Определение понятия туризм. Классификация туризма. Основные понятия географии туризма. Современный уровень развития туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:26, лекция

Описание работы

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края.
Туризм - (франц. tourisme, -- прогулка, поездка) временный выезд человека из места постоянного проживание в оздоровительных, опознавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;
Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом.

Содержание работы

1. Предмет и задачи географии туризма.
2. Условия и факторы развития туризма.
3. Функции и значение туризма в обществе.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 27.21 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Определение понятия туризм. Классификация туризма. Основные понятия географии туризма. Современный уровень развития туризма в РФ.

 

План лекции:

1. Предмет и задачи географии туризма.

2. Условия и  факторы развития туризма.

3. Функции и  значение туризма в обществе.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края.

Туризм - (франц. tourisme, -- прогулка, поездка) временный выезд человека из места постоянного проживание в оздоровительных, опознавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;

Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом.

География туризма - отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения.

Можно сказать, что география туризма изучает страны и регионы привлекательные для туризма.

Объектом географии туризма является туристическая сфера.

Предметом географии туризма являются территориальные аспекты организации туризма в мире.

Направления исследования: историческое, географическое, культурологическое, социально-психологическое, экологическое, экономическое, политологическое

Во многих странах мира туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Так как государство принимая туристов, продает им местные услуги тем самым создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза иностранной валюты. Туризм включается в состав таких отраслей как здравоохранение, физическое воспитание. Этим подчеркивается важная роль туризма в укреплении здоровья населения, утверждение здорового образа жизни.

Условиями для развития туризма могут быть естественно-географические, историко-политические, социально-экономическими, демографическими.

Факторы развития туризма:

Внутренние: К внутренним факторам относят ключевые явления и тенденции, которые проявляются непосредственно в сфере туризма: материально-техническая база, инфраструктура, реклама.

Внешние: Естественно-географические (положение, климат.обеспеченность водой), социальные (структура населения, культурные и религиозные особенности), психологические, экономические ( жизненный уровень граждан, экономическая ситуация в стране, международное разделение труда), политические (политическая ситуация в стране, отношения с соседями, геополитическое положение).

Функции туризма: 1. Оздоровительная (Рекреационная) 2. Социальная 3. Воспитательная 4. Политическая 5. Экологическая 6. Экономическая 7. Развлекательная.

Значение туризма

-фактор мира  и сотрудничества

- источник получения  прибыли, стимулирует развитие многих отраслей, создает рабочие места

- средство повышения  культурного уровня человека, сохранения памятников культуры и истории

- фактор оздоровления общества

Основные понятия и термины.

Чтобы дальше изучать географию туризма необходимо овладеть основными понятиями и терминами.

турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от 24 часов до шести месяцев.

путешественник - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от шести месяцев.

экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленными маршрутами с целью ознакомления с памятками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами и тому подобное;

туристические ресурсы - совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, опознавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные потребности туриста;

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение  туризма как общественного явления?

2. В чем суть  оздоровительной функции туризма?

3. В чем суть  социокультурной функции туризма?

4. Определите  влияние туризма на экономику  стран и регионов.

5. Назовите основные  виды условий и факторов развития  туризма?

6. Дайте определение основных понятий в туризме: турист, экскурсия, туристические ресурсы.

 

Лекция 2. Виды и классификация туризма

 

План лекции:

1. Классификация туризма по видам и формам.

2. Классификация  маршрутов и туров.

3. Типы туристов.

4. Классификация  туристического обслуживания.

Содержание лекции

Туристический бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Одной проблемой которая интересует специалистов является вопрос о видах туризма который до сих пор остается актуальным. Существуют различные его трактовки, зачастую весьма сильно расходятся. Данную систематику видов туризма предлагают большинство специалистов.

По направлению туристических потоков туризм делят на иностранный ( путешествия иностранцев по нашей стране), международный (путешествия граждан Украины и лиц проживающих здесь постоянно в другие страны), внутренний или национальный ( путешествия лиц здесь проживающих внутри страны).

По масштабу туризм делится на внутрирегиональный (Столицы Европы), межрегиональный (например, круиз Лондон-Нью-Йорк), кругосветный (Лондон - Нью-Йорк - Майами - Рио - Токио - Кейптаун - Каир-Рим-Париж).

По характеру организации туризм бывает организованный (через турфирмы), на заказ и дикий. Причем и те, и другие туристы могут путешествовать индивидуально, так и группами.

По продолжительности туризм делятся на продолжительный (более 7 дней), кратковременный(3-7 дней) и выходного дня. Сейчас в мире особенно в Западной Европе стали популярные туры выходного дня (2-3 дневные поездки в соседнее государство например из Франции в Германию). Это связано с упрощением формальностей и развитием транспорта.

По интенсивности туризм делится на постоянный ( туры в Париж, Рим или Токио),сезонный(летний - Крым, зимний - Карпаты, межсезонье - Киев ) и временные ( например в Стамбул на футбольный матч Шахтер - Вердер).

По оплате и организации продаж туризм делят на элитный, коммерческий, социальный, интенсив-туризм

По возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый, и туризм людей пенсионного возраста. Статистика свидетельствует, что наибольшая туристическая подвижность наблюдается у людей в возрасте от 30 до 50 лет.

По средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный ,велосипедный, железнодорожный, морской, речной, гужевой, пешеходный. В международных туристических перевозках 45%авиационный, 43% автомобильный, 7% морской и 5% железнодорожный.

По форме организации путешествия и обслуживания туризм бывает стационарный, клубный и таймшер.

По цели путешествия выделяют лечебно-оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.

Основные виды туризма

Лечебно- оздоровительный: Цель поправить свое здоровье от стресса, плохой экологии и вылечить хронические болезни. Наиболее массовый вид туризма. ЛОТ осуществляется преимущественно на курортах.

Главные подвиды:

Бальнеологический - поездки в места богатые на минеральные воды, грязи, соли, лечебная растительность. Туристам предлагают специализированные гостиницы Beauty Houses или санатории, располагающие необходимым комплексом услуг.

Климатотерапия - лечение с помощью благоприятного климата. Климато терапия включает в себя: лечение воздухом (аэротерапия), солнцем(гелиотерапия) и морскими ваннами (талласотерапия).

Пелоидетерапия - это применение в лечебных целях грязей различного происхождения ( торфяные, иловые, морские).

Центры: Крым, Карпаты, Пятигорск, Боржоми, Мертвое море.

пляжно-курортный- развивается там где есть морское побережье. Туристам кроме купания и солнечных ванн предлагают также экскурсионный поездки. Центры: Средиземноморское побережье Франции, Испании, Италии, Гавайи, Сейшелы, Таиланд, Египет итд.

Купально - пляжный - является одним из наиболее популярных мире. Известен как «три S» ( Sea-Sun- Sand). Центрами являются: Испания, Греция, Таиланд, Куба.

Экскурсионный туризм с каждым годом становится все популярней. Поездка к объектам культурного наследия человечества , чтобы удовлетворить свои духовные и познавательные потребности. Список ЮНЕСКО включает в Себя 730 объектов( 563 культурно-исторических, 144 природных и 23 смешанных). Экскурсионные туры можно разделить на маршрутные - поездка по определенному маршруту, с посещением нескольких городов например маршрут Киев- Варшава- Прага- Берлин- Амстердам- Париж- Лондон, стационарные- с ночевками в средствах размещения одного города и экскурсионной программой по городу. Главным средством передвижения является автобус.

Деловой туризм - охватывает поездки со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Это участия в международных выставках, семинарах, конференциях. Центры Ганновер, Париж, Вена, Женева, Брюссель, Токио, Нью-Йорк.

Фестивальный туризм - связан с местами проведений показов достижений музыкального, театрального, кино и др. искусств. Центры Канны, Сан-Ремо, Рио.

Спортивно-оздоровительный туризм - цель занятия спортом или посещение спортивных мероприятий.

Разновидности СОТ: прогулочный - прогулки на открытом воздухе, пикники, осмотр пейзажей; маршрутный - может быть спортивным и любительским. Подразумевает походы по маршруту определенной сложности. Очень популярны рыболовный и охотничий туризм

Сельский туризм - молодой, но динамично развивающейся вид туризма. Агротуризм предлагает деятельность в контакте с природой. Жизнь в маленьких селах , работа на дачных участках, знакомство с флорой и фауной, рыбная ловля, сбор грибов и ягод.

Экологический туризм - особая форма путешествий, в котором отдых на природе сочетается с изучением ее объектов, явлений. Также данный вид предусматривает участие в экологических акциях. Экотуризм начал развиваться в 80-х годах XX века. Термин ввел Гектор Ласкурья. Наблюдается смена туристских приоритетов и наибольшим спросом пользуются наименее измененные человеком территории. Экотуризм охватывает около 12% туристского рынка, но темпы роста экотуризма в 3 раза выше всей индустрии туризма и составляют ~20-21%. Центры Танзания, Кения, Россия, Канада.

Религиозный туризм включает в себя паломничество по святым местам. Центры Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина, Афон, Стамбул, Никосия, Сергеев Посад, Киев, Москва, Бали.

Туристические маршруты делят на линейные, кольцевые и радиальные

Виды туров и их характеристика

В туристической деятельности выделяют два вида туров:

Инклюзив - тур - тур, состоящий с разных видов услуг, каждая из которых может реализовываться отдельно и иметь собственную розничную цену. Стоимость тура состоит из стоимости услуг, входящих в него. Услуги могут дополниться или исключаться по заказу клиента.

Пэкидж - тур - тур по определенному маршруту с заранее определенным набором услуг. Данный тур продается как единый и неделимый пакет по цене ниже чем та которая состоит из стоимости отдельных услуг.

В зависимости от содержания программ обслуживания туры бывают:

Тематические - преобладают экскурсионные и познавательные мероприятия;

Лечебно-оздоровительные - преобладают оздоровительно-востановительные мероприятия;

Спортивные - туры насыщенные спортивными мероприятиями и активными средствами передвижениями;

Паломнические туры - туры с целью посещения святых мест;

Шоп-туры - туры с целью покупки определенных товаров, характерных для места пребывания;

По форме организации путешествия: VIP (все элементы тура подбираются на выбор клиента, в основном единичного исполнения и высокого качества), A la carte (услуги на выбор клиента), Stop-over (туры для транзитных туристов), Cet-туры (стандартные экономические туры для группового туризма), «Каскад»(состав тургруппы формируется в стране посещения). Велнес-тур(туры на санаторно-курортное лечение, Фем-тур(бесплатный или реализованный по себестоимости тур, реализуемый для сотрудников турфирм и авиакомпаний), «Система фортуна» ( без указания места размещения, название которого стает известным по прибытию).

Типы туристов

Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Пол: мужчины и женщины

Возраст: дети, подростки, молодежь, особи среднего и зрелого возраста

Профессия: инженер, преподаватель, бухгалтер

Образование: начальное, средние, высшее

Семейное положение: женатые, холостые, разведенные

Доход: элитные туристы, обеспеченные, с средним уровнем, с небольшим доходом, аутсайдеры

Туристическое обслуживание - это процесс предоставления услуг потребителю в соответствии с программой обслуживания тура.

Информация о работе Определение понятия туризм. Классификация туризма. Основные понятия географии туризма. Современный уровень развития туризма в РФ