Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:52, дипломная работа
Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4
1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40
ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85
Государственный национальный природный парк "Бурабай" создан в августе 2000 года и находится в ведении Управления делами Президента.
Территория ГНПП "Бурабай" входит в состав Кокшетауской степной, лесостепной и увалисто-мелкосопочной возвышенности. Климат резко континентальный, с жарким летом и суровой зимой. Рельеф территории представлен низкогорьями, холмами, равнинами.
На территории парка имеются 14 озер с площадью водной поверхности около 1 кв.км каждое и большое количество более мелких озер. Речная сеть развита слабо и представлена малыми реками, ручьями и временными водотоками. Из озер наиболее крупные по площади Большое и Малое Чебачье, Щучье и Боровое.
Растительность на территории парка представлена лесным, степным, луговым, болотным и солончаковым типами, флора насчитывает около 800 видов растений. Позвоночные животные представлены 305 видами.
На территории ГНПП "Бурабай" сосредоточено 35 учреждений стационарного отдыха. Современная структура ландшафтов территории парка представлена степными, озерными, лесными, лесостепными ландшафтами и ландшафтами низкогорий.
Несмотря на то, что в парке нет искусственных объектов, каждая гора и скала имеет свою собственную легенду.
Горные богатства окрестностей Бурабая открывают Вам неожиданные тайны. Среди них живописная скала Ок-жетпес (в переводе "недоступная стреле"), вершина которой напоминает слоненка, а залив где расположена скала Жумбактас (в переводе "Камень-загадка") напоминает таинственного сфинкса с мужественной фигурой [67].
Наряду с природным потенциалом территории Северного Казахстана мы должны учитывать и богатое историко-культурное наследие этого района, которое играет немаловажную роль в привлечении туристов.
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана
В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.
История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.
Если обратиться к письменным источникам, то можно констатировать, что государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи".
В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе. На исторической арене громко заявили о себе тюркоязычные казахи, узбеки, киргизы, каракалпаки.
Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.
Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек". Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.
Однако говоря о казахах и первом государстве казахов - Казахском ханстве, необходимо знать, что происхождение этого народа так же как и истоки его государственности и культуры, восходят ко временам, уходящим далеко в глубь столетий. Уже в эпоху бронзового века, четыре тысячелетия тому назад, на территории Казахстана обитали племена так называемой андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными воинами, освоившими боевую колесницу. В их обществе уже произошло расслоение: в нем выделялись простой народ и воины-колесничие, покровителем которых, по их представлениям, был бог Солнца, в честь которого исполнялись религиозные гимны. Изображение колесниц сохранилось на скалах, где древние люди устраивали свои племенные святилища-храмы, крышей которых был небесный свод. На плоскостях обожженных солнцем черных скал люди выбивали сцены ритуальных плясок, изображения солнцеголовых божеств, могучих верблюдов и быков, воплощающих образы древних богов. Курганы знатных воинов, разбросанные по казахстанским степям, отличаются грандиозными размерами насыпи и самой усыпальницы. Вместе с умершим в могилу клали его оружие: топор, бронзовый кинжал и копья, иногда - коней, впряженных в боевые колесницы. Люди этой эпохи были не только прекрасными воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. Из бронзы они изготавливали топоры, ножи, кинжалы, украшения. Жили люди в больших поселениях, в землянках и наземных домах, но были и древние города, окруженные стенами и рвами, застроенные жилищами строго по плану. В этих городах жили воины и ремесленники, жрецы и земледельцы. Обитали эти племена на территории Казахстана около тысячи лет - с XVII в. до н.э. до IX-VIII вв. до н.э.
На смену им пришли саки. Так называли этот новый народ древние персы, китайцы называли "сэ", а греки - "скифы". Это были кочевники, полукочевники и земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку. Именно скифский и сакский всадник послужил прототипом образа неустрашимого кентавра - человека-коня.
Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Лишь в конце VI в. до н.э. саки вернулись в свои степи, унося не только награбленную добычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту, Ассирии. Именно саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу (Семиречье) в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, свою мифологию и выдающиееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название "Искусство звериного стиля". Сюжеты - хищные звери и травоядные животные, борьба между ними. В огромных курганах саки хоронили своих царей, знатных воинов и жрецов, а вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь.
И андроновцы, и их потомки саки были далекими предками казахов, а сменившие саков усуни, жившие в III в. до н.э. - III в. н.э., до сих пор сохранили свое имя в названии одного из крупных казахских племен. Казахи-уйсуни и живут там же, где некогда обитали древние усуни - в Жетысу.
Большинство ученых считают, что андроновцы, саки и усуни были европеоиды. В пользу этого свидетельствуют антропологические исследования, но уже с середины I тыс. до н.э. в степях Евразии, в том числе казахстанских, появляются представители монголоидной расы, число которых постоянно увеличивалось.
Сложной была и языковая ситуация. Принято считать, что в течение I тысячелетия до н.э. население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских, индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен бронзового века, и особенно саков и усуни, имелись племена, говорившие на прототюркских языках.
Середина I в. н.э. - важнейшая веха в истории казахов и всех тюрков. В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркоязычным племенам, центром которых стал Алтай. Во второй половине VI в. в письменных источниках фиксируется термин «тюрк».
На территории Казахстана с VI в. до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркские, Тюргешский., Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимаков, кыпчаков.Всё это были множественные тюркские племенные объединения. После монгольского нашествия в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи - Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, а позже - Казахскому ханству.
Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией. По этому пути шли самые разнообразные товары: шелк, полотно, драгоценные камни и серебро, лекарства и красители; на продажу и в качестве редких подарков везли и вели коней, соколов, слонов и гепардов, носорогов и страусов, торговали рабами. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчества и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который, начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем религией казахов.
Сейчас древняя страна казахов переживает период развитий и становлений своей государственности, экономики, культуры, стремится занять достойное место в мировом сообществе [62].
Общая численность населения Северного Казахстана составляет около 4 431 тыс. человек,плотность-7,2 человека на 1 квадратный километр. Самая большая численность населения в Костанайской области- 919,1 тысяч человек, плотность населения - 5 человек на 1 квадратный километр. Исторически, население Казахстана делится на 3 племенные группы (или жузы на казахском языке): Большой, Средний и Младший Жузы. Каждый жуз, в свою очередь, делится на кланы. Это деление сохраняется и по сей день.
В Казахстане проживают порядка 120 этносов и народностей. Русские образуют второй по численности (после титульной нации) этнос. К ним же примыкают украинцы, белорусы, немцы, татары, евреи и другие. В абсолютных цифрах национальный состав населения республики на 1 января 2006 г. выглядит следующим образом: казахи - 8913,3 тыс. человек, русские - 3979,3 тыс., украинцы - 448,8 тыс., узбеки - 428,9 тыс., уйгуры - 229,8 тыс., татары - 229,6 тыс., немцы - 222,7 тыс. [63].
Казахстан светское
Несмотря на то, что казахи являются мусульманами, они не соблюдают религиозные обряды слишком рьяно, ислам не является главной политической силой в стране. Причины этого заключаются в расположении Казахстана на окраине мусульманского мира, а также в традиционном кочевом образе жизни, не способствовавшем укреплению централизованной церковной власти. Казахские женщины считаются самыми самостоятельными и менее всех ограниченными в своей личной свободе в Центральной Азии.
Казахский язык относится к тюркской группе языков, письменность составлена на основе Кириллицы из 42 букв. По-русски говорит примерно такая же часть населения, как и по-казахски; казахский - официальный государственный язык, а русский признан "языком межнационального общения".
Казахи представляют переходную от европеоидной к монголоидной южно-сибирской расе. Предки казахов – союз тюркских и монгольских племен, осели на территории современного Казахстана примерно в первом веке до нашей эры. В середине XV века н.э. казахи сформировались в отдельную этническую группу, а к середине XVI века они находились под управлением единого ханства (государства). Казахи являются прямыми наследниками кочевой культурной цивилизации европейско-азиатского субконтинента, которая сыграла большую роль в истории человечества.
Первое, что приходит на ум при мысли о казахских традициях, это исключительная гостеприимность степи. Для казахов гость – это особый человек. Каждое хозяйство, каждая семья, не смотря на ее доход, будут принимать гостя с исключительной щедростью и уважением. Для гостей будет накрыт богато убранный стол с большим разнообразием блюд. Когда иностранцы впервые приезжают в Казахстан, они часто шутят, что, когда вас приглашают в казахский дом, нужно забыть про завтрак, обед и ужин, поскольку казахский дастархан с легкостью заменит дневной рацион. Дастархан – низкий обеденный стол, высота которого не превышает 30-35 см. Хорошо сидеть на мягких корпе (матрасах) или на кошме, натянутой в саду на уровне полуметра-метра от земли между деревьями. Дастархан часто делается плетёным, а иногда и складным. На дастархане в течение всего обеда должен быть чай, свежие фрукты, изюм, урюк, щербеты. Кроме того, вам не нужны вилка или ложка - здесь принято есть руками и, если отречься от предрассудков европейской цивилизации и наловчиться, нельзя не признать, что руками есть довольно удобно.
К дастархану пищу подают в фарфоровых и фаянсовых плоских и глубоких тарелках; чай - в пиалах и заварочных чайниках. После чая и сладостей подают овощи, затем шурпу, и, наконец, горячее - манты, лагман, шашлык или плов. Есть блюда сезонные. Весной готовят салаты из ранней зелени и овощей. Летом - холодный суп из кислого молока и зелени, айран.
В национальной кухне казахов как нельзя лучше отразились особенности образа жизни кочевников, их обычаи и традиции. Последовательность подачи блюд сохранилась с древних времен. У нас принято кушать со вкусом и не торопясь.
Традиционно национальная кухня казахов начинается с молочных напитков – гостям предлагают кумыс (кобылье молоко), шубат (верблюжье молоко) или айран (кислое коровье молоко), которые не только утоляют жажду, но и укрепляют иммунитет. Затем заваривают чай. Чаще всего его подают с молоком или сливками за дастарханом, где стоят баурсаки, курт (сушенные соленые творожные шарики) и сухофрукты (курага, изюм, орехи).
Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану