Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование перспектив развития въездного туризма Сергиево-Посадского района Московской области.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- характеристика Сергиево-Посадского района;
- анализ туристского потенциала района;
- исследование состояния развития туризма в районе;
- изучение проблем развития туризма в районе;
- выявление перспективных направлений туризма в районе;
- разработка туристского маршрута по территории Сергиева-Посада.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО
РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
6
1.1 История развития Сергиево-Посадского района
6
1.2 Физико-географическая характеристика Сергиево-Посадского
района
9
1.3 Социально-экономическая характеристика Сергиево-
Посадского района
16
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СОВРЕМЕННОЕ
РАЗВИТИЕ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
21
2.1 Природный потенциал Сергиево-Посадского района
21
2.2 Историко-культурный потенциал Сергиево-Посадского
района
27
2.3 Современное состояние туризма в Сергиево-Посадском
районе
38
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА В СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОМ РАЙОНЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
43
3.1 Сдерживающие факторы развития туризма в
Сергиево-Посадском районе
43
3.2 Потенциальные направления развития туризма
46
3.3 Разработка тура «Сергиев Посад через объектив фотокамеры»
49
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В годы советской
власти скит был разорен, а многие
его святыни – поруганы. В разное
время здесь располагались
Еще дальше от Сергиева Посада расположена следующая достопримечательность – это Пустынь святого Духа Параклита (Приложение Ж). Располагается она в 6 километрах от города. Начало общежительной пустыни святого Параклита было положено в 1858 году [23].
По случаю рождения великого князя Сергея Александровича император Александр Второй пожаловал Лавре значительные лесные угодья и среди них вблизи Гефсиманского скита. В этот лес и направились летом 1858 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний со старцами-пустынниками «ревнителями отшельнической жизни» Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом. Место, которое они выбрали для пустыни, находилось в самой глубине леса. Никаких строений, вплоть до Гефсиманского скита, не было поблизости. Не было и проезжих дорог. Только безлюдная дорога из Лавры в Тарбеевское подворье была проложена впоследствии неподалеку от пустыни. Она же соединила ее с Лаврой. Вначале архимандрит Антоний останавливался пожить в палатке, посещая пустынь, где жили и старцы. Затем были построены кельи для старцев и деревянная часовня, где старцы собирались по воскресным дням и праздникам.
Братство
пустыни постепенно умножалось. К
упомянутым старцам присоединились
иеромонах Никандр, монахи Феодор и
Никон. Спустя некоторое время в
одной из келий пустыни поселился
иеросхимонах Илья. На территорию пустыни
не допускались женщины. Здесь опасались
молвы и нарушения безмолвия.
И в дожди и в зимнюю стужу
для участия в совершении литургии
старцы ходили в Гефсиманский скит,
где и причащались Святых Тайн.
Это продолжалось до 1860 года, когда
московский купец Иван Кириллович Королев
выразил желание построить
2 июля 1861
года сам митрополит
Несколько лет назад храм был заново освящен и за эти ревностными прихожанами заново восстановлен. Долгое время после устройства пустыни колокола размещались в двух временных шатрах на деревянных столбах. Архитектор А.А. Латков (автор колокольни Черниговского скита) запроектировал и построил в 1897 году, напротив западного фасада храма, кирпичную трехъярусную колокольню с аркой святых ворот. По сторонам колокольни размещались жилые корпуса.
Наиболее красивый вид на пустынь открывался с горы из-за монастырского пруда. Сегодня маленький заросший пруд, окруженный с двух сторон заливным лугом, по-прежнему привлекательное живописное место. После строительства колокольни облик пустыни окончательно сложился: храм и колокольня были в центре окружающих его низких деревянных изб-келий, причем колокольня возвышалась над лесом и была видна издали. Рядом, справа от храма, высокие стройные липы, сохранившиеся отчасти и доныне, аллеей уводили к восточной границе пустыни. Прекрасный ягодный сад и цветник примыкали к кельи настоятеля. Несколько искусственных прудов зеркальной гладью отражали небеса. Далее к дороге из пустыни располагались хозяйственные постройки: конюшни, экипажный сарай, амбары, гостиница; ближе к ограде были разведены огороды. Указом Святейшего Синода зимой 1903 года пустыни Святого Духа Параклита был утвержден статус подведомственного Лавре общежительного монастыря с одновременным закреплением за ней значительных угодий земли.
В первые годы после революции пустынь сохранялась в качестве трудовой сельскохозяйственной артели «Параклит» и только в 1927 году была закрыта. В этом же году совершилось пострижение будущего патриарха всея Руси Пимена. На табличке справа от входных дверей в храм есть следующая надпись: «1927 года 21 сентября в безмолвной тишине Параклита духовником пустыни иеромонахом Агафадором с наречением имени «Пимен» совершил монашеский постриг будущий Патриарх Пимен». В 11 км по Ярославскому шоссе от пустыни Параклита находятся Малинники. Так называется живописная местность, вот уже более шестисот лет известная всей России источниками преподобного Сергия, открытыми по молитве великого старца. Сейчас подходы к источнику организованы удобными мостиками с крепко сколоченными прочными ступеньками и живописной ветвистой оградой. На самом верху высится маленькая часовенка-сруб с иконами на четыре стороны и лампадками под ними. К пустыни добраться значительно сложнее, чем к Скиту. Туристам, без группового транспорта или личного транспорта, придется проехать на автобусе от Сергиева Посада до конечной остановки, от которой полтора километра идти пешком.
Сергиево-Посадский район привлекает туристов не только святыми местами, но и историей народного творчества. Знаменитый музей игрушки, расположенный в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры [25].
Музей основан
художником, педагогом Николаем Дмитриевичем
Бартрамом в 1918 году. В стенах музея
хранится более 30 тысяч игрушек разных
народов мира. В настоящее время
туристы могут увидеть
Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России», так как почти 300 лет в городе и окрестностях развивается крупнейший в нашей стране промысел игрушки. «Потешный» товар покупали многочисленные богомольцы-паломники Троице-Сергиевой лавры, среди которых были русские цари. Игрушечным символом города является матрешка. Ее делают до сих пор в огромных количествах. Одна из первых российских матрешек хранится в этом музее. Ей уже более 100 лет. Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол.
Туристам предстоит увидеть чрезвычайно декоративные и содержательные произведения народных мастеров. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. Народная игрушка развивалась на всем пространстве бывшего Советского Союза. И лучшие ее образцы хранятся в музее. Необыкновенно интересна игрушка такого близкого и вместе с тем уже многими молодыми людьми плохо представляемого советского периода. Здесь сохранилась яркие, социально-исполненные типы-образы. Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой. С июня 2001 года открыта выставка игрушек детей последнего российского императора Николая II. Среди дорогих привозных немецких и французских кукол, кукольных комнат немало игрушек отечественного производства. Научно-технический прогресс 19 – начала 20 веков также нашел свое отражение в игрушке. Можно увидеть любимые игрушки наследника цесаревича Алексея: модели паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов. Музей не оставит без впечатления ни детей ни взрослых.
В пятнадцати километрах от Сергиева Посада находится знаменитый музей-заповедник «Абрамцево» – старинная усадьба (Приложение И). Это место привлекательно живописными пейзажами, наверное, поэтому в Абрамцеве в разное время жили и творили многие знаменитые художники, скульпторы и писатели [26].
Первые упоминания об этом месте относятся к 16 веку – тогда Абрамцево называлось Обрамково и числилось во владении помещика Волынского. Расцвет усадьбы начался в 19 веке при писателе Сергее Тимофеевиче Аксакове, отце предводителей славянофильского движения Константина и Ивана Аксаковых. К нему в Абрамцево приезжали погостить Н.Гоголь и И.Тургенев.
К 1870 году, после смерти владельцев, Абрамцево обветшало. Тогда усадьбу приобрел Савва Иванович Мамонтов – богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель. Он и его супруга с усердием взялись за восстановление поместья. Был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. Территория усадьбы была расширена и обустроена – появились баня, водокачка, теплица и оранжереи, где выращивались клубника и даже персики. По инициативе Мамонтова был создан знаменитый Абрамцевский художественный кружок. В этом творчеством союзе состояли многие прославленные художники, музыканты и актеры того времени: В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, И.С.Остроухов, В.А.Серов, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, М.А.Врубель и другие. В это же время в Абрамцеве были открыты столярная и керамическая мастерские, которые положили начало знаменитым абрамцевской резьбе по дереву и производству расписной керамики – майолике. Музеем усадьба стала в 1917 году. Однако и в 20 веке здесь жили и работали художники И.Э.Грабарь, П.П.Кончаловский, И.И.Машков, скульпторы В.И.Мухина и Б.Д.Королев. В одной из комнат усадебного дома была написана знаменитая картина В.Серова «Девочка с персиками» – на ней изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Ивановича.
В 5 километрах от музея-заповедника находится тот самый пруд, где Васнецов писал свою «Алёнушку». Говорят, этот же пруд Тарковский снял в своем фильме «Солярис». Здешние пейзажи вдохновили и Михаила Нестерова – он запечатлел на своей картине «Видение отроку Варфоломею» панораму долины реки Вори. В одноэтажном усадебном доме, возведенном в конце 18 века и перестроенном Мамонтовыми в 19 веке, сегодня представлены экспозиции «Семья Аксаковых и её окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».
В резной деревянной постройке, построенной
по проекту В.А.Гартмана, ранее располагалась мастерская
В деревянной избушке, которая некогда служила кухней, представлены произведения русского народного искусства, собранные силами участников Мамонтовского художественного кружка и дополненные в 20 столетии. Васнецов, любитель всего сказочного, придумал построить беседку, которую впоследствии за её необычный вид прозвали «избушкой на курьих ножках». А рядом с ней есть настоящая Баба-Яга – каменный столб в форме человеческой фигуры был привезен Саввой Мамонтовым из украинских степей, где Мамонтов строил железные дороги.
Рядом с беседкой находится церковь Спаса Нерукотворного, которую художники Абрамцева строили буквально всем миром – кто-то разрабатывал планировку, кто-то придумывал орнаменты, кто-то писал иконы, кто-то вышивал хоругви. Поленов и Васнецов были самыми активными участниками строительства церкви. Кстати, первыми в этом храме в 1882 году обвенчались Василий Поленов и Наталья Якунчикова. У стен церкви находится семейное кладбище Морозовых, где похоронен и сам Савва Иванович. В Поленовской даче располагалась мастерская художника В.Д.Поленова, а также проходили домашние спектакли. В настоящее время здесь проходят тематические выставки. В живописные пейзажи Абрамцева замечательно вписываются рукотворные пруды – Верхний (Поленовский) и Нижний, а также извилистая река Воря.
Самой «молодой» достопримечательностью в Сергиевом Посаде является памятник Савве Ивановичу Мамонтову (Приложение К). Он был открыт на день города в 1999 году на привокзальной площади московским скульптором В. Чухаркиным. Имя Мамонотова крепко связано с посадскими землями. Так в 90-х годах 19 века С.И. Мамонтов строил участок железной дороги Московско-Ярославской направления, простирающегося до Архангельска. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности. Также в его подмосковном имении Абрамцево, недалеко от Сергиева Посада, собирались виднейшие русские художники И.Е.Репин, М.М.Антокольский, М.А.Врубель, М.В. Несторов, К.А.Коровин и др. В 1870-1890 имение Абрамцево стало центром художественной жизни России [27].
Благодаря
своей богатой религиозной