Первичный анализ банкротств турфирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:53, реферат

Описание работы

Цель работы – первичный анализ причин банкротств турфирм. Данная цель подразумевает решение следующих задач:
- изучить внутренние и внешние факторы, содействовавшие банкротству турфирм;
- рассмотреть элементы государственной политики в отношении банкротства;
- осветить вопросы мировой практики борьбы с банкротством.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Внутренние и внешние факторы, содействовавшие банкротству 4
Глава II. Государственная политика в отношении банкротства 6
Глава III. Мировая практика борьбы с банкротством 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Банкротство.docx

— 45.07 Кб (Скачать файл)

Первичный анализ банкротств турфирм

 

Введение  3

Глава I. Внутренние и внешние факторы, содействовавшие банкротству 4

Глава II. Государственная политика в отношении банкротства 6

Глава III. Мировая практика борьбы с банкротством 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Введение

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в  Российской Федерации под «несостоятельностью» («банкротством») понимается признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объёме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.1

В 2012 году начало череде банкротств в российском туристическом секторе положил туроператор «Ланта-тур». У компании возникли трудности с финансированием из-за неожиданного отказа банка в кредите. На тот момент за границей находились около 2700 клиентов «Ланта-тура». В начале апреля о приостановке деятельности сообщил туроператор ITC, в том же месяце компания «Идеальный мир» исчезла с рынка с деньгами клиентов. В конце июня разорился туроператор «Вокруг света»; через месяц — компания «Объединенные курорты». Во второй половине августа московское агентство «Джулия Трэвел» закрыло офис, предварительно собрав деньги у нескольких десятков туристов. Итог летнему сезону 2012 года подвели «Эль-Вояж» и «ЧерриТур». Таким образом, причины повального банкротства российских турфирм в независимости от масштаба их последствий требуют анализа для предотвращения других возможных.

Цель  работы – первичный анализ причин банкротств турфирм. Данная цель подразумевает  решение следующих задач:

- изучить  внутренние и внешние факторы, содействовавшие банкротству турфирм;

- рассмотреть  элементы государственной политики в отношении банкротства;

- осветить  вопросы мировой практики борьбы с банкротством.

Глава I. Внутренние и внешние факторы, содействовавшие банкротству

 

В экономических  отношениях часто возникают моменты, когда в силу определенных причин некоторые субъекты хозяйственной  деятельности оказываются неспособными расплатиться по своим обязательствам. Анализ этих причин является неотъемлемой частью предотвращения возможного банкротства других предприятий, в том числе и в туристском бизнесе. Разделить данные факторы можно на внешние и внутренние.

Внешние:

1. Нестабильные ситуации в странах, на которых делает ставку туроператор, катастрофы на том или ином направлении.

2. Невыполнение обязательств контрагентами турфирмы.

3. Отсутствие законодательной базы. По мнению руководителя сети  "Туристические бренды" Татьяны Дмитровой, "проблема связана, прежде всего, с тем, что нет должного государственного регулирования в отрасли. И вообще нет законов, которые бы мотивировали компании в принципе работать, выполнять свои обязательства."2

4. Растущая популярность самостоятельных путешествий.

 Внутренние:

1. Проблемы с выплатой кредита.

2. Махинации с клиентскими деньгами. Чаще всего туроператоры не имеют постоянного капитала, поэтому им и приходится работать «в долг», что является большим риском.

3. Переоценка рынка. Туроператоры зачастую излишне оптимистично оценивают предстоящий сезон, в результате получая убытки из-за недозагруженных чартеров.

4. Демпинг. Конкурентные войны становятся всё жёстче – чтобы завоевать клиентов операторы занижают цены на туры, но получить хорошие цены от отелей и перевозчиков не могут. В результате они работают не получая прибыли или вовсе уходя в минус – до 45% турпродукта продаются ниже себестоимости.3  Бесконтрольные и немотивированные скидки прямым клиентам давно уже стали проблемой, а со временем они приобрели повальный, даже катастрофический характер.

5. Организация туров по непопулярным направлениям или направлениям с жесткой конкуренцией. Основные направления, которыми занималась компания «Вокруг света» - это страны Юго-Восточной Азии, исключая Тайланд, то есть не массовые, с точки зрения туризма, страны. В настоящий момент на эти направления очень низкий спрос. Компания попыталась выйти на греческий рынок. Но это очень высококонкурентная область, турфирма не справилась с ее требованиями и проиграла в борьбе с крупными операторами, что было закономерно.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Государственная политика в отношении банкротства

 

Обсуждая  серийные банкротства в рознице, эксперты с сожалением вспоминают о  тех – пусть весьма условных –  инструментах госрегулирования, которые  в прошлом существовали на агентском  рынке. Последним громким делом стало банкротство крупной компании «Ланта-тур вояж». Причиной ее закрытия стал отказ одного из основных кредиторов «Мастер-банка» предоставить кредит на 30 миллионов рублей. Между тем, после того как на эту плачевную ситуацию обратил внимание премьер-министр Владимир Путин, «Ланта-тур» получила кредит от ВТБ на сумму 7 млн рублей для погашения задолженностей перед отелями и возврата туристов в Россию.  Но это, скорее, исключение, чем правило, прежде никому из турфирм, находящихся на грани банкротства, власти не помогали. Можно предположить, что такая «щедрость» связана с предвыборной гонкой, а, значит, рассчитывать на помощь со стороны правительства и далее туроператорам и туристам не стоит.

Вот, в  частности, мнение гендиректора TEZ Tour Владимира Каганера: «Я считаю, что отмененная система лицензирования агенств при всех ее минусах, недостатках и достаточно простой процедуре оформления была нужной и хоть как-то ограждала туристический бизнес от случайных людей».5

Эту систему снесли одновременно с внедрением механизма фингарантий ТО в процессе законодательной реформы 2007 года. С тех пор каждый туроператор должен ежегодно заключать со страховыми компаниями договор о страховании своей ответственности. Первоначально максимальная сумма гарантии составляла 30 миллионов рублей, но позже она была увеличена до 100 миллионов. «Ланта-тур вояж» была застрахована на 100 млн рублей, а вот долгов у нее накопилось на 800 млн. И тогда размер финансовой гарантии решили привязать к обороту компании, то есть чем больше и дальше компания отправляет людей, тем большую страховку она должна оформить.

Тогда считалось, что достаточно защитить потребителя  на случай туроператорских банкротств, а уж «дистрибьюторские массы» рынок  как-нибудь отформатируют без участия  государства. Евгений Писаревский  – человек из той самой команды, ныне заместитель руководителя Ростуризма, уточняет: «В ту пору лицензирование турагентской деятельности однозначно воспринималось на государственном уровне как избыточный механизм регулирования. Аналогичной  позиции придерживались многие общественные организации. В процессе разработки законопроекта обсуждались различные  модели взаимоотношений туроператоров  и турагентов, в том числе те, которые позволили бы предотвратить возникающие сейчас проблемы (за исключением, конечно, заведомо мошеннических действий турагентов). Но такие предложения реализованы не были. Тем не менее при условии строгого соблюдения туроператорами и турагентами существующих норм Гражданского кодекса России, Закона «О туристской деятельности» (статьи 9, 10, 10.1), а также при наличии эффективного контроля за этим риски неплатежеспособности турагентов и сейчас можно свести к минимуму».6

Полноценное государственное регулирование в агентской сфере необходимо не для ограничения конкуренции, а с тем, чтобы каждый участник рынка гарантированно имел финансовую возможность отвечать по своим обязательствам. Главная задача – зафиксировать хотя бы минимальный объем финансовой ответственности агентств по своим обязательствам. Не менее важно предотвратить дальнейшее распространение эпидемии чрезмерных скидок для клиентов, поскольку это ведет к резкому увеличению предпринимательских и, соответственно, потребительских рисков. У всех вариантов решения этих проблем, от депозитов и страхования ответственности до введения обязательного размера уставного капитала и ограничения права заниматься агентской деятельностью физическим лицам, есть свои слабые стороны. Но возврат к лицензированию мало реален, а путь к эффективному саморегулированию неблизкий.

Что также могло бы помочь избежать крупных банкротств, так это открытие туроператоров для независимого аудита, но это делается через законодательство. Между тем, на данный момент практически никто из крупных ТО не готов предоставить не только финансовую информацию, но и даже просто поделиться статистикой вывезенных на отдых туристов.7

Еще одна попытка регулирования финансовой состоятельности турфирм состоит  в том, что согласно принятым в марте поправкам к закону «О туризме» было образовано объединение туроператоров — Ростурпомощь. Членство в нем станет обязательным с мая 2013 года. До этого момента компании могут отчислять средства в специальный фонд помощи туристам добровольно. Первый взнос установлен в размере 100 тысяч рублей, а далее туроператоры будут перечислять 0,1% от оборота.8 Другим выходом может стать обязательное страхование бизнеса. Но это дорогое удовольствие, особенно для провинциальных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Мировая практика борьбы с банкротством

 

Крах  туристических компаний потерпел не только российский рынок, но и ряд  других стран. Самыми громкими делами стали банкротства турфирм Англии и Эстонии.

Август 2010 года ознаменовался банкротством сразу трех английских турфирм. Один из крупнейших британских туроператоров – компания Goldtrail, объявила себя банкротом первой. Туроператор Goldtrail специализировался на организации туров в Грецию и Турцию. В результате около 16 тысяч английских туристов зависли заграницей – их обратные авиабилеты стали недействительными, а проживание в отелях – проблематичным. Однако все они находятся под защитой ассоциации ATOL (Air Travel Organiser`s Licence), которая специализируется на финансовых рисках авиапутешественников. «Чтобы заниматься в Англии продажами авиабилетов, туркомпания обязательно должна быть членом Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association), а для продажи туров ей необходимо обладать лицензией организации ATOL. Чтобы иметь такую лицензию, турфирма должна получить в банке финансовое обеспечение, размер которого рассчитывается исходя из предполагаемого на следующий год оборота компании», - сообщил Андрей Игнатьев, основатель туркомпании «BSI-group».9 В результате, благодаря такой страховке, клиентам банкрота не придется беспокоиться о том, как вернуться на родину.

Затем 1200 британским туристам, отдыхающим в Испании,  пришлось оплатить свое проживание в двойном объеме, так как обанкротившийся туроператор Sun4U не перевел гостиницам деньги. Деятельность турфирмы, расположенной в Бирмингеме, была прекращена в августе 2010 года. Авиабилеты большей части британцев были защищены благодаря той же схеме ATOL, введенной Управлением гражданской авиации Соединенного Королевства, однако им все же пришлось еще раз заплатить за места в отелях.

Ну и, наконец, третьим громким банкротством турфирм в Англии стало дело Flight Options.  Банкротство лондонского туроператора Flight Options и его «дочки» Kiss Flights затронуло многие десятки тысяч человек. Как минимум 13 тыс. из них находились в Турции, Греции, Египте и на Канарских островах, еще около 60 тыс. собирались воспользоваться услугами уходящих с рынка компаний.10

Каковы  же причины этих банкротств. Это и майское извержение исландского вулкана, надолго закрывшее небо во многих частях Европы для полетов, и долгие месяцы неопределенности, вызванные острым конфликтом между администрацией British Airways и летным персоналом, а так же, конечно, финансовый кризис. При этом единственным эффективным методом борьбы с последствиями этих банкротств стала лицензия ATOL, компенсирующая затраты на авиаперелеты, но не затрагивающая остальные расходы туристов. Отсутствует также как таковая профилактика банкротств. Таким образом, даже в Великобритании не разработана эффективная политика стабилизации турбизнеса.

Череда  банкротств туристических фирм Эстонии  началась в 2003 году с оператора Wris Tours и продолжается до сих пор. В 2009 году обанкротилось 5 фирм, в 2010 - уже 12, в 2011 –две и еще три – в 2012. Когда в 2003 году страховая компания Inges Kindlustus выплатила 500 тысяч крон в качестве страхового обеспечения клиентам Wris Tours, Министерство экономики и коммуникаций приняло решение о необходимости залога для всех турфирм. Залог должен соответствовать объему запланированной годовой продажи турпакетов. Раз в квартал фирма обязана подавать в Департамент защиты потребителей отчет о продаже путевок и сообщать об измененных данных ожидаемой продажи в следующем квартале. Предполагалось, что залог будет настолько большим, что в случае неплатежеспособности фирма сможет доставить туристов домой и вернуть предоплату тем, кто еще не уехал.

Но все  предпринятые меры не спасли ни фирмы, ни людей. В 2005 году последовало банкротство  Mаrhaba Tours, созданной на месте Wris Tours теми же руководителями. Затем пропала туристическая фирма Voyage Travel вместе с деньгами клиентов и ее владелицей, которая нынче ведет свой бизнес в солнечной Италии. Потом исчезла Happy Travel. В 2010 году, предоставив липовый залог, обанкротилась турфирма Travel In, которая задолжала своим индийским партнерам по бизнесу 5 млн. крон. А наступившее в том же году банкротство TopTours, чей залог оставлял 64 000 евро, многие расценили как давно спланированное.11

Особое  внимание стоит уделить ситуации с фирмой Estour, слухи о кончине которой ходили еще за год до ее банкротства в 2011 году. Вся находящаяся в распоряжении Департамента защиты потребителей залоговая сумма Estour в размере 200 000 евро была в последствии распределена между клиентами, которые понесли убытки в результате отмены туров. За счет залоговых денег турпакеты были компенсированы только частным лицам.

Информация о работе Первичный анализ банкротств турфирм