Понятие рекреации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:02, реферат

Описание работы

В научной литературе термин «рекреация» появился в США в конце 90-х гг. XIX в. как результат введения нормированного рабочего дня, двух выходных, летних отпусков. Поэтому под рекреацией подразумевались восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Первоначально преобладало толкование рекреации как синонима отдыха за пределами места жительства. Именно оно использовалось в отечественной литературе советского периода.

Содержание работы

Понятие рекреации………………………………………………….….…..3
Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство…….....….7
Классификация и структурные особенности рекреационной деятельности……………………………………………………….………….…11
Список используемой литературы………………….……………………20

Файлы: 1 файл

СКК. Реферат.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

Различным видам режимного  времени (отпуск, уик-энд, рекреационное  время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные  рекреационные пространства. Эта  сопряженность обусловлена прежде всего объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения).

В рамках жизненного пути связи  между размерами свободного времени  и рекреационного пространства далеко не прямолинейны. Для большинства населения наибольший объем рекреационного времени совпадает с минимумом экономических и физических возможностей охвата пространства. Наибольшая продолжительность рекреационного времени наблюдается у детей и пенсионеров, а минимальная - у трудящегося населения. При этом физические и экономические возможности у лиц трудоспособного возраста заметно выше, чем у детей и пенсионеров, поэтому радиус их поездок, как правило, больше - они посещают самые удаленные, труднодоступные регионы.

3. Классификация  и структурные особенности рекреационной  деятельности

Основными признаками классификации  рекреационной деятельности являются, продолжительность и место проведения.

По продолжительности  рекреации выделяют туризм и экскурсии. Временное различие между экскурсиями  и туризмом достаточно ясно: все, что  занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсии, остальное - туризм.

Виды рекреационной деятельности весьма разнообразны. Все виды отдыха можно подразделить на две большие  группы: стационарные и мобильные. Другая классификация рассматривает отдых  как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) или кратковременную категорию. По сезонному признаку в этих группах  отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают  отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых  пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.

Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который можно оценивать  в разных масштабах - на уровне мира, страны, района и т. д.

Под рекреационным потенциалом  понимают всю совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических  предпосылок для организации  рекреационной деятельности на определенной территории (Т В. Николаенко, 1998). Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Очень часто под рекреационным потенциалом подразумевается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей, объектов.

Рекреационный потенциал  территории очень изменчив и зависит  от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие рекреационного потенциала входят условия и факторы развития рекреационной деятельности.

Для классификации и группировки  рекреационной деятельности применяют  самые разнообразные подходы (А. С. Кусков, О.В. Лысикова, 2004). Чаще всего в их основе лежат цель путешествия, характер организации, правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте, сезонность, характер передвижения рекреанта, его возраст, активность занятий и т д

Главным признаком классификации  рекреационной деятельности выступает  ее функциональная ориентация. Выделяют следующие рекреационные функции:

•      лечебная - направлена на восстановление здоровья человека;

•      познавательная - направлена на развитие духовного потенциала личности;

•      спортивная - направлена на развитие физических сил человека.

По общественной функции  и технологии различают лечебно-курортную, оздоровительную, спортивную и познавательную рекреационную деятельность.

Лечебно-курортная рекреация  различается по основным природным  лечебным факторам- климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответствовать медико-биологическим нормам.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой  популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых. Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Так, прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров и т.д.

Маршрутный туризм может  быть как спортивным, так и оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий  он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным и краеведческим туризмом. По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т. д. Различен и радиус его действий, местный, региональный, государственный.

Большое развитие получил  водный туризм, как прогулочный, так  и спортивный. Эти виды туризма  сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Он включает в себя элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Довольно велика численность любителей рыболовного и охотничьего туризма. Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, нацеленные не на материальное обогащение, а на отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм - один из самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, сафари). Широкое развитие сегодня получили горнолыжный туризм и альпинизм.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи  значительной части рекреационных  занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные  с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой и т. д.

Своеобразное место в  международном и внутреннем туризме  занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки.

Деление свободного времени  в зависимости от характера его  использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в  методическом отношении, так как  служит основой при изучении структуры  рекреации и использования свободного времени в рекреационных целях. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассматривать рекреационную деятельность с точки зрения периодичности и территориальных признаков.

Использование ежедневного  свободного времени непосредственно  связано с жилищем и городской  средой. Еженедельная рекреация зависит  от размещения пригородных рекреационных  объектов и дач. Использование ежегодного свободного времени связано с  размещением рекреационных объектов курортного типа. Соответственно, выделяют рекреацию внутри населенного пункта, местную еженедельную (пригородную - уик-энд), ежегодную региональную, государственную или международную.

По характеру организации  рекреация делится на регламентированную (спланированную по путевке) и самодеятельную (дикий отдых). По числу участников различают индивидуальный (включая семейный) и групповой туризм.

По признаку подвижности  туризм делится на стационарный и кочевой. При выделении стационарного туризма подчеркивается, что в данном случае путешествие осуществляется ради пребывания на каком - либо курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение, изменение места пребывания. В связи с этим материально-техническая база туризма все больше тяготеет к дорогам. Рекреационное хозяйство расширяется. При этом в рекреационной отрасли усугубляется территориальное разделение труда.

Многие виды рекреации  имеют сезонный характер. Сезонность порождает много социально-экономических проблем (пики и провалы). Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности. Сезонность также зависит от сложившихся у людей стереотипов. Отпуска предоставляются в основном летом, так же как и каникулы в образовательных учреждениях, поэтому люди стремятся поехать отдыхать в период с июня по сентябрь. Лишь санаторно-курортные учреждения имеют круглогодичный характер обслуживания, но и здесь сезонность (хотя и в меньшей степени) тоже имеет место.

По характеру используемых транспортных услуг туризм делится  на автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный (морской, речной и озерный).

По правовому статусу  туризм делится на национальный (внутренний) и международный (иностранный). Международный туризм подразделяется на активный и пассивный, в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для каждой страны путешествие ее граждан в другие государства называется пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным туризмом.

По продолжительности  пребывания международный туризм делится  на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более трех суток, его относят к краткосрочному туризму, а если более трех суток - к длительному.

Рекреационные потребности  реализуются в определенных видах  рекреационной деятельности, под  которой понимают деятельность в  свободное время, направленную на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.

Рекреационные занятия. Виды рекреационной деятельности имеют  определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.

Среда совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной  деятельности, можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие  прогулки, сбор грибов и ягод и т.д.), отличные от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

По типологии из собственно рекреационных занятий можно  выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий (А. С. Кусков 2004):

1)  группа восстановления:

•      а) рекреационно-лечебные занятия,

•      б) рекреационно-оздоровительные занятия;

2)  группа       развития:

•      а) рекреационно-спортивные занятия,

•      б) рекреационно-познавательные занятия.

Многие виды рекреационных  занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, поскольку при этом в единицу времени удовлетворяется больше рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся  рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности.

Суточный цикл рекреационной  деятельности как определенное сочетание  комплексов одновременных занятий  или занятий, совершаемых в течение  небольших отрезков времени, может  быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно  повторяться в течение определенного  продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т.д.).

Жизненные циклы рекреационной  деятельности проявляются в чередовании  видов и форм рекреации, географических районов и т.д. Циклы рекреационной  деятельности можно различать и  по их общественной функции и технологии (лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные).

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных  занятий напрямую зависят от свойств  рекреационных территорий и их организации. Разнообразию занятий должно соответствовать  разнообразие рекреационных ресурсов.

Элементарные рекреационные  занятия (ЭРЗ) есть внутренне целостная, однородная, не разделимая на технологические  компоненты рекреационная деятельность. Элементарные рекреационные занятия  служат основой для программ отдыха, конструирования циклов рекреационных  занятий. По данным зарубежных социологов, число ЭРЗ удваивается каждые 10 лет, к началу XXI в. их насчитывалось уже более 80 тыс. видов.

Каждое из ЭРЗ может  быть отнесено к классу лидирующих или «ведомых», в зависимости  от того, является ли оно целевым  занятием с позиции рекреационных  функций. Исходя из этого различают:

• целевые ЭРЗ, являющиеся главным мотивом рекреационной деятельности;

• дополнительные ЭРЗ, не реализующие основную цель рекреации, но вносящие разнообразие в цикл рекреационных занятий, оживляющие его;

• сопутствующие ЭРЗ, не дающие специфического рекреационного эффекта, но необходимые по физиологическим и технологическим ограничениям.

Важнейшей характеристикой  ЭРЗ является аттрактивность рекреационной деятельности - индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельностью и их сочетаний.

Интенсивность рекреационной  деятельности свидетельствует об уровне удовлетворения рекреационных потребностей. Конкретные виды деятельности в свободное  время, направленные на восстановление сил индивида, своей последовательностью  образуют комбинации суточного, недельного, годового и жизненного циклов рекреационной  деятельности. Они различаются по возможностям совершать те или иные рекреационные действия в единицу  времени, что и определяет их интенсивность. Туризм является самым интенсивным видом рекреационных занятий, поскольку в единицу времени способен удовлетворить максимум рекреационных потребностей человека.

Цикл рекреационных занятий (ЦРЗ):

1)    программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовывать определенные рекреационные цели, мотивации и притязания в конкретных условиях;

Информация о работе Понятие рекреации