Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:39, доклад
Многие авторы называют французскую модель прогнозирования «своеобразным продуктом рыночной экономики».1 Прогнозирование во Франции на государственном уровне активно стало развиваться с середины ХХ века. Уже в 1947 году был организован специальный орган – Генеральный комиссариат планирования. Можно выделить три этапа эволюционирования системы прогнозирования во Франции. На первых стадиях (послевоенные годы) планы, построенные на базе прогнозов, носили директивный характер, и параметры, заложенные в них, были обязательны для исполнения. Начиная с 60-х годов, Франция переходит к индикативному планированию и построению соответствующих прогнозов развития. В этот период параметры, содержащиеся в планах, начинают носить рекомендательный, ориентировочные характер для частного сектора экономики.
Особенности
французского прогнозирования
Многие авторы называют французскую
модель прогнозирования «своеобразным
продуктом рыночной экономики».1
Прогнозирование во Франции на государственном
уровне активно стало развиваться с середины
ХХ века. Уже в 1947 году
был организован специальный орган –
Генеральный комиссариат планирования.
Можно выделить три этапа эволюционирования
системы прогнозирования во Франции. На
первых стадиях (послевоенные годы) планы,
построенные на базе прогнозов, носили
директивный характер, и параметры, заложенные
в них, были обязательны для исполнения.
Начиная с 60-х годов, Франция переходит
к индикативному планированию и построению
соответствующих прогнозов развития.
В этот период параметры, содержащиеся
в планах, начинают носить рекомендательный,
ориентировочные характер для частного
сектора экономики. Последние два десятилетия
Франция вступила в новую стадию развития
системы прогнозирования и планирования
– основной акцент переносится на составление
стратегических планов развития. Многие
исследователи связывают такой переход
с интегрирующей силой Европейского союза.
В 2006 году Генеральный комиссариат по
планированию был преобразован в Центр
стратегического анализа.
Следует отметить, что большинство прогнозов
и планов, разработанных Генеральным комиссариатом
по планированию, носили среднесрочный
характер. При этом отличительной особенностью
всех прогнозов являлась их ориентация
на различные варианты развития событий,
как внутри страны, так и в мире.
Прогнозные исследования становятся более
глубокими, применяются многообразные
методы и новейшие средства электронно-вычислительной
техники. Большинство макроэкономических
прогнозов разрабатывается с помощью
пяти главных методов. К ним относятся:
методы экспертных оценок; экономических
индикаторов; модели динамических рядов;
эконометрическое моделирование; модель
"затраты — выпуск".
Во Франции
при прогнозировании используются два
важнейших подхода: экстраполяция сложившихся
тенденций, графические методы и моделирование
будущего развития экономики.
Важной особенностью системы прогнозирования
во Франции, является отсутствие жесткого
регулирования сбора статистической информации.
Несмотря на то, что в любой прогноз должен
строиться на базе статистической информации,
во Франции нет законодательных актов,
обязывающих частные предприятия предоставлять
какие-либо сведения, кроме информации,
содержащейся в декларации о доходах.
Однако государство создает такие условия,
что многие фирмы добровольно предоставляют
такого рода информацию. Для получения
любого госзаказа, каждое предприятие,
участвующее в тендере или конкурсе, обязано
направлять в Комиссариат «заявление
о намерениях», которое должно содержать
прогноз развития этого предприятия. А
учитывая тот факт, что государство всегда
выступает в роли одного из самого крупного
и надежного заказчика, многие частные
предприятия заинтересованы в получении
подобного рода заказов.
Особенности французского планирования
Планирование – форма управления, осуществляемая
на различных уровнях национальных экономик.
В системе планирования
выделяются несколько типов: директивное,
индирективное, регулятивное, индикативное
планирование. Для рыночной системы, сохраняющей
государственный сектор, но базируемой
на отношениях частной собственности
характерна форма индикативного планирования.
Этот тип планирования присущ странам
со смешанной экономикой, таким как Япония
и Франция.
Французская система планирования – своеобразный
продукт рыночной экономики. Вместе с
развитием национального рынка она прошла
через три крупных этапа планирования.
Рассмотрим общие черты индикативного
планирования.
Индикативное
планирование (от лат. «indicator» – указатель)
– недирективное, советующее, ориентирующее
планирование на государственном уровне.
Это способ регулирования экономических
процессов с помощью определения рекомендуемых
целей развития производства и создания
государством финансовых и других стимулов
для тех коммерческих фирм, которые соглашаются
действовать в соответствии с государственными
рекомендациями3.
В условиях индикативного планирования
плановые документы содержат лишь общие
контуры прогноза относительно желаемого
развития экономики в целом, а также фиксируют
решения о государственных расходах и
инвестициях, о текущих расходах госпредприятий.
Прямой задачей плана здесь выступает
координация использования государственных
ресурсов, не претендующих на прямое определение
решений хозяйствующих субъектов частного
сектора.
В начале 90-х годов во Франции стало развиваться
стратегическое планирование в связи
со сближением рынка Франции с национальными
рынками западных стран. Этот тип планирования
присущ странам со смешанной экономикой,
таким как Япония и Франция. Многие исследователи
связывают такой переход с интригующей
силой Европейского союза. Направления
стратегического развития разрабатываются
в виде целевых государственных программ
и сопровождаются комплексом различных
финансовых льгот и преференций, стимулирующих
их реализацию.
Причины того, что к концу 90-х годов индикативное
планирование ослабило свои практические
управленческие позиции, видимо, связаны
с тем, что в условиях новейшего технико-технологического
прогресса в современном развитом государстве
экономические процессы становятся более
комплексными, а макроэкономические условия
усложняются настолько, что перестают
быть подходящими для централизованного
управления.
Обратимся к характеристике особенностей
французской системы планирования.
Важной чертой
французского планирования является применение
многоуровневого обоснования планов и
программ.4 Первоначально разрабатывается
общий план развития экономики, который
содержит общие показатели. Затем, в рамках
полученных результатов, идет более детальная
разработка в отраслевом и региональном
разрезах.
Среди важнейших средств достижения намечаемых
целей во Франции следует выделить поощрение
развития конкуренции. Для развития конкуренции
государство поощряет создание малых
предприятий. Им оказывается содействие
в получении долгосрочных и краткосрочных
кредитов, повышении квалификации управленческого
персонала. Предоставляются налоговые
льготы, коммерческая информация. Создаются
законодательные гарантии по предотвращению
банкротства.
Также во Франции осуществляется государственное
управление ценами. Государство регулирует
в основном цены на энергоносители, общественный
транспорт, телефон, тарифы на проезд по
автодорогам, на продукцию и услуги монополистов
(производителей и продавцов), а также
на продукты питания, жилье, медицинскую
помощь и на другие товары и услуги, имеющие
социальное значение. Используются различные
методы регулирования: прямое установление
цен, заключение соглашений об уровне
цен с союзами предпринимателей исходя
из динамики и индексов цен на отдельные
виды продукции и др.
Воздействие государства на производство
осуществляется, через систему госзаказа
не только в государственном секторе,
но и в рыночном. Система госзаказа именуется
во Франции системой государственных
рынков. Управление государственными
предприятиями осуществляется на принципах
контрактации. Плановый контракт, заключенный
государством со своими предприятиями,
выступает как форма управления государственным
сектором. Госзаказ можно рассматривать
как метод взаимодействия с рыночным сектором
экономики.
Итак, анализируя эволюцию планирования
во Франции, можно отметить, что его эффективность
изменялась в зависимости от экономической
конъюнктуры. После Второй мировой войны
французская экономика была дезорганизована
в результате поражения 1940 г. и военной
оккупации, поэтому необходимо было использование
отраслевого подхода в планировании.
В дальнейшем, начиная с середины 60-х годов,
происходит эволюция методов планирования.
После нефтяного кризиса 70-х годов процессы
дерегулирования, децентрализация управления
способствовали «разрыхлению» системы
индикативного планирования. Оно сменилось
долгосрочным стратегическим планированием
с более свободными и гибкими рамками.
Центральное место постепенно начинает
занимать программное регулирование.
Разрабатываются общие и специальные
программы и проекты, намечающие ориентиры
в определенной области и реализуемые
посредством госзаказов и контрактной
системы.
Таким образом, причины того, что к концу
90-х годов индикативное планирование ослабило
свои практические управленческие позиции,
видимо, связаны с тем, что в условиях новейшего
технико-технологического прогресса в
современном развитом государстве экономические
процессы становятся более комплексными,
а макроэкономические условия усложняются
настолько, что перестают быть подходящими
для централизованного управления.
Система планирования, созданная полвека
назад, все еще продолжает существовать,
но уже в условиях современной Франции,
которая широко открыта международной
торговле и является значимой фигурой
европейского рынка.
Французская система планирования имеет
как общие для любой системы планирования
функции, так и специфические:
> Планирование благоприятствует развитию
рынка;
> Планирование является результатом
диалога и объединения усилий различных
экономических и социальных агентов для
решения проблем в различных сферах (информационная
функция);
> Планирование сочетается с долгосрочным
прогнозированием, обеспечивая целостное
представление о дальнейших вариантах
развития в средней и долгосрочной перспективе;
> Наконец, планирование во Франции -
руководство к действию, а не директивное
указание.
В целом французская система планирования
отличается гибкостью структуры и организации,
согласованностью на всех этапах разработки
плана.
Заключение
Франция, как ни одна другая европейская
страна, накопила огромный опыт в области
прогнозирования и планирования. Однако
говорить о возможности применения данного
опыта в современных российских условиях
достаточно сложно. С одной стороны, индикативное
планирование позволила Франции достичь
больших результатов в экономике, но при
этом и сегодня существует много противников
данного подхода к планированию. Во-вторых,
отсутствие законодательной ответственности
и обязанности в области предоставления
расширенной финансовой информации в
органы статистики не может способствовать
развитию прогнозирования в России. При
этом стоить отметить весьма обширный
экономический инструментарий, который
стимулирует частные компании строить
прогнозы своего развития и предоставлять
эти результаты государству. В организационном
плане стоить отметить наличие специализированного
органа, отвечающего за прогнозирование
и планирование.
Западные эксперты до сих пор называют
французскую экономическую политику «дирижизмом»:
сохраняется крупная государственная
собственность, а деятельность бизнеса
строго регламентируется. Однако, именно
благодаря этому во 2-ой половине ХХ века
Франции удается занять одно из ведущих
мест на мировой арене. В настоящее время
Франция занимает пятое место по душевому
ВВП и четвертое место - по доли в мировом
экспорте среди стран Западной Европы.5
опыт французской системы прогнозирования
и планирования может быть полезен для
нашей страны. Современные социально-экономические
и политические условия требуют формирования
качественно нового подхода , поскольку
прежние командно-административные методы
и принципы планирования и прогнозирования
теряют свою актуальность, а новая система
носит переходный характер.
Информация о работе Особенности французского прогнозирования