Проблемы и перспективы развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.
В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4

Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности…………………………………….4-8

Инвестиционные планы и программы развития туризма…………..8-10

Проблема сезонности функционирования туристского рынка……. 10-13

Развитие туризма в России……………………………………………13-17

Проблемы и возможности развития индустрии туризма………..13-14
Сдерживающие факторы развития и пути их преодоления…….14-16
Развитие въездного и внутреннего туризма……………………16-17

Заключение…………………………………………………………………17-20

Список литературы………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

ТУРИЗМ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

II. Инвестиционные планы и программы развития туризма.

Сегодня привлечение  инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и  его обслуживающая инфраструктура, - вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения  расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность.

Будут инвестиции  - будет развитие реального сектора  и, следовательно, будет и экономический  подъем; не удастся их привлечь – неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое  незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов  – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к  развитию экономики региона. Но шаг  – это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой.

Традиционное  понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий  инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостной структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Таким образом, улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за  собой увеличение туристских потоков и как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью туристской отрасли - ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики туризма.

III. Проблема сезонности функционирования туристского рынка. Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Производственно-обслуживающий  процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний.

Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов.

Сезонность  в туризме характеризуется следующими признаками:

    • период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном;
    • туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;
    • развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, т.е. значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения;
    • сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов  туризма по времени.

 

Сезонность  в туризме определяется целым  рядом факторов:

  • природно-климатических - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
  • экономических - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

 

  • социальных - наличие свободного времени;
  • демографических - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
  • психологических - традиции, мода, подражание;
  • материально-технических - развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

• технологических - комплексный подход в предоставлении качественных услуг.

Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным - все остальные.

Следовательно, существует реальная возможность влияния  на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны.

С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и

текучесть кадров.

С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.

Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий  населения как источник дополнительного дохода.

Сезонность  туризма влияет на структуру занятости  работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

  • значительный удельный вес неполной занятости;
  • сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
  • низкий удельный вес квалифицированного персонала;
  • ограниченные возможности профессионального роста;
  • значительный удельный вес женского труда.

В настоящее  время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Например, Франция, Италия, Швейцария и Австрия, обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномерность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его удлинения. В результате чего количество обслуженных туристов за июль-август составило во Франции 28%, в Италии - 40, в Швейцарии - 37, в Австрии - 45%, что является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма.

Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное  влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, «консервация» или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей - транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию природных ресурсов.

Таким образом, объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе планирования развития туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.

IV. Развитие туризма в России.

4.1. Проблемы и возможности развития  индустрии туризма.

Возможности в  обеспечении рынка спроса очень  велики. Сегодня следует России обратить внимание на всевозможные средства размещения туристов: коллективные, индивидуальные (в собственном загородном доме, аренда у частного лица, у родственников, знакомых), улучшение гостиничной базы, улучшение питания в системе обслуживания (питание, как правило, связывается с размещением), развитие сектора развлечений (это не только забавы и удовольствия, но и мировая индустрия с миллиардным оборотом, растущим из года в год. Сегодня кроме экскурсий возможны иные познавательные возможности: посещение магазинов, игорных заведений и др.). Прежняя система организации досуга оказалась очень жесткой. Большую популярность  у американцев, например, имеют тематические парки: развлекательные программы и аттракционы (Дисней Уолт, Диснейленд и др.).

Развитие сети поставщиков туристических услуг: транспортные компании, средства размещения,  предприятия питания следует  вывести на более высокий уровень.

Особый интерес сегодня представляет и для России проблема глобализации международного туризма. Это процессы концентрации производства и концентрации капитала, что приводит к образованию транснациональных компаний.

В туризме выход компании за национальные границы во многом предопределен своеобразием туристского продукта. Он представляет собой набор услуг и некоторых товаров, приобретаемых туристом. Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются взаимодополняющими. Их следует использовать, чтобы достичь необходимого результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на остальные туристические услуги. Поэтому каждый производитель стремится распространить свою деятельность на другие сферы туризма.

Таким образом, предлагаемые некоторые пути решения проблемы развития международного туризма свидетельствует о влиянии его развития  на подъем экономики страны. Кроме того, развитие таким образом международного туризма, совокупность интернациональных туристских связей представляет собой крупное общественное явление в системе современных отношений между народами. Развитие международного туризма с присущими ему  законами и традициями является мощным средством развития сотрудничества народов планеты, укрепления  взаимных контактов, взаимосвязей наций и народностей.

4.2. Сдерживающие факторы развития и пути их преодоления.

Несмотря на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая  нестабильность, обострение криминогенной  обстановки и террористические акты, законы стран ближнего зарубежья, формальности стран и дополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые прежде, как правило, проходили через республики, отсутствие необходимой материальной базы, массированная антиреклама России на Западе, негативная информация об общественном и политическом положении России и многие другие, Россия обладает потенциалом развития международного туризма.

Этому могут  способствовать:

    • Освоение     рынков   сбыта   и   широких   сфер   приложения   капитала,  привлекающих компании из-за рубежа;
    • Обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны;
    • Развитие индустрии туризма.

 

В освоении рынков сбыта большое значение имеют  следующие факторы:

    • Повышение достоверности информации о международном туризме, т. е. сбор информации, обследование, исследование международного туризма, аналитико-диагностическая деятельность на основе полученной информации. Проблема статистической информации о туризме в России ещё остается.
    • Сегментирование туристского рынка, т. е. предоставление услуг по вкусам, интересам, привычкам, возможностям и т. д. С обострением конкуренции следует ловить малейшие оттенки потребительского спроса.

 

Рыночный сегмент  должен отвечать ряду условий:

    • по географическому принципу;
    • по геодемографическому принципу (запросы городского и сельского населения);
    • по демографическому принципу (заключается в делении рынка на группы по возрасту, полу потребителей);
    • по социально-экономическому признаку, учету уровня  доходов.
    • сегментирование по психографическому признаку (образ жизни людей).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития туризма