Риски туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:16, доклад

Описание работы

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по ее поддержке, продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристский комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

Файлы: 1 файл

риски!!!.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных  видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей  стране, несмотря на провозглашаемые  приоритеты государственной политики по ее поддержке, продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристский комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

Туристские риски: теоретический аспект

Всю совокупность туристских рисков можно разделить на две  группы: возможные для туристов при  планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски) и риски, обусловленные деятельностью туристических  предприятий при формировании, реализации туров и оказании услуг. Первая группа рисков включает факторы, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Во вторую группу входит большое число видов рисков, присущих деятельности предприятий туристского комплекса, которые возникают вследствие сложности и разнообразия финансово-хозяйственных связей туристской индустрии с другими отраслями.

Следует отметить группу факторов, действующих в туристическом комплексе независимо от экономической ситуации и желания субъектов экономики. Речь идет о природно-естественных факторах риска, которые связаны с проявлением стихийных сил природы (землетрясения, наводнения, ураганы и т. д.) и опасностью потерь по причинам неэкономического характера (техногенные аварии, кражи и т. д.). В эту группу следует включать и экологические факторы рисков в результате загрязнения окружающей среды. Само по себе определение туризма как активного отдыха предполагает возможность рисков природного и техногенного характера. С юридической точки зрения природные факторы риска являются форс-мажорными обстоятельствами. Они часто упоминаются в туристическом договоре как не зависящие от воли и желания туроператора обстоятельства, и поэтому туроператор не несет ответственности при их возникновении.

Классификация рисков в туристском бизнесе

Неотъемлемой чертой любого предпринимательства, в том числе и туристского  бизнеса, являются риски, которые различаются  причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но их объединяет одно – негативные последствия, которые наступают после их возникновения. 
           Туристский бизнес является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных лишь для этого вида деятельности. 
Риски можно классифицировать следующим образом: 
1. Вид риска, как утрата имущества во время отсутствия.

2.угроза здоровью во время путешествия и после него.

3. Кража – риск финансовых убытков.

4.  Риск недостаточного предоставления услуг.

Можно классифицировать «туристские» риски следующим образом. 
По характеру наступивших последствий: 
- очень тяжелые (смерть во время поездки, тяжелые увечья); 
- тяжелые (значительные материальные потери, различного рода заболевания, дающие осложнения); 
- средней тяжести (материальные потери, кратковременные заболевания); 
- незначительные (несущественные финансовые потери, легкие недомогания, неприятные впечатления, не влекущие за собой психологических нагрузок). 
По продолжительности действия наступивших последствий: 
- долгосрочные (длительное лечение, восстановление украденных документов); 
- краткосрочные (неприятные ситуации, воспоминания о которых длятся незначительное время). 
Таким образом, существуют те виды рисков, которым могут быть подвержены туристы во время путешествия и после него. И если туристы рискуют попасть в различного рода ситуации, то турфирмы, предприятия питания, размещения и развлечения склонны к различным видам рисков.

Внутренние  риски турфирм

Форма бизнеса (франшиза или начинать все с нуля),Сезонность

Еще до открытия агентства необходимо заложить в бизнес-план фактор сезонности бизнеса, от которой фатально страдает немало начинающих предпринимателей. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость.

Расположение офиса, Персонал

Согласно статистике, принятие решения  потребителем о покупке путевки  на 40-50% может зависеть от влияния  менеджера турагентства. Им непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми.

Внешние риски

Отношения с туроператорами

Поскольку турагентства выполняют  роль продавца туроператорского продукта, их репутация и устойчивость на рынке в большинстве своем зависит от качества этого самого продукта. В случае, если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.

Непредвиденные обстоятельства

Войны, теракты и катаклизмы являются наименее прогнозируемым риском в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать как саму проблему, так  и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства. Чем быстрее журналисты забывают о случившемся, тем быстрее бизнес снова входит в свое русло.

Статья 6. Права туриста

    При  подготовке к путешествию, во время его совершения турист имеет право на:

    обеспечение  личной безопасности,  своих потребительских  прав и сохранности    своего   имущества,   беспрепятственное   получение неотложной медицинской помощи;

    возмещение  убытков  и  компенсацию   морального  вреда в случае невыполнения условий   договора   розничной   купли   -    продажи туристского   продукта   туроператором  или турагентом в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации;

    беспрепятственный  доступ к средствам связи.

Статья 7. Обязанности  туриста

    Во  время   совершения  путешествия турист обязан:

    соблюдать  законодательство     страны    (места)    временного пребывания,  уважать ее социальное устройство,  обычаи,  традиции, религиозные верования;

    сохранять  окружающую природную  среду,  бережно  относиться  к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

    соблюдать  во время путешествия правила  личной безопасности.

Меры по обеспечению безопасности

Информация, необходимая туристам в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно  до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Предоставление необходимой информации может иметь несколько вариантов. Законодательными документами установлено обязательное методическое обеспечение тура, в которое включается информационный листок к путевке туристского путешествия и памятка для туристов.

Информационный листок к путевке  содержит разделы обязательной и  дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке.

Каждому туристу, выезжающему в  страны, неблагополучные ввиду наличия  так опасных инфекций, необходимо выдать индивидуальные памятки, заверенные подписью туроператора и печатью фирмы. Наличие таких памяток у туристов в обязательном порядке проверяется при таможенном досмотре в некоторых аэропортах.

Вредные факторы или факторы  риска в туризме предполагают наличие мер, направленных на исключение данного фактора риска или снижение его воздействия на человека. Такие факторы риска, как травмоопасность, воздействие окружающей среды, биологические, химические и психофизические факторы риска, опасные излучения, повышенная запыленность и загазованность и ряд специфических факторов риска в туризме (возможность возникновения природных и техногенных катастроф в месте отдыха, состояние туристских объектов) требуют обязательного информирования туристов, путешествующих в данном регионе, так как во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет туристское предприятие при заключении договора. Отсутствие необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках относится к факторам риска в туризме.

В целях предупреждения вредных воздействий данного фактора риска туристское предприятие должно своевременно информировать туристов о реальных и прогнозируемых климатических условиях на маршруте.

Статья 14. Обеспечение безопасности туристов

    Под безопасностью   туризма  понимаются   личная   безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

    Федеральный орган   исполнительной   власти  в   сфере  туризма информирует  туроператоров,  турагентов  и  туристов   об   угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

    Средства массовой  информации предоставляют  федеральному  органу   исполнительной власти  в  сфере  туризма  возможность  публиковать  информацию об угрозе безопасности туристов.

    Туроператоры и   турагенты   обязаны   предоставить   туристам исчерпывающие сведения об особенностях  путешествий,  а  также  об опасностях,  с  которыми  они  могут  встретиться  при  совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

    Туроператоры и турагенты  обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во  время  путешествия.

    Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну временного   пребывания,   в   которой   они  могут  подвергнуться повышенному  риску  инфекционных  заболеваний,  обязаны  проходить профилактику   в   соответствии   с   международными  медицинскими требованиями.

Статья 17. Страхование при осуществлении  туристской деятельности

    Страховым полисом   должны предусматриваться оплата  медицинской помощи  туристам  и  возмещение  их   расходов   при   наступлении страхового  случая  непосредственно  в  стране  (месте) временного пребывания.

    Турист вправе требовать  от туроператора или турагента  оказании ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

    Каждая из сторон вправе  потребовать изменения или   расторжении договора  в  связи  с существенными изменениями обстоятельств,  из которых стороны исходили при заключении договора.

    К существенным изменениям  обстоятельств относятся:

    ухудшение условий   путешествия,  изменение  сроков  совершени

путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых  или  повышение  действующих ставок  налогов и сборов.

    Туроператор или   турагент   не   несет   ответственности   за неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  своих обязательств по договору,  если  докажет,  что  надлежащее  исполнение   оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

    Возмещение убытков при  расторжении договора  осуществляется  в соответствии  с  фактическими  затратами  сторон. 

 

Использованная литература

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Глава 25, статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства, 2012.
  2. Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 2005.
  3. Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» 2007. № 12.
  4. Журнал «Турбизнес» 2002. № 12.
  5. А.С. Шапкин Теория риска и моделирование рисковых ситуаций



Информация о работе Риски туризма