Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:15, курсовая работа
Площадь области: 120,8 тыс. км, что равно площади Австрии и Швейцарии вместе взятых. Население: около 1500 тыс. человек.
Административно- территориальное устройство: 39 районов, 18 городов. Областной центр: г. Киров с населением около 500 тыс. человек. 12 старинных городов и поселений имеют статус исторических. Это города Киров, Котельнич, орлов, Уржум, Слободской, Яранск, Малмыж, Нолинск, Советск, поселок Лальск Лузского района, села Великорецкое Юрьянского района и Рябово Зуевского района.
1.Теория………стр. 3
2.Практическая глава……….стр. 4- 22
3.Итог……….стр. 23- 24
4.Список литературы……….стр. 25
Богатые краеведческие музеи работают в Малмыже, Уржуме, Советске , Котельниче, Орлове, Яранске, Слободском. Все эти города сохранили интереснее образцы провинциальной архитектуры XVII-XIX в. В их числе Троицкий (XVII в.), Успенский (XVIII в.) и Александровский соборы (XIX в.) г.Яранска, Троицкий собор и здание медучилища (XIX в.) в г.Уржуме, Троицкий собор (XVIII в.), гостиный двор (XIX в.) в г.Котельниче, церковь Покрова (XVII в.) в Советске, остатки Верхне-Чепецкого монастыря (конец XVI в.), Екатерининская церковь (XVII в.), палаты Анфилатовых, Благовещенская церковь (XVIII в.) в г.Слободском. Интересны церковно-ярмарочный ансамбль (XVIII-XIX в.) в с.Великорецком Юрьянского района.
В Уржуме находится музей С.М.Кирова, установлен памятник ему. В Котельниче открыт палеонтологический музей. Основу его коллекции составили окаменелые остатки парейазавров, обитавших на морских отмелях в пермский период. Крупнейшее в мире местонахождение останков животных этого времени - в окрестностях города на высоком берегу Вятки. В Зуевском районе, в д.Рябово открыт дом-музей художников Васнецовых.
На базе минеральных источников в области действует курорт Нижнее Ивкино в Куменском районе.
Природные объекты, часто посещаемые туристами: рифовые известковые обнажения, скалы с пещерами на р.Немде в окрестностях г.Советска. На одной из скал было древнемарийское святилище богатыря Чумбулата. Возле с. Фокино там находится многоступенчатый Береснятский водопад высотой 30 м. В Уржумском районе интерес вызывает оз.Шайтан с плавающими островами и непериодическими выбросами подземных вод на поверхность в результате их сифонной циркуляции.
В начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение.
На Вятке зародились и развивались более 70 видов народных промыслов и ремесел. В настоящее время из них сохранились основные:
Все они приобрели широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Каждый промысел имеет свою историю возникновения и развития.
Символом вятского края стала знаменитая на весь мир яркая глиняная дымковская игрушка. Этот промысел существует более 400 лет. Зародился промысел в Вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, изготовленные к ежегодному весеннему празднику Свистунья, проводимому в честь убиенных в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
Изготовляли игрушку в Дымково целыми семьями. Летом заготавливали глину, а с осени до весны лепили, белили и красили. За четыреста с лишним лет в дымковском промысле сложились традиционные темы, сюжеты и образы, в которых преобладают красный, синий, желтый и зеленый цвета. Дымковская игрушка стала своеобразным символом города Кирова. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую и Филимоновскую.
Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - от лепки и до росписи - создание одного мастера. Нет и не может быть двух одинаковых изделий, каждая игрушка уникальна. Классические сюжеты дымковской игрушки - свистульки, барыни и кавалеры, индюки, олени. Современные мастерицы создают многофигурные композиции на исторические и сказочные темы.
Дымковская игрушка - едва ли не единственный вид
народного искусства, который дает уникальную
возможность проследить его развитие
на протяжении почти полутора столетий,
развитие последовательное и непрерывное
в смене многих поколений и династий мастеров.
Истоки этого искусства теряются в глубокой
древности, но вряд ли когда-нибудь станет
возможным связать их с конкретным временем.
Однако приуроченность дымковской игрушки к древнему празднику Свистопляски,
который сам трансформировался из календарного
народного обряда весенне-летнего цикла,
равно как и разный состав игрушек, подтверждают
в ней пласты разновременного происхождения.
Дымковская игрушка доказала свою жизнеспособность
и современность в каждую эпоху, испытав
на себе позитивные и негативные веяния.
Возобновив в памяти ее иллюстративный
ряд, можно еще раз убедиться, как менялась
игрушка со временем, отражая его в недрах
своих строгих канонических форм.
Постепенно фигурки
Так постепенно сложился неповторимый мир образов дымковской игрушки и ее самобытный художественный строй, сформировались условные выразительные средства и качества мастерства, устойчиво сохранявшиеся на протяжении всего пути развития. Типичные родовые признаки глиняной игрушки как вида народного искусства - лаконизм и обобщенность лепки, изображение фигур в фас или профиль, состояние «движения в покое», наличие собирательных образов-типов, в которых живые наблюдения слились с поэтической фантазией - все это приобрело в дымковской игрушке конкретные формы выражения в чисто местных приемах лепки, раскраски и орнаментальной росписи, композиционных особенностях. От приготовления глины до завершения росписью обожженной и побеленной фигурки весь процесс ее создания состоит из строго регламентированных последовательных операций и приемов, которые составляют существо профессионального мастерства дымковского искусства, его художественную систему, его канон.
История дымковской игрушки позволяет наглядно проследить диалектическое развитие в ней коллективного и индивидуального начал как движущей силы народного творчества. Анализ многих авторских манер мастериц разных поколений показывает, как каждая развивала что-то свое в общем стиле дымковского искусства, как новое всегда рождалось на почве старого. И заключалось оно не только в новизне сюжетов и композиций, но также в обновлении традиционных образов, в поисках вариантов пластики и росписи, характеров персонажей.
Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни.
Вятская матрешка выпускается в Кировской области на предприятиях ЗАО «Сувенир» (г.Киров), и ЗАО «Вятский сувенир» (г.Нолинск) около 75 лет. Ее отличает историческая самобытность и ручная роспись. За 75 лет в производстве матрешки мало что изменилось: стали лишь другими красители, появились новые авторские работы. И все же большую часть продукции выпускают такой же, как и в артели 30-х годов: ручная роспись по липовому «белью». «Бельем» в матрешечном промысле называют белую, выточенную на станке заготовку будущей матрешки. Все остальные процессы — грунтовка, лакировка, шлифовка — тоже остались ручными. Автоматы за это время «освоили» только одну операцию: вырезать из березы самых мелких куколок. Но и они приобретают свои сарафаны благодаря рукам художниц. За эту ручную роспись и пользуется Вятская матрешка особым спросом в Москве и Санкт-Петербурге, откуда с зарубежными гостями разъезжается по разным странам и континентам.
Кукарское кружево — вятское коклюшечное кружево — один из русских народных художественных промыслов возник в слободе Кукарка Вятской губернии (в настоящее время — г.Советск Кировской области) в начале XVIII века. В 1888 в Кукарской волости было 2 тыс. кружевниц. В 1893 году губернским земством в Кукарке открыта школа кружевниц (в настоящее время — «Индустриально-педагогический колледж в городе Советске»).
Город Советск еще в прошедшем веке был известен как центр кружевоплетения. Слава о его ремесле перешагнула границы России. На протяжении веков назывался город Советск слободою Кукаркою. Поэтому и кружево получило название «кукарское».
Кружевоплетение в России насчитывает немногим более трех столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства. Но несмотря на это, как ни в одной другой стране мира, в России оно и сейчас отличается большим разнообразием.
Одинаковые орудия труда у мастериц, общие приемы плетения, а плетут в каждой области по-своему. И поэтому различается кружево вологодское, киришское, рязанское, и наше — кукарское, или советское, вятское. Отличаются кружева друг от друга художественными приемами.
Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость и красоту.
Ткачество среди вятского народного искусства занимает особое место. В условиях существования традиционной культуры текстиль был частью образа жизни, повседневного и праздничного быта народа. Ручное узорно-ремизное ткачество было широко распространено в Вятской губернии. Ткачеством занимались в каждом дворе. Из льна, шерсти, хлопка хозяйки ткали для себя и на продажу повседневную и праздничную одежду, половики, полотенца, скатерти, покрывала. Постепенно ручное ткачество становится малодоходным промыслом, уступив фабричным тканями другого вида рукоделия. В ХХ веке тканными в ручную остались лишь половики. Однако в настоящее время появились художественные мастерские и специалисты особой квалификации, знающие технику ручного узорно-ремизного ткачества и применяющие ее в создании ковров, гобеленов, коллекций одежды, традиционной народной игрушки.
Капокорешковый промысел, единственный в своем роде, в XIX веке основан вятскими мастерами в результате кропотливой работы с деревом, изучения его свойств, выявления самобытного рисунка древесины. Кап (плотный нарост на корнях березы) хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Однако работа с ним сложна, требует вдвое больше времени и умения, поэтому цены на изделия из капа и в настоящее время держатся неизменно высокими. Сегодня шкатулки из капокорня с секретом и без, различных форм и размеров производят только на кировском предприятии «Идеал Плюс». Совершенствуется технология, меняется мода, стиль времени, но неизменными остаются лишь сам материал — капокорень и умельцы, мастера-каповщики.
Гончарство, как ремесло, зародилось на Руси в IX веке в период становления и развития городов. Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием, выделялись две категории форм: горшки и чаши небольших размеров. Свою посуду вятские гончары клеймили, что свидетельствовало о переходе гончарства к мелкотоварному производству. Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми: горшки, миски, пложки, тарелки, мерники, рукомойники, которые в свою очередь отличались по особенностям обработки и подразделялись на виды: черные, обварные, муравленые.
Судьба вятского гончарства оказалась традиционной для большинства российских промыслов: расцвет — упадок — забвение. Причиной этому стало изменение быта, исчезновение многовекового уклада крестьянской жизни.
Плетение из природных материалов (лозы, бересты, соснового корня, соломы, лыка, камыша и других видов растительного сырья) — как ремесло появилось в России в XIX веке. С тех пор оно не только сохранилось, но и активно развивается в настоящее время благодаря индивидуальным мастерам из разных районов Кировской области, а также предприятиям народных художественных промыслов: ООО «Вятские промыслы», ООО «Азимут», ООО «Центр народных промыслов и ремесел Вятка» и другие.
Великоре́цкий кре́стный ход — один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.
Маршрут: Вятка (Киров) — река Великая (с. Великорецкое, Юрья
Крестный ход известен
с начала XV века. Первоначально крестный
ход совершался по рекам Вятке и Великой
в первое воскресенье после праздника
перенесения св. мощей Святителя Николая
в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению
епископа Вятского Александра установлен
В первые годы советской власти традиция крестного хода неуклонно сохранялась. C 1935 года, после сноса кафедрального собора в Вятке, где хранилась икона святителя Николая, крестные ходы прекратились в связи с утратой иконы. Но несмотря на неофициальный запрет проведения хода, он превратился в паломничество небольших групп верующих на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества к реке Великой. Несмотря на это, паломничество никогда не прерывалось.
Возрождение крестного хода начинается с 1989 года, когда запрет на паломничество был отменён. С 1989 по 1993 годы крестный ход разрешали совершать только от ближайшего села Чудиново (в 10 км). С 1993 года крестный ход стал совершаться по историческому маршруту.
В 2000 году к 600-летию (ежегодно в крестном ходе стало участвовать несколько тысяч человек со всей России и СНГ) решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского. В 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч богомольцев и был утверждён Устав крестного хода. В 2010 году число паломников, участвующих в Великорецком крестном ходе превысило 25 тысяч человек, а в день праздника в Великорецком собралось около 60 тысяч богомольцев. Великорецкий чудотворный образ Святителя Николая это самая почитаемая икона святителя в России. В 2012 году по подсчетам число паломников составило 32000 человек.
Информация о работе Особенности развития туризма в Кировской области