Перспективы развития экологического туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 21:37, реферат

Описание работы

Цель работы: выявить особенности развития экологического туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть социально-экономические особенности экологического туризма.
2) Проанализировать перспективы развития экологического туризма на примере Алтайского края.

Содержание работы

1.Введение 2
2. Глава 1.Социально-экономические особенности экологического туризма 4
2.1. Понятие и базовые принципы экологического туризма 4
2.2.Экологический туризм как экономическая деятельность 15
3.Глава 2. Перспективы развития экологического туризма в России 22
3.1.Ресурсный потенциал экологического туризма на примере Алтайского края 25
4.Заключение 33
5.Список литературы 35

Файлы: 1 файл

эко туризм.docx

— 82.20 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ученые выделяют четыре вида экологического туризма: 
1.Научный туризм. Как правило, туристскими объектами в таких турах выступают особо охраняемые природные территории, заповедники, заказники, национальные парки. В ходе научных экологических туров туристы участвуют в различного рода исследовательских экспедициях, ведут полевые наблюдения. Широко известны экотуры в Латинской Америке: круизы по Галапагосским островам.  
2.Туры истории природы. Это совокупность учебных, научно-культурных и туристических экскурсий, пролегающих по специально образованным экологическим маршрутам. Наиболее часто такие экологические туры организуются по территориям заповедников, национальных парков, по туристским территориям и акваториям. Этот вид туризма особенно популярен в Германии, поэтому его часто называют «немецкой моделью развития экологического туризма». 
3.Приключенческий туризм. В него можно включить следующие туры: 
                                                                                                                   Таблица 2.

Туры приключенческого туризма.

 
Discovery & adventure holidays

 
(отдаленные регионы); 

 
Short destinations

 
(краткосрочные туры на велосипедах);

 
Walking & Trekking

 
(пешеходные маршруты по сложной  местности); 

 
Multi activity holidays

 
(путешествия со значительными  физическими нагрузками);

 
Overland tours

 
(путешествия на специально переоборудованных  для жилья автомобилях).


 
                                                                                               Источник: [1, стр.119] 
 
Данный вид экотуризма объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе. К данному виду экологического туризма также относятся следующие: альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный, горнолыжный туризм, конный туризм, дайвинг, парапланеризм. Многие из этих видов туризма появились недавно и относятся к такому специальному виду туризма, как экстремальный туризм. 
4.Путешествия в природные заповедники и резервации. 
Высокая аттрактивность уникальных и экзотических природных объектов и явлений, находящихся в заповедниках, привлекает множество туристов. Например, 60% туристов, прибывающих в страны Латинской Америки, имеют целью посещение национальных парков, природных заповедников и резерваций. Этот вид экологического туризма наиболее развит в Австралии, поэтому его часто называют «австралийской моделью развития экологического туризма». 
 
Все объекты посещения в рамках экологического туризма можно классифицировать следующим образом: 
1.Научный заповедник. Это охраняемая территория, используемая для строго научных целей. 
2.Национальный парк. Охраняемая территория для защиты выдающихся природных и ландшафтных объектов и экосистем национального или международного значения в целях науки, просвещения и отдыха. 
3.Памятник природы. Природная или рукотворная культурно-историческая достопримечательность. 
4.Заповедник диких животных (заказник). Создается для сохранения популяции отдельных видов животных, групп биологических сообществ. 
5.Охраняемый ландшафт. Выделяется для сохранения естественных природных ландшафтов.

6.Ресурсный заповедник. Создается  в целях сохранения природных ресурсов. 
7.Антропологический заповедник (природная биотическая территория). Создается для сохранения естественных условий жизни и традиций племен и местного населения. 
8.Управляемый ресурсный район. Создается в целях устойчивого развития и воспроизводства природных ресурсов. 
Создание и развитие национальных парков и заповедников составляет основу развития экологического и сельского туризма. Обычно национальные парки учреждаются высшим законодательным органом государства. В настоящее время в мире свыше 1500 национальных парков, из них 260 крупных, имеющих мировое значение. Они внесены в реестр ООН. Национальные парки находятся под охраной государства или нескольких государств, включены в многосторонние соглашения о сохранении и поддержании национальных парков [1,стр. 119-123]. 
В данном параграфе мы рассмотрели, что собой представляет экологический туризм, его особенности, базовые принципы, причины появления на международном рынке туристской индустрии. Теперь важно определить роль туризма в экономике, что представляет собой экономика экологического туризма.  2.2 Экологический туризм как экономическая деятельность. 
Туризм – одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Он оказывает значительное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство и многие другие, выступая своеобразным катализатором социально – экономического развития, придавая особый импульс устойчивому развитию любой территории. Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных отраслей мирового хозяйства. По данным Росстата, в 2003-2005 гг. темпы роста оказываемых туристских услуг в России составили 130—140%, санаторно-оздоровительных - 118%. 
 
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), вклад индустрии туризма в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) в 2012 г. составил в целом по миру - 3,6%, по странам Евросоюза - 3,9%. Вклад индустрии туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта (косвенного воздействия на смежные отрасли, непосредственно не относящиеся к туризму) составил 10,3% -в мировую экономику, в экономику Евросоюза - 10,9%. Развитие туризма в России по сравнению с остальными странами пока существенно отстает: доля туризма в ВВП России в 2006 г. составила 1,5%, с учетом мультипликативного эффекта - 5,1%. При этом доля туризма в ВВП Австрии в 2006 г. составила 6,2%, а с мультипликативным эффектом - 16,6%. По Франции эти показатели соответственно составляют 4,4 и 11,4%, Германии 2,7 и 9,3%, США - 3,9 и 10,5% (Рисунок 1).  
                                                                                                                   Рисунок 1. Доля туризма в ВВП на 2013 г. 
 
 
                                                                                               Источник:[15,стр.349]

В связи с активизацией в настоящее время государственной поддержки развития одной из приоритетных отраслей мировой экономики в Российской Федерации прослеживается перспектива увеличения темпов развития отрасли. 
 
Так по прогнозам WTTC до 2016 г. темпы роста туризма в мировом ВВП останутся на уровне 2006 г. - 3,6%о, по Евросоюзу достигнут 4,1%. В то же время темп роста доли туризма в ВВП в России может достигнуть 2%, т.е. возрасти на 0,5% против 0,2% по странам Евросоюза и 0%по миру в целом. С учетом активизации смежных отраслей темпы роста в России могут составить в 2016 г. 4,0%          
 
Развитие туризма активно влияет на структуру занятости населения. Доля занятости в туризме по России составляет 1,3%, с мультипликативным эффектом - 6,6%. Эти показатели соответственно составляют в Австрии - 7,3 и 19,1%, Франции - 5,5 и 13,8%, Германии - 3,0 и 10,1%, США - 4,1 и 10,9% [15,стр.347]. 
 
Действительно, туризм является отражением социально-экономической среды внутри отдельных стран и одновременно составной частью международных отношений. 
Из всего вышесказанного мы видим, что туризм занимает в экономике очень важную роль. Для дальнейшего понимания необходимо разобраться, а что такое экономика туризма. 
Экономика туризма - ряд явлений и взаимоотношений, являющихся результатом взаимодействия туристов, туристского бизнеса, сферы гостеприимства, администрации и процесса привлечения, размещения и обслуживания туристов. 

 

                                                                                                                

                                                                                                                 Рисунок 2.  

Механизм функционирования рынка туристских услуг. 
 
 
 
 
 
                                                                                               Источник:[8,стр.139] 
Для экономики туризма особенно важен тот факт, что часть дохода туриста расходуется в туристском центре, а также во время путешествия, что создает значительное перераспределение дохода между странами и регионами. 
В экономике туризма центральными являются четыре понятия, используемые при определении туризма в ином контексте: 
1.Турист – субъект туризма, человек, стремящийся удовлетворить свои потребности, которые характеризуются значительным разнообразием. Тип туриста определяет выбор района отдыха, а также вид рекреационной деятельности, который он собирается там осуществить [6,стр.327]. 
 
Последнее время жители крупных городов и промышленных центров предпочитают «зеленый» или экологический туризм в местности с сохранившейся экологически чистой природой.  
Для привлечения туристов даже на исключительно интересные объекты и события необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу необходимый и понятный ему уровень и стандарт обслуживания, обеспечить безопасность самому туристу и его имуществу, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей. 
 
Для реализации идеи привлечения туристских потоков многоаспектно и тщательно изучаются и оцениваются собственно туристские ресурсы и их потенциал, особенности и потенциал объектов туристской индустрии, демографические характеристики групп населения, потенциальные возможности востребованности этих ресурсов, и, в конечном счете, дается прогноз туристских потоков и их регулирование. Прогнозируется и выполняется планирование развития сегментов индустрии и их обеспечения. Не следует забывать проблемы взаимодействия местного населения, которое должно быть способным принимать туристов, а также обеспечения доступа местного населения к туристским ресурсам. 
Многочисленные проблемы возникают при коллизиях местных норм и обычаев иностранцев. Если возникают существенные противоречия, туризм может не состояться. 
2.Туристский бизнес – это вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристском рынке с целью извлечения прибыли.  
Действительно, оценивая туризм в его многообразных формах с экономической точки зрения, то можно сказать, что это одна из форм предпринимательства. Предпринимательство – это осуществление смелых, важных и трудных проектов, готовность добровольно брать на себя весь риск, связанных с реализацией новых идей, попытка придумать что-то новое или улучшить уже существующее.  
Развитие туристского бизнеса, непосредственно связанно с размещением и строительством баз отдыха, культурно-оздоровительных центров и других рекреационных объектов. 

Туризм же обеспечивает получение в национальном, региональном и местном масштабах дополнительных выгод. При этом экономическая выгода – показатель экономической полезности туристской деятельности, выражающаяся в добавлении в национальную, региональную или местную экономику эффектов в виде доходов предприятий, занятости, личных доходов, добавленной стоимости и государственных  доходов [6,стр. 333]. 
Это многогранная именно экономическая деятельность, как организаторов туризма так и собственно потребителей туризма – туристов.  
3.Сфера гостеприимства рассматривает туризм в основном как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения открытия новых рабочих мест и увеличение статьи дохода местного бюджета. 
Если говорить об индустрии гостеприимства, она является очень капиталоемкой отраслью. В частности, структура инвестиций в этом секторе похожа на инвестиции в промышленность, требующую крупных затрат. 
Гостиничный и транспортные секторы требуют первоначальных крупных инвестиций для обеспечения физических элементов туристского продукта (например, отель, самолеты). Их инвестиции окупаются только через несколько лет, поэтому деятельность многих компаний в индустрии туризма является не только капиталоемкой, но и трудоемкой. Сложно адаптировать производство своих услуг к изменениям спроса. 
 
4.Административная сфера и менеджмент туризма рассматривают туризм как фактор развития и повышения уровня экономики без учета негативных результатов, которые могут произойти и принести прямой и косвенный ущерб[6,стр.327]. 
Таким образом, туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового дохода. 
 
Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как: 
1.Увеличивает местный доход. 
2.Создает новые рабочие места. 
3.Развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг. 
4.Развивает социальную и производственную инфраструктуру. 
5.Активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры. 
6.Обеспечивает рост уровня жизни местного населения. 
7.Увеличивает валютные поступления. 
 
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса[9,стр.182]. 
 
Как, очевидно, положительное влияние туризма на экономику любого государства весьма существенна, а каковы же перспективы развития экологического туризма в экономике нашей страны. 

 

 

 

 

3. Глава2.Перспективы развития экологического туризма в России 
 
Россия — самое большое государство на Земле, которая обладает огромными ресурсами для развития экологического туризма, база для которого — это природные ресурсы, культура населяющих страну народов и огромный научный потенциал. Это девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, Алтай, Западный Кавказ, национальный парк «Куршская коса» и другие.  
 
На начало XXI в. в России функционируют 100 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 68 государственных природных заказников федерального значения, около 3 тыс. заказников регионального значения, более 10 тыс. памятников природы (в т.ч. 27 — федерального значения), 31 природный парк. Общая площадь вышеперечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 136,6 млн. га (7,58% территории страны)[11,стр. 210]. 
В целом развитие туризма на охраняемых территориях России в настоящее время определяется в основном политикой государственных природоохранных органов. Общественные туристские организации пока еще незначительно влияют на этот процесс, хотя тенденция к усилению их роли уже намечается. Так, Российская ассоциация туристических агентств (ныне преобразованная в Российский союз туриндустрии) недавно учредила в своей структуре комиссию по «активному туризму», стал проявляться интерес к путешествиям по охраняемым территориям. Вместе с тем эти организации еще далеки от формирования такой своей туристской политики, которая бы достаточно полно учитывала интересы охраны природы. 
Многие из программ посещения национальных парков и заповедников, планируемые как эколого-туристские, имеют изъяны и промахи. Туристов, например, часто доставляют к начальному пункту маршрута вертолетами или лодками с бензиновым мотором, пугающими животных и загрязняющими водоемы. Чрезвычайно мало программ предусматривают активное вовлечение их участников в природоохранную деятельность. Вообще образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес и красот» природы, а не на постижение экологических проблем. 
В массовом российском туристском бизнесе природно-ориентированный туризм также пока развит слабо. Из московских турфирм, профессионально осуществляющих экологические туры, следует назвать Цент экологических путешествий и Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». В Хабаровске недавно учреждена Межрегиональная ассоциация независимых туроператоров Дальнего Востока, сотрудничающая с охраняемыми территориями этого региона. Ряд национальных парков и заповедников (в северо-западных областях страны, на Урале, Кавказе и в других районах) также стали создавать свои ассоциации, в том числе и в целях формирования объединенных региональных туристских программ. Недавно все эти эколого-туристские фирмы и ассоциации объединились в российскую Ассоциацию экологического туризма. 
Отечественный экотуризм обладает большим социальным потенциалом, поскольку в России, как ни в одной стране огромной популярностью пользовались самодеятельный и спортивный туризм, отчасти адекватный западному «приключенческому» туризму. Достаточно сказать, что в 1980-х гг. в этих видах туризма участвовало около 20 млн. человек, среди которых преобладали молодежь (школьники, студенты) и другие группы населения с относительно низким уровнем дохода. Разумеется, самодеятельные туристы не были движимы собственно экологическими целями, но многие из них любили и берегли природу, хотя массовый самодеятельный и спортивный туризм нередко причиняли уязвимым экосистемам значительный ущерб. 
Следует, однако, иметь в виду, что, не смотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом далеко от благополучного, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах, а так же правым нигилизмом. 

Информация о работе Перспективы развития экологического туризма в России