Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 11:23, контрольная работа
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития, корни туризма уходят в глубокое прошлое. Но как массовое социальное явление, туризм стал складываться только после Второй мировой войны. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Введение ………………………………………………….……………….3
1.Особенности развития путешествий в 19 – начале 20 века……….….4
2.Первые турагентства………………………………………………........7
3.Просветительский период первые путешествия
(до 90-х г.г. XIXв.)………………………………………………………...9
4.Первые туристские организации……………………………………...11
5.Географические открытия русских мореплавателей и путешественников XIX и начале XX вв……………………………………………………...13
6.Первые организованные экскурсии в России………………………..14
Список литературы……………………………………………………....16
Федеральное
агентство по образованию
Сочинский государственный университет
туризма
и курортного дела
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «История рекреации и туризма»
тема: «Особенности развития путешествий в XIX - начале XX века.
Первые туристские
организации».
Выполнил:
Группы _______________
Проверил(а)____________
Сочи 2010
Содержание.
Введение ………………………………………………….……………….3
1.Особенности развития путешествий в 19 – начале 20 века……….….4
2.Первые
турагентства………………………………………………
3.Просветительский период первые путешествия
(до 90-х
г.г. XIXв.)………………………………………………………...
4.Первые туристские организации……………………………………...11
5.Географические открытия русских мореплавателей и путешественников XIX и начале XX вв……………………………………………………...13
6.Первые организованные экскурсии в России………………………..14
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития, корни туризма уходят в глубокое прошлое. Но как массовое социальное явление, туризм стал складываться только после Второй мировой войны. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности. Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:
Первый этап - до начала XIX века - предыстория туризма;
Второй этап - начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
Третий этап - начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
Четвертый этап - после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Для раскрытия темы моей
Туризм невозможен без передвижения, без территориального перемещения. Отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения. Путешествие было не самоцелью, а необходимостью, условием и средством к достижению собственно цели, как: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.
Важную роль в развитии туризма
сыграла революция в развитии транспорта,
научно-технический прогресс.
1.Особенности развития путешествий в 19 – начале 20 века.
Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII – XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.
Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. Изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурно развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного, введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).
Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения. Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.
В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.
Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию».
Из истории развития туризма
видно, что данное время (XIX
– начало XX века) характеризуется окончательным
становлением его как общественно-социального
явления. Именно с этого времени используется
термин «туризм». Из начальных элементов
складывается определенная система, во
многом схожая с существующей и поныне.
Стоит подчеркнуть ярко выраженную военно-прикладную
направленность существовавших в тот
период систем физического воспитания,
в том числе и туризма.
В ряде государств специальные
туристские союзы и клубы разрабатывают
маршруты походов, прокладывают маркированные
трассы, определяют критерии оценки их
сложности, т. е. создается специальная
туристская классификация. Такую работу
проводил, например, организованный в
1903 г. в Берлине союз гребцов-туристов.
Постепенно по мере накопления опыта вырабатываются
и устанавливаются единые правила прохождения
маршрутов, ведется целенаправленная
пропагандистская работа по развитию
различных видов туризма. Делаются попытки
научного обоснования туризма как средства
военно-прикладной физической подготовки.
В начале XX в. в туризме произошли многие качественные изменения, связанные с появлением новых упражнений по преодолению естественных препятствий, упражнений в ориентировании на местности, туристских слетов, различных соревнований, позволяющих стимулировать и оценивать специальные умения и навыки занимающихся туризмом. Все эти изменения были продиктованы необходимостью подготовительных предпоходных мероприятий, которые затем постепенно становятся обязательным компонентом развивающегося туристского движения. Начинают создаваться своеобразные методики туристской подготовки, соответствующие организационные формы проведения занятий.
Таким образом, в начале XX в. утверждаются
новые направления в развитии туризма.
Возникает своего рода система организационных
и методических мероприятий, способствующая
дальнейшему развитию туризма как средства
физического воспитания.
2.Первые турагентства.
В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.
В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания)
сообщил о себе как о первом пароходном
агенте. Он начал регистрировать пассажиров
на пароходы, курсирующие по Бристольскому
каналу, а также в Дублин (Ирландия).
В 1841 г. Томас Кук организовал
массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера
до Лонгоборуга железнодорожным составом.
Это – пример первого пэкидж-тура (комплекс
туристских услуг, продаваемый по единой
цене) групповой тур на отдых. Комплекс
услуг включал в себя двадцатимильную
поездку по железной дороге, чай, булочки
и духовой оркестр. Вся поездка стоила
каждому пассажиру всего один шиллинг.
Естественно, что Т. Кук преследовал не
коммерческие, а, скорее, социальные цели.
Он стремился подобной акцией привлечь
внимание к возможностям целесообразного
использования рабочего времени. Это был
первый публично рекламируемый экскурсионный
поезд, а Кук - первый агент экскурсионных
поездов.
После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса.
В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом.
В 1863 г.
Кук организовал большое
В 1868 г. - в Северную Америку.
В настоящее время компания Кука остается одной из самых больших туристских организаций в мире.
Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя "организатором поездок" и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.
В подведении итогов этой части моей работы,
можно сказать, что в начале ХIX века ряд
таких факторов как: промышленная революция,
развитие транспорта, увеличение свободного
времени благоприятно повлияло на развитие
туризма. Из-за увеличения количества
путешественников стало необходимым строительство
гостиниц, организация бюро путешествий,
развиваются туристические услуги комплексного
типа.
3.Просветительский период первые путешествия (до 90-х г.г. XIXв.)
Так как мы живем в Российской Федерации и приходимся гражданами России, то я с полной уверенностью считаю правильным привести примеры первых туристических организаций , помимо прочего, на Руси.
В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию.