Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:17, курсовая работа
В последнее время в России происходят крупные перемены в развитии туристического бизнеса. Если еще несколько лет назад эта отрасль экономики была развита достаточно слабо, то сейчас с каждым годом здесь можно наблюдать значительные перемены. Это рост числа туристических агентств и тур операторов, увеличение вложений, как государственных, так и частных средств в развитие данного бизнеса. Так же можно отметить и тот факт, что с течением времени туристический бизнес России постепенно направляется в сторону освоения территорий нашей страны, тогда, как раньше он был направлен в основном на организацию отдыха за рубежом.
стр.
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
6
Понятие и основные виды спортивного туризма
Специфика организации спортивного туризма
6
10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
13
Краткая характеристика природно-рекреационных ресурсов страны
Анализ состояния туризма инфраструктуры для организации спортивного туризма
13
17
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СПОРТИВНОГО ТУРА В КАРЕЛИИ
Общее описание тура
Расчет тура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Спелеотуризм — разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер — спелеологией.Для получения разряда по спелеотуризму необходимо пройти несколько пещер.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:
Разряд туриста-спортсмена позволяет судить об его готовности к прохождению более сложных маршрутов.
Для получения спортивного разряда по туризму перед прохождением маршрута группе требуется зарегистрировать его и получить разрешение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). После завершения похода в МКК сдаётся отчёт, на основании которого и присваиваются разряды всем его участникам.
Главные критерии выбора спортивного тура диктуются его спецификой. Основной мотив участия в спортивном туре – это успешное преодоление маршрута определенной категории сложности, содержащего набор естественных препятствий и повышение своего спортивного мастерства и квалификации. Отсюда и специфичные для спортивного туризма критерии выбора района похода.
Прежде всего, район спортивного тура должен удовлетворять классификационным требованиям. В районе должен быть достаточный выбор естественных препятствий данного вида туризма необходимой категории трудности, для составления маршрута похода заданной категории сложности. Например, для лыжного и пешеходного туризма Республика Карелия (как туристский район) предоставляет неограниченные возможности в плане осуществления походов 1-й категории сложности. Практически в любом ее регионе можно «найти» характерные классифицированные участки маршрута 1-й категории трудности (участки леса и заболоченные участки разной проходимости, водные преграды и пр.). Итак, мы уже дали комментарии к важнейшему критерию выбора спортивного похода, а именно:
При организации похода, очень важно понимать степень готовности участников к путешествию в выбираемом районе с точки зрения их спортивно-технического опыта и уровня их климатической адаптации. Например, если туристы предполагаемой группы преодолели лыжный поход 2-й категории сложности в Карелии (равнинный район) и не имеют навыков и умений движения на лыжах в горном районе, стоит ли вести их в поход 3-й категории сложности (к.с.) в горные районы? Или если туристы предполагаемой группы преодолели лыжный маршрут 2-й к.с. по Южному Уралу с относительно «мягкими» климатическими условиями, стоит ли поход 3-й к.с. планировать в районе Полярного Урала с весьма «жесткими» климатическими и погодными условиями. Постепенность в приобретении туристского опыта, роста сложности преодолеваемых маршрутов – залог успешности туристской деятельности. Этот принцип спортивного туризма позволяет нам сформулировать следующий критерий выбора района спортивного похода:
Для успеха спортивного тура важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Отсюда – еще один критерий определения района похода:
Иные, приводимые ниже, критерии
выбора района спортивного похода понятны
и не требуют пространных
При разработке маршрута спортивного тура обязательно учитываются следующие требования.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.
Обобщая вышесказанное, видно, что спортивный туризм постоянно находится в развитии, как в мире, так и в России. Все время появляются его новые виды и разновидности.
Создаваемые маршруты, в основном определяются следующими критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ
ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО
2.1. КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНО-
Карелия расположена в восточной части Балтийского щита - одной из древнейших структур земной коры. Большая часть территории - холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Климат Карелии формируется под влиянием Северной Атлантики и Арктики. Территория находится в умеренно климатическом поясе, климат переходный от морского к континентальному и отличается продолжительной, но сравнительно мягкой зимой и котортким прохладным летом. Средняя температура февраля -9-13°С, июля +14+16°С. Осадков выпадает около 500 мм в год. Республика Карелия входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. В состав республики входит 18 муниципальных образований. В составе Карелии 3 города республиканского значения: административный центр - Петрозаводск – 281,5 тыс. человек, Сортавала – 20,3 тыс. человек, Костомукша – 31,4 тыс. человек и 15 районов (Беломорский, Калевальский национальный, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский).
Большую часть Карелии занимают грядово-холмистые озерные равнины, высоты которых понижаются с запада на восток. В рельефе широко распространены моренные волнистые и озерно-ледниковые песчаные равнины, камы, озы. Часты протяженные выходы кристаллических пород - сельги. Пониженные участки равнин заболочены. Различают Северный и Южный озерные края, разделенные Беломоро-Балтийским водоразделом с высотами 150-200 м. Северный озерный край на западе примыкает к хребту Маанселькя и Западно-Карельской возвышенности, на востоке переходит в Прибеломорскую низменность. В его пределах можно выделить три основные части: северную, южную и, находящуюся между ними, Верхне-Кемскую впадину.
Такой рельеф благоприятен в плане рекреации и развития оздоровительного и спортивного туризма. Рельеф Карелии разнообразен и полифункционален.
В Карелии находятся крупнейшие озера Европы- Ладожское и Онежское. Выделяются своими размерами также Выгозеро (более 1000 кв.км), Топозеро, Сегозеро, Пяозеро, Водлозеро, Куйто, Самозеро. Всего здесь около 60000 озер общей площадью более 40000 кв.км. Озера площадью до 1 кв.км составляют 97,4% и занимают около 10000 кв.км.
Как и реки, все озера Карелии относятся к бассейнам Белого и Балтийского морей. Высота водораздела, который проходит от северной части Западно-Карельской возвышенности к южной части Сегозера, между озерами Онежским и Выгозером и далее на юго-восток в сторону Пудожского района, составляет 150-200 м.
Карельские озера имеют, как правило, развитую береговую линию (Кереть, Выгозеро, Топозеро, Пяозеро). Берега в основном невысокие, каменисто-валунные, песчаные. Встречаются и скалистые, обрывистые, высотой в несколько десятков метров. Многие, главным образом мелкие и средние, озера отличаются заболоченными берегами. Все водные объекты области пригодны для организации туристского и спортивного отдыха. Реки и озера пригодны для спортивного водного туризма. Любители водных путешествий могут совершать походы всех категорий сложности. Крупные озера (Ладожское и Онежское) уникальны по своей красоте и живописности
Карелия — таежный край. Леса покрывают более 55% ее территории. Своеобразна растительность скал. Они, как правило, покрыты пятнами корковых лишайников черными, серыми, желтыми, красными, коричневыми. Местами на скалах растут листоватые и кустистые лишайники, мхи. В понижениях, выбоинах, трещинах можно увидеть скальные папоротники и цветковые, растения. Своеобразна растительность скал. Они, как правило, покрыты пятнами корковых лишайников черными, серыми, желтыми, красными, коричневыми. Местами на скалах растут листоватые и кустистые лишайники, мхи. В понижениях, выбоинах, трещинах можно увидеть скальные папоротники и цветковые, растения. Рыбы Карелии делятся на три основные группы: проходные, озерно-речные и морские. Проходные рыбы: сиги, лосось, корюшка, семга (атлантический лосось), кумжа (проходная форель). Озерно-речные рыбы постоянно живут и нерестятся в реках и озерах. Повсеместно встречаются щука, окунь, плотва, язь, ерш, лещ, налим, ряпушка, на юге — судак. Из лососевых — некоторые сиги, палья, хариус, ручьевая форель. Эти последние, как и все проходные рыбы, являются промысловыми. Помимо уже перечисленных проходных рыб, в Белом Море добываются также сельдь, навага, треска, камбала.
В настоящее время вопрос охотпользования до конца не урегулирован. До последнего времени было 6 охотхозяйств на площади 320 тыс. га в Олонецком, Пряжинвком, Кондопожском, Медвежьегорском, Суо-Ярвском, Муезерском и Калевальском р-нах. Все хозяйства таежного типа с обычным для Карелии набором угодий и фауны. Имеются охотбазы и остановочные пункты на 40 мест.
В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма, охоты и рыбалки, отдыха в коттеджах и на турбазах, активного отдыха, сплава на плотах и байдарках.
По предварительным
оценкам Минэкономразвития
Вместе с тем, объём
туристско-экскурсионных услуг
Всю Карелию с севера на юг пересекает федеральная автомагистраль "Кола", ведущая от Санкт-Петербурга до Мурманска (маршрут М-18). Общая протяженность карельского участка, проходящего через девять районов республики – 969 километров. За четверть века дорога стала "прямее" на 60 километров. Практически заново сооружены или капитально отремонтированы, спрямлены и реконструированы многокилометровые участки трассы, многие мосты, на ней не осталось "грунтовых" километров. Правда, ее пока рано именовать скоростным шоссе, выбоины и заплаты на дорожном полотне все-таки встречаются. Самая популярная дорога республиканского значения – пересекающая всю Карелию с запада на восток трасса международного туристского маршрута "Голубая дорога.
Добраться до столицы Карелии лучше всего с Ленинградского вокзала поездом Москва-Петрозаводск (14 часов в пути).
2.2 АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАС
Гостиницы в Карелии радуют всех приезжих своими ценами и разнообразием предоставляемых услуг. Почти в каждой гостиниц есть сауна, бар, ресторан и парковка. Многие гостиницы могут предоставить не только возможность отдохнуть, но и развлечься. В этих целях там работают тренажерные залы, массажные салоны, бассейны и бильярдные комнаты. Для тех, кто не может обойтись без решения деловых вопросов даже на отдыхе, предоставят отдельные конференц-залы.
Информация о работе Разработка спортивного тура в Республике Карелия