Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 12:27, курсовая работа
В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Особо охраняемые природные территории ___________________ 5
1.1. Государственные природные заповедники ________________________5
1.2. Национальные парки __________________________________________9
1.3. Природные парки ___________________________________________ 15
1.4. Государственные природные заказники _________________________16
1.5. Памятники природы _________________________________________ 17
ГЛАВА 2. Ресурсы и виды экологического туризма ____________________21
2.1. Организация эколого – туристской деятельности на охраняемых природных территориях ___________________________________________21
2.2 Виды экологического туризма _________________________________29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _____________________
Государственные природные заказники федерального значения, находящиеся в введении Министерства природных ресурсов России - Верхне-Кондинский, Елогуйский, Земля Франца Иосифа, Кабанский, Каменная степь, Малые Курилы, Североземельский, Сумароковский, Цасучейский бор, Цейский, Южно-Камчатский.
В 1999 г. более 4000 заказников регионального значения находились в ведении и управлении территориальных органов. Минсельхозпрода России, Рослесхоза и Госкомэкологии России. Небольшое количество рыбохозяйственных (ихтиологических) заказников находится в ведении бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Госкомрыболовства России, а часть геологических и палеонтологических - в ведении органов по охране недр, входящих в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
1.5. Памятники природы
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:[1]
♦ участки живописных местностей;
♦ эталонные участки нетронутой природы;
♦ участки с преобладанием культурного ландшафта;
♦ места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
♦ лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
♦ природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
♦ уникальные формы рельефа и связанные с ним природные;
♦ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;
♦ геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
♦ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
♦ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
♦ природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
♦ береговые объекты;
♦ отдельные объекты живой и неживой природы.
Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, Госкомэкологии России, Рослесхоза.
Кроме того, в Российской Федерации в 1998 г. насчитывалось 28 памятников природы федерального значения общей площадью 19,4 тыс. га. Государственный контроль за функционированием 18 памятников природы федерального значения, расположенных на землях лесного фонда, осуществляли органы Рослесхоза, а за функционированием остальных 10 памятников природы федерального значения - органы Госкомэкологии России.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.
Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.
Одной из основных проблем ботанических садов и дендропарков является сохранение территориальной целостности. Территории садов и парков часто представляются весьма привлекательными для реализации различных проектов, таких, как создание рекреационных объектов, строительство спортивных площадок, коттеджей, автостоянок, прокладка автострад и т.п.
В числе прочих проблем, характерных для ботанических садов и дендропарков, одной из наиболее сложных является посягательство на их территории со стороны различных организаций. Подобные случаи отмечались в ботанических садах Пермского, Воронежского и Кубанского университетов, Сахалинском ботаническом саду, Чебоксарском филиале Государственного ботанического сада им. Н.В. Цицина. Сходные проблемы характерны для Южно-Сибирского и Горно-Алтайского ботанических садов, где на прилегающих территориях осуществляется выпас скота.
Возникновение подобных проблем часто обусловлено известной неопределенностью юридического статуса рассматриваемых объектов, имеющих наряду с принадлежностью к самостоятельной категории ООПТ статус памятника природы регионального или местного значения. Данный факт в большинстве случаев формирует у населения и местных властей отношение к ботаническим садам и дендропаркам, как и к паркам, имеющим скорее рекреационное, чем научное и природоохранное значение.
Для решения проблем ботанических садов и дендрологических парков требуется, в первую очередь, укрепление законодательной базы. Необходимо более четкое определение их юридического статуса и установление жестких штрафных санкций за использование соответствующих территорий в целях, противоречащих их прямому назначению. Необходимо также принять меры по улучшению бюджетного финансирования, что позволило бы решить острые хозяйственные проблемы, а освободившиеся ресурсы использовать для развития научной и природоохранной деятельности.
Глава 2. Ресурсы и виды экологического туризма
2.1. Организация эколого-туристской деятельности на охраняемых природных территориях
Рациональное устойчивое природопользование - одно из важнейших условий организации и проведения эколого-туристской деятельности на охраняемых природных территориях. Сохранению природы способствуют, по крайней мере, два взаимоувязанных условия: а) грамотная организация и проведение эколого-туристской деятельности - задача, выполняемая администрацией парков; б) соблюдение определенных норм и правил поведения туристами.
Свод правил, которые должны соблюдать туристы в упрощенном и обобщенном представлении, сводится к тому, что гости не должны рвать Цветы, собирать ракушки и камни; должны ходить по специально отведенным тропам, убирать за собой мусор, не покупать сувениры, изготовление которых наносит вред окружающей среде.
Соблюдение нормативов рекреационной емкости территории -одно из важнейших условий устойчивости туристской деятельности. Рекреационная емкость территории - это совокупная рекреационная нагрузка всех участков территории, способная привести эти участки к определенной стадии дигрессии (деградации) с учетом уже имеющейся. Рекреационная нагрузка - это количество отдыхающих на 1 га территории на протяжении всего вегетационного периода. [2]
Отрицательное влияние рекреации на лесные экосистемы классифицируется по следующим направлениям:
• дорожная рекреация - изъятие охраняемой территории для строительства дорог, зданий, спортивных сооружений и т.д.;
• добывательская рекреация - сбор грибов и ягод, цветов, лекарственных растений, охота, рыбная ловля и т.д.;
• бивачная рекреация - установка палаток, разжигание костров, заготовка дров, вытаптывание напочвенного покрова;
• транспортная рекреация - передвижение автотранспорта вне дорог. Негативными последствиями транспортной рекреации являются уплотнение субстрата, загрязнение воздуха и почвы выхлопными газами, горюче-смазочными веществами и т.д.;
• кошевая рекреация - негативные последствия устройства в лесу временного жилья;
• бездорожная рекреация - перемещение большого количества туристов, минуя тропы. Такой тип рекреации приводит к уплотнению гумусового горизонта почвы, нарушению ее естественной порозности, уничтожению травяного покрова, подроста, подлеска и т.д., что в итоге приводит к ухудшению качественного состояния естественных экосистем.
Стадии рекреационной деградации лесных территорий изучены и подробно описаны в научной литературе. [15]
Первая стадия характеризуется ненарушенной, пружинящей под ногами подстилкой, полным набором характерных для данного типа леса травянистых растений, многочисленным разновозрастным подростом.
Вторая стадия- появляются тропинки, общая площадь которых не занимает более 5% территории, под полог леса начинают проникать опушечные виды растений.
Третья стадия - нарушенные участки занимают до 10-15% территории. Отмечается изреживание полога (кроновой части леса), которое приводит к увеличению освещенности и появлению в лесу луговых и даже сорных растений.
Четвертая стадия - лесная экосистема представляет собой чередование куртин (отдельно стоящих групп) подроста и подлеска, ограниченных полянами и тропинками. «Выбитые» участки занимают на этой стадии более 15-20% территории.
Пятая стадия - «выбитая» площадь увеличивается до 60-100% территории. Все сохранившиеся на территории взрослые деревья механические повреждения, у значительной их части корни обнажены и выступают на поверхность.
Негативные последствия рекреации в ряде охраняемых природных территорий мира привели к необходимости разработать систему мер по ее упорядочению.
Организация эколого-туристской деятельности. В 1992 г. Всемирная туристская организация совместно с ЮНЕП начали подготовку и выпуск публикаций по теме: «Туризм и окружающая среда». Первой публикацией этой серии были методические рекомендации на тему: «Развитие национальных парков и охраняемых природных территорий в туристских целях». Основная идея публикации сводилась к тому, что деятельность в национальном парке, связанная с туризмом, может служить инструментом самофинансирования и, следовательно, инструментом охраны природы. Это, однако, возможно лишь в том случае, если правильно будут выбраны вид и уровень развития туризма, если будет налажено управление этой деятельностью и, особенно, если будет соблюдаться «пропускная способность» соответствующей территории.
Пропускная способность национальных парков в большой степени определяется рядом природных и социальных факторов. В их числе:
• общий размер территории и площадь, пригодная для туристских посещений;
• хрупкость природных экосистем;
• численность, разнообразие и распространение на территории диких животных с учетом сезонного фактора;
• топография и растительное покрытие (холмистая и поросшая кустарником местность смягчает присутствие посетителей);
• чувствительность некоторых видов животных к присутствию людей (при апробации проекта по наблюдению за гориллами в Уганде был установлен максимальный предел - 4 наблюдателя на стаю горилл в день).
Увеличению пропускной способности парка может способствовать специальное планирование в нем троп с целью более широкого распределения туристов по территории.
План развития туристской деятельности, согласно рекомендации ВТО, ЮНЕП-IE/PAC включает [12] :
Планирование управления
1. Сбор и анализ информации о местных ресурсах, социально-экономических факторах, о посетителях парка. Статистические данные должны включать следующие направления:
• учет посетителей и данные об используемых видах транспорта;
• предпочитаемые виды занятий (наблюдение за животными, пешие прогулки, просвещение, организация пикников, рыбная ловля и т.д.);
• периоды использования территории (с целью предотвращения ее рекреационной перегрузки);
• учет стран, из которых прибывают туристы (с целью соответствующей языковой подготовки персонала);
• продолжительность пребывания посетителей;
• уровень удовлетворенности посетителей и предложения поулучшению деятельности парка.
2. Определение противоречий в использовании ресурсов. Необходимо заранее рассмотреть возможность возникновения противоречий при использовании ресурсов для туризма и для жизнеобеспечения местного населения. Дирекция парка должна создать механизмы для гармонизации использования ресурсов и при любой возможности объединять развитие туризма с местной культурой.
3. Определение целей. Цели должны быть четко сформулированы, обсуждены широким кругом заинтересованных сторон для избежания субъективных решений. При этом необходимо рассмотреть:
• получателей выгод, среди которых - местное население, иностранные инвесторы, туристические агентства и т.д. Тип развития туризма и территории в целом будет значительно различаться в зависимости от предполагаемых получателей выгод, которые, в свою очередь, будут зависеть от туристского ресурса;
Информация о работе Особо охраняемые природные территории, как объект экотуризма