Понятия, сущность и функции менеджмента в туристской отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 01:58, доклад

Описание работы

Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами и, наконец, хозяйственное управление.

Файлы: 1 файл

вопрос 10.docx

— 14.71 Кб (Скачать файл)

10​ Понятия, сущность и функции  менеджмента в туристской отрасли.

Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет  множество общих черт с процессом  управления любой организацией, действующей  в любой другой отрасли.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью  которой он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это  может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными  процессами и, наконец, хозяйственное  управление.

Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире и укоренился термин менеджмент. Однако менеджмент — не просто хозяйственное  управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект  полностью свободен, функционирует  в условиях рынка и ориентируется  на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или  нет. В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей, путем применения менеджером как своих личных способностей и таланта, так и сложившейся методологии управления. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу (рис. 1.2). Другими словами, менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.  Управление включает три аспекта:

1   институциональный  аспект («кто» управляет «кем»);

2  функциональный аспект («как» осуществляется управление  и «как» оно влияет на управляемых);

3 инструментальный аспект («чем» осуществляется управление).

Сущность менеджмента  туристского предприятия состоит  в достижении им поставленных целей, которые выполняют следующие  основные задачи в управлении:

1  сопоставление существующего  состояния с желаемым («где мы?»  и «куда идем?»);

2 руководящие требования  к действиям («что надо сделать?»);

3 критерии принятия решений  («какой путь лучше?»);

Вместе с тем управление в сфере сервиса приобретает  ярко выраженные особенности, которые  позволяют выделить его специфику. Отношения между производителями  и потребителями услуг не сводятся только к рыночному обмену — между  ними разворачивается более напряженное  взаимодействие, насыщенное социальными, культурными, психологическими компонентами. Другими словами, производственно-технологические  процессы в деле управления сервисным  предприятием оказываются далеко не единственными, а во многих случаях  даже не определяющими в деятельности сервисного предприятия.

 

Управление в сфере  сервиса подчинено задачам рыночного  развития производства услуг (организация  труда персонала, повышение производительности труда работников, достижение конкурентоспособности  услуг, их прибыльность и др.). Одновременно оно нацеливается на реализацию многообразных  запросов и потребностей больших  групп людей, конкретных индивидуумов, которые вступают с производителем услуг в процессы рыночного обмена. Все это формирует отличия  сервисного менеджмента от управления в организациях общественного типа.

Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые  делятся на три основные группы:

1)  общее управление (установление  нормативных требований и политики  управления, политики инноваций,  планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2)  управление структурой  предприятия (его создание, предмет  деятельности, правовые формы, связи  с другими предприятиями, территориальные  вопросы, организация, реконструкция,  ликвидация);

3)  конкретные области  управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Функция управления — это  конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция  имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают как неразрывно связаны, так  и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все  функции управления могут быть разделены  на общие и конкретные.

1.2.1. Функция планированияПланирование  — это один из первых этапов  процесса управления, на котором  определяются цели любой организации,  а также средства и методы  их достижения. Планирование представляет  собой непрерывный процесс изучения  новых путей и методов совершенствования  деятельности фирмы за счет  выявленных возможностей, условий  и факторов, так как по достижении  поставленных целей формулируются  новые

Организационная функцияэто этап создания реальных условий для  достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении  ее всем необходимым для решения  задач, определенных на первом этапе  процесса управления — этапе планирования.

Мотивация как функция  управления

Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию  сотрудников фирмы в плане  повышения эффективности их труда  для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

При рассмотрении данного  вопроса менеджмент предприятия  сферы сервиса и туризма ориентируется  на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) потребителей услуг и мотивацию  трудовых отношений.

Рассмотрим мотивацию  потребителей услуг на примере туристской сферы.

Мотивы путешествий —  это причина, цель поездки, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия  необходима прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые  рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.

Мотивация трудовых отношений  — это совокупность стимулов, побуждающих  работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:

1стимулирование, то есть  побуждение работников к активной  деятельности с помощью внешних  факторов (материального и морального  стимулирования);

2 собственно мотивирование,  то есть создание у работников  внутреннего побуждения к труду.  Главными здесь являются заинтересованность  в труде, потребность в трудовой  активности и удовлетворенность  от нее.


Информация о работе Понятия, сущность и функции менеджмента в туристской отрасли