Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:37, статья
Актуальность темы. Глобальная историческая ситуация в наши дни все в большей степени подчеркивает значительность проблем, которые в той или иной форме являются общечеловеческими, затрагивают коренные интересы всего человечества. Совершенно естественно, что в этих условиях требуется критическая рефлексия, усилие разума по адекватной оценке ситуации, в том числе в экскурсологии. Степень разработанности проблемы. Проблему человеческих ценностей в экскурсологии можно отнести к числу "вечных проблем" философии, этики, эстетики, других наук, она длительное время фактически не подвергалась анализу в научной литературе. Лишь со второй половины 80-х годов эта проблема получает все большее освещение в научных публикациях.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ В
Актуальность темы. Глобальная историческая ситуация в наши дни все в большей степени подчеркивает значительность проблем, которые в той или иной форме являются общечеловеческими, затрагивают коренные интересы всего человечества. Совершенно естественно, что в этих условиях требуется критическая рефлексия, усилие разума по адекватной оценке ситуации, в том числе в экскурсологии. Именно в этом ключе можно рассматривать определенные попытки экскурсологии концентрировать внимание на экскурсионных проблемах человека, найти те ценности и нормы экскурсионной деятельности, которые бы способствовали преобразованию современного человечества во взаимосвязанный мир, в реально функционирующее сообщество народов, имеющих не только общие проблемы, но и общие возможности их совместного решения.
Степень разработанности
проблемы. Проблему человеческих ценностей в
экскурсологии можно отнести к числу "вечных
проблем" философии, этики, эстетики,
других наук, она длительное время фактически
не подвергалась анализу в научной литературе.
Лишь со второй половины 80-х годов эта
проблема получает все большее освещение
в научных публикациях.
Вместе
с тем, проблему человеческих ценностей
в экскурсологии никоим образом нельзя
считать исчерпанной в нашей литературе.
Следует отметить неравномерность разработки
всего круга вопросов, относящихся к человеческим
ценностям в экскурсологии, а также ряд
проблем, вообще недостаточно исследованных
учеными-туризмологами. В частности, речь
идет о выяснении содержания самого понятия
"человеческое" в применении к проблеме
ценностей в экскурсологии, о современных
тенденциях развития человеческих ценностей
в экскурсологии, а также о детерминированности
представлений об этих ценностях и механизмах
(способах, формах) складывания таких представлений.
Менее разработанным аспектом проблемы
являются новые моменты в характере связей
между туристами и людьми, проживающими
на пространстве посещения в современном
обществе, сдвиги в структуре массового
сознания в так называемом постиндустриальном
обществе в контексте становления человеческих
ценностей в экскурсологии. В частности,
проблемы прав туристов мало разработаны
в аспекте анализа его прав, именно как
человеческой ценности в экскурсологии.
Цель исследования: выяснить аспекты использования человеческих ценностей в экскурсологии.
Названная цель раскрывается в решении следующих 3 задач:
- осветить конкретно-историчекий характер процесса формирования человеческих ценностей в экскурсологии; дать анализ его роли и места в современной цивилизации;
- выявить основные принципы и условия раскрытия объективной детерминированности содержания человеческих ценностей в экскурсологии;
- выделить диалектику соотношения человеческого, классового, национального, индивидуального в содержании человеческих ценностей в экскурсологии;
- исследовать проблему прав человека как составную часть современных представлений об человеческих ценностях в экскурсологии.
Экскурсология безусловно содержит в своей структуре ценностный раздел. Экскурсия является эффективным средством реализации человеческих ценностей, в первую очередь таких как выбор, свобода, заинтересованность, желание, дружелюбие, самоидентификация и самореализация. Культура общения - один из главных ценностных критериев экскурсологии.
Собственными исключительно
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали. [4]
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях
был непосредственно включён в структуру
вопроса о бытии: полнота бытия понималась
как абсолютная ценность для человека,
выражавшая одновременно этические и эстет
Проблема ценностей в
В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. [3]
Аксиология в экскурсологии расщепляет понятие бытия на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений.
Главная задача аксиологии в экскурсологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия туриста и каково её отношение к реальности.
В подходе к аксиологической проблеме экскурсологии можно выделить следующие типы теории человеческих ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.
К первому типу учений о ценности
относятся взгляды А. Мейнонга,
Значительную роль в аксиологическом психологизме в экскурсологии играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности», или «инструментальности». С другой стороны, интерпретация ценности в экскурсологии как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью. [3]
Таблица 1. Классификационные схемы личностных и общественных ценностей в экскурсологии.
Основание классификации |
Ценности | |
1 |
2 | |
Ценность как объ- ект направленно- сти человека. [5] |
Духовные; Социальные; Материальные. | |
Сфера проявления ценностей. [6] |
Духовные (образование, наука, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями). | |
Форма существования ценности. [7] |
Общественные идеалы; предметные ценности; личностные ценности. | |
«Блоки» терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу). [8] |
Терминальные ценности: конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество); ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь); индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других); активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость); Терминальные ценности: этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) – ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твёрдая воля, исполнительность); индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) – альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов); ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твёрдая воля) – ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов); интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) – ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость). | |
Доминирующая ценность, определягощая направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности). [9] |
Поиск истины (теоретический человек); полезные и практические ценности (экономический человек) ; стиль и гармония (эстетический человек); любовь (социальный человек); личная власть, влияние, известность (политический человек); поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек). | |
Мотивациоиная тенденция, определяемая ценностью. [10] |
Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) – ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция); ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) – ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм). | |
Функциональное значение цен- ностей (ценности- цели, ценности- средства). [11] |
Терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться); инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации). | |
Место ценности в жизнедеятельности личности. [12] |
Ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные): ценности-цели; ценности-идеалы; ценности-желания; ценности должного (нормативные ценности); ценности существующие (наличные, актуальные). | |
Уровень личностного бытия. [13] |
Ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») – высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина; добро, красота, справедливость и др.); дефициентные ценности (Д – ценности, «регрессионные») – низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т. д.) | |
Ценности как смысловые универсалии. [14] |
Ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он даёт обществу; ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества; ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь: осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; осмысленное отношение к смерти |
Проблема человеческих ценностей в экскурсологии относитсят к вечным проблемам. Но автор особо подчеркивает, что в экскурсологии понимание (сущности) человеческих ценностей основывается на специфическом идейном и духовном фундаменте, а соответственно имеет свое специфическое обоснование.
Идеи всеобщего духовного
Анализ некоторых проблем объективной детерминированности самого содержания человеческих ценностей в экскурсологии показывает, что прослеживается влияние целого ряда новых моментов в жизни человеческого сообщества, возникших во второй половине ХIX века и вызвавших к жизни необходимость трансформации ранее действующих экскурсионных представлений. Это прежде всего наши представления о необратимости развития жизни и культуры на планете, усиление влияния и значения невоенных факторов безопасности, здоровой окружающей среды, стабильного экономического развития, обеспечения прав человека, свободы информации и др. [2]
Человеческие ценности в экскурсологии - это мировоззренческие идеалы, нравственные установки, отражающие экскурсионный опыт всего человечества, способствующие становлению человечества, его саморазвитию, разрешению главных проблем современности, это такие ценности, которые открывают возможность диалога, усиливают моменты доверия и открытости.
Что касается прав человека, то они являются реальностью только в условиях свободы, автономии личности, ее созидательного самоопределения, чему способствует экскурсология. Свободный выбор и самоопределение человека - важнейшее условие его осознанного участия в развитии общих культурных оснований современной цивилизации, основополагающих ценностей, ориентиров.
Тем не менее реальность такова, что на основе международных соглашений в сознании мировой общественности все больше формируется общее, интернациональное понимание прав человека с общедемократическим, общечеловеческим содержанием. [3]
В целом вопросы прав человека становятся составной частью сотрудничества в экскурсологии и всеобъемлющей системы международной безопасности в туризме. Наиболее верным является путь от обеспечения свободы и жизни отдельного человека к обеспечению безопасности во всем мире.
Литература:
Подпись
Информация о работе Реализация человеческих ценностей в социальном туризме