Перспектива развития въездного туризма Сергиево-Посадского района Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование перспектив развития въездного туризма Сергиево-Посадского района Московской области.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- характеристика Сергиево-Посадского района;
- анализ туристского потенциала района;
- исследование состояния развития туризма в районе;
- изучение проблем развития туризма в районе;
- выявление перспективных направлений туризма в районе;
- разработка туристского маршрута по территории Сергиева-Посада.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО
РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

6
1.1 История развития Сергиево-Посадского района
6
1.2 Физико-географическая характеристика Сергиево-Посадского
района

9
1.3 Социально-экономическая характеристика Сергиево-
Посадского района

16
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СОВРЕМЕННОЕ
РАЗВИТИЕ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


21
2.1 Природный потенциал Сергиево-Посадского района
21
2.2 Историко-культурный потенциал Сергиево-Посадского
района

27
2.3 Современное состояние туризма в Сергиево-Посадском
районе

38
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА В СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОМ РАЙОНЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


43
3.1 Сдерживающие факторы развития туризма в
Сергиево-Посадском районе

43
3.2 Потенциальные направления развития туризма
46
3.3 Разработка тура «Сергиев Посад через объектив фотокамеры»
49
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 1.29 Мб (Скачать файл)

В годы советской  власти скит был разорен, а многие его святыни – поруганы. В разное время здесь располагались склады, тюрьма, детский интернат, военная  часть. В 1990-м году скит был возвращен  Православной церкви. Его восстановление продолжается до сих пор. В настоящее  время эта достопримечательность  Сергиева Посада открыта для посещения  широкой публике туристов. Экскурсии  проводят не только по зданию церкви, но и в его пещеры. Попасть сюда можно как на экскурсионном транспорте, так и на общественном [22].

Еще дальше от Сергиева Посада расположена следующая  достопримечательность – это  Пустынь святого Духа Параклита (Приложение Ж). Располагается она в 6 километрах от города. Начало общежительной пустыни святого Параклита было положено в 1858 году [23].

По случаю рождения великого князя Сергея Александровича император Александр Второй пожаловал  Лавре значительные лесные угодья и  среди них вблизи Гефсиманского  скита. В этот лес и направились  летом 1858 года наместник Троице-Сергиевой  Лавры архимандрит Антоний со старцами-пустынниками «ревнителями отшельнической жизни» Иларионом и Феодотом и  иеромонахом Агапитом. Место, которое  они выбрали для пустыни, находилось в самой глубине леса. Никаких  строений, вплоть до Гефсиманского  скита, не было поблизости. Не было и  проезжих дорог. Только безлюдная дорога из Лавры в Тарбеевское подворье была проложена впоследствии неподалеку от пустыни. Она же соединила ее с  Лаврой. Вначале архимандрит Антоний  останавливался пожить в палатке, посещая  пустынь, где жили и старцы. Затем  были построены кельи для старцев  и деревянная часовня, где старцы собирались по воскресным дням и праздникам.

Братство  пустыни постепенно умножалось. К  упомянутым старцам присоединились иеромонах Никандр, монахи Феодор и  Никон. Спустя некоторое время в  одной из келий пустыни поселился  иеросхимонах Илья. На территорию пустыни  не допускались женщины. Здесь опасались  молвы и нарушения безмолвия. И в дожди и в зимнюю стужу  для участия в совершении литургии старцы ходили в Гефсиманский скит, где и причащались Святых Тайн. Это продолжалось до 1860 года, когда  московский купец Иван Кириллович Королев  выразил желание построить каменную церковь для пустыни за свой счет. Посвятить церковь он просил во имя  Святого Духа Параклита. Каменный храм в пустыни строился в 1860-1862 годы.

2 июля 1861 года сам митрополит Московский  и Коломенский Филарет в сослужении  наместника Лавры архимандрита  Антония и старцев совершил  освящение верхнего престола  во имя Святого Духа Параклита.  Прошло меньше года, и 24 апреля 1862 года освятили нижний престол  во имя Иоанна Предтечи в  память третьего обретения его  честной главы. Скромному облику  двухъярусного храма с одним  куполом посередине соответствовала  простота внутреннего убранства [24].

Несколько лет назад храм был заново освящен  и за эти ревностными прихожанами  заново восстановлен. Долгое время  после устройства пустыни колокола размещались в двух временных  шатрах на деревянных столбах. Архитектор А.А. Латков (автор колокольни Черниговского  скита) запроектировал и построил в 1897 году, напротив западного фасада храма, кирпичную трехъярусную колокольню с аркой святых ворот. По сторонам колокольни размещались жилые корпуса.

Наиболее  красивый вид на пустынь открывался с горы из-за монастырского пруда. Сегодня маленький заросший пруд, окруженный с двух сторон заливным лугом, по-прежнему привлекательное  живописное место. После строительства  колокольни облик пустыни окончательно сложился: храм и колокольня были в  центре окружающих его низких деревянных изб-келий, причем колокольня возвышалась  над лесом и была видна издали. Рядом, справа от храма, высокие стройные липы, сохранившиеся отчасти и  доныне, аллеей уводили к восточной  границе пустыни. Прекрасный ягодный  сад и цветник примыкали к  кельи настоятеля. Несколько искусственных  прудов зеркальной гладью отражали небеса. Далее к дороге из пустыни располагались  хозяйственные постройки: конюшни, экипажный сарай, амбары, гостиница; ближе к ограде были разведены  огороды. Указом Святейшего Синода зимой 1903 года пустыни Святого Духа Параклита  был утвержден статус подведомственного  Лавре общежительного монастыря  с одновременным закреплением за ней значительных угодий земли.

В первые годы после революции пустынь  сохранялась в качестве трудовой сельскохозяйственной артели «Параклит» и только в 1927 году была закрыта. В  этом же году совершилось пострижение  будущего патриарха всея Руси Пимена. На табличке справа от входных дверей в храм есть следующая надпись: «1927 года 21 сентября в безмолвной тишине Параклита духовником пустыни иеромонахом  Агафадором с наречением имени «Пимен»  совершил монашеский постриг будущий  Патриарх Пимен». В 11 км по Ярославскому шоссе от пустыни Параклита находятся Малинники. Так называется живописная местность, вот уже более шестисот лет известная всей России источниками преподобного Сергия, открытыми по молитве великого старца. Сейчас подходы к источнику организованы удобными мостиками с крепко сколоченными прочными ступеньками и живописной ветвистой оградой. На самом верху высится маленькая часовенка-сруб с иконами на четыре стороны и лампадками под ними. К пустыни добраться значительно сложнее, чем к Скиту. Туристам, без группового транспорта или личного транспорта, придется проехать на автобусе от Сергиева Посада до конечной остановки, от которой полтора километра идти пешком.

Сергиево-Посадский  район привлекает туристов не только святыми местами, но и историей народного  творчества. Знаменитый музей игрушки, расположенный в красивейшем  месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры [25].

Музей основан  художником, педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея  хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. В настоящее время  туристы могут увидеть богатейшую коллекцию сергиево-посадской игрушки.

Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России», так как почти 300 лет в  городе и окрестностях развивается  крупнейший в нашей стране промысел игрушки. «Потешный» товар покупали многочисленные богомольцы-паломники  Троице-Сергиевой лавры, среди которых  были русские цари. Игрушечным символом города является матрешка. Ее делают до сих пор в огромных количествах. Одна из первых российских матрешек хранится в этом музее. Ей уже более 100 лет. Посадские мастера делали игрушку  из дерева, папье-маше, использовали привозные  фарфоровые головки для кукол.

Туристам  предстоит увидеть чрезвычайно  декоративные и содержательные произведения народных мастеров. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие  разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. Народная игрушка развивалась на всем пространстве бывшего Советского Союза. И лучшие ее образцы хранятся в музее. Необыкновенно интересна игрушка такого близкого и вместе с тем уже многими молодыми людьми плохо представляемого советского периода. Здесь сохранилась  яркие, социально-исполненные типы-образы. Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой. С июня 2001 года открыта выставка игрушек детей последнего российского императора Николая II. Среди дорогих привозных немецких и французских кукол, кукольных комнат немало игрушек отечественного производства. Научно-технический прогресс 19 – начала 20 веков также нашел свое отражение в игрушке. Можно увидеть любимые игрушки наследника цесаревича Алексея: модели паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов. Музей не оставит без впечатления ни детей ни взрослых.

В пятнадцати километрах от Сергиева Посада находится  знаменитый музей-заповедник «Абрамцево» – старинная усадьба (Приложение И). Это место привлекательно живописными пейзажами, наверное, поэтому в Абрамцеве в разное время жили и творили многие знаменитые художники, скульпторы и писатели [26].

Первые упоминания об этом месте  относятся к 16 веку – тогда Абрамцево называлось Обрамково и числилось во владении помещика Волынского. Расцвет усадьбы начался в 19 веке при писателе Сергее Тимофеевиче Аксакове, отце предводителей славянофильского движения Константина и Ивана Аксаковых. К нему в Абрамцево приезжали погостить Н.Гоголь и И.Тургенев.

К 1870 году, после смерти владельцев, Абрамцево обветшало. Тогда усадьбу  приобрел Савва Иванович Мамонтов  – богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель. Он и его супруга с усердием взялись за восстановление поместья. Был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. Территория усадьбы была расширена и обустроена – появились баня, водокачка, теплица и оранжереи, где выращивались клубника и даже персики. По инициативе Мамонтова был создан знаменитый Абрамцевский художественный кружок. В этом творчеством союзе состояли многие прославленные художники, музыканты и актеры того времени: В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, И.С.Остроухов, В.А.Серов, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, М.А.Врубель и другие. В это же время в Абрамцеве были открыты столярная и керамическая мастерские, которые положили начало знаменитым абрамцевской резьбе по дереву и производству расписной керамики – майолике. Музеем усадьба стала в 1917 году. Однако и в 20 веке здесь жили и работали художники И.Э.Грабарь, П.П.Кончаловский, И.И.Машков, скульпторы В.И.Мухина и Б.Д.Королев. В одной из комнат усадебного дома была написана знаменитая картина В.Серова «Девочка с персиками» – на ней изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Ивановича.

В 5 километрах от музея-заповедника находится тот самый пруд, где Васнецов писал свою «Алёнушку». Говорят, этот же пруд Тарковский снял в своем фильме «Солярис». Здешние пейзажи вдохновили и Михаила Нестерова – он запечатлел на своей картине «Видение отроку Варфоломею» панораму долины реки Вори. В одноэтажном усадебном доме, возведенном в конце 18 века и перестроенном Мамонтовыми в 19 веке, сегодня представлены экспозиции «Семья Аксаковых и её окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».

В резной деревянной постройке, построенной  по проекту В.А.Гартмана, ранее располагалась мастерская, где работали художники и скульпторы, а сегодня здесь представлена коллекция изделий абрамцевской керамической мастерской. Почётное место занимают работы Врубеля: камины, серии декоративных скульптур на темы персонажей опер «Садко» и «Снегурочка», блюда, вазы и другие работы художника. Ещё одна постройка в псевдорусском стиле – баня-теремок, созданная по эскизам архитектора И.П. Ропета. Первоначально баня использовалась по прямому назначению, позже была переоборудована под гостевой флигель. В наши дни здесь можно увидеть мебель, предметы быта и другие изделия абрамцевской столярной мастерской.

В деревянной избушке, которая некогда  служила кухней, представлены произведения русского народного искусства, собранные силами участников Мамонтовского художественного кружка и дополненные в 20 столетии. Васнецов, любитель всего сказочного, придумал построить беседку, которую впоследствии за её необычный вид прозвали «избушкой на курьих ножках». А рядом с ней есть настоящая Баба-Яга – каменный столб в форме человеческой фигуры был привезен Саввой Мамонтовым из украинских степей, где Мамонтов строил железные дороги.

Рядом с беседкой находится церковь Спаса Нерукотворного, которую художники Абрамцева строили буквально всем миром – кто-то разрабатывал планировку, кто-то придумывал орнаменты, кто-то писал иконы, кто-то вышивал хоругви. Поленов и Васнецов были самыми активными участниками строительства церкви. Кстати, первыми в этом храме в 1882 году обвенчались Василий Поленов и Наталья Якунчикова. У стен церкви находится семейное кладбище Морозовых, где похоронен и сам Савва Иванович. В Поленовской даче располагалась мастерская художника В.Д.Поленова, а также проходили домашние спектакли. В настоящее время здесь проходят тематические выставки. В живописные пейзажи Абрамцева замечательно вписываются рукотворные пруды – Верхний (Поленовский) и Нижний, а также извилистая река Воря.

Самой «молодой»  достопримечательностью в Сергиевом  Посаде является памятник Савве Ивановичу  Мамонтову (Приложение К). Он был открыт на день города в 1999 году на привокзальной площади московским скульптором В. Чухаркиным. Имя Мамонотова крепко связано с посадскими землями. Так в 90-х годах 19 века С.И. Мамонтов строил участок железной дороги Московско-Ярославской направления, простирающегося до Архангельска. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности. Также в его подмосковном имении Абрамцево, недалеко от Сергиева Посада, собирались виднейшие русские художники И.Е.Репин, М.М.Антокольский, М.А.Врубель, М.В. Несторов, К.А.Коровин и др. В 1870-1890 имение Абрамцево стало центром художественной жизни России [27].

Благодаря своей богатой религиозной истории, Сергиево-Посадский район занимает одно из ведущих мест паломнического туризма в России. Сюда съезжаются люди со всего мира, чтобы прикоснуться к священным местам Троице Сергиевой  Лавры – центру паломничества, насладиться  ее древнейшей красотой и спокойствием, побывать в священных местах, таких  как Гефсиманский Черниговский скит и Пустынь святого Духа Параклита. Все это неразрывно связано со становлением многовековой русской  истории и культуры, что дает развитие познавательного туризма в Сергиево-Посадском  районе. Эти земли не раз посещали царские семьи, оставляя отпечатки  своих визитов. Их внимание привлекала не только религия и святость здешних  мест, но и местные промыслы, как  например мастерство игрушек.  Это  привлекает и современных туристов. Каждому интересно проследить историю  возникновения и развития исконно  русского символа – матрешки, увидеть  самую первую матрешку, сохранившуюся  в знаменитом музее игрушки. Побывать в местах рождения известных русских произведений литературы и живописи.   

Информация о работе Перспектива развития въездного туризма Сергиево-Посадского района Московской области