Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:13, доклад
Законодательство в области обеспечения безопасности туризма ("законодательство о безопасности туризма") является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности.
В соответствии со ст. 2 Закона о туристской деятельности и ст. 6 Закона о безопасности правовое регулирование отношений в области безопасности туризма относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности туризма можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.
Законодательство в области
обеспечения безопасности туризма
("законодательство о безопасности
туризма") является составной частью
законодательства о туристской деятельности,
а также законодательства в области
обеспечения безопасности.
В соответствии со ст. 2 Закона о туристской
деятельности и ст. 6 Закона о безопасности
правовое регулирование отношений в области
безопасности туризма относится к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации
в области обеспечения безопасности туризма
можно рассматривать как в узком, так и
в широком смысле.
В узком смысле оно состоит из пяти правовых
актов (источников) законодательства о
туристской деятельности федерального
уровня:
Федерального закона "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской
Федерации "О лицензировании туроператорской
деятельности и турагентской деятельности";
Постановления Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об
утверждении Положения о Федеральном
агентстве по туризму";
Постановления Правительства Российской
Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных
службах по обеспечению безопасности
туристов";
Постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 12 января
2005 г. N 1424-IV ГД "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации "К Правительству Российской
Федерации о мерах по защите прав и законных
интересов российских граждан в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера за пределами территории Российской
Федерации".
Кроме того, к законодательству о безопасности
туризма в узком смысле относятся также
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, регламентирующие
исключительно вопросы безопасности туризма.
В широком смысле - законодательство в
области обеспечения безопасности туризма
включает в себя значительный массив нормативных
правовых актов в области обеспечения
безопасности общего характера, в которых
содержатся отдельные правовые нормы
и в области безопасности туризма.
Характеристика основных
источников законодательства
в области безопасности туризма
Кратко остановимся на основных источниках
законодательства в области безопасности
туризма.
А. Закон о туристской деятельности.
Согласно Закону о туристской деятельности
государственное регулирование туристской
деятельности наряду с прочим осуществляется
путем защиты прав и интересов туристов,
обеспечения их безопасности, установления
правил въезда в Российскую Федерацию,
выезда из Российской Федерации и пребывания
на территории Российской Федерации с
учетом интересов развития туризма (ст.
4).
Закон о туристской деятельности определяет
понятие "безопасность туризма",
устанавливает права и обязанности туристов,
туроператоров, турагентов, органов государственной
власти, средств массовой информации в
области обеспечения безопасности туризма
(ст. 14 Закона), определяет силы и средства
обеспечения безопасности туризма - специализированные
службы по обеспечению безопасности туристов
(ст. 15 Закона), устанавливает способы обеспечения
безопасности туризма - страхование при
осуществлении туристской деятельности
(ст. 17 Закона о туристской деятельности).
Федеральный закон "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации"
к основным обязанностям участников туристского
процесса в области обеспечения безопасности
относит следующие обязанности:
1) обязанности органов государственной
власти как субъектов обеспечения безопасности
<1>:
------------------------------
<*> Терминология ст. 2 Закона Российской
Федерации "О безопасности".
- федерального органа по туризму - информировать
туристов, туроператоров и турагентов
об угрозе безопасности туристов в стране
(месте) временного пребывания <*>;
------------------------------
<*> Глобальный этический кодекс туризма
определяет, что данная информация должна
строго соответствовать серьезности ситуаций
и ограничиваться теми географическими
зонами, в которых подтверждены проблемы
с безопасностью. Данные сведения не должны
наносить неоправданный или несоразмерный
ущерб туристской индустрии места временного
пребывания. Содержание возможной информации
об угрозе должно предварительно обсуждаться
с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления, на территории которых
возникла чрезвычайная ситуация.
- специализированных служб по обеспечению
безопасности туризма - оказывать необходимую
помощь туристам, терпящим бедствие в
пределах территории Российской Федерации;
- Российской Федерации - в случаях возникновения
чрезвычайных ситуаций принимать меры
по защите интересов российских туристов
за пределами Российской Федерации, в
том числе меры по их эвакуации из страны
временного пребывания; содействовать
свободе передвижения туристов, обеспечивать
их свободный доступ к туристским ресурсам
с учетом принятых в стране (месте) временного
пребывания ограничительных мер; содействовать
в получении правовой и иных видов неотложной
помощи, беспрепятственного доступа к
средствам связи;
2) обязанности средств массовой информации
(СМИ):
- обязанность государственных СМИ незамедлительно
и безвозмездно предоставлять федеральному
органу исполнительной власти в сфере
туризма возможность публиковать информацию
об угрозе безопасности туристов;
3) обязанности туроператоров (турагентов):
- создавать необходимые условия для обеспечения
личной безопасности туристов, их потребительских
прав и сохранности имущества, беспрепятственного
получения неотложной медицинской помощи;
- возмещать убытки и компенсировать моральный
вред в случае невыполнения условий договора
с туристом;
- предоставлять туристам исчерпывающие
сведения об особенностях путешествий,
а также об опасностях, с которыми они
могут встретиться при совершении путешествий,
и осуществить предупредительные меры,
направленные на обеспечение безопасности
туристов;
- предоставлять туристам необходимую
и достоверную информацию о правилах въезда
в страну (место) временного пребывания
и нахождения там, об обычаях местного
населения, о религиозных обрядах, святынях,
памятниках природы, истории, культуры
и других объектах туристского показа,
находящихся под особой охраной, состоянии
окружающей природной среды;
- незамедлительно информировать органы
исполнительной власти и заинтересованных
лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами
во время путешествия, а также о не возвратившихся
из путешествия туристах;
- предоставлять туристам гарантии оплаты
медицинской помощи, если законодательством
страны (места) временного пребывания
установлены требования предоставления
таких гарантий (страхование туристов
на случай внезапного заболевания и от
несчастных случаев является основной
формой предоставления таких гарантий);
4) обязанности туристов:
- проходить профилактику в соответствии
с международными медицинскими требованиями
в случае совершения путешествия в страну
(место) временного пребывания, в которой
они могут подвергнуться повышенному
риску инфекционных заболеваний;
- соблюдать законодательство страны (места)
временного пребывания, уважать ее социальное
устройство, обычаи, традиции, религиозные
верования;
- сохранять окружающую природную среду,
бережно относиться к памятникам природы,
истории и культуры в стране (месте) временного
пребывания;
- соблюдать правила въезда в страну (место)
временного пребывания, выезда из страны
(места) временного пребывания и нахождения
там, а также в странах транзитного проезда;
- соблюдать во время путешествия правила
личной безопасности.
Б. Постановление Правительства Российской
Федерации от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании
туроператорской и турагентской деятельности".
Постановление Правительства Российской
Федерации "О лицензировании туроператорской
и турагентской деятельности" развивает
нормы о безопасности туризма. В частности,
к лицензионным требованиями и условиями
при осуществлении туроператорской и
турагентской деятельности Постановление
относит: доведение в установленном порядке
до каждого туриста исчерпывающей информации
об особенностях выезда, въезда и пребывания
в иностранном государстве, о специфике
поведения во время туристической поездки,
в том числе о необходимости уважения
местных традиций и обычаев, бережном
отношении к культурному наследию и окружающей
среде и других правилах пребывания в
каждой конкретной стране; оказание туристических
услуг только после заключения с клиентом
договора, соответствующего требованиям
законодательства Российской Федерации
(пп. "г", "д" п. 4 Положений) <*>.
------------------------------
<*> В соответствии с пп. "б" п. 11
ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2005 г.
N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" лицензирование
туроператорской и турагентской деятельности
прекращается с 1 января 2007 г. Предполагается,
что на смену лицензированию должны прийти
иные механизмы государственного регулирования,
а также финансовое обеспечение ответственности
лиц, осуществляющих туристскую деятельность
(банковская гарантия, страхование ответственности
и др.).
В. Постановление Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "О Федеральном
агентстве по туризму".
В Постановлении Правительства России
о Федеральном агентстве по туризму к
числу его полномочий в области безопасности
туризма отнесено информирование в установленном
порядке туроператоров, турагентов и туристов
об угрозе безопасности туристов в стране
(месте) временного пребывания (п. 5.3.2).
Г. Постановление Правительства Российской
Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных
службах по обеспечению безопасности
туристов".
Постановлением Правительства Российской
Федерации "О специализированных службах
по обеспечению безопасности туристов"
рекомендовалось органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в сфере туризма
и Министерством Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий определить состав сил и средств
постоянной готовности территориальных
подсистем единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, используемых при оказании необходимой
помощи туристам, терпящим бедствие в
пределах территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Д. Постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
от 15 января 2005 г. N 1424-IV ГД "О мерах по
защите прав и законных интересов российских
граждан за пределами территории Российской
Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации в связи с трагедией
26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии (ЮВА)
на своем пленарном заседании 12 января
2005 г. приняла Постановление N 1424-IV ГД. В
нем указывалось, что трагедия в ЮВА выявила
ряд проблем на туристском рынке России.
К числу таких проблем относятся:
- недостаточная эффективность взаимодействия
между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
субъектами, осуществляющими туристскую
деятельность (туроператорами, турагентами),
авиаперевозчиками и дипломатическими
представительствами иностранных государств,
на территориях которых произошли чрезвычайные
ситуации;
- нарушение некоторыми субъектами, осуществляющими
туристскую деятельность, прав туристов,
в первую очередь права на получение необходимой
и достоверной информации об услугах по
туристическому обслуживанию, об особенностях
и о потенциальных опасностях путешествия;
- недостаточная социальная ответственность
некоторых субъектов, осуществляющих
туристскую деятельность, которые не приняли
должных мер по предотвращению отправки
граждан Российской Федерации на отдых
в государства Юго-Восточной Азии ("ЮВА"),
пострадавшие от стихийных бедствий, несмотря
на соответствующие рекомендации Министерства
иностранных дел Российской Федерации
и Федерального агентства по туризму Российской
Федерации.
Налицо и другие проблемы, решение которых
невозможно без совершенствования законодательства
Российской Федерации. Среди них отсутствие:
- системы обязательного страхования рисков,
связанных с совершением путешествий
гражданами Российской Федерации за ее
пределы, в том числе страхования рисков,
связанных с чрезвычайными ситуациями
природного и техногенного характера;
- института финансового обеспечения ответственности
субъектов, осуществляющих туристскую
деятельность (финансовых гарантий), за
нарушение условий договоров, заключаемых
с гражданами Российской Федерации, намеревающимися
совершить путешествие за ее пределы;
- в законодательстве Российской Федерации
о туристской деятельности норм, предусматривающих
возможность одностороннего отказа граждан
от исполнения договора возмездного оказания
услуг по туристическому обслуживанию
в связи с наступлением после его заключения
обстоятельств, свидетельствующих о возникновении
или возможности возникновения соответственно
в месте пребывания или в месте предполагаемого
пребывания туристов угрозы безопасности
их жизни и здоровья, опасности причинения
вреда их имуществу и при этом возможность
возмещения гражданам стоимости оплаченных,
но не оказанных услуг по договору;
- четкой процедуры информирования граждан
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
субъектов, осуществляющих туристскую
деятельность, о нежелательности въезда
в иностранное государство, в котором
возникла чрезвычайная ситуация.
В связи с трагедией в ЮВА в профессиональной
среде, а также в федеральных органах государственной
власти активно обсуждаются следующие
вопросы:
а) законодательно закрепить за туроператорами
(турагентами) обязанность ведения реестров
российских туристов, выезжающих за рубеж,
а также создать на них единый банк данных;
б) установить обязанность туроператоров
и турагентов обеспечивать каждого российского
гражданина памяткой, содержащей координаты
российских дипломатических представительств
и консульских учреждений в соответствующем
государстве, а также краткие рекомендации
по действиям в условиях чрезвычайных
ситуаций, а также в случае возникновения
иных непредвиденных обстоятельств, угрожающих
безопасности граждан;
в) за счет средств федерального бюджета
создать целевой фонд оказания "адресной
помощи" российским гражданам, оказавшимся
за границей в условиях чрезвычайной ситуации
природного или техногенного характера.
По итогам кризисных событий декабря 2004
г. в Юго-Восточной Азии Министерство иностранных
дел Российской Федерации подготовило
рекомендации - "Полезные советы российским
гражданам, выезжающим за рубеж", которые
опубликованы на официальном интернет-сайте
дипломатического ведомства (www.mid.ru).
Международные акты и документы Всемирной
туристской организации.
Значительное внимание вопросам безопасности
туризма уделено в документах Всемирной
туристской организации, в том числе в
Кодексе туриста, принятом в 1985 г. вместе
с Хартией туризма на VI сессии Генеральной
ассамблеи Всемирной туристской организации,
Гаагской декларации по туризму (1989), Глобальном
этическом кодексе туризма (1999) и других
документах.
Следует заметить, что акты Всемирной
туристской организации с точки зрения
их общеобязательности относятся к нормативным
правовым актам весьма условно. Это, скорее,
рекомендации авторитетной международной
организации, являющейся специализированным
учреждением ООН, исполнение которых является
доброй волей государств - ее членов. Тем
не менее игнорирование данных рекомендаций
цивилизованными государствами также
не принято, как и несоблюдение принципов
и норм международного права, которые
являются составной частью правовой системы
нашей страны.
Гаагская декларация по туризму определяет,
что безопасность и защита туристов и
уважение их достоинства являются непременным
условием развития туризма.
В Декларации обращается внимание государств
на необходимость принятия следующих
мер в области безопасности туризма:
а) меры по упрощению туристских путешествий,
поездок и пребываний должны сопровождаться
мерами по обеспечению безопасности и
защиты туристов и туристских объектов
и достоинства туристов;
б) необходимо сформировать эффективную
политику, направленную на обеспечение
безопасности и защиту туристов и туристских
объектов, а также уважение достоинства
туристов;
в) точно определить туристские товары,
объекты и оборудование, которые из-за
того, что они используются туристами,
требуют особого внимания;
г) подготовка соответствующей документации
и информации, обеспечение доступа к ней
в случае угрозы туристским объектам и/или
туристским достопримечательностям;
д) выполнение в соответствии с процедурами,
специфичными для систем законодательства
в каждой отдельной стране, юридических
положений в области защиты туристов,
включая, в частности, правоспособность
туристов добиваться эффективной судебной
защиты в национальных судах в случае
действий, наносящих вред им лично или
их имуществу, и особенно при таких наиболее
опасных актах, как терроризм;
е) осуществление сотрудничества государств
в рамках ВТО при подготовке программы
рекомендуемых мер, регулирующих вопросы
безопасности и защиты туристов;
ж) все страны - поставщики туристов должны
принять более эффективные меры, направленные
на равномерное распределение отпусков
трудящихся и школьных каникул в течение
года, для того чтобы снять остроту негативных
последствий ярко выраженного сезонного
характера туристского спроса (нехватка
мест, задержки в аэропортах, пограничных
пунктах и т.д.), а также связанного с этим
отрицательного воздействия на занятость
в области туризма, упрощение туристских
формальностей и безопасность (здоровье,
эксплуатация);
з) к террористам необходимо относиться
как к любым другим уголовным элементам,
и их нужно преследовать и наказывать
без применения по отношению к ним срока
давности; в этом случае ни одна страна
не станет для террористов безопасным
убежищем.
Безопасность туристов и их благополучие,
а также поддержание высокого уровня качества
обслуживания в местах туристского назначения
нельзя рассматривать в отрыве от других
общественных или национальных интересов,
в частности принимающей страны, и окружающей
среды в целом. При разработке и проведении
в жизнь норм безопасности для сферы туризма
и защиты туристов интересы тех, кто посещает
и принимает, должны быть взаимно гармонизированы.
Гаагская декларация по международному
туризму постановила, что в каждом государстве
должен быть назначен специализированный
центральный орган, которому поручались
бы вопросы продвижения и проведения в
жизнь, в качестве составной части национальной
политики в области безопасности и защиты
туристов, соответствующих превентивных
мер для обеспечения защиты и безопасности
туристов, особенно в районах туристских
достопримечательностей и в случае эпидемий
и угрозы проведения террористических
актов, а также серьезных и многочисленных
преступлений против туристов и их имущества.
Для упрощения и ускорения внесудебного
разрешения споров, возникающих между
туристами и физическими или юридическими
лицами, должен быть создан соответствующий
орган, как, например, служба защиты потребителей
или посредник по жалобам, которые имели
бы общие или специальные полномочия и
в которые туристам разрешалось бы обращаться
с целью разрешения их споров; эти просьбы
должны быстро рассматриваться, а заинтересованным
туристам следует сообщать о результатах.
Туристам как минимум должны быть предоставлены
следующие конкретные права:
a) право туриста, на личность или имущество
которого были совершены серьезные посягательства,
известить свою семью, используя при этом
наиболее быстрые средства связи;
b) право туриста на получение в случае
необходимости быстрой и надлежащей медицинской
помощи, предпочтительнее в рамках национальной
системы социального страхования, если
это возможно;
c) право туриста, на личность или имущество
которого были совершены посягательства,
без необходимости внесения какого-либо
залога, требуемого от иностранцев, начать
судебное, и в частности уголовное, дело
в национальном суде против лиц, совершивших
вышеупомянутые посягательства, и получить
в случае необходимости юридическую помощь
с этой целью.
В случае серьезных посягательств на туриста,
особенно когда он или она пострадали
в результате террористических актов,
принимающее государство должно быстро
предоставить в распоряжение государства,
откуда прибыл турист (если это возможно,
через дипломатические или консульские
представительства), всю необходимую информацию
о состоянии здоровья пострадавшего и
обстоятельствах, в которых произошел
вышеупомянутый акт.
Глобальный этический кодекс туризма
(1999), принятый Всемирной туристской организацией,
провозглашает, что государственные власти
должны обеспечивать защиту туристов
и посетителей и их имущества; они должны
уделять особое внимание безопасности
иностранных туристов, учитывая их особую
потенциальную уязвимость; они содействуют
принятию конкретных мер по информации,
профилактике, защите, страхованию и помощи,
отвечающих их потребностям. Необходимо
строго осуждать и подавлять в соответствии
со своим соответствующим национальным
законодательством покушения, нападения,
ограбления и угрозы, касающиеся туристов.
Со своей стороны туристы и посетители
должны еще до выезда стараться ознакомиться
с характеристиками стран, которые они
намерены посетить; они должны осознавать
риски для здоровья и безопасности, которые
неизбежно связаны с выездами за пределы
своей обычной среды, и вести себя таким
образом, чтобы свести эти риски к минимуму.
Во время путешествий туристы и посетители
не должны допускать никаких преступных
деяний или действий, которые могут рассматриваться
как преступные по законам посещаемой
страны, а также поведения, которое может
представляться вызывающим или даже оскорбительным
для местного населения и которое может
нанести ущерб местной среде; туристы
и посетители не должны участвовать в
обороте наркотиков, оружия, древностей,
охраняемых видов фауны и флоры, а также
предметов и веществ, которые опасны или
запрещены национальным законодательством.
Среди документов Всемирной туристской
организации в области безопасности туризма
также следует выделить Стратегию в области
усиления безопасности и дальнейшего
упрощения формальностей (Стратегия S.A.F.E.).
Данный документ наряду с "Рекомендованными
мерами в области безопасности в туризме",
"Моделью для безопасных турцентров
в контексте упрощения формальностей",
"Рекомендациями по ответственному
составлению предупреждений для лиц, совершающих
поездки", "Руководством по защите
и безопасности туристов" и "Руководящими
принципами для туриндустрии в условиях
кризиса" представляет собой пакет
документов, направленных на повышение
эффективности мер в области безопасности
туризма, с одновременным упрощением туристских
формальностей.
В 1991 г. Генеральная ассамблея ВТО, отталкиваясь
от нескольких предыдущих заявлений по
туризму 1980 г., приняла Рекомендуемые меры
по безопасности туризма и предложила
государствам осуществлять их в соответствии
с процедурами, установленными их собственным
законодательством и нормативными положениями.
Во избежание искусственного разграничения
и для обеспечения комплексного подхода
Рекомендуемые меры по безопасности туризма
на практике охватывают безопасность
и упрощение формальностей, а также вопросы
безопасности в узком понимании (например,
противопожарные меры, безопасность пищевых
продуктов, требования в отношении санитарии
и гарантии по охране окружающей среды).
После 1991 г. Организация подготовила несколько
аналогичных руководящих документов,
в том числе руководство по защите и безопасности
туристов, а в 2003 г. - Руководящие принципы
для туриндустрии в условиях кризиса.
В настоящее время Организация разрабатывает
модель для безопасных турцентров в контексте
упрощения формальностей и некоторые
рекомендации по ответственному составлению
предупреждений для лиц, совершающих поездки.
Всемирная туристская организация также
имеет в наличии Сеть по вопросам защиты
и безопасности и целевую группу по туризму
для оказания странам, турцентрам, персоналу
турсектора и потребителям содействия
в решении проблем защиты и безопасности
в сфере туристской деятельности.
Стратегия S.A.F.E.
В Стратегии S.A.F.E. рассматриваются вопросы
авиационной безопасности и безопасности
туризма. В частности, указывается, что
серьезные нарушения безопасности в авиации
и туризме не только влекут человеческие
трагедии, но и имеют более широкие последствия
для мировой экономики, и в частности для
экономики многих развивающихся стран.
Значительное большинство актов незаконного
вмешательства в функционирование гражданской
авиации затрагивает туристов в качестве
пассажиров. Кроме того, пассажиры авиалиний
часто оказываются прямой мишенью терактов
в стенах туристских объектов и вне аэропортов.
В то же время обеспечение быстроты движения
пассажирского потока через границы и
аэропорты имеет важное значение с точки
зрения как авиации, так и туризма. Поэтому
ВТО широко поддерживает программы ИКАО
в области обеспечения безопасности и
упрощения формальностей.
В этой связи в своей Стратегии S.A.F.E. ВТО
особо обратила внимание на необходимость:
- обеспечить максимально экономичное
претворение в жизнь мер безопасности,
чтобы избавить гражданскую авиацию от
неоправданного бремени;
- обеспечить, насколько это возможно,
чтобы меры безопасности не нарушали или
не затрудняли движение пассажиров, грузов,
почты или самолетов;
- обеспечить объективную реализацию мер
безопасности, исключающую дискриминацию
по признаку пола, расы, религии или гражданства;
- восстановить доверие общественности
к воздушному транспорту и добиться оживления
в авиатранспортном секторе.
Стратегия S.A.F.E. включает в себя следующие
базовые моменты.
1. Установление базовых ориентиров с целью
обеспечения последовательности, актуальности
и распространения параметров и руководящих
принципов ВТО в отношении защиты/безопасности/упрощения
формальностей.
2. Наращивание потенциала. С целью создания
возможностей для установления наилучшей
практики во всем мире в области защиты/безопасности/упрощения
формальностей ВТО:
a) разработает целевые учебные/подготовительные
модули, нацеленные на достижение базовых
ориентиров государствами и отраслью;
b) в партнерстве с другими учреждениями
разработает и профинансирует проекты
и оборудование с целью создания возможностей
для достижения базовых ориентиров государствами
и отраслью.
3. Оценка результатов деятельности и формулирование
коррективных проектов. В целях обеспечения
установления во всем мире лучшей практики
в области упрощенной защиты/безопасности/упрощения
формальностей ВТО формирует группу экспертов
для проведения в государствах проверок
по базовым ориентирам с упором на наименее
развитые страны.
4. Укрепление доверия. Важным и неотъемлемым
элементом S.A.F.E. является постоянная рекламная
кампания и использование веб-сайта ВТО
(www.worldtourism.org) с целью укрепления доверия
государственных, туристских субъектов
и инвесторов к упрощенной безопасности
в турцентрах.
После событий 11 сентября 2001 г. и усиливающейся
обеспокоенности по поводу потенциальных
терактов и вытекающей необходимости
укрепления безопасности при надлежащем
упрощении формальностей вышеуказанные
документы перерабатываются в базовые
ориентиры, которые могут использоваться
при осуществлении во всем мире на более
долгосрочной и непрерывной основе стратегии
обеспечения безопасности в условиях
упрощения формальностей.
Обеспечение целостной и высококачественной
безопасности требует широкого сотрудничества
между различными подразделениями правительства
и индустрии, на национальном уровне и
между соответствующими международными
учреждениями. Что касается туризма, то
ВТО в качестве специализированного учреждения
ООН координирует свою деятельность прежде
всего с другими организациями ООН под
эгидой Комитета ООН по борьбе с терроризмом
(UNCTC) и с другими межправительственными
учреждениями. Данная координация включает
в себя следующие вопросы:
- ВТО и UNCTC - взгляд с позиций туризма; помещение
туризма в контекст; вопросы конфиденциальности
личной жизни;
- ВТО и ИКАО - содействие упрощению проездных
документов и обеспечению безопасности
в аэропортах; понимание стандартов и
рекомендуемой практики ИКАО (SARPs) и рассмотрение
их применения в отношении туристских
объектов;
- ВТО и ICPO-Интерпол - координация/распространение
предупреждений об опасности;
- ВТО и ИМО-IMO - содействие упрощению обеспечения
безопасности в портах, консультации по
круизным судам;
- ВТО и ООН, ЭКООНЕ, OTIF - осуществление
конвенций о дорожном транспорте и международных
железнодорожных перевозках;
- ВТО и ЮНКТАД - минимизация отрицательных
последствий для сокращения нищеты;
- ВТО и ЮНЕСКО - содействие упрощению обеспечения
безопасности на объектах культурного
и природного наследия;
- ВТО и WCO - содействие упрощению таможенных
формальностей, общий подход к борьбе
с наркотиками;
- ВТО и ВОЗ - регулирование рекомендаций
для лиц, совершающих поездки; управление
кризисными ситуациями; осуществление
международных санитарных норм;
- ВТО и Всемирный банк, МТЦ, ПРООН, "Большая
восьмерка" и т.д. - изыскание/обеспечение
ресурсов для наращивания потенциала;
- ВТО и Всемирная торговая организация
- предотвращение дискриминации при осуществлении
мер безопасности; применение статей XIV,
XIVbis ГАТС; обязательства в отношении потребления
за рубежом.
6. Перечень специальных правовых актов
в области
безопасности туризма
6.1. Международные акты:
Манильская декларация по мировому туризму
от 10 октября 1980 г.;
Резолюция шестой Генеральной ассамблеи
Всемирной туристской организации (ВТО)
(София), которой были приняты Хартия туризма
и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 г.;
Гаагская декларация межпарламентской
конференции по туризму (10 - 14 апреля 1989
г., Гаага);
Резолюция девятой Генеральной ассамблеи
ВТО (Буэнос-Айрес), касающаяся упрощения
поездок, а также безопасности и защиты
туристов от 4 октября 1991 г.;
Резолюция одиннадцатой Генеральной ассамблеи
ВТО (Каир) от 22 октября 1995 г. о предотвращении
организованного секс-туризма;
Стокгольмская декларация от 28 августа
1996 г. по борьбе с сексуальной эксплуатацией
детей в коммерческих целях;
Манильская декларация по социальному
воздействию туризма от 22 мая 1997 г.;
Сеульская декларация "Мир и туризм"
(принята на 14-й Генеральной ассамблее
Всемирной туристской организации 27 сентября,
г. Сеул, Южная Корея);
Инициатива "Группы восьми" по безопасному
и упрощенному порядку международных
поездок" (SAFTI) (Си-Айленд, 11 июня 2004 г.).
6.2. Федеральные законы:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
"Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации".
6.3. Подзаконные акты:
Постановление Правительства Российской
Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных
службах по обеспечению безопасности
туристов";
Постановление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 15 января
2005 г. N 1424-IV ГД "О мерах по защите прав
и законных интересов российских граждан
за пределами территории Российской Федерации
в условиях чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера".
6.4. Законодательство субъектов Российской
Федерации:
Постановление губернатора Иркутской
области от 8 апреля 1998 г. N 260-п "Об обеспечении
безопасности туристов на территории
области";
Постановление Правительства Москвы от
4 августа 1998 г. N 600, утвердившее московские
городские строительные нормы "Гостиницы"
(МГСН 4.16-98);
распоряжение Губернатора Ленинградской
области от 13 октября 2003 г. N 527-рг "О мерах
по совершенствованию обеспечения безопасности
туристов на территории Ленинградской
области";
распоряжение Заместителя Мэра в Правительстве
Москвы от 8 декабря 2004 г. N 296-РЗМ "Об
усилении противопожарной защиты гостиниц";
распоряжение Правительства Москвы от
21 апреля 2005 г. N 662-РП "О мерах по обеспечению
безопасности туризма в городе Москве"
и др.