают выход на шоссейные магистрали, ведущие в Москву, Рязань, Луховицы. Михайлов, Серебряные Пруды. Каширу и Озеры.

Памятник Пожарскому

8 февраля 1610 года воеводой Зарайска  был назначен князь Дмитрий  Пожарский. Его стараниями была  усилена оборона сторожевого города и боеготовность местного гарнизона, под командованием молодого военачальника были отбиты многочисленные атаки неприятеля и русских изменников. Многие города тогда сдались самозванцу.

Мятежники прислали в Зарайск  грамоту с требованием немедленной  присяги Лжедмитрию, и зарайцы заколебались. Но воевода Дмитрий Пожарский и настоятель Никольского храма протопоп Димитрий Леонтьев смогли удержать жителей в повиновении законному государю, и город не изменил Василию Шуйскому.

Именно в Зарайске Пожарский  пришел к выводу о необходимости общими силами изгнать чужеземцев с Русской земли. Для освобождения Москвы из Рязани двинулось первое Рязанское ополчение. Первыми в столицу вступили зарайские ратники Пожарского.

Полностью очистить страну от неприятеля удалось второму — Нижегородскому — ополчению, которое возглавили земский староста Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский.

Троицкая церковь

(пл. Революции, 16)

Первоначально была сооружена как  церковь Круглого монастыря в  остроге в XVI в. Согласно описанию 1625, в ее приходе насчитывалось 110 дворов. Церковь была деревянной, сгорела в 1774. Существующий кирпичный храм выстроен в несколько приемов в 1776, 1788. Барочные формы с сильной местной окраской, «восьмерик на четверике» перекрыт сомкнутым сводом. Четырехъярусная, квадратная в основании колокольня имеет в «звоне» восьмерик и высокую криволинейную кровлю. Между храмом и колокольней в 1808 выстроена трапезная в стиле классицизма. Церковь пострадала при пожаре 1860, после чего были возобновлены Успенский придел и колокольня. В 1877 на средства купца И. И. Горетника обновлен иконостас. Интерьер храма искажен устройством междуэтажного перекрытия в 1930-х. Следует отметить, что священником церкви в 1867—1870 был историк Рязанского края И. В. Добролюбов. С конца 1930-х в здании церкви помещается Зарайский историко-художественный музей.

Памятник погибшим в годы ВОВ

Установлен на площади революции в Зарайске в 1967. Авторы— скульптор П.В.Данилов и архитектор А. А. Гайко; в 1975 перед памятником зажжен Вечный огонь.

Деревянный острог

Наиболее древнее оборонительное сооружение Зарайска – сооружение из бревен и земли. За свою многовековую историю не раз перестраивался, надежно  защищал границы Рязанского и  Московского княжеств от вражеских вторжений. В плане острог представлял многоугольник, стороны которого с запада и юга повторяли конфигурацию Осетра и его притока Монастырки, с севера и востока стены замыкались изломанной дугой. Общая дуга острожных стен 760 саженей (1618 м), снаружи их окружали рвы, наполненные водой. Острог имел 11 башен.

Ильинская церковь

(ул. Красноармейская)

Первоначально основана в 1612 «по благословению  Феодорита архиепископа рязанского и по челобитью тое церкви прихожан посадских людей Гришки Повалишина с товарищи». Церковь была деревянной. Существующая ныне построена в 1835 из кирпича в стиле классицизма. Основной объем храма кубический, с портиками по сторонам, завершен массивной купольной ротондой с миниатюрным фонарем в основании главы. С западной стороны примыкает обширная четырехстолпная трапезная и колокольня псевдорусского стиля второй половины XIX в. Во время пожара 1860 купол церкви обрушился, но приделы и колокольня сохранились.

Памятник летчикам П.А. Джибелли и Б.А. Туржанскому

В 1968 году в Зарайске установлен памятник участникам гражданской войны в Испании (1936-39), Героям Советского Союза итальянцу П.А. Джибелли и его русскому другу Б.А. Туржанскому – авторы архитектор А. А. Гайко и скульптор В. И. Полянчев; на доме № 36/23 по ул. Ленинской, где размещалось общежитие Первой Зарайской школы красных военных летчиков, установлена мемориальная доска.

ТУРЖАНСКИЙ Борис Александрович (1900-1942)- летчик. Герой Советского Союза, участник гражданской войны в республиканской Испании.В 1921—1922 обучался в 1 Зарайской школе красных военных летчиков.

ДЖИБЕЛЛИ Примо Анджелович (1893-1936)- летчик-интернационалист. Родился в Италии. В 1921 эмигрировал в Россию, обучался в 1 Зарайской школе красных военных летчиков. Участвовал в борьбе с интервентами на юге Украины и с басмачами в Средней Азии. В 1936 добровольцем вошел в состав Первой интернациональной эскадрильи, защищавшей Испанскую республику. Его самолет-бомбардировщик был сбит врежеской зенитной артиллерией. Тяжело раненный он попал в фашистский плен и погиб. Похоронен в Мадриде.

Обувная фабрика

В 1858 на перопуховой фабрике Зарайска возникла небольшая туфельная мастерская, превратившаяся затем в крупное  предприятие; оно принадлежало немецкому  промышленнику Августу Редерсу. Вначале изготовляли простейшую обувь на войлочной подошве с матерчатым верхом, и только в конце XIX в. перешли на модельную кожаную обувь. Зарайские обувщики приняли активное участие в первой русской революции 1905—1907 и революционных событиях 1917. В 1918 фабрику национализировали, она перешла в ведение Центросоюза; в 1929 при ней создали школу ФЗУ. В годы войны, когда фронт приближался к Москве, часть оборудования эвакуировали в Омск (кстати, в октябре 1920 с помощью зарайцев в этом сибирском городе была создана первая государственная механическая обувная фабрика). Однако уже в январе 1942, когда враг был отброшен на запад, начали спешно монтировать оборудование, которое не успели вывезти,— страна снова стала получать из Зарайска обувь. В 1980—1984 проведена реконструкция предприятия, теперь оно занимает в центре города почти целый квартал; заново отстраивается фабричный клуб, построена новая столовая, расширяется собственный жилой фонд.

Благовещенская церковь

Первоначально воздвигнута в 1614 «по  челобитью чернослободских тяглых людей Семки Казанца с товарищи, по благословению архиепископа рязанского Феодорита». До 2 половины 18 века была деревянной. Существующий храм с приделом Архангельским и Сергиевским начал строиться в 1777, окончен в начале 19 века. В основе здания бесстолпный одноглавый трехсветный четверик, покрытый сомкнутым сводом, с граненной апсидой. В архитектуре воплотились формы провинциального барокко. Позже пристроена трехъярусная колокольня классического стиля.

В храме хранилась икона  Благовещения Пресвятой Богородицы, с которой выступила в боевой поход арзмасская дружина.

Памятник ратникам добровольных дружин Арзамаса и Рязани, павших в битве  за Зарайск в 1608 г.

Вершину кургана венчает обелиск, рядом с братской могилой представителями Рязани и Арзамаса установлены памятные знаки.

Тяжелые испытания выпали на долю Зарайска в эпоху Смутного времени. В 1608 году город был взят тридцатитысячным войском самозванца Лжедмитрия II. Руководил захватчиками польский полковник Александр Лисовский. На помощь Зарайску пришли добровольные дружины из Рязани и Арзамаса. 30 марта 1608 года Зарайск стал свидетелем большого кровопролития. Превосходящие в десятки раз силы интервентов разбили малочисленный отряд русских ратников. Только одних арзамассцев полегло около трехсот. Одержав победу, польский полковник повелел похоронить тела русских воинов в одной братской могиле и насыпать над ними высокий курган.

Советская площадь

Одна из наиболее древнейших площадей Зарайска. Когда-то через нее проходила  дорога на Переяславль-Рязанский. В 18 веке она носила название «Облупинская». Причину такого названия объясняют по-разному. Одни уверяют в том, что здесь происходила расправа над теми, кто вовремя не успел уплатить многочисленные налоги, и недоимщиков «лупили» кнутом и батогами. Другие говорят, что здесь, на окраине города, обдирали шкуры различных животных… В начале 20 века на этой площади в базарные дни скапливалось много подвод и крестьян. Этим и объясняются причины появления нескольких постоялых дворов. На смой площади было обилие бакалейных и винных лавок, чайная и знаменитая «ночлежка Змеихи» с постоялым двором. Это был старый двухэтажный дом со светелкой, где сдавались комнаты. Дом постоянно был набит людьми. И вот, в 1905 году, желая получить большую страховку, Змеева подожгла ночлежку, люди верхнего этажа не сумели спастись и погибли.

В 1910 году на площади было выстроено большое здание зарайского земства. Здесь же находилось почтовое отделение, единственное в городе. После революции началась новая жизнь Советской площади.  В 1939 году здесь был открыт цех райпищепромкомбината. В 1964 году в центре площади зарайцы поставили памятник В.И.Ленину. Теперь через Советскую площадь

Дом писателя Мачтета

Мачтет Григорий Александрович (1852-1901) – писатель-революционер. После сибирской ссылки, когда ему был запрещен въезд в столицы, поселился в Зарайске и жил здесь с 1891 по 1895. тут им завершен роман «На заре», написаны повести «У моря», «Два типа», «Иван» и «Полоска неба», рассказы «Силуэты», «Бабы», «Живые картины», «На досуге».

Дом-музей Голубкиной

Дом-музей скульптора А.С. Голубкиной открылся в Зарайске в 1974 г., в год 110-летия со дня ее рождения. С этим домом связана вся жизнь скульптора, от рождения до смерти. В музейной экспозиции представлены подлинные вещи, фотографии, скульптурные работы, письма, архивные документы. На доме установлена мемориальная доска. Автор Е.П. Шишков.

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна (1864—1927)— классик русской скульптуры. Родилась в Зарайске, в мещанской семье. Рано увлеклась рисованием и лепкой. В 1889 переехала в Москву, чтобы получить художественное образование. Около года занималась в Классах изящных искусств архитектора А. 0. Гунста, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, в классе скульптора профессора С. И. Иванова, а также в Петербургской Академии художеств. В 1895 для продолжения образования поехала в Париж, работала в студии итальянского скульптора Филиппа Коларосси. Впоследствии брала уроки у великого французского скульптора Огюста Родена. Летом 1905 участвовала в Москве в манифестациях. Затем возвратилась в Зарайск, распространяла революционные прокламации и нелегальную литературу. В 1907 была арестована; Рязанским окружным судом приговорена к году заключения. Приговор не был исполнен. Летом 1908 создала в Зарайске народный театр. Автор выдающихся произведений, шедевров отечественного изобразительного искусства — «Железный» (1897), «Рабочий» (1900), «Идущий человек» (1903), «Карл Маркс» (1905), «Пленники» (1908), «Раб» (1909), «Сидящий человек» (1912). В своем творчестве Г. обращается к образам людей, вышедших из глубин народа. Это мастеровые, крестьяне, нищие, цыгане, огородники, гимназисты... Кроме того, Г. создала галерею портретов деятелей отечественной культуры — учителя В. П. Проселкова, врача Г. А. Захарьина, мецената С. Т. Морозова, философа В. Ф. Эрна, литератора В. Г. Черткова, архитектора А. 0. Гунста, историка искусств А. В. Назаревского, писателей и поэтов М. Ю. Лермонтова, А. Н.Толстого, А.М.Ремизова, Л.Н.Толстого. Занималась педагогической деятельностью, вела уроки скульптуры в Пречистенских рабочих классах, во вторых Государственных свободных художественых мастерских; профессор ВХУТЕ-МАСа. В 1923 издательство М. и С. Сабашниковых выпустило книгу Г. «Несколько слов о ремесле скульптора». Умерла в Зарайске, похоронена на городском кладбище.

Водонапорная башня

На перекрестке улиц Гуляева и  Красноармейской (бывш. Труда и Екатерининской) в 1916 году сооружена водоносная станция и водонапорная башня (автор проекта техник-строитель А.И. Филиппов (1885-1969). В начале поднятая из подземных источников вода подавалась только в дома, расположенные на четырех близлежащих улицах а «бассейки» - водораздаточные будки, которые находились в разных концах города. Оттуда воду в бочках развозили на лошадях по другим улицам по цене 2 коп. за ведро. Сейчас город располагает двумя водозаборными узлами. Питьевая вода, поднятая из подземных источников, экологически чистая, по своему химическому составу, вкусу, цвету, запаху и другим показателям находится в норме и относится к первому классу.

Храм Казанской Иконы

 

Памятник в честь воинов 140 зарайского пехотного полка

Открыт на площади Урицкого в Зарайске 9 сентября 1979. На стеле надпись: «В память славных воинов 140-го пехотного Зарайского полка, геройски сражавшихся за свободу Болгарии в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. и проявивших солидарность с восставшим пролетариатом России в революционных событиях 1905-1907 и 1917 гг.» Автор - Е. П. Шишков.

История полка берет свое начало от 4 батальона Колыванского пехотного полка 10 пехотной дивизии. После Севастопольской обороны (1854—1855) батальон выделен из полка и получил название 4 резервного; на его базе в 1863 в Зарайске и был сформирован 140 пехотный полк. Штат по военному времени состоял из 3263 человек — 8 штабс-офицеров. 70 обер-офицеров, 303 унтер-офицера, 96 музыкантов, горнистов и барабанщиков, 2700 рядовых и 86 денщиков. Вооружение солдат состояло из заряжающихся с дула винтовок шестилинейного калибра, позволявших поражать цель на расстоянии до 1200 шагов, офицеры имели сабли, музыканты - одноствольные пистолеты. В Русско-турецкой войне (1877-1878) полк входил в состав Рущукского отрада. 8 августа 1877 принял участие в бою у болгарского села Карахасанкей (За-раево), в ноябре-декабре того же года - в сражениях в районе селений Мечка -Трестеник. В начале 1879 полк вернулся в Россию под Георгиевским знаменем и с Георгиевским рожком, которыми был отмечен за мужество храбрость и смелые военные действия. Отличившиеся в боях командир стрелков Н А Обернибесов, командиры батальонов И.Я.Шлюпович и М. Л. Завойский награждены золотым оружием с надписью «За храбрость», командир полка Н Н Наззоов произведен в генералы; высшей солдатской награды- Георгиевского креста-удостоены 162 бойца. В разные годы полком командовали: В. П. Брезжи И. А. Драгопулов, Н. Н. Назаров, А. Г. Принтц, Ф. ф. Брант, Е. И. Мартынов.

Белый колодец

Подземный источник на северо-западной окраине Зарайска, на правом берегу Осетра. 19 июля 1225 здесь состоялась передача иконы св. Николы Чудотворца удельному князю Федору Юрьевичу, доставленной из Корсуни священником Евстафием Корсунсковым, его женой Феодосией, их сыном Евстафием вторым – впоследствии выдающимся книжником Древней Руси, автором «Повести о разорении Рязани Батыем». На церемонии передачи иконы присутствовал и великий Рязанский князь Юрий Ингваревич.

Восстановлен и освящен 11 августа 1990 рязанским архимандритом  Авелем.



Информация о работе Обзорная экскурсия по Зарайску