Рекреационные ресурсы Горного Алтая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Работа над исследованием призвана расширить знания по теории и практике использования рекреации в восстановлении и развитии физических и психических сил каждого члена общества, всестороннего развития их духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.
Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся развития природных рекреационных ресурсов Республики Алтай.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5
Глава 1.ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Природные условия и природные ресурсы………………………7
1.2 Рекреационное использование лесов, горных территорий…11
Глава 2. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ
АЛТАЙ
2.1 Рельеф Республики Алтай……………………………………… 16
2.2 Климат Республики Алтай……………………………………….18
2.3 Гидрография Республики Алтай ..………………………………..21
2.4 Растительный и животный мир Республики Алтай …………...25
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ
СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
3.1 Природные рекреационные ресурсы Республики Алтай……..29
3.2 Республика Алтай – туристско-рекреационная зона…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….43

Файлы: 1 файл

рекреацион. ресурсы Горного Алтая Аня.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5

Глава 1.ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ  РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

1.1 Природные условия и природные ресурсы………………………7

1.2 Рекреационное  использование лесов, горных территорий…11

Глава 2. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ

АЛТАЙ

2.1 Рельеф Республики Алтай……………………………………… 16

2.2 Климат Республики Алтай……………………………………….18

2.3 Гидрография Республики Алтай ..………………………………..21

2.4 Растительный и животный мир Республики Алтай …………...25

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ

СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

3.1 Природные рекреационные ресурсы Республики Алтай……..29

3.2 Республика  Алтай – туристско-рекреационная зона…………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбранная тема привлекает к себе внимание, прежде всего тем, что рекреация самым непосредственным образом связана с проблемой свободного  времени, т.е. с той частью внерабочего времени, которая свободна от исполнения разного рода «непреложных» обязанностей. Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованными для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Актуальность работы. В конце XX в. в связи с загрязнением окружающей среды, повышенными психоэмоциональными нагрузками, высокой утомляемостью и гиподинамией рекреационные занятия человеку совершенно необходимы. Роль свободного времени в жизни общества постоянно увеличивается. Организация свободного времени населения и, прежде всего, его рекреационных функций — важная задача общества и государства.

В нашей стране своими исследованиями в этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Отметим деятельность наиболее выдающихся специалистов: И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, В.С. Преображенского, Т.В. и Д.В. Николаенко, Ю.А. Веденина, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова, В.Б. Нефедовой, Г.П. Долженко, В.М. Кривошеева, В.В. Храбовченко, Ю.Д. Дмитревского, А.В. Даринского, А.А. Романова, А.Ю. Александровой, Н.С. Фальковича, Е.В. Колотовой, Ю.С. Путрика, Т.А. Ирисовой, П.В. Большаника, А.М. Сазыкина, Е.А. Окладниковой, А.В. Дроздова, И.И. Пирожника и многих других.

Практически все природные  ресурсы обладают рекреационным  и туристским потенциалом, но степень  использования его различна и  зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

Условия для организации  отдыха и санаторно-курортного лечения  выступают в качестве первого  и ведущего фактора  полезности для  рекреационных целей. Сам процесс  перехода от условий рекреационной  деятельности к ресурсам связан с пространственно-временными характеристиками и экономическими возможностями освоения последних.

Эволюция этого процесса является сложным видом перехода от ресурсов к фондам, т.е. превращение  ресурсов в орудие  и средство труда в рекреационном хозяйстве  субъекта Российской Федерации или России, в предметы длительного, а иногда и постоянного, пользования. Многие фонды рекреационного хозяйства можно рассматривать одновременно и как ресурсы. Например, растительность и поверхностные  водоемы. Если потенциальные возможности их вовлечения в сферу  рекреационного хозяйства могут оставаться недостаточно реализованными, они продолжают оставаться  ресурсами. В рекреационной деятельности они используются в качестве средств труда и сохраняют первоначальную связь с природной средой.  С развитием общества все большая часть элементов природы из класса условий переходит в класс элементарных ресурсов (солнечная энергия, энергия ветра, энергия морских приливов).

Работа над исследованием  призвана расширить знания по теории и практике использования рекреации в восстановлении и развитии физических и психических сил каждого члена общества, всестороннего развития их духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся развития природных рекреационных ресурсов Республики Алтай.

 

 

1.ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

1.1 Природные условия и природные ресурсы

 

В соответствии с интересами и потребностями общества все  свойства природы условно делятся  на природные условия и природные  ресурсы.

Природные условия - объекты и силы природы, ее качественные характеристики, которые существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в производственной и непроизводственной деятельности человеческой популяции.

Природные ресурсы - объекты и силы природы, которые могут быть использованы  для удовлетворения потребностей  общества в форме непосредственного участия в различных видах деятельности. В совокупности эти два понятия объединяют природную среду жизнедеятельности человека [6; с. 432] .

В основе определения «рекреационные ресурсы»  лежат три признака: 1) уровень социальной потребности (необходимости) использования; 2) уровень технико-экономической возможности освоения; 3) уровень изученности (исследования).

К ресурсам рекреации относятся: природные  комплексы и их компоненты (рельеф, климат, растительность, водоемы), редкие природные объекты (водопады, карстовые пещеры, красивые ландшафты, экзотические для данной местности виды растений, месторождения полудрагоценных камней и пр.), культурные и исторические памятники, города и др. населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Суботрасли рекреационного хозяйства  связаны, как правило, со множеством природных и социально-культурных комплексов или объектов, выступающих  в качестве элементарных ресурсов. Обязателен элемент территориальной  целостности. Любое сочетание рекреационных ресурсов включает две группы элементарных рекреационных ресурсов. К первой группе относятся пространственные временные критерии, климатические, гидроминеральные, гидрографические (морские акватории, внутренние водоемы), орографические (горные районы, пересеченные местности), флористические (леса) и другие ресурсы. Ко второй группе относятся ресурсы, связанные с циклами функционирования рекреационного комплекса (энергетические, водные, территориальные), но не связанные непосредственно с рекреационной деятельностью [4; С.26].

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». Определение основных понятий, связанных  с явлением рекреации, оказывается  в высшей степени сложным. В научной  литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация это одновременно восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации [13; с.40].

В частности, В.А. Квартальнов приводит следующие определения данного понятия.

Рекреация — это:

– расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека   

– любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил   

– наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд    

– перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды    

– цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями [9; с.28].

Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все  виды деятельности, не связанные с  переменой места жительства; туризм же — это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, оздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.

Основная ее задача — восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций  рекреации, их можно было бы разделить  на 3 основные группы.

Медико-биологическая  функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм — один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

Социально-культурная функция — это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности — это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

Экономическая функция — простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

Рекреация выполняет  также и другие экономические  функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, т.е. увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты [13; с.45].

Важно также определить общие тенденции развития рекреации  в современный период. Данные направления развития, несомненно, будут определять соотношение всех определенных выше функций рекреации. С наибольшей условностью и поправкой на авторское восприятие можно выделить следующие тенденции: приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса;  формирование систем кратковременного отдыха горожан;   организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе;  создание новых форм и видов отдыха;  сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, т.е. стремление к круглогодичному действию

Разнообразные занятия  людей в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью. Для рекреационной деятельности характерны сезонные колебания: летом - морские пляжи, зимой - районы лыжного и горно-лыжного спорта, суббота-воскресенье - пригородные лесопарки и т.д.

Рекреационная деятельность основана на использовании рекреационная ресурсов, т.е. природных объектов и объектов, созданных в результате человеческой деятельности, которые при современном уровне производительных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества в рекреации и организации отрасли народного хозяйства, специализирующегося на рекреационном обслуживании населения [18; с. 194].

К социальным рекреационным  ресурсам относятся: здания и инженерные сооружения (профилактории, пансионаты, дома отдыха, спортивно-оздоровительные лагеря, детские дачи яслей и садов), а также санатории и курортные лечебницы, сооружения спортивного и культурного назначения (спортивно – оздоровительные комплексы, стадионы, театры, клубы, музеи). Среди рекреационных ресурсов различают - курортные, оздоровительные, спортивные, экскурсионно-туристские и их разнообразные сочетания.

1.2 Рекреационное использование лесов, горных территорий

Рекреационные леса — леса, входящие в государственный лесной фонд (практически  все леса первой группы) и предназначенные для массового отдыха и лечения.

К ним относятся: зеленые  зоны вокруг городов, природные парки, леса в курортных и лечебно-оздоровительных  зонах и др. Леса представляют собой  мощный лечебный фактор, так как  выделяют в атмосферу фитонциды, терпеноиды (биологически активные вещества), которые не только полезны для здоровья человека, но еще и снижают в воздухе концентрацию вредных веществ (диоксида серы, оксидов углерода и азота) [4; С. 423].

Информация о работе Рекреационные ресурсы Горного Алтая