ВВЕДЕНИЕ
В наше время практически
каждый человек может побывать в
любой точке земного шара: самолет,
поезд, автомобиль, быстроходный морской
лайнер доставляет вас куда угодно.
Но некоторые выбирают иной способ
передвижения и отдыха.
Школой выживания в
экстремальных условиях автономного существования
является экстремальный туризм. Существует
много организаций, которые занимаются
туризмом, но их деятельность никак не
может быть связана с подготовкой к экстремальным
ситуациям. Каким же образом экстремальный
туризм является школой выживания? Чем
он так притягивает?
Благоприятный исход
автономного существования зависит
от многих факторов, но основной из них
– прочные знания из различных
областей. Желательно не просто знать,
как вести себя в той или
иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение
становится угрожающим, поздно начинать
учиться.
Экстремальный туризм предполагает преодолевая трудности,
они закаляют свой характер; участвуя
в экспедициях в труднодоступные места
Земли, доказывают неисчерпаемые возможности
человека. Для приверженцев экстремального
туризма дом - вся наша прекрасная планета,
которую они учатся понимать и с которой
пытаются найти общий язык.
Экстрим - это вовсе
не спорт, это удовольствие и здоровье,
интересное времяпрепровождение, где никто не требует лошадиных нагрузок
ради наград и титулов. Это образ мышления,
существования, образ жизни!
По словам одного из путешественников,
экстремальный туризм - это верхняя
планка туризма вообще. Когда уже
многого достиг в преодолении
трудностей и опасностей, подстерегающих на
перевалах и перекатах, появляется ощущение,
что - все-таки чего-то не хватает. И это
значит, что пришло время переступить
некую черту. Ту черту, которая разделяет
просто туризм, как вид отдыха, и полные
риска опасные путешествия. Про этих смельчаков
и безумцев можно сказать, что риск - это
их ремесло, балансирование на грани невозможного
- их стиль жизни, их призвание, то, без
чего они не мыслят свое существование.
И очень важно, чтобы их труд, их риск, их
стремление достичь вершины, победить
стихии (будь то величественные, теряющиеся
в тумане вершины, дрейфующие льды, или
бескрайние снежные пространства) - стало
достоянием не только профессионалов,
но и простых людей. Потому что любой, кто
хоть раз побывал в горах, или принимал
участие в сплаве по бурной реке, тот никогда
не забудет увиденного и пережитого.
Экстремальный туризм по
ряду признаков, мы всегда можем достаточно
успешно отличить от традиционного.
Главный критерий - это возможность
получить острые ощущения, яркое впечатление от увиденного, услышанного,
испытанного. Пассивное лежание на пляже
или осмотр достопримечательностей из
окон автобуса уже не интересуют многих
повидавших туристов. Но экстрим – это не безумный риск или удел
самоубийц. Экстрим требует порой не только
чисто физической и психологической подготовки,
но и филигранной техники, соответствующей
роду занятий, глубоких знаний законов
природных явлений, мгновенной реакции
на изменения обстановки, твердости характера
и духа, хладнокровия, умения и способности
идти на риск, но только лишь тогда, когда
этот риск оправдан.
Новое тысячелетие вводит
моду на активный отдых и компаниям
приходится осваивать новые секторы
- приключенческий и экологический
туризм. Не только в России, но и во
всем мире стабильно растет спрос на все, что связано с пешими,
лыжными, горными, водными, парусными,
велосипедными прогулками, дайвингом,
спортивной охотой и рыбалкой, а также
нетрадиционным отдыхом и развлечениями.
Но отечественный рынок экстремального
туризма находится в зачаточном состоянии,
он плохо изучен, не имеет четких сегментов.
Но в целом экстремальный туризм – это
достаточно узкая область туризма.
В настоящее время
экстремальный туризм стал активно
развиваться в регионах. Очень
популярны рафтинг (сплав по рекам),
велотуры, особенно по городам Золотого
кольца, с ночевками в палатках, треккинги
(пешие путешествия по горам). Обходятся
экстремальные туры не так уж дорого. Но
в этом секторе спрос стойкий.
Поэтому актуальность выбранной
темы работы очевидна.
Цель курсовой работы: на основе полученных
знаний разработать экстремальный туристский
маршрут по территории ЮФО.
Для достижения данной цели
поставлены следующие задачи:
- изучить особенности, виды и основную классификацию экстремальных маршрутов;
- рассмотреть основные этапы разработки экстремального маршрута;
- рассмотреть предложения турагентства «Шоу – тур» на рынке экстремального туризма
- разработать проект экстремально-познавательного тура на плато Лаго-Наки;
- определить основные этапы продвижения маршрута на рынок туризма г. Ставрополя.
Предмет исследования: особенности разработки экстремального
маршрута.
Объект исследования: туристское агентство «Шоу-тур».
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция,
сравнение, описание.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ
1.1 Понятие и виды экстремальных туристских
маршрутов, их классификация
Формирование маршрутов,
туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих
услуг составляют технологию туристского
обслуживания, т.е. это формирование конкретного
туристского продукта для удовлетворения
потребности в туристской услуге.
Гуляев В. Г. дает следующее определение: «Маршрут
– это заранее спланированная трасса
передвижения туриста в течение определенного
времени с целью предоставления ему предусмотренных
программой услуг» [15, С. 6]. Это определение
больше подходит, так как маршруты, представленные
в работе предназначены для организованного
коммерческого туризма.
Туристский маршрут
– географически определенная, привязанная
к данной местности и особенным
объектам и описанная с различной
степенью детальности, трасса похода,
путешествия, передвижения [15, C. 7].
Существует множество классификаций видов и типов экстремальных
туристских маршрутов. Краткое описание
основных дано на рисунке 1.1
По строению трассы маршруты
в отношении географической привязки
тура к местности подразделяются
на:
- линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности;
Рисунок 1.1 – Классификация экстремальных туристских
маршрутов
- радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами.;
- кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть;
а) неизменным, т.е. путешествие по стране
началось и завершилось в одном и том же
пункте;
б) отличным от места прибытия
в местность или страну. Последний
вариант характерен для туров
через страну, так называемых кроссинг-туров;
- комбинированные [15, C. 17].
По содержанию:
- спелеотуризм предполагает посещение естественных или рукотворных пещер и лабиринтов. Он интересен разнообразием их рельефа, создающего препятствия для прохода (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и т.д.), а также экстремальными - неблагоприятными - физическими условиями (высокая влажность и отсутствие естественного освещения). Все это вносит в спелеотуризм элемент приключений и делает его невероятно популярным среди молодежи. Опускаться в пещеру следует только при наличии ее плана и не менее чем вдвоем. Неизвестные пещеры - только для опытных спелеотуристов. Сломанный сталактит восстанавливается в течение сотен лет, поэтому важно бережно относиться к подземной природе.
- один из наиболее массовых видов активного туризма - лыжный, поскольку на большей части Российской Федерации снег лежит несколько месяцев в году. Это не только многодневные походы по лесам, холмам и полям, но и по тайге, тундре, архипелагам и льдам (в том числе в Антарктике), горам.
- горный туризм - это путешествие в горах по склонам, гребням, ледникам, через перевалы и горные потоки. Чаще всего под горным туризмом подразумевают только альпинизм, а между тем к нему относятся также геотуризм и минерологический туризм. Альпинизм считают экстремальным видом спорта, поскольку он связан с реальными опасностями - преодолением крутых склонов и гребней, щелей, трещин, а также риском попадания в снежные лавины, камнепады, сели - в условиях плохой погоды, низкого атмосферного давлении и высокой солнечной радиации. Особенно экстремален альпинизм в зимнее время. Наиболее популярен в России горный туризм в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Краснодарском и Ставропольском краях, в Мурманской области, где на Алтае, в Большом и Малом Кавказе, хребте Черского, Хибинах и других горах разработаны сотни альпинистских маршрутов, созданы все условия для участников этого вида туризма. Летом в горах можно встретить геотуристов и минерологов (например, в Хибинах и на Урале) или дельтапланеристов (Черноморское побережье Кавказа).
- водный туризм - походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах и пр. Сочетает в себе элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта и доступен всем здоровым людям. Водный туризм широко развит на крупных равнинных реках (Волге, Оке, Енисее и др.) и проходимых горных реках Урала, Алтая, Кавказа (Катуни, Белой, Мзымте и пр.). Особенно водные походы на байдарках и плотах удивительны там, где они проходят по озерно-речным системам, в частности, в Карелии - по рекам Охта и Южная Шуя. Популярны также "кругосветки" - водные туры, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же месте: жигулевская лодочная кругосветка (от Самары вниз по Волге, волоком к реке Уса и затем снова по Волге до Самары), оршинская в Тверской области и другие.
- велосипедный туризм - это путешествия и спортивные походы на велосипедах по равнине, оврагам, пескам, горным тропам, рекам (вброд) на дорожных, спортивных и горных (т.н. маунтинбайки) велосипедах. Этот вид транспорта наиболее экологичен. Велотуризм развивается в России с конца XIX века: в начале 1890-х годов любители велосипедных путешествий организовывали пробеги из Москва-Санкт-Петербург-Париж. Велотуристам подходят асфальтовые или песчано-гравийные дороги местного значения Центрального региона и Поволжья, а также лесные горные дороги Урала (Среднего и Южного) и предгорий Кавказа. В многодневные походы отправляются группы из 4-6 человек. В Краснодарском крае - Красной Поляне (Кавказ) - ежегодно проходит первенство России по маунтинбайку, где спортсмены и путешественники соревнуются в триале, ралли, преодолении полосы препятствий и т.д. Путешествие на лошадях - конный туризм - оказывает оздоровительное воздействие. Там, где население традиционно разводит лошадей - на Алтае, в Башкирии, Бурятии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Центральной России (Орловская область) и Сибири (Кемеровская область и Красноярский край), - этот вид туризма развивается уже более 30 лет и другие;
- отдых на природе;
- отдых в горах;
- охота и рыбная ловля и др. [25, C. 52].
В зависимости от видов
передвижения выделяются:
- пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50 км;
- маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
- железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее. Распространены поездки на старинных поездах, в Сибири действует поезд выходного дня «Снежинка»;
- водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы;
- воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также
участвует в туристских перевозках,
особенно при доставке туристов на
природные и иные труднодоступные
для других средств перевозки объекты.
Распространены услуги малой авиации
для экскурсионных полетов над местностью
туристского центра.
- комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура [18, C. 56].
Могут быть и другие варианты
организации туров. Все в целом
определяет порядок бронирования перевозки
туристов по маршруту тура.
По сезонности действия маршруты
подразделяются на:
- летний;
- зимние;
- межсезонные;
- полусезонные;
- круглогодичные (внесезонные) [12, C. 89].
По принадлежности:
- международные;
- внутренние;
- местные [6, C. 97].
Также выделяют по типам маршрута:
- тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
- походные – маршруты с активными способами передвижения;
- физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов [6, C. 52].
По продолжительности
маршруты бывают:
- многодневными (14-30 дней);
- несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
- несколько часов (экскурсии) [6, C. 53].
По виду транспорта на
маршруте:
- собственный транспорт туристской фирмы;
- арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
- личный транспорт туристов [20, C. 99].
Естественно, возможны любые
комбинации из различных вариантов
туристских маршрутов.
Как правило, экстремальный
туризм характеризуется активными способами передвижения.
Активные виды туризма
предусматривают виды отдыха и путешествий,
развлечений, спорта (лазание по скалам,
спортивные игры, плавание на плотах по
бурным рекам, подводный туризм, сафари
и др.), требующие значительного
физического напряжения и доступные далеко
не всем категориям туристов. Еще более
выделяется в этом смысле экстремальный
туризм.