Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:35, реферат
Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ в экскурсии
Показ -
процесс реализации принципа наглядности,
наглядный способ ознакомления с экскурсионным
объектом или несколькими объектами одновременно
(например, с памятником архитектуры или
с архитектурным ансамблем). Показ может
рассматриваться как действие (или сумма
действий) экскурсовода, направленное
на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях - многоплановый процесс
извлечения зрительной информации из
объектов, процесс, во время которого действия
экскурсантов производятся в определенной
последовательности, с конкретной целью.
Термин "показ" не имеет общепринятого
толкования. Как специальный термин введен
в обиход ученым экскурсионистами и широко
используется в методической литературе
по экскурсионному делу. В словарях термины
"показ" и "демонстрация" отождествляются.
Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.
Показывать -
значит демонстрировать предметы, пояснять,
делать понятным, доступным то, что видят
перед собой экскурсанты, направлять их
деятельность.
Особенностью показа является способность
обнаружить, раскрыть то или иное качество
(свойство, способность) наблюдаемого
объекта, возможность сделать явным, очевидным
то, что незаметно при первом взгляде на
предмет.
Эффективность наглядности зависит от
организации показа объектов, правильного
их наблюдения экскурсантами. Человек
на экскурсии учится правильно смотреть
и видеть, наблюдать и изучать. В этом и
состоит задача показа. Создатели экскурсии,
разрабатывая тему, должны учитывать предмет
показа, цель показа и как полно раскрывается
тема экскурсии.
Показ вырастает из таких действий человека,
как созерцание и осмотр. Если при созерцании
и осмотре никто не демонстрирует объект,
отсутствует руководитель, то возникает
пассивность восприятий предметов зрительного
ряда.
Рис. 1.5. Схема показа на экскурсии
Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.
Каждый
человек без посторонней помощи
может осматривать внешний вид
жилого дома или улицу, памятник, знакомиться
с экспозицией музея или
Различие
осмотра и показа состоит в
том, что при осмотре человек
воспринимает только внешний вид
памятника. При показе же он видит
не только памятник, но при помощи экскурсовода
различает разные стороны, части, внешние
особенности объекта, принимает
участие в их анализе.
Показ в экскурсии является суммой трех
элементов:- самостоятельного наблюдения
экскурсантами достопримечательностей;-
ознакомления экскурсантов с экспонатами
"портфеля экскурсовода";- показа
под руководством экскурсовода других
приемов (например, в исторической экскурсии
объектами показа являются здания, возведенные
в разные эпохи.
Ведется показ не только стен здания, его
окон, дверей, балконов, других частей
и деталей, но и того, что скрыто за стенами
здания - комнат, лестниц, коридоров, их
убранства, быта, жизни людей, населявших
дом в обозреваемое время. Экскурсовод
с помощью методических приемов показа
и рассказа устанавливает связь между
показываемым зданием и событием,которое
происходило внутри здания, вблизи него).
Существует сюжетный и бессюжет
Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.
Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине
В. Сурикова "Утро стрелецкой казни" изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.
У любого
сюжетного показа на экскурсии есть
свои действующие лица. Для них
характерны действия. Сюжетный показ
оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов:
они лучше запоминают памятники,
усваивают суть событий, связанных
с ними, и сам по себе рассказ становится
конкретнее.
Задачи показа на экскурсии состоят в
следующем:
1) показать
экскурсионные объекты,
2) показать объекты, которых уже нет (сохранились
только на фотографии или рисунке);
3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
4) показать
действия исторического
5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.
Условия для показа
Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий В понятия условия показа, входят:
а) правильно выбранные точки показа;
6) время, более выгодное для показа;
в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;
г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;
д)умения и навыки экскурсовода;
е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.
Существуют
особые условия показа архитектурных
объектов. Например, показывая архитектурный
памятник, не следует подходить к
нему с фасада, так как восприятие
памятника экскурсантами будет
плоскостным и живописным, а не
архитектурным. К памятнику нужно
подойти с боку так, чтобы была
видна его трехмерность (длина, высота,
глубина). К храму Василия Блаженного,
например, нельзя подходить утром
солнечного дня с севера - со стороны
Исторического музея. "Сильное
освещение убьет трехмерность памятника,
погасит его краски, сотрет линии,
сделает его почти силуэтом"1.
Чтобы почувствовать архитектурные особенности,
ритм кругового движения храма Василия
Блаженного, экскурсанты должны обходить
его кругом и т.д. Методика требует обеспечения
последовательности при осуществлении
показа на экскурсии.
Примерная схема последовательности действий
экскурсовода при показе объекта
1. Определение: экскурсовод определяет,
что за предмет (объект) показывается экскурсантам;
2. Характеристика: экскурсовод объясняет, что собой представляет объект (характеризует, описывает объект);
3. Цель
создания: экскурсовод говорит о назначении
объекта;
4. Экскурсионный анализ, сравнение:
экскурсовод рассматривает отдельные
части объекта;
5. Справка:
экскурсовод называет автора памятника,
архитектора здания;
6. Оценка исторического
события: экскурсовод рассказывает
о событии, связанном с объектом, его значении.
Ступени показа
|
Использование
ступеней в показе обеспечивает нарастание
впечатлений, подводит к обобщениям
и выводам. Но не на всех экскурсиях
можно проводить показ, поднимаясь
по названным ступеням. Например, имеет
особенности показ объектов, находящихся
в отдалении от экскурсантов, на
горизонте.
Для этого характерен панорамный показ
города, это же применимо и к наблюдению
архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести
его в сознании, экскурсантам приходится
бросить на него несколько взглядов. Сумма
этих взглядов дает представление о внешнем
облике объекта. Направление взглядов
определяют методические советы экскурсовода
и ход мыслей экскурсанта1.
Эффективность показа зависит не только
от знаний и умений экскурсовода, но и
от форм помощи экскурсантам в усвоении
объектов показа. В тех случаях, когда
в экскурсию включается показ сложных
по своей конструкции объектов (зданий
и сооружений), а также общего вида местности,
парков, садов, полей сражений, где эти
объекты расположены, экскурсантам можно
предварительно показать все это на макетах,
моделях, чертежах, планах. Это помогает
понять конструкцию объекта, его пропорции,
расположение и соразмерность его частей
и деталей, их связь между собой.
Задача экскурсовода - помочь экскурсантам
найти точку, откуда открывается наилучший
вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять
пространственные отношения между объектами,
их расположение относительно друг друга.
Важно, чтобы экскурсанты представили
размеры и объемы объекта. Для этого на
наблюдаемой местности выделяют какой-то
другой объект, который экскурсанты используют
как масштаб измерения: дерево, здание,
колокольню, человека.
Во всяком
объекте есть главное и второстепенное.
Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает
второстепенное, менее существенное.
Показ
в экскурсии представляет собой двусторонний
процесс, который объединяет:
а) активные действия руководителя (экскурсовода),
направленные на выявление сущности чувственно
воспринимаемых объектов;
б) активную деятельность экскурсантов
(наблюдение, изучение, исследование объектов).
Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.
|
Экскурсовод
своими пояснениями помогает экскурсантам
разглядеть то, что перед ними. Указания
экскурсовода различают по времени
их воздействия на аудиторию. Одни даются
до встречи с экскурсионным