Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:33, доклад
Природные ресурсы Тверской области, имеющие значение для развития религиозного туризма. Памятники культовой архитектуры и святые места Тверской области. Монастырские комплексы (Нилово-Столобенская пустынь, Борисо-Глебский монастырь, Свято-Успенский монастырь, Христорождественский женский монастырь, Свято-Екатерининский женский монастырь и др.). Традиции, обычаи, обряды, имеющие религиозное значение. Религиозные праздники. Экспонаты религиозного значения в музеях Тверской области.
Виды и тенденции: 2. Понятие и разновидности религиозного туризма. Религиозный туризм в христианстве, исламе и буддизме. Ресурсы религиозного туризма Тверской области
Природные ресурсы Тверской области, имеющие значение для развития религиозного туризма. Памятники культовой архитектуры и святые места Тверской области. Монастырские комплексы (Нилово-Столобенская пустынь, Борисо-Глебский монастырь, Свято-Успенский монастырь, Христорождественский женский монастырь, Свято-Екатерининский женский монастырь и др.). Традиции, обычаи, обряды, имеющие религиозное значение. Религиозные праздники. Экспонаты религиозного значения в музеях Тверской области.
Религиозный туризм – древнейший вид туризма с глубоким историческим значением. Верующие путешествуют для поклонения святыням, посещения религиозных центров и культовых сооружений.
В тверских храмах и церквях верующие просят исцеления и прощения у таких чудотворных икон, как: образ Божьей Матери «Тучная гора» и икона Николая Чудотворца (находящиеся в Соборе Вознесения Господня), старинная икона «Всех скорбящих радости» (храм на ул. Володарского), «Державная» икона (Христорождественский монастырь) и другие.
Самая древняя из уцелевших церквей в г. Твери – Троицкая церковь, более известная как Белая Троица. Церковь по праву является замечательным образцом тверского зодчества концаXVIв., где сохранилось немало памятников старины: иконостас XVIII – нач. XIXвв., богослужебные предметы, древние иконы.
Привлекает внимание паломников и туристов и собор Вознесения Господня, расположенный в самом центре города. В настоящее время храм, перестроенный по проекту знаменитого архитектора И.Ф. Львова, является памятником культового зодчества в стиле позднего классицизма и главным собором города.
Церковь Вознесения Христова (Трех исповедников). Храм, сочетающий в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. Интересно, что южный предел церкви, выполненный в стиле ампир – одно из немногих произведений Карла Росси тверского периода в области культовой архитектуры.
В области множество действующих монастырей, храмов и часовен.
Монастырские комплексы:
- Нилово-Столобенская пустынь. Православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. Основатель - преподобный Нил Столобенский.
- Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Основатель - Ефрем Новоторжский.
- Старицкий Свя́то-Успе́нский монастырь —православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волга выше устья реки Верхней Старицы. Основатель - иноки Трифон и Никандр Киево-Печерской лавры. Монастырь был основан в первой половине XVI века.
- Христорождественский монастырь — Еще одним проектом Карла Росси в г. Твери был огромный пятиглавый Христорождественский собор – один из крупнейших в Тверской области. Собор входит в комплекс сооружений женского Христорождественского монастыря, основанного еще в начале XVв. Расположенный на живописном высоком берегу р. Тьмаки, монастырь поражает туристов своей красотой и величием.
- Свято-Екатерининский монастырь - православный женский монастырь, расположенный в Твери в микрорайоне Затверечье на левом берегу реки Волги, недалеко от места впадения Тверцы в Волгу. В монастыре проживает 25 человек, действует воскресная школа и православные богословские курсы, на которых обучаются до 100 человек.
Традиции, обычаи, обряды, имеющие религиозное значение
- обряд «крещения и похорон Кукушечки». После обряда «крещение Кукушечки», следовало застолье с непременной яичницей. Закончив трапезу, Кукушечку хоронили в землю, где в укромном месте она сохранялась в тайне, чтоб не замечено было. Кукушечку провожали с песнями.
Традиционный обряд «похороны кукушки», наиболее красочный, он наполнен сопричастностью к неким таинствам. Девушки готовились к обряду загодя и совершали его скрытно от посторонних глаз.
Религиозные праздники
- Благовещение. Праздник пресвятой Богородицы;
- православный праздник Троица. Троицкий праздник сопровождается не только народными гуляниями, хороводами, плетением венков и песнями вокруг березы, а также обрядом «крещения и похорон Кукушечки», которая в народных поверьях была волшебной птицей и обладала неким таинством.
В Тверской губернии на Духов день, в первый понедельник после Троицы, отыскивали в роще две плакучие березки, надевали на них венки из цветов, склоняли березки друг к дружке. И сплетали их ветви в венок разноцветными лентами и расшитыми полотенцами. На березовый венок водружали сделанную еще на день Николы Весеннего (22 мая), Кукушечку из травы.
- Вербное воскресенье. Шестая неделя Великого поста называется в народе Вербной. В субботу и воскресенье в церкви проводятся праздничные службы, и разрешается послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, каши, пекли пышки.
В некоторых деревнях шумно и весело праздновала молодежь. За три – четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный пирог, кашу, пекли гречневые блины.
Вербные сережки повсеместно считались необыкновенно целебными. Их запекали в специальные пышки, которые ели сами, что бы быть здоровыми. И давали скотине.
В вербное воскресенье варили и ели «вербную кашу» с вербными сережками (почками).
- день Петра и Павла (12 июля). В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, обозначающий кульминационный момент полного расцвета природных сил, и осмысляется как его завершающий этап. Этот день включает ряд поверий и ритуальных действий, характерных для Ивана Купалы. Например, купание в реках очищало от «любодейных» грехов. Особую силу имела вода, взятая из трех источников, ее использовали для питья и ритуального омовения. В ночь на Петров день следовало ожидать и разгула нечистой силы, активизации колдунов и ведьм.
В Тверской губернии в Петров день «заклинали ведьм»: Девушки взбирались на крыши бань, строений, осмыслявшихся в традиционной культуре как места, служившие убежищем нечестии, усаживались там и пели.
- Православная Пасха.
Экспонаты религиозного значения в музеях Тверской области
Музеи Твери и Тверской области, как бы вобравшие в себя всю историю человечества, имеют богатую историю.
- Музей А. С. Пушкина в Торжке – В экспозиции — «Иверский монастырь под Валдаем» (гравюра Л. Степанова, 1824);
- Тверская областная картинная галерея - древняя тверская живопись, недавно заново открытая исследователями, находится в процессе интенсивного изучения. В галерее она представлена интереснейшими произведениями, в том числе уникальными тверскими фресками.
Одним из оригинальных памятников тверского зодчества является церковь Рождества Богородицы в Вертязином городке (ныне с. Городня Конаковского района), интерьеры которой были расписаны еще в XV столетии. Фрагмент фрески «Никола», находившийся в подклете церкви, дает представление о своеобразии тверской стенописи, обнаруживающей в данном случае связь с искусством Владимиро-Суздальской Руси. Образ Николы, отличающийся изысканностью и пропорциональностью черт типично русского лица, воплощает тип строгого, но доброго наставника, очень характерный для духовной жизни Твери этого периода.
На живопись Древней Руси заметное влияние оказывало искусство Византии и Балкан. Образность и выразительность византийской живописи наиболее полно была осмыслена в Твери, где бытовали греческие памятники и сформировалось особое «про греческое» направление в живописи. К памятникам подобного рода относится выдающаяся по своим художественным качествам икона «Спас поясной» XV в. Отличают ее редкая выразительность образа, точность уверенных линий, классическая соразмерность форм. Колорит несколько приглушенных тонов, решение фона плотной охрой, двухцветный нимб, особая рельефность изображения — все это черты, характерные для греческого искусства. В XVI в., в связи с централизацией Руси, в искусстве все ярче проявляется всеобщее начало. Но, приобщаясь к ведущему, московскому направлению, мастера ориентировались и на местные традиции, что и определило своеобразие их творчества. К древним тверским традициям восходит живопись икон деисусного чина XVI в. Среди них выделяются исполненные одним мастером иконы «Спас в силах» и «Богоматерь», в образе которой воспеты нежность и просветленная грусть.
В конце XVI в. была создана интереснейшая икона собрания «Походная церковь» (местное название «Небесная сень»), происходящая из церкви Белая Троица в Твери. Четырехрядная сложная композиция иконы повторяет живописную композицию церковной алтарной преграды — иконостаса. Специфика приемов древнерусской живописи:
- внимание к решению силуэта,
- к линии,
- декоративному цветовому пятну.
Позволила художнику, несмотря на изображение множества сюжетов, создать удивительно цельное, красочное произведение. Есть основания предположить, что тематически оно связано с древним иконостасом церкви.
В XVII в., с превращением России в многонациональное абсолютистское государство, происходят важнейшие изменения во всех сферах общественной жизни. Для искусства этого периода характерен интерес к реальности, тяготение к светскости. Теоретиком и практиком нового, обращенного к реальной жизни направления в искусстве был выдающийся мастер Московской Оружейной палаты Симон Ушаков (1626—1686). В 1677 г., в период расцвета творчества, он вместе со своим учеником Григорием Зиновьевым написал икону «Моисей Угрин, князь Владимир и Аркадий Новоторжский». Новые искания выразились в объемной, светотеневой моделировке ликов, в передаче близкой к реальности формы глаз. Традиционная композиция отмечена чертами времени: здесь типичный для столетия богатый травный узор одежды князя Владимира, решение фона с переходом цветов от холодного зеленоватого к розовому.
- Старицкий краеведческий
музей. Уникальное
- Всероссийский историко-
- Калязинский краеведческий музей. Музей открылся в 1920 году. Первые предметы для коллекции взяты из Троицкого мужского монастыря. Экспозиция содержит живопись и иконопись 18 – 20 веков.
Информация о работе Ресурсы религиозного туризма Тверской области