Роль и развитие туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития международного туризма, и роли России на международном рынке туристических услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….....................................3

ГЛАВА 1. РЫНОК ТУРИЗМА…………………………………………………..4

1.1.Структура международного рынка туристических услуг………………….4

ГЛАВА 2. РОЛЬ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ……………………………………..7

2.1. Российский туризм…………………………………………………………...7

2.2. Факторы, способствующие развитию туризма в России…………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18

Файлы: 1 файл

мэо туризм.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Это проект, по мнению его разработчиков, поможет решить сразу ряд проблем. С одной стороны, государство помогает россиянам «вернуть» себе отдых, о котором многие из-за кризиса перестали и мечтать. Тем самым, можно будет простимулировать рост внутреннего туризма. С другой стороны, такая помощь населению самому государству фактически ничего не будет стоить, так как выделять средства из федерального или регионального бюджетов для этого «доброго дела» не потребуется. Плюс такой подход к отдыху по России потребует от туриндустрии правильного и прозрачного оформления поездки.

Эксперты соглашаются, что предложение ассоциации могло бы косвенно способствовать стимулированию спроса на внутренний туризм. Однако это не снимет основные проблемы российских курортов - высокие цены, которые даже после девальвации будут выше, чем в Египте и Турции, низкий уровень сервиса и недостаточно развитую инфраструктуру.
              И в этом году рынок выездного туризма также ждет падение на 20-25%. Что же касается отдыха внутри России, то его объем практически никак не пострадал от кризиса. Напротив, руководство Ростуризма ожидает в этом году увеличения числа путешествующих по России на 4-5%, в частности за счет тех туристов, для которых поездки за границу станут недоступны. 

 

2.3.Факторы, способствующие развитию туризма в России.

  

Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.

     Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа.  Для проведения эффективного маркетинга необходимо иметь четкую постановку цели, знание рынка и продуктов туризма.

      Государство также может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

     В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма.

     Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а, следовательно, и доходы

     Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других.

     Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др. Для этого правительство либо гарантирует предоставление займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли. Следует заметить, что инвестирование туризма - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики.

     Почти повсеместно правительства активно внедряются в экономику стран для поддержания частного сектора. Однако исследования последствий государственного вмешательства в разных странах показывают, что в странах со слабой рыночной экономикой такое вмешательство скорее искажает рынок, чем корректирует.

Сдерживающими факторами для въезда интуристов и развития внутреннего туризма РФ являются:

•  значительный износ существующей материальной базы;

•  недостаточное развитие инфраструктуры;

•  дефицит квалифицированных профессиональных кадров.

Нужно учесть, что туризм может оказывать существенное влияние на развитие регионов. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли, а оно влечет появление новых мест в сопутствующих отраслях.

Кризис необходимо использовать для переориентации потоков с выездного на внутренний туризм. В настоящее время наблюдается рост интереса к целому ряду российских территорий.

Наряду с решением вопросов системного характера, перед государством встают задачи эффективного антикризисного регулирования отрасли. А для этого необходимо принять ряд дополнительных мер, среди них:

•  формирование и продвижение новых региональных турпродуктов;

•  развитие программ социального туризма для малообеспеченных слоев населения;

•  разработка турпрограмм для молодежи, включая развитие детско-юношеских и молодежных лагерей отдыха, спортивных лагерей;

•  активное продвижение региональных турпродуктов в СМИ и с использованием современных мультимедийных технологий.

Важной задачей является определение и развитие наиболее перспективных видов туризма для каждого конкретного региона.

Так для ряда субъектов РФ актуально развитие культурно-познавательного туризма.

Популярным для россиян остаётся пляжный отдых, организация которого требует серьёзного повышения качества услуг, оборудования пляжных территорий, обеспечения комфорта и безопасности. Здесь большой потенциал для развития в южных регионах.

Необходимо активнее развивать ставшие популярными круизный и спортивный туризм, а также разрабатывать новые, такие как экстремальный и экологический виды туризма.

Максимально учитывая специфику территорий, указанные виды туризма способствуют созданию новых рабочих мест, развитию смежных отраслей экономики (таких как: транспорт, связь, торговля, народные промыслы), обеспечивают рост поступлений в региональные бюджеты.

Практически любой регион России обладает ресурсами, которые могут быть использованы в туристских целях, однако, потенциал в каждом регионе индивидуален.

Важным аспектом формирования положительного образа России является совершенствование визовой политики. Следует продолжить работу по облегчению визового режима для интуристов, прибывающих в Россию из безопасных в миграционном плане стран.

Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов коммуникациями, установление благоприятного экономического режима - это важные факторы для привлечения инвестиций в туризм.

Особого внимания требует решение вопроса обеспечения безопасности российских туристов за рубежом, для чего необходимо внести ряд изменений в межправительственные соглашения, подготовить планы совместных действий и открыть представительства Ростуризма за рубежом.

Необходимо приступить к формированию системы отраслевых показателей, созданию национальной системы статистического учета в отрасли, которые позволят государству, инвесторам, субъектам бизнеса принимать обоснованные решения по вопросам эффективности деятельности и прогнозированию развития секторов туристской индустрии.

Саморегулируемые организации должны сыграть важную роль в формировании цивилизованного рынка туристских услуг, направив усилия на повышение качества услуг, создание конкурентной среды, формирование механизмов защиты прав, как туркомпаний, так и их клиентов.

Министерство поддерживает инициативу по объединению туристских компаний в профессиональные саморегулируемые организации и готово активно взаимодействовать с ними, а также с профсоюзными и общественными объединениями, развивая и углубляя государственно-частное «честное» партнёрство.

Эффективное решение вышеперечисленных задач позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

Таким образом, туриндустрия России еще далека от совершенства и находится в стадии развития. Она станет более цивилизованной и приближенной к проверенным западной практикой образцам, когда ассоциации и объединения туроператоров и турагентов будут думать не только о собственной выгоде и честной политике взаимодействия друг с другом, но и о защите прав потребителя и качестве предоставляемых ему услуг. У России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная поддержка государства.

Международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма должны гарантировать будущее развитие индустрии. Туризм в новом тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие, 2003.

2. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 251 с.  

3. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской  и турагентской деятельности: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008- 288с.

5. Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 399 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 



Информация о работе Роль и развитие туризма в России