Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:09, статья
По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в I-III кварталах 2011 года наш регион посетило 819 449 туристов. Более подробная информация указана в приложении (таблица 1).
На сегодняшний день в республике зарегистрировано и функционирует около 550 туристических фирм, оказывающих туристические услуги. Из них туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 50, туроператоров по международному туризму – 10, туроператоров по международному и внутреннему туризму – 7.
Основные статистические показатели туристской отрасли Республики Татарстан за 2011 год.
По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в I-III кварталах 2011 года наш регион посетило 819 449 туристов. Более подробная информация указана в приложении (таблица 1).
На сегодняшний день в республике зарегистрировано и функционирует около 550 туристических фирм, оказывающих туристические услуги. Из них туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 50, туроператоров по международному туризму – 10, туроператоров по международному и внутреннему туризму – 7.
Сведения об объеме платных услуг населению в сфере туриндустрии указаны в приложении (таблица 2).
Таблица 1
Численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения (тыс.чел.)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* | |
Численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения, тыс. чел. |
638,2 |
732,4 |
896,6 |
908,2 |
977 |
1113,5 |
819,449 |
* за 9 месяцев 2011 года
Таблица 2
Объем платных услуг населению по отдельным видам (млн.руб.)
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г.* |
Платные услуги – всего |
54914,6 |
69612,2 |
93325,8 |
121130 |
128798,8 |
147737,3 |
148735,8 |
в том числе: |
|||||||
-
гостиниц и аналогичных |
716,6 |
945,4 |
1463,3 |
1621,8 |
1753,5 |
1990,9 |
2083,3 |
- туристские |
338,7 |
509,5 |
673,3 |
847,5 |
890,4 |
1016,3 |
1026,9 |
- санаторно-оздоровительные |
1026,8 |
1257,3 |
1582,2 |
1985,9 |
2241,5 |
2166,0 |
2155,5 |
- в % к предыдущему году |
141,52 |
130,26 |
137,11 |
119,8 |
109,6 |
105,9 |
101,8 |
ИТОГО по ТУРИЗМУ: |
2082,1 |
2712,2 |
3718,8 |
4455,2 |
4885,4 |
5173,2 |
5265,7 |
* за 11 месяцев 2011 года
Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан
Аннотация: В статье проведен анализ текущего состояния сферы туризма в Республике Татарстан. Выявлены основные проблемы развития и показана необходимость создания и внедрения единой комплексной программы развития.
Ключевые слова: туризм, управление, потенциал, анализ.
Abstract: In article the analysis of a current condition of sphere of tourism in the Republic of Tatarstan is carried out. The basic problems of development are revealed and necessity of creation and introduction of the uniform complex program of development is shown.
Keywords: tourism, management, potential, analysis.
Бунаков Олег Александрович
аспирант
Российская международная академия туризма
oleg-bunakov.@mail.ru
Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2010 году доля туризма в мировом валовом внутреннем продукте составила 4,2%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 11,3%. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа туристских прибытий в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%. Ежедневно мировой туризм дает около 2,4 млрд.долларов США.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, грамотное позиционирование, а также общее давление цен.
К основным
факторам, определяющим будущее туризма,
следует отнести общие и
По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, мировая туристская индустрия сталкивается с растущим уровнем конкуренции между странами как внутри региона, так и за его пределами. На это указывают широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия продвижения своего туристского продукта на внешних рынках. Вместе с тем появляется все больше стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов, что требует от стран, стремящихся сохранить и развить свою туристскую привлекательность следующих действий:
попытаться сохранить баланс между ростом спроса и предложения;
осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией. Прогноз показывает, что мировые туристские прибытия в период между 2000 и 2020 годами увеличатся более чем вдвое. В 2010 году их число превысило 1 млрд.человек, а к 2020 году должно составить 1,56 млрд.человек, из которых 1,18 млрд.человек будут путешествовать в пределах своего региона. Российская Федерация должна выйти к 2020 году на девятое место по количеству туристских посещений.
Российская
Федерация, имеющая высокий туристско-
По прогнозным данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2010 году в валовом внутреннем продукте нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей – 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Вместе с
тем очевидным является факт, что
туристский потенциал страны используется
далеко не в полной мере, и создание
условий для качественного
Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. Благодаря продуманной политике органов государственной власти в республике существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, постоянно растет количество объектов туризма, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.
На фоне других
субъектов Приволжского федерального
округа Республика Татарстан обладает
редким туристско-рекреационным
богатыми природно-ресурсными возможностями;
уникальным культурно-историческим наследием;
разнообразным этнографическим составом;
выгодным географическим положением;
наличием мегаполиса – г.Казани.
Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.
Наряду с указанными достоинствами, которыми обладает Республика Татарстан в сфере туристской индустрии, имеется и ряд проблем, характерных для современного состояния сферы туризма в республике.
Таблица 1 -Анализ сферы туризма в РТ
Сильные
стороны (преимущества)
Высокий культурно-исторический
потенциал (Казанский Кремль – объект
Всемирного наследия ЮНЕСКО, 13 исторических
городов, многочисленные объекты культурно-
Наличие религиозных объектов различных конфессий (Казанская икона Божьей Матери, мечеть Кул Шариф и др.).
Наличие баз размещения (гостиницы, пансионаты и др.) и динамично формирующихся спортивных объектов и досугово-развлекательных структур.
Сезонное разнообразие.
Местая кухня.
Проведение большого количества мероприятий, привлекающих разнообразных посетителей (конференции, конгрессы, спортивные соревнования различного уровня, фестивали, и т.д.).
Национальный праздник Сабантуй.
Благоприятно складывающаяся конъюнктура туристского рынка.
активная позиция и заинтересованное отношение руководства Республики Татарстан.
Формирование
органами местного самоуправления Республики
Татарстан активной политики в области
разработки и внедрения проектов
развития туристской индустрии в
контексте социального и
Наличие крупных спортивных мероприятий мирового масштаба (Универсиада-2013 и Чемпионат Мира по Футболу 2018 года).
Слабые стороны (недостатки) Недостаточно информации о Республике Татарстан как туристском направлении.
Недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках.
Недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта.
Недостаточное количество средств размещения туристского класса для организации массового туристского потока.
Недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.).
недостаточная
конкурентоспособность
Преобладание
экскурсионной деятельности с характерными
для нее «пиковыми» нагрузками и
краткосрочным пребыванием
Неравномерное
распределение туристского
Слабое использование возможностей туризма выходного дня.
Преобладание
культурно-познавательного
Недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм).
Инфраструктура бизнес-туризма не в полной мере отвечает мировым требованиям.
Слабая информированность населения о туристском потенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа.
Слабый
уровень квалификационной
недостаток статистики посетителей.
Недостаточное представление республиканского туристского продукта в глобальной сети «Интернет».
Возможности Интерес к незнакомому и малознакомому для многочисленных сегментов международного и внутреннего туризма направлению.
Толерантность культур и этноса.
Являясь регионом России, Республика Татарстан имеет больше возможностей, чем другие регионы России в силу своих национально-культурных особенностей.
Развитие
новых конкурентоспособных
Рост рецептивных туроператоров для быстрого освоения рынка туристских услуг в Республике Татарстан, в том числе в муниципальных образованиях.