Путешествие в страну шумеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Шумер – одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, которая существовала в конце IV – начале II тыс. до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.
Считается, что Южная Месопотамия – не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения, сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное, чего там было в достатке, это тростника, глины и воды. Однако в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно, чтобы в самом конце 3-го тысячелетия до н.э. там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. История шумер………………………………………………………...……….4
2. Культура………………………………………………………………….……..6
Архитектура………………………..……………………………………….6
б) Литература………………………………………………………………..…6
в) Костюм Древней Месопотамии…………………………………………..7
г) Религия………………………………………………………………...…….7
д) Письменность……………………………………………………………….8
Используемая литература ……………………………………………………..…9

Файлы: 1 файл

путешествие в страну шумеров.docx

— 30.14 Кб (Скачать файл)

 

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ               КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Туризма и Спортивного  ориентирования

Реферат на тему:

«Путешествие в страну шумеров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Смоленск 2013

План

Введение…………………………………………………………………………3

1. История шумер………………………………………………………...……….4

2. Культура………………………………………………………………….……..6

  1. Архитектура………………………..……………………………………….6

б) Литература………………………………………………………………..…6

     в) Костюм Древней Месопотамии…………………………………………..7

     г) Религия………………………………………………………………...…….7

д) Письменность……………………………………………………………….8

Используемая литература ……………………………………………………..…9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Шумер – одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, которая  существовала в конце IV – начале II тыс. до н. э. в Южном Двуречье, области  нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.

Считается, что Южная Месопотамия  – не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения, сопровождаемые изменением русла Евфрата  из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное, чего там было в достатке, это  тростника, глины и воды. Однако в  сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось  достаточно, чтобы в самом конце 3-го тысячелетия до н.э. там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История шумер

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми».

Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей.

По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.

В истории шумер выделяют три периода:

  • I раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.)
  • II раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.)
  • III раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.)

 

Шумеры были превосходными  путешественниками и исследователями  – им приписывается также изобретение  первых в мире судов. В одном аккадском  словаре шумерских слов содержалось  не менее 105 обозначений различных  типов судов – по их размерам, назначению и по виду грузов.

Еще более поразительным  было то, что шумеры овладели способами  получения сплавов – процессом, при помощи которого различные металлы  соединяются при нагреве в  печи. Шумеры научились производить  бронзу – твердый, но хорошо поддающийся  обработке металл, который изменил  весь ход истории человечества.

Шумеры измеряли восход и  закат видимых планет и звезд  относительно земного горизонта, пользуясь  гелиоцентрической системой. У этого  народа была хорошо развита математика, они знали и широко применяли  астрологию. Интересно, что у шумеров  была такая же астрологическая система, как и сейчас: они делили сферу  на 12 частей (12 домов Зодиака) по тридцать градусов каждый. Математика шумеров представляла собой громоздкую систему, однако она позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Основой хозяйственной жизни  Двуречья были земледелие и ирригация. В древнейших общинах южной части  Месопотамии в третьем тысячелетии  до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте, царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды – сначала вручную, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал – кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы.

В области медицины у шумеров  были очень высокие стандарты. В  найденной Лайярдом в Ниневии  библиотеке царя Ашшурбанипала был  четкий порядок, в ней был большой  медицинский отдел, в котором  насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались  в специальных справочниках, где  содержались сведения о гигиенических  правилах, об операциях, например, об удалении катаракты, о применении спирта для  дезинфекции при хирургических  операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура

 

а) Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели  внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта  планировка, соответствовавшая климатическим  условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

 

б) Литература

Одним из наиболее известных  произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге.

Известен также шумеро-аккадский  космогонический эпос «Энума элиш», а также серия табличек «Урра-Хубуллу» (что по-шумерски и по-аккадски соответственно означает «долг» или «процентный заем»[2]), являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг.

 

в) Костюм Древней Месопотамии

Если верить словам канадского историка С. Бертмана, основателями «индустрии моды» были сами мифические прародители человечества – Адам и Ева, поскольку когда они съели запретный плод с дерева познания, то сразу же принялись сшивать фиговые листья, чтобы скрыть свою наготу, которую до того времени не осознавали. Таким образом, если Шумер был местом «садов Эдема», то на первой одежде можно было бы написать «Сделано в Месопотамии».

 

 г) Религия

Религия шумеров представляла собой довольно четкую систему небесной иерархии, хотя некоторые ученые считают, что пантеон богов не систематизирован. Возглавлял богов бог воздуха  Энлиль, который разделил небо и  землю. Творцами мироздания в шумерском  пантеоне считались АН (небесное начало) и КИ (мужское начало). Основу мифологии  составляла энергия МЕ, которая означала прототип всего живого, излучаемого  богами и храмами. Боги в Шумере представлялись как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман  и гнев. Существует даже миф о  человеке, овладевшем во сне богиней  Инанной. Примечательно, что весь миф проникнут симпатией к человеку. У шумеров было своеобразное представление о Рае, в нем не было места человеку. Шумерский Рай – это обитель богов. Считается, что взгляды шумеров нашли отражения в более поздних религиях.

Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из которых известна как  «Великие Боги», состояла из 50-ти божеств  и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись  на творческие и не творческие. Творческие боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества.

Человек, согласно шумерской  мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров  присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской  мифологии состоит из нижнего  и верхнего мира и землёй между  ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством  под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они  созданы для служения богам, между  ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать так же, как  и шумеры без богов.

 

д) Письменность

В основе Шумерской письменности лежат пиктограммы. Первоначально  число знаков в шумерском языке  достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием.

В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому  оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведению непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, логограммы начинают применяться как силлабограммы.

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Кувшинская, И. В. Шумер. Всемирная история. Древний мир. / И. В. Кувшинская. — М., 2003. — С. 31-55.

2. Большой энциклопедический  словарь. — М., 1998. — 1383с.

3. Токарева, А. С. Мифы  народов мира. / А. С.Токарева. — М., 2007. — 770с.

4.Кравченко, А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. / А. И. Кравченко. — М., —2001. — 98с.


Информация о работе Путешествие в страну шумеров