Развитие туризма в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:46, реферат

Описание работы

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики. Сфера туризма, влияет на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм - главный источник поступлений в иностранной валюте.

Файлы: 1 файл

история туризма.docx

— 34.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Харьковская национальная академия городского хозяйства

 

 

Кафедра туризма и гостиничного хозяйства

 

 

Реферат

по курсу «История турима»

на тему:

 «Развитие туризма в Украине»

 

 

 

Выполнила:   студентка 3 курса

гр. Тур-2011-1

Клюкина Маргарита

Анатольевна

Проверил:     доцент кафедры

туризма и

гостиничного

хозяйства

Абрамов Валерий Владимирович

Харьков – 2013

 

Введение

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.

Сфера туризма, влияет на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм - главный источник поступлений в иностранной валюте [28; 16].

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.

Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов [9; 346]. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы.

Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% [9; 346].

Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.

Международный туризм в мире крайне не равномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития туризма в Украине

В первой половине XIX в среди передовой украинской интеллигенции растет интерес к историко-культурных и природных памятников своей Родины частности, значительное внимание организации Ленинских путешествий вок уделяли члены \"Русской троицы\" - М Шашкевич, И Вагилевич и я Головацкий Я. Головацький.

Во второй половине XIX в было исследовано лечебный потенциал Крыма, Прикарпатья и Закарпатья Конец века был периодом приходится время создания первых туристических бюро, которые занимались организацией туристических путешествий в регионе Одним из первых было создано Ялтинское экскурсионное бюро (1895 г) Такие же организации в конце XIX - начале XX в были организованы и в Галиции (Львове, Перемышле, других городах края) На этот же период приходится начало освоения рекреационно-туристических местностей Яремче и Ворохте В Украинских Карпатах развивается лещетарський туризмай туризм.

В 20-х годах XX века на украинских землях были открыты первые дома отдыха - сначала на Донбассе, а затем и в других пригодных для этого местностях Одновременно развивается и курортология Для решения ' вязания проблем грязелечение и бальнеотерапии при заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной систем, органов пищеварительного тракта и мочевыводящих органов в 1928 году был создан Одесский научно-исследовательский ный институт курортологовгії.

Во времена СССР туризм в Украине развивался на профсоюзной и ведомственной основах Путевки на базы и в дома отдыха были своеобразным видом льгот Профсоюзным туризмом в Украину руководил \"Укрпрофтур изм \"Иностранным туризмом монопольно занимался\" Интурист \", а также\" Спутник \"- организация, которая приводила в порядок в СССР международного молодежного туризмаРСР міжнародний молодіжний туризм.

До 1991 года рекреационно-туристическое хозяйство Украины функционировало в едином рекреационно-туристическом комплексе Советского Союза Курорты принадлежали государству, а руководство туристической деятельностью вел лося централизованнымо.

Период с 1990 по 1993 год был особенно сложным для туризма в Украине Объем туристической деятельности на внутреннем рынке уменьшился в четыре раза, а количество иностранных туристов, посетивших Украину, сократились до 80% Только 120 тыс. иностранных туристов был зарегистрирован в 1992 годуоці.

С принятием Верховной Радой Украины \"Закона о туризме\" (1995 г) начался новый этап развития украинского туризма Сегодня его рассматривают как одну из перспективной-ших, а потому в скором Майбах щем ведущих отраслей экономики Украинміки України.

Время для обслуживания туристов используются возможности более 3000 заведений оздоровления и отдыха, почти 1400 гостиниц, мотелей, кемпингов различных форм собственности

3500 транспортных средств  Туристической деятельностью занимаются 2,5 тыс. предприятий, на которых работают  более 100 тыс. человек

Реалии времени заставляют Украины искать свою нишу в мировой туристической индустрии Руководство Государственной туристической администрации видит будущее отрасли в развитии транспортных коридоров и туристической и инфраструктуры Еще одним важным вопросом является контроль за качеством туристических послеуг.

 

Материально-техническая база туристского комплекса Украины в сравнении с другими странами СНГ представляется значительной, однако нуждается в модернизации, современные возможности которой ограничены в силу социально-экономических проблем. Производственные мощности 36 аэропортов Украины, включая 17 международных (Киев, Львов, Одесса и др.), позволяют обеспечить перевозку до 60 млн пассажиров в течение года. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 163 тыс. км, железнодорожных линий – 23 тыс. км (1/3 электрифицированы). Транспортная морская система страны включает 18 морских и 14 речных портов, среди которых наиболее развитую инфраструктуру имеют Одесский, Николаевский, Херсонский, Севастопольский, Керченский, Ялтинский порты. Действуют паромные переправы и линии Одесса-Варна (Болгария), Ильичевск-Поти (Грузия), Одесса-Стамбул (Турция), Керчь-Кубань (Россия).

Важной проблемой является совершенствование национального гостиничного хозяйства. В настоящее время Украина располагает 32 отелями категории "три звезды", 4 – "четыре звезды", в конце 1990-х гг. начато строительство элитных отелей класса "пять звезд". Всего функционируют около 1,5 тыс. гостиниц при перспективной потребности в 18-20 тыс. объектов. Общая емкость гостиничного сектора составляет около 165 тыс. мест, а уровень загрузки номерного фонда снизился до критического уровня – 21,5 %. Согласно Государственной программе развития туризма, до 2005 г. планируется построить 78 новых объектов общей емкостью 15,7 тыс. мест и провести реконструкцию 61 объекта на 21.5  тыс. мест. Общая емкость стационарных санаторно-курортных и рекреационно-туристских учреждений составляет 828 тыс. мест. В функциональной структуре коечного фонда

23.6 % приходится на санаторно-курортные  учреждения, 66,3 % – на рекреационные  и 10,1 % – на туристские. В целом  по уровню развития туристской  инфраструктуры и параметрам  качества предоставляемых туристских  услуг Украина заметно уступает  развитым странам, что выдвигает  на первый план в конкурентной  борьбе ценовой фактор более  низкой стоимости отдыха по  сравнению с туристскими центрами  дальнего зарубежья.

В 1990-е гг. Украина, как и другие республики бывшего СССР, столкнулась с проблемой разработки национального туристского продукта, в полной мере отражающего специфические преимущества туристского потенциала страны. Следует отметить, что ранее, на протяжении десятилетий, туристские организации Украины являлись лишь исполнителями в сфере международного туризма, а все стратегические решения принимались в Москве. Актуальными в этой связи являются проблемы подготовки национальных кадров для туристского сектора, который насчитывает около 3100 туристских фирм. Следует отметить и недостаточную известность Украины как туристского региона на международной арене. В целом, согласно оценкам руководства Государственной туристской администрации Украины, потенциал страны в сфере международного туризма сегодня используется лишь на треть.

 

Государственного комитета по туризму. Межведомственную координацию деятельности в интересах туристского сектора с 1996 г. осуществляет Национальный совет по туризму. Создана Туристская ассоциация Украины и другие общественные организации туристского профиля. В настоящее время реализуется принятая в 1997 г. Государственная программа развития туризма до 2005 г., выделяющая среди приоритетных направлений приема иностранных посетителей развитие сельского и экологического туризма. Разработана аналогичная программа на период до 2010 г. Осуществляется "Программа обеспечения защиты и безопасности туристов на 2001-2005 годы". С 1997 г. страна является действительным членом ВТО, а в 1999 г. была избрана членом Дополнительного совета ВТО, что служит признанием высокого статуса Украины в мировом туристском сообществе. В 2002 г. Украина первой из стран СНГ приняла решение о создании и бюджетном финансировании Научного центра развития туризма.

К числу наиболее перспективных направлений туристского комплекса Украины относят развитие познавательного, оздоровительного, спортивного, экологического, сельского и экстремального (посещение Чернобыльской зоны и др.) туризма. Одним из важных направлений въездного туризма в Украину является морской круизный туризм, имеющий давние традиции. Регулярное посещение украинских портов иностранными круизными судами берет начало с 1887 г., причем первый морской круиз к берегам Крыма с посещением Ялты и Севастополя был организован знаменитым туристским агентством "Томас Кук". В настоящее время украинские порты Черного моря в течение сезона (май-октябрь) посещает около 50 круизных судов средней вместимостью более 1000 пассажиров, выполняющих свыше 150 заходов в порты страны. Общий объем въездного иностранного потока круизных пассажиров в 1999 г. составил 65 тыс. человек. Следует отметить имеющиеся резервы роста въездного круизного туризма как природно-климатического (расширение круизного сезона), так и организационно-экономического характера (упрощение процедуры таможенного контроля, повышение качества предоставляемых услуг, снижение ставок портовых сборов и др.).

Общий въездной поток иностранных посетителей в Украину в 2001 г. достиг рекордной отметки 11,9 млн человек, что более чем вдвое превышает показатель 1996 г. Однако в структуре въездного потока около 60 % приходится на однодневных и транзитных посетителей, доходы от обслуживания которых невелики. Объем туристских поступлений в 2001 г. составил 3,043 млрд евро, что в полтора раза уступает аналогичным показателям Чешской Республики или Венгрии. Средний объем туристских поступлений в расчете на одного посетителя составил 256 евро, что в несколько раз меньше величины соответствующих показателей развитых стран. Средняя продолжительность пребывания иностранных посетителей на территории Украины составляет около 6,7 туродней. Наиболее привлекательными регионами Украины для иностранных посетителей являются Автономная Республика Крым (35,6 % въездного потока), г. Киев (27,2 %), Одесская область (21,5 %), г. Севастополь (11,5 %), Львовская область (6,6 %). В структуре въездного потока преобладают посетители из сопредельных государств: России (30,2 %), Беларуси (12,0 %), Венгрии (10,9 %), Польши (4,1 %), Молдовы (2,7 %).

В условиях низкого среднего уровня доходов населения выездной туризм с рекреационными и познавательными целями не приобрел в Украине массовый характер, хотя, по сравнению с советским периодом, география, целевая структура и масштабы подобных путешествий заметно расширились. Общее число зарубежных поездок с 1996 по 2000 г. сократилось в 1,5 раза и составило 9,410 млн. В структуре выездного потока основное место занимают поездки с личными и деловыми целями, включая "шоп-туры", а также посещение родственников и знакомых в странах СНГ. Туристский баланс Украины во второй половине 1990-х гг. традиционно складывается положительным при активном сальдо в объеме 610 млн евро в 1999 г. Доля международного туризма в ВВП Украины в 1990-е гг. составляла около 1 %, а в стоимости экспорта услуг – 1/5.

Исходя из региональных особенностей рекреационно-ресурсного потенциала и тенденций его освоения, уровня развития туристской инфраструктуры, сложившейся рекреационной специализации, географии и структуры туристских потоков на территории Украины выделяют семь основных туристских районов: Крым, Карпаты, Причерноморье, Приазовье, Приднепровье, Полесско-Подольский и Донецкий регион.

Проблемы, которые существуют на сегодня в области туризма Украины ,являются краеугольным камнем всей работы, поэтому к их выяснению следует подходить очень внимательно. Для выявления проблем украинского туризма будет целесообразно рассмотреть состояние этой области на мировом рынке и сравнить его с ситуацией в Украине. Именно таким путем, но учитывая особенности и специфические черты нашей страны, можно раскрыть всю глубинность ведущих проблем области. 
 
Вместе с тем туризм является одной из самых прибыльных областей мировой экономики и по своей экономической отдаче вышел на ведущие позиции: на него приходится около 10% выработанного в мире валового продукта и близко 30% мировой торговли услугами. Количество международных туристических странствий постоянно возрастает (с 25 млн. в 1950 г. до 675 млн. в 2003 г.), соответственно доходы от отельно-туристических услуг также будут повышаться ускоренными темпами и могут возрасти от 445 млрд. долл. в 2003 г. к приблизительно 2 трлн. долл. в 2020 г. (за предположениями). По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует больше 800 млн. человек. На фоне бушующего развития мирового туризма закономерно стоит вопрос о роли Украины на мировом рынке туристических услуг. Следует отметить, что объективно она имеет все предпосылки для интенсивного развития внутреннего и иностранного туризма: особенности географического положения и рельефа, благоприятный климат, богатство естественного, историко-культурного и туристическо - рекреационного потенциалов. Но, к сожалению, не всё является таким безоблачным. На фоне мирового туризма, который набирает мощность фантастически быстрыми темпами, Украина выглядит довольно скромно. На сегодня украинские граждане являются своеобразными инвесторами зарубежных стран. Туризм, по расчетам специалистов, лишь в виде налогов мог бы каждый год приносить в государственную казну до 4 млрд. долл. 
 
Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках. Для Украины важным является понимание того, что ключевые параметры конкурентоспособности товаров, предприятий и областей формировались в структуре внутренних и внешних связей СССР - страны, которая на период распада перестала отвечать современным критериям конкурентоспособности. Потенциал УСРС, хотя и был довольно значительным, тем не менее эффективность его реализации была крайне неудовлетворительной. Национальная экономика Украины, которая унаследовала традиционно материально- и энергоёмкие производства, была объективно несостоятельной выдержать конкуренцию на мировых рынках. Крайне неблагоприятные внутренние условия развития при сравнительно слабых международных позициях экономики Украины принуждают активно искать нестандартные пути выхода из кризиса, средства формирования по-настоящему международной конкурентоспособной национальной экономики. 
 
Ситуация, которая сложилась в туристической сфере в последнее время, требует активного поиска средств преодоления кризисных явлений и интенсификации производства туристического продукта, с обеспечением необходимого качества. 
 
Проблемы, которые можно наблюдать сегодня в области туризма Украины, являются следствием того экономического прошлого, которое осталось нашему государству после распада СССР. Поэтому эти явления являются глубинными, а их решение требует комплексного и продуманного подхода. Факторы, которые служат причиной развития иностранного туризма, не адекватные природно-ресурсному, историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины, находятся как в сугубо внутренней , отраслевой, так и во внешней (преимущественно общеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются : 
 
- недостаточный уровень развития непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Следует помнить, что производственная база области формировалась, в основном, с советских времен с ориентацией преимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (сравнительно с аналогичными заграничными) комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности. Нужно также отметить, что в Украине только 10% отелей отвечают международным стандартам, среди них по состоянию на 2000 год не было ни одного пятизвездочного, и только шесть имели четыре звезды. Сейчас ситуация начинает постепенно изменяться, все же возник первый пятизвездочный отель в Украине. Но к стабилизации ситуации еще далеко. К счастью, осознания этого как важной проблемы области уже существует в государстве. До 2010 года лишь в Киеве может появиться пять пятизвездочных отелей, 12-15 - четырехзвездочных, а также 40-50 - трехзвездочных, что, по идее, должно оказывать содействие притоку туристов в столицу. О состоянии украинских путей говорить вообще не приходится. Одним из действующих средств ускорения развития туризма в Украине является развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров (МТК). По оценкам экспертов, она имеет высочайший в Европе коэффициент транзитности (с 13 тыс. км автомобильных путей государственного значения свыше 9 тыс. км являются магистралями, связанными с МТК). В совокупности с мощным туристическим потенциалом нашей страны, этот факт может стать важным фактором развития отечественной экономики. 
 
- отсутствие скоординированной высококвалифицированной и грамотной системы действий по проведению туристического продукта Украины на мировой рынок, которое бы давало ощутимые результаты. Проблемы возникают прежде всего с рекламой отечественных курортов. Так, в 2004 году в Национальном бюджете на это было предусмотрено 1,7 млн. грн., получено же лишь 40 тыс. Поэтому абсолютно понятно, что за границей очень тяжело получить информацию как о самой Украине, так и о туристических услугах, которые в ней предоставляются . И хотя в 2004 году в нашей стране была создана собственная информационная система (UTІ), она в значительной мере носит коммерческо-информационный, а не имиджевий характер. Совсем иначе дело обстоит за границей. Например, Великобритания, которую и так не имеет особой потребности в рекламе, тратит на это целые 80 млн. фунтов стерлингов. На первый взгляд кажется, что это расточительство. Но, как было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому направления преобладающей части средств на рекламу Украины по всеу миру и ее широкие туристические возможности будет правильным решением . 
 
- технологическая отсталость области. В Украине практически не применяются туристические технологии, которые в развитых странах приобрели признаки повседневной жизни: электронные информационные справочники относительно отелей, транспортных маршрутов и туристических фирм с перечнем и стоимостью услуг, которые ими предоставляются ; в мире практически все справочники по туризма выпускаются в электронном , а большинство - в Іnternet-форматах, которые дают пользователям возможность бронировать места в отелях и на транспорт в режиме реального времени - "on-lіne". В последнее время в области информационных технологий Украины наблюдается значительное оживление. Поэтому следует также активно использовать эту возможность для приближения к выходу на мировой уровень обслуживания клиентов. 
 
- низкий уровень обслуживания, обусловленный общей квалификацией работников области. На сегодня в Украине практически отсутствуют соответствующая система в области туризма для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и соответствующие мировым стандартам квалификационные требования; в то время как в России, которая по прогнозам ВТО в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира , уже сегодня функционирует около 40 государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма). В нашем государстве также постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они делают лишь первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта.  
 
- отставания масштабов (даже сравнительно со средними показателями по СНГ) нормативно-правового и организационного обеспечения туристической деятельности, которая в значительной мере поясняется перманентной административной реформой в Украине.  
 
Главными внешними факторами, которые сдерживают развитие туризма в Украине, является вызванная вялостью и неожиданностью экономических реформ неблагоприятность существующих условий для предпринимательства вообще и туристического в частности, несовершенство и даже определенная агрессивность нормативно-правового поля (и в том числе - правил и условий пересечения границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма - как внутренних (из-за продолжительного экономического кризиса), так и иностранных (из-за неблагоприятного инвестиционного климата). Неблагоприятность экономического климата послужила причиной того факта, что из почти 3000 украинских туристических предприятий, которые имеют действительные лицензии на предоставление туристических услуг, фактически на рынке работают лишь около трети. 
 
Как уже отмечалось, именно эти внешние и внутренние факторы могут быть базой, на основе которой будут разрабатываться предложения относительно выхода области из кризисного положения и служить указателями дальнейших направлений ее развития.  
 
Итак, подытоживая все вышеприведенное, приходим к довольно простому, но вместе с тем решающему выводу. Так, можно с уверенностью утверждать, что в области туризма проблемным сегодня является неэффективное и нерациональное использования соответствующих ресурсов, сегодняшний уровень развития туристической индустрии не отвечает имеющемуся потенциалу . Это является определяющим вопросом , который имеет дифференцированную структуру, складываясь , в свою очередь, из ряда других , более конкретных вопросов. Так, к последним можно отнести перво-наперво отсутствие развитой инфраструктуры, низкое качество обслуживания, отсутствие качественной рекламы и глубинной информации об отелях, санаториях, турах по стране и услуги, которые предоставляются не на мировом уровне, значительное налоговое бремя и т.п.

Информация о работе Развитие туризма в Украине