Правовое обеспечение в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:13, доклад

Описание работы

Законодательство в области обеспечения безопасности туризма ("законодательство о безопасности туризма") является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности.
В соответствии со ст. 2 Закона о туристской деятельности и ст. 6 Закона о безопасности правовое регулирование отношений в области безопасности туризма относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности туризма можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

Файлы: 1 файл

Правовое обеспечение в туризме.docx

— 32.05 Кб (Скачать файл)

Законодательство в области  обеспечения безопасности туризма ("законодательство о безопасности туризма") является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области  обеспечения безопасности. 
В соответствии со ст. 2 Закона о туристской деятельности и ст. 6 Закона о безопасности правовое регулирование отношений в области безопасности туризма относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности туризма можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. 
В узком смысле оно состоит из пяти правовых актов (источников) законодательства о туристской деятельности федерального уровня: 
Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; 
Постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании туроператорской деятельности и турагентской деятельности"; 
Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму"; 
Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов"; 
Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 1424-IV ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации". 
Кроме того, к законодательству о безопасности туризма в узком смысле относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие исключительно вопросы безопасности туризма. 
В широком смысле - законодательство в области обеспечения безопасности туризма включает в себя значительный массив нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности общего характера, в которых содержатся отдельные правовые нормы и в области безопасности туризма.

Характеристика основных источников законодательства 
в области безопасности туризма 
 
Кратко остановимся на основных источниках законодательства в области безопасности туризма. 
А. Закон о туристской деятельности. 
Согласно Закону о туристской деятельности государственное регулирование туристской деятельности наряду с прочим осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (ст. 4). 
Закон о туристской деятельности определяет понятие "безопасность туризма", устанавливает права и обязанности туристов, туроператоров, турагентов, органов государственной власти, средств массовой информации в области обеспечения безопасности туризма (ст. 14 Закона), определяет силы и средства обеспечения безопасности туризма - специализированные службы по обеспечению безопасности туристов (ст. 15 Закона), устанавливает способы обеспечения безопасности туризма - страхование при осуществлении туристской деятельности (ст. 17 Закона о туристской деятельности). 
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" к основным обязанностям участников туристского процесса в области обеспечения безопасности относит следующие обязанности: 
1) обязанности органов государственной власти как субъектов обеспечения безопасности <1>: 
-------------------------------- 
<*> Терминология ст. 2 Закона Российской Федерации "О безопасности". 
- федерального органа по туризму - информировать туристов, туроператоров и турагентов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания <*>; 
-------------------------------- 
<*> Глобальный этический кодекс туризма определяет, что данная информация должна строго соответствовать серьезности ситуаций и ограничиваться теми географическими зонами, в которых подтверждены проблемы с безопасностью. Данные сведения не должны наносить неоправданный или несоразмерный ущерб туристской индустрии места временного пребывания. Содержание возможной информации об угрозе должно предварительно обсуждаться с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. 
 
- специализированных служб по обеспечению безопасности туризма - оказывать необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации; 
- Российской Федерации - в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания; содействовать свободе передвижения туристов, обеспечивать их свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; содействовать в получении правовой и иных видов неотложной помощи, беспрепятственного доступа к средствам связи; 
2) обязанности средств массовой информации (СМИ): 
- обязанность государственных СМИ незамедлительно и безвозмездно предоставлять федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов; 
3) обязанности туроператоров (турагентов): 
- создавать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской помощи; 
- возмещать убытки и компенсировать моральный вред в случае невыполнения условий договора с туристом; 
- предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов; 
- предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; 
- незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах; 
- предоставлять туристам гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления таких гарантий (страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий); 
4) обязанности туристов: 
- проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний; 
- соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; 
- сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; 
- соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и нахождения там, а также в странах транзитного проезда; 
- соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. 
 
Б. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности". 
Постановление Правительства Российской Федерации "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" развивает нормы о безопасности туризма. В частности, к лицензионным требованиями и условиями при осуществлении туроператорской и турагентской деятельности Постановление относит: доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране; оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации (пп. "г", "д" п. 4 Положений) <*>. 
-------------------------------- 
<*> В соответствии с пп. "б" п. 11 ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращается с 1 января 2007 г. Предполагается, что на смену лицензированию должны прийти иные механизмы государственного регулирования, а также финансовое обеспечение ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность (банковская гарантия, страхование ответственности и др.). 
 
В. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "О Федеральном агентстве по туризму". 
В Постановлении Правительства России о Федеральном агентстве по туризму к числу его полномочий в области безопасности туризма отнесено информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания (п. 5.3.2). 
 
Г. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов". 
Постановлением Правительства Российской Федерации "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов" рекомендовалось органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определить состав сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 
 
Д. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 января 2005 г. N 1424-IV ГД "О мерах по защите прав и законных интересов российских граждан за пределами территории Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в связи с трагедией 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии (ЮВА) на своем пленарном заседании 12 января 2005 г. приняла Постановление N 1424-IV ГД. В нем указывалось, что трагедия в ЮВА выявила ряд проблем на туристском рынке России. К числу таких проблем относятся: 
- недостаточная эффективность взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектами, осуществляющими туристскую деятельность (туроператорами, турагентами), авиаперевозчиками и дипломатическими представительствами иностранных государств, на территориях которых произошли чрезвычайные ситуации; 
- нарушение некоторыми субъектами, осуществляющими туристскую деятельность, прав туристов, в первую очередь права на получение необходимой и достоверной информации об услугах по туристическому обслуживанию, об особенностях и о потенциальных опасностях путешествия; 
- недостаточная социальная ответственность некоторых субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, которые не приняли должных мер по предотвращению отправки граждан Российской Федерации на отдых в государства Юго-Восточной Азии ("ЮВА"), пострадавшие от стихийных бедствий, несмотря на соответствующие рекомендации Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федерального агентства по туризму Российской Федерации. 
Налицо и другие проблемы, решение которых невозможно без совершенствования законодательства Российской Федерации. Среди них отсутствие: 
- системы обязательного страхования рисков, связанных с совершением путешествий гражданами Российской Федерации за ее пределы, в том числе страхования рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; 
- института финансового обеспечения ответственности субъектов, осуществляющих туристскую деятельность (финансовых гарантий), за нарушение условий договоров, заключаемых с гражданами Российской Федерации, намеревающимися совершить путешествие за ее пределы; 
- в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности норм, предусматривающих возможность одностороннего отказа граждан от исполнения договора возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию в связи с наступлением после его заключения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении или возможности возникновения соответственно в месте пребывания или в месте предполагаемого пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, опасности причинения вреда их имуществу и при этом возможность возмещения гражданам стоимости оплаченных, но не оказанных услуг по договору; 
- четкой процедуры информирования граждан Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, о нежелательности въезда в иностранное государство, в котором возникла чрезвычайная ситуация. 
В связи с трагедией в ЮВА в профессиональной среде, а также в федеральных органах государственной власти активно обсуждаются следующие вопросы: 
а) законодательно закрепить за туроператорами (турагентами) обязанность ведения реестров российских туристов, выезжающих за рубеж, а также создать на них единый банк данных; 
б) установить обязанность туроператоров и турагентов обеспечивать каждого российского гражданина памяткой, содержащей координаты российских дипломатических представительств и консульских учреждений в соответствующем государстве, а также краткие рекомендации по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в случае возникновения иных непредвиденных обстоятельств, угрожающих безопасности граждан; 
в) за счет средств федерального бюджета создать целевой фонд оказания "адресной помощи" российским гражданам, оказавшимся за границей в условиях чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. 
По итогам кризисных событий декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии Министерство иностранных дел Российской Федерации подготовило рекомендации - "Полезные советы российским гражданам, выезжающим за рубеж", которые опубликованы на официальном интернет-сайте дипломатического ведомства (www.mid.ru). 
 
 
Международные акты и документы Всемирной туристской организации. 
Значительное внимание вопросам безопасности туризма уделено в документах Всемирной туристской организации, в том числе в Кодексе туриста, принятом в 1985 г. вместе с Хартией туризма на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, Гаагской декларации по туризму (1989), Глобальном этическом кодексе туризма (1999) и других документах. 
Следует заметить, что акты Всемирной туристской организации с точки зрения их общеобязательности относятся к нормативным правовым актам весьма условно. Это, скорее, рекомендации авторитетной международной организации, являющейся специализированным учреждением ООН, исполнение которых является доброй волей государств - ее членов. Тем не менее игнорирование данных рекомендаций цивилизованными государствами также не принято, как и несоблюдение принципов и норм международного права, которые являются составной частью правовой системы нашей страны. 
Гаагская декларация по туризму определяет, что безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма. 
В Декларации обращается внимание государств на необходимость принятия следующих мер в области безопасности туризма: 
а) меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний должны сопровождаться мерами по обеспечению безопасности и защиты туристов и туристских объектов и достоинства туристов; 
б) необходимо сформировать эффективную политику, направленную на обеспечение безопасности и защиту туристов и туристских объектов, а также уважение достоинства туристов; 
в) точно определить туристские товары, объекты и оборудование, которые из-за того, что они используются туристами, требуют особого внимания; 
г) подготовка соответствующей документации и информации, обеспечение доступа к ней в случае угрозы туристским объектам и/или туристским достопримечательностям; 
д) выполнение в соответствии с процедурами, специфичными для систем законодательства в каждой отдельной стране, юридических положений в области защиты туристов, включая, в частности, правоспособность туристов добиваться эффективной судебной защиты в национальных судах в случае действий, наносящих вред им лично или их имуществу, и особенно при таких наиболее опасных актах, как терроризм; 
е) осуществление сотрудничества государств в рамках ВТО при подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов; 
ж) все страны - поставщики туристов должны принять более эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение года, для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержки в аэропортах, пограничных пунктах и т.д.), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность (здоровье, эксплуатация); 
з) к террористам необходимо относиться как к любым другим уголовным элементам, и их нужно преследовать и наказывать без применения по отношению к ним срока давности; в этом случае ни одна страна не станет для террористов безопасным убежищем. 
Безопасность туристов и их благополучие, а также поддержание высокого уровня качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов, в частности принимающей страны, и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. 
Гаагская декларация по международному туризму постановила, что в каждом государстве должен быть назначен специализированный центральный орган, которому поручались бы вопросы продвижения и проведения в жизнь, в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защиты туристов, соответствующих превентивных мер для обеспечения защиты и безопасности туристов, особенно в районах туристских достопримечательностей и в случае эпидемий и угрозы проведения террористических актов, а также серьезных и многочисленных преступлений против туристов и их имущества. 
Для упрощения и ускорения внесудебного разрешения споров, возникающих между туристами и физическими или юридическими лицами, должен быть создан соответствующий орган, как, например, служба защиты потребителей или посредник по жалобам, которые имели бы общие или специальные полномочия и в которые туристам разрешалось бы обращаться с целью разрешения их споров; эти просьбы должны быстро рассматриваться, а заинтересованным туристам следует сообщать о результатах. 
Туристам как минимум должны быть предоставлены следующие конкретные права: 
a) право туриста, на личность или имущество которого были совершены серьезные посягательства, известить свою семью, используя при этом наиболее быстрые средства связи; 
b) право туриста на получение в случае необходимости быстрой и надлежащей медицинской помощи, предпочтительнее в рамках национальной системы социального страхования, если это возможно; 
c) право туриста, на личность или имущество которого были совершены посягательства, без необходимости внесения какого-либо залога, требуемого от иностранцев, начать судебное, и в частности уголовное, дело в национальном суде против лиц, совершивших вышеупомянутые посягательства, и получить в случае необходимости юридическую помощь с этой целью. 
В случае серьезных посягательств на туриста, особенно когда он или она пострадали в результате террористических актов, принимающее государство должно быстро предоставить в распоряжение государства, откуда прибыл турист (если это возможно, через дипломатические или консульские представительства), всю необходимую информацию о состоянии здоровья пострадавшего и обстоятельствах, в которых произошел вышеупомянутый акт. 
Глобальный этический кодекс туризма (1999), принятый Всемирной туристской организацией, провозглашает, что государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества; они должны уделять особое внимание безопасности иностранных туристов, учитывая их особую потенциальную уязвимость; они содействуют принятию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребностям. Необходимо строго осуждать и подавлять в соответствии со своим соответствующим национальным законодательством покушения, нападения, ограбления и угрозы, касающиеся туристов. 
Со своей стороны туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством. 
Среди документов Всемирной туристской организации в области безопасности туризма также следует выделить Стратегию в области усиления безопасности и дальнейшего упрощения формальностей (Стратегия S.A.F.E.). Данный документ наряду с "Рекомендованными мерами в области безопасности в туризме", "Моделью для безопасных турцентров в контексте упрощения формальностей", "Рекомендациями по ответственному составлению предупреждений для лиц, совершающих поездки", "Руководством по защите и безопасности туристов" и "Руководящими принципами для туриндустрии в условиях кризиса" представляет собой пакет документов, направленных на повышение эффективности мер в области безопасности туризма, с одновременным упрощением туристских формальностей. 
В 1991 г. Генеральная ассамблея ВТО, отталкиваясь от нескольких предыдущих заявлений по туризму 1980 г., приняла Рекомендуемые меры по безопасности туризма и предложила государствам осуществлять их в соответствии с процедурами, установленными их собственным законодательством и нормативными положениями. 
Во избежание искусственного разграничения и для обеспечения комплексного подхода Рекомендуемые меры по безопасности туризма на практике охватывают безопасность и упрощение формальностей, а также вопросы безопасности в узком понимании (например, противопожарные меры, безопасность пищевых продуктов, требования в отношении санитарии и гарантии по охране окружающей среды). 
После 1991 г. Организация подготовила несколько аналогичных руководящих документов, в том числе руководство по защите и безопасности туристов, а в 2003 г. - Руководящие принципы для туриндустрии в условиях кризиса. В настоящее время Организация разрабатывает модель для безопасных турцентров в контексте упрощения формальностей и некоторые рекомендации по ответственному составлению предупреждений для лиц, совершающих поездки. 
Всемирная туристская организация также имеет в наличии Сеть по вопросам защиты и безопасности и целевую группу по туризму для оказания странам, турцентрам, персоналу турсектора и потребителям содействия в решении проблем защиты и безопасности в сфере туристской деятельности. 
 
Стратегия S.A.F.E. 
В Стратегии S.A.F.E. рассматриваются вопросы авиационной безопасности и безопасности туризма. В частности, указывается, что серьезные нарушения безопасности в авиации и туризме не только влекут человеческие трагедии, но и имеют более широкие последствия для мировой экономики, и в частности для экономики многих развивающихся стран. Значительное большинство актов незаконного вмешательства в функционирование гражданской авиации затрагивает туристов в качестве пассажиров. Кроме того, пассажиры авиалиний часто оказываются прямой мишенью терактов в стенах туристских объектов и вне аэропортов. 
В то же время обеспечение быстроты движения пассажирского потока через границы и аэропорты имеет важное значение с точки зрения как авиации, так и туризма. Поэтому ВТО широко поддерживает программы ИКАО в области обеспечения безопасности и упрощения формальностей. 
В этой связи в своей Стратегии S.A.F.E. ВТО особо обратила внимание на необходимость: 
- обеспечить максимально экономичное претворение в жизнь мер безопасности, чтобы избавить гражданскую авиацию от неоправданного бремени; 
- обеспечить, насколько это возможно, чтобы меры безопасности не нарушали или не затрудняли движение пассажиров, грузов, почты или самолетов; 
- обеспечить объективную реализацию мер безопасности, исключающую дискриминацию по признаку пола, расы, религии или гражданства; 
- восстановить доверие общественности к воздушному транспорту и добиться оживления в авиатранспортном секторе. 
Стратегия S.A.F.E. включает в себя следующие базовые моменты. 
1. Установление базовых ориентиров с целью обеспечения последовательности, актуальности и распространения параметров и руководящих принципов ВТО в отношении защиты/безопасности/упрощения формальностей. 
2. Наращивание потенциала. С целью создания возможностей для установления наилучшей практики во всем мире в области защиты/безопасности/упрощения формальностей ВТО: 
a) разработает целевые учебные/подготовительные модули, нацеленные на достижение базовых ориентиров государствами и отраслью; 
b) в партнерстве с другими учреждениями разработает и профинансирует проекты и оборудование с целью создания возможностей для достижения базовых ориентиров государствами и отраслью. 
3. Оценка результатов деятельности и формулирование коррективных проектов. В целях обеспечения установления во всем мире лучшей практики в области упрощенной защиты/безопасности/упрощения формальностей ВТО формирует группу экспертов для проведения в государствах проверок по базовым ориентирам с упором на наименее развитые страны. 
4. Укрепление доверия. Важным и неотъемлемым элементом S.A.F.E. является постоянная рекламная кампания и использование веб-сайта ВТО (www.worldtourism.org) с целью укрепления доверия государственных, туристских субъектов и инвесторов к упрощенной безопасности в турцентрах. 
После событий 11 сентября 2001 г. и усиливающейся обеспокоенности по поводу потенциальных терактов и вытекающей необходимости укрепления безопасности при надлежащем упрощении формальностей вышеуказанные документы перерабатываются в базовые ориентиры, которые могут использоваться при осуществлении во всем мире на более долгосрочной и непрерывной основе стратегии обеспечения безопасности в условиях упрощения формальностей. 
Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями. Что касается туризма, то ВТО в качестве специализированного учреждения ООН координирует свою деятельность прежде всего с другими организациями ООН под эгидой Комитета ООН по борьбе с терроризмом (UNCTC) и с другими межправительственными учреждениями. Данная координация включает в себя следующие вопросы: 
- ВТО и UNCTC - взгляд с позиций туризма; помещение туризма в контекст; вопросы конфиденциальности личной жизни; 
- ВТО и ИКАО - содействие упрощению проездных документов и обеспечению безопасности в аэропортах; понимание стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (SARPs) и рассмотрение их применения в отношении туристских объектов; 
- ВТО и ICPO-Интерпол - координация/распространение предупреждений об опасности; 
- ВТО и ИМО-IMO - содействие упрощению обеспечения безопасности в портах, консультации по круизным судам; 
- ВТО и ООН, ЭКООНЕ, OTIF - осуществление конвенций о дорожном транспорте и международных железнодорожных перевозках; 
- ВТО и ЮНКТАД - минимизация отрицательных последствий для сокращения нищеты; 
- ВТО и ЮНЕСКО - содействие упрощению обеспечения безопасности на объектах культурного и природного наследия; 
- ВТО и WCO - содействие упрощению таможенных формальностей, общий подход к борьбе с наркотиками; 
- ВТО и ВОЗ - регулирование рекомендаций для лиц, совершающих поездки; управление кризисными ситуациями; осуществление международных санитарных норм; 
- ВТО и Всемирный банк, МТЦ, ПРООН, "Большая восьмерка" и т.д. - изыскание/обеспечение ресурсов для наращивания потенциала; 
- ВТО и Всемирная торговая организация - предотвращение дискриминации при осуществлении мер безопасности; применение статей XIV, XIVbis ГАТС; обязательства в отношении потребления за рубежом. 
 
 
6. Перечень специальных правовых актов в области 
безопасности туризма 
 
6.1. Международные акты: 
Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г.; 
Резолюция шестой Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) (София), которой были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 г.; 
Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму (10 - 14 апреля 1989 г., Гаага); 
Резолюция девятой Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес), касающаяся упрощения поездок, а также безопасности и защиты туристов от 4 октября 1991 г.; 
Резолюция одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22 октября 1995 г. о предотвращении организованного секс-туризма; 
Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 г. по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях; 
Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 г.; 
Сеульская декларация "Мир и туризм" (принята на 14-й Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации 27 сентября, г. Сеул, Южная Корея); 
Инициатива "Группы восьми" по безопасному и упрощенному порядку международных поездок" (SAFTI) (Си-Айленд, 11 июня 2004 г.). 
6.2. Федеральные законы: 
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". 
6.3. Подзаконные акты: 
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов"; 
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 января 2005 г. N 1424-IV ГД "О мерах по защите прав и законных интересов российских граждан за пределами территории Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 
6.4. Законодательство субъектов Российской Федерации: 
Постановление губернатора Иркутской области от 8 апреля 1998 г. N 260-п "Об обеспечении безопасности туристов на территории области"; 
Постановление Правительства Москвы от 4 августа 1998 г. N 600, утвердившее московские городские строительные нормы "Гостиницы" (МГСН 4.16-98); 
распоряжение Губернатора Ленинградской области от 13 октября 2003 г. N 527-рг "О мерах по совершенствованию обеспечения безопасности туристов на территории Ленинградской области"; 
распоряжение Заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 8 декабря 2004 г. N 296-РЗМ "Об усилении противопожарной защиты гостиниц"; 
распоряжение Правительства Москвы от 21 апреля 2005 г. N 662-РП "О мерах по обеспечению безопасности туризма в городе Москве" и др.


Информация о работе Правовое обеспечение в туризме