Реализация человеческих ценностей в социальном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:37, статья

Описание работы

Актуальность темы. Глобальная историческая ситуация в наши дни все в большей степени подчеркивает значительность проблем, которые в той или иной форме являются общечеловеческими, затрагивают коренные интересы всего человечества. Совершенно естественно, что в этих условиях требуется критическая рефлексия, усилие разума по адекватной оценке ситуации, в том числе в экскурсологии. Степень разработанности проблемы. Проблему человеческих ценностей в экскурсологии можно отнести к числу "вечных проблем" философии, этики, эстетики, других наук, она длительное время фактически не подвергалась анализу в научной литературе. Лишь со второй половины 80-х годов эта проблема получает все большее освещение в научных публикациях.

Файлы: 1 файл

Реализация человеческих ценностей в экскурсололгии статья.docx

— 30.50 Кб (Скачать файл)

                                                        Крапивина Г. А. к. гос. упр., доцент

                                                        Пимонова Ю. В., магистрант

                                                        Донецкий институт рынка и 

                                                        социальной политики

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В                                    ЭКСКУРСОЛОГИИ

Актуальность темы. Глобальная историческая ситуация в наши дни все в большей степени подчеркивает значительность проблем, которые в той или иной форме являются общечеловеческими, затрагивают коренные интересы всего человечества. Совершенно естественно, что в этих условиях требуется критическая рефлексия, усилие разума по адекватной оценке ситуации, в том числе в экскурсологии. Именно в этом ключе можно рассматривать определенные попытки экскурсологии концентрировать внимание на экскурсионных проблемах человека, найти те ценности и нормы экскурсионной деятельности, которые бы способствовали преобразованию современного человечества во взаимосвязанный мир, в реально функционирующее сообщество народов, имеющих не только общие проблемы, но и общие возможности их совместного решения.

Степень разработанности  проблемы. Проблему человеческих ценностей в экскурсологии можно отнести к числу "вечных проблем" философии, этики, эстетики, других наук, она длительное время фактически не подвергалась анализу в научной литературе. Лишь со второй половины 80-х годов эта проблема получает все большее освещение в научных публикациях.  
            Вместе с тем, проблему человеческих ценностей в экскурсологии никоим образом нельзя считать исчерпанной в нашей литературе. Следует отметить неравномерность разработки всего круга вопросов, относящихся к человеческим ценностям в экскурсологии, а также ряд проблем, вообще недостаточно исследованных учеными-туризмологами. В частности, речь идет о выяснении содержания самого понятия "человеческое" в применении к проблеме ценностей в экскурсологии, о современных тенденциях развития человеческих ценностей в экскурсологии, а также о детерминированности представлений об этих ценностях и механизмах (способах, формах) складывания таких представлений. Менее разработанным аспектом проблемы являются новые моменты в характере связей между туристами и людьми, проживающими на пространстве посещения в современном обществе, сдвиги в структуре массового сознания в так называемом постиндустриальном обществе в контексте становления человеческих ценностей в экскурсологии. В частности, проблемы прав туристов мало разработаны в аспекте анализа его прав, именно как человеческой ценности в экскурсологии.

 Цель исследования: выяснить аспекты использования человеческих ценностей в экскурсологии.

Названная цель раскрывается в решении  следующих 3 задач:

- осветить конкретно-историчекий характер процесса формирования человеческих ценностей в экскурсологии; дать анализ его роли и места в современной цивилизации;

- выявить основные принципы  и условия раскрытия объективной детерминированности содержания человеческих ценностей в экскурсологии;

- выделить диалектику соотношения человеческого, классового, национального, индивидуального в содержании человеческих ценностей в экскурсологии;

- исследовать проблему прав человека как составную часть современных представлений об человеческих ценностях в экскурсологии.

Экскурсология безусловно содержит в  своей структуре ценностный раздел. Экскурсия является эффективным  средством реализации человеческих ценностей, в первую очередь таких как выбор, свобода, заинтересованность, желание, дружелюбие, самоидентификация и самореализация. Культура общения - один из главных ценностных критериев экскурсологии.

Собственными исключительно многогранными возможностями экскурсология способна решать целый ряд взаимосвязанных проблем высокого общественного звучания. Одна из них – реализация человеческих ценностей, классификация и типы человеческих ценностей, удовлетворяемых экскурсологией.

Впервые вопрос о ценностях был  поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали. [4]

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче. [4]

Проблема ценностей в предельно  широком значении неизбежно возникала  в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить  вопрос: «Что есть благо?». Это —  основной вопрос теории человеческих ценностей. 

В античной и средневековой философии  ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие  реальности, истинного бытия. Вся  традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче  отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. [3]

Аксиология в экскурсологии расщепляет понятие бытия на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений.

Главная задача аксиологии в экскурсологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия туриста и каково её отношение к реальности.

В подходе к аксиологической  проблеме экскурсологии можно выделить следующие типы теории человеческих ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга,    Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюиса. Общим для них являются утверждения о том, что источник ценностей — в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и вторичными качествами). [1]

Значительную роль в аксиологическом  психологизме в экскурсологии играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности», или «инструментальности». С другой стороны, интерпретация ценности в экскурсологии как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью. [3]

Таблица 1. Классификационные схемы  личностных и общественных ценностей в экскурсологии.

Основание классификации

Ценности

1

2

Ценность как объ-

ект направленно-

сти человека. [5]

 Духовные;

  Социальные;

  Материальные.

Сфера проявления

ценностей. [6]

 Духовные (образование, наука, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость);

  материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и

духовными ценностями).

Форма

существования

ценности. [7]

 Общественные идеалы;

  предметные ценности;

  личностные ценности.

«Блоки»

терминальных  и 

инструментальных 

ценностей

(в  оппозиции друг 

к другу). [8]

 Терминальные ценности:

  конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

  ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье,

любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);

  индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);

  активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в

себе, познание, жизненная мудрость);

  Терминальные ценности:

  этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) – ценности

профессиональной  самореализации (ответственность, эффективность  в делах, твёрдая воля, исполнительность);

  индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) –

альтруистические  ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

  ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твёрдая воля) – ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта

взглядов);

  интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) – ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность,

честность, чуткость).

Доминирующая

ценность,

определягощая

направленность 

личности 

(доминирующая 

ценность  в связи с 

типом личности). [9]

  Поиск истины (теоретический человек);

  полезные и практические ценности (экономический человек) ;

  стиль и гармония (эстетический человек);

  любовь (социальный человек);

  личная власть, влияние, известность (политический человек);

  поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек).

Мотивациоиная

тенденция,

определяемая 

ценностью. [10]

  Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) – ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция);

  ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) – ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм).

Функциональное

значение  цен-

ностей (ценности-

цели, ценности-

средства). [11]

  Терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться);

  инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации).

Место ценности в

жизнедеятельности

личности. [12]

  Ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные):

  ценности-цели;

  ценности-идеалы;

  ценности-желания;

  ценности должного (нормативные ценности);

  ценности существующие (наличные, актуальные).

Уровень

личностного бытия. [13] 

  Ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») – высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина; добро, красота, справедливость и др.);

  дефициентные ценности (Д – ценности, «регрессионные») – низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой либо фрустрированной потребности (мир,

покой, сон, зависимость, безопасность и т. д.)

Ценности как

смысловые

универсалии. [14] 

  Ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он даёт обществу;

  ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества;

  ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь:

  осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине;

  осмысленное отношение к смерти


 

Проблема человеческих ценностей в экскурсологии относитсят к вечным проблемам. Но автор особо подчеркивает, что в экскурсологии понимание (сущности) человеческих ценностей основывается на специфическом идейном и духовном фундаменте, а соответственно имеет свое специфическое обоснование.

Идеи всеобщего духовного единения, священности каждой человеческой жизни  и человечества как единой семьи, благосостояния всех членов общества представляют важную теоретическую  основу современной концепции человеческих ценностей в экскурсологии. Они интегрируют духовный потенциал человечества.

Анализ некоторых проблем объективной детерминированности самого содержания человеческих ценностей в экскурсологии показывает, что прослеживается влияние целого ряда новых моментов в жизни человеческого сообщества, возникших во второй половине ХIX века и вызвавших к жизни необходимость трансформации ранее действующих экскурсионных представлений. Это прежде всего наши представления о необратимости развития жизни и культуры  на планете, усиление влияния и значения невоенных факторов безопасности, здоровой окружающей среды, стабильного экономического развития, обеспечения прав человека, свободы информации и др. [2]

Человеческие ценности в экскурсологии - это мировоззренческие идеалы, нравственные установки, отражающие экскурсионный опыт всего человечества, способствующие становлению человечества, его саморазвитию, разрешению главных проблем современности, это такие ценности, которые открывают возможность диалога, усиливают моменты доверия и открытости.

Что касается прав человека, то они являются реальностью только в условиях свободы, автономии личности, ее созидательного самоопределения, чему способствует экскурсология. Свободный выбор и самоопределение человека - важнейшее условие его осознанного участия в развитии общих культурных оснований современной цивилизации, основополагающих ценностей, ориентиров.

Тем не менее реальность такова, что  на основе международных соглашений в сознании мировой общественности все больше формируется общее, интернациональное  понимание прав человека с общедемократическим, общечеловеческим содержанием. [3]

В целом вопросы прав человека становятся составной частью сотрудничества в экскурсологии и всеобъемлющей системы международной безопасности в туризме. Наиболее верным является путь от обеспечения свободы и жизни отдельного человека к обеспечению безопасности во всем мире.

        

 

         Литература:

  1. Феноменологическая аксиология М. Шелера, в сборнике: Проблема ценности в философии, М. — Л., 1966; Laird J., The idea of value, Camb., 1929;
  2. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
  3. Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
  4. Политико-правовые ценности: история и современность / Графский В. Г., Дождев Д. В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л. Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
  5. Бердяев Н. А., Лосский Н., Франк С. О природе ценности. 2008.
  6. Тугаринов В. П. Концепция ценностей и ценностная проблематика в отечественной социологии. - Санкт - Петербург, 1990. – 304с.
  7. Леонтьев Д. А. Ценности и ценностные представления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  8. Леонтьев Д. А. По ту сторону самоактуализации: теория мотивации и ценностей. – Москва, 1990. – 287с.
  9. Шпрангер Э. Формы жизни. – Германия, 1914.
  10. Шварц Ш., Билски У. Концепция и метод измерения ценностей, 1987.
  11. Рокич М. Природа человеческих ценностей, 1973.
  12. Момов В. Высшая ценность. – Минск, 1998. – 160с.
  13. Маслоу А. Мотивация и личность, 1954.
  14. Франкл В. Три категории ценностей. М., Прогресс. – Австрия, 1990, 233с.
  15. Фромм Э. Здоровое общество, 1955.

 

 

 

 

 

 

 

Подпись


Информация о работе Реализация человеческих ценностей в социальном туризме